Квест "Повторение по теме "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Светова Елена Николаевна

Данный материал позволит учителю интересно  провести повторение по теме "Местоимение" в 6 классе по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie_po_teme_mestoimenie.docx35.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 156. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ  «МЕСТОИМЕНИЕ»

Педагогические задачи: создать условия для систематизации и обобщения знаний обучающихся по теме «Местоимение»; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Результаты изучения темы: 

Предметные: понимают роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей; адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений; владеют разными видами чтения художественного текста, приемами работы с книгой; проявляют способность свободно, правильно излагать мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать свое отношение к прочитанному; соблюдают основные нормы современного русского литературного языка, при письме – основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; осознают эстетическую функцию родного языка.

Личностные: осознают ценностно-смысловые установки; понимают, что через знания можно понять творческую мастерскую поэта и писателя.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- осознание познавательной задачи;

- осуществление операций анализа, синтеза, классификации;

- умение делать выводы, обобщения.

Коммуникативные УУД:

- умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе;

-способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы;

- осуществление совместной деятельности в  рабочих группах.

Личностные УУД:

- пробудить желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся;

- осознание себя как индивидуальности одновременно члена общества;

- способность к адекватной самооценке своих поступков, действий.

Регулятивные:

- умение принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Ход урока.

  1. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.

- Здравствуйте, ребята! Я предлагаю вам поучаствовать в квесте. Что такое квест? СЛАЙД 1.

- Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие. Любое путешествие – это волнение. А когда мы волнуемся, то, бывает, перестаем владеть собой.

Зачитайте предложения: СЛАЙД 2 Возьми себя в руки. Держи себя в руках. Ты не владеешь собой. Прочитайте предложения в том порядке, который показывает последовательность действий

СЛАЙД 3  Ты не владеешь собой. Возьми себя в руки. Держи себя в руках.

- Распределите слова в этих предложениях по частям речи (устно, каждый ученик). Определите, слова какой части речи есть в каждом предложении, а в одном их даже два. Сформулируйте тему нашего урока.

- Мы закончили изучение части речи местоимение, сегодня на уроке мы отправимся с вами в путешествие по городу Местоимение СЛАЙД 4

Запись даты, темы урока. Напомнить учащимся об осанке, почерке.

- Но гулять по этому городу совсем не хочется бесцельно, давайте с вами определим, чего мы хотим достичь на этом уроке.

2) Постановка цели и задач урока.

СЛАЙД 5 1) Систематизировать….

2) совершенствовать умение отличать… и правильно …(варианты ответов)

СЛАЙД 6 (Систематизировать полученные знания о местоимении, совершенствовать умение отличать местоимения от других частей речи и правильно их писать и употреблять).

- Раз это путешествие, я предполагаю, что мы встретимся с грамматическими препятствиями и научимся с ними справляться как в городе «Местоимение», так и в жизни.

3) Обобщение и систематизация знаний.

СЛАЙД 7 1 остановка «Городские ворота».

- Естественно, чтобы преодолеть границу, вы должны предоставить паспорт.

СЛАЙД 8

«Паспорт» местоимения

1.

Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на …, …,  и …, но не …..

2.

Какие местоимения при склонении изменяют основу?

(Личные)

3.

Какой разряд местоимений пишется с дефисом?

(Неопределённые)

4.

Какие местоимения не имеют именительного падежа?

(возвратное – СЕБЯ, отрицательное – НЕКОГО, НЕЧЕГО)

5.

Как образуются отрицательные местоимения?

(От вопросительных при помощи приставок НЕ- и НИ-).

СЛАЙД 9 – ответы и самооценка: 5 – «5», 4 – «4», 3 – «3».

СЛАЙД 10 2 остановка «Центральная площадь»

- Здесь  собралось  большое  количество  народа, чтобы  пройти  к замку,  вам  необходимо развести  жителей  по домам. Вы  знаете, что  местоимения  бывают  разных  разрядов. Вам нужно  определить  разряды  местоимений  в данной таблице. СЛАЙД 11

СЛАЙД 12 Я, мы, вас, нам…

 

Личные

Себя

 

Возвратное

Кто? Что? Какой?..

 

Вопросительные

Кто, что, какой…

 

Относительные

Некто, какой-нибудь

 

Неопределенные

Никто, нечего

 

Отрицательные

Тот, этот, те, столько

 

Указательные

Наш, ваш, мой, твой

 

Притяжательные

Весь, всякий, иной

 

Определительные

9 – «5»,

7 - 8 – «4»,
5 - 6 – «3».

СЛАЙД 13 3 остановка «Крепостной ров»

- Вот  и  подошли  к  замку. Но он  со всех сторон  окружен  рвом  с водой. Мост  через  ров  частично  разобран. Вы  должны  доложить  недостающие  бревна (доскажи пословицу).

СЛАЙД 14 Скажи…, кто… друг, и я  скажу… ты.

На… мудреца  довольно простоты.

… много  читает, …  много  знает.

Не… золото, что  блестит

СЛАЙД 15 7- «5»,  6 – «4», 4-5 - «3».

СЛАЙД 16 4 остановка «Стражник»  (Физминутка)

Мост мы преодолели, теперь на территорию замка нас должен пропустить стражник. Проверим, как вы усвоили правописание неопределённых и отрицательных местоимений.

  1. Ничего не слышать  хлопаем
  2. каких-нибудь претензий  руки вверх
  3. ни с чьей стороны приседаем
  4. не с чем сравнивать  приседаем
  5. чей-то голос руки вверх
  6. в некоторых делах хлопаем
  7. несколько лет хлопаем
  8. кое-кто призадумался  руки вверх
  9. ни за что на свете приседаем
  10. никто не позаботился  хлопаем

Слитно – хлопаем;
раздельно – приседаем;
через дефис – руки вверх.

СЛАЙД 17  5  остановка «Уличные музыканты»

На территории замка нам повстречались весёлые и шумные, неугомонные уличные музыканты. Прослушайте песенку Винни Пуха (аудиозапись) и выпишите все услышанные местоимения, определив их разряд.

СЛАЙД 18  Я – личное, моей – притяж., он – лич., это – указ.

8 - «5»,  6 -7 – «4», 4- 5 – «3».

СЛАЙД 19 6 остановка «Таверна «Ошибочка» (грамматические ошибки). Мы так много всего увидели и преодолели, что даже проголодались. Давайте заглянем в таверну «Ошибочка».

СЛАЙД 20  Найдите ошибки в употреблении местоимений, записать исправленные варианты предложений.

Чего ты делаешь?

Кто-то из женщин вошла сюда.

Чего-нибудь придумаем.

Я принёс вам чего-то.

Я хочу сказать вам кой-чего.

Сколько время?

Молодёжь на привале шутила. Они не чувствовали усталости.

Соседей нет дома. В ихней квартире окна тёмные.

Гусь среди их был самый старый и степенный.

Он хвастун: всё время хвалит самого его.                          

СЛАЙД 21 9-10 – «5», 7-8 – «4», 5-6 – «3».

СЛАЙД  22 7 остановка  «Замок «Да- нет». Ну вот и сам замок. Прочитайте утверждения, если согласны, пишите «да»,, если не согласны – «нет».

СЛАЙД 23 1. Личное местоимение 3-го лица указывает на того, о ком говорят?

2. Весь, всякий, самый –это относительные местоимения?

3. Местоимение обозначает предмет, признак, количество.

4. Возвратное местоимение указывает на то, что действие направлено на само действующее лицо.

5. Относительные местоимения не содержат вопроса, а выражают отношения между частями сложноподчинённого предложения.

6. Неопределённые местоимения образуются от вопросительных путём прибавления приставок НЕ, КОЕ- или суффиксов – ТО, -ЛИБО,- НИБУДЬ.

7. Отрицательные местоимения НЕКОГО И НЕЧЕГО не имеют формы Имен. падежа.

8. Местоимения - НАШ, ВАШ - определительные.

9. Указательные местоимения не изменяются по родам, числам и падежам.

10. Местоимения делятся на три группы: местоимения - существительные, местоимения- прилагательные, местоимения - числительные.

СЛАЙД 24

1. ДА

2. НЕТ

3. НЕТ

4. ДА

5. ДА

6. ДА

7. ДА

8. НЕТ

9. НЕТ

10. ДА.        

9-10 – «5», 7-8 – «4», 5-6 – «3».

СЛАЙД 25 8 остановка «Ремесленная мастерская»

СЛАЙД 26 Определите  синтаксическую функцию местоимений, род, число, падеж.

М.Ю. Лермонтов:

Дам тебе я на дорогу

Образок святой:

Ты его, моляся богу,

Ставь перед собой; 

Да, готовясь в бой опасный,

Помни мать свою

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

СЛАЙД 27 6 – «5», 5 – «4», 4 – «3».

-Почему в последнем предложении местоимение выделено, но не подчеркнуто.

СЛАЙД 28 9 остановка «Ручей Тестовый»  (тест)

Вопрос 1. Каково общее грамматическое значение местоимений?

А) обозначают предмет и его признак;

Б) указывают на предметы, признаки или количества, но не называют их;

В) обозначают количества и порядок при счете.

Вопрос 2. На какие вопросы отвечают местоимения?

А) Кто? Что?

Б) Какой? Чей?

В) Сколько?

Г) на все перечисленные

Вопрос 3. Как могут изменяться местоимения?

А) по числам и родам;

Б) по числам и падежам;

В) по числам, родам и падежам.

Вопрос 4. Каким членом предложения может быть местоимение?

А) только подлежащим и дополнением;

Б) только подлежащим;

В) подлежащим, дополнением, определением, обстоятельство

Вопрос 5. На сколько разрядов делятся все местоимения?

А) 8               Б) 9                   В) 10

СЛАЙД 29 Правильные ответы: 1б; 2г; 3в; 4в; 5б.

10  остановка «Парк «Сообразительный»  (презентация «Где спрятались местоимения»)

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

СЛАЙД 30 - Итак, ребята, я думаю, что урок не прошел даром. Вы убедились, что местоимение играет важную роль в языке, вы самостоятельно и объективно смогли оценить себя. Не  будете нарушать правила правописания местоимений и будете правильно употреблять их в речи.

В начале урока мы поставили перед собой определенные цели. Удалось ли их достичь?

Пожалуйста, выразите свое отношение к уроку, употребив личное местоимение.

- Я думаю что, то чему я научилась сегодня на уроке, обязательно пригодится в повседневной жизни

- Мне это очень понравилось.

- Мне очень понравилось путешествие, особенно то, что я заработал много баллов и получил честную оценку.

Что хорошо получилось?

Над чем надо ещё поработать?

За что можете себя похвалить?

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

Выставление оценок по листам самооценки.

СЛАЙД 31 5) Домашнее задание:  Стр. 97-98 (вопросы), упр. 503

Путевой лист_______________________________

ВИДЫ РАБОТЫ

ОЦЕНКИ

1. «Городские ворота»

2. «Центральная площадь»

3. «Крепостной ров»

4. «Стражник»

НЕ ОЦЕНИВАЕМ

5. «Уличные музыканты»

6. «Таверна «Ошибочка»

7. «Замок «Да- нет»

8.  «Ремесленная мастерская»

9. «Ручей Тестовый»

10.  «Парк Сообразительный»

Итоговая оценка