Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Антропова Татьяна Германовна

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Антропова Татьяна Германовна

МАОУ «Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»

Методы, приемы и формы

организации учебной деятельности

на уроках русского языка

 ( из опыта работы)

Сегодня ученик – это главное “действующее лицо” на уроке, следовательно, его учебная деятельность должна быть осмысленна и значима: что я делаю, зачем и как я это делаю?

Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать в себя следующие этапы:

  1. мобилизация (включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  2. целеполагание (самостоятельное формулирование обучающимися цели урока);
  3. осознание недостаточности имеющихся знаний (создание учителем на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
  4. коммуникация (поиск способа решения поставленной задачи);
  5. фиксация открытого способа решения практической задачи (в виде схемы, пооперационного состава, алгоритма и т.п.);
  6. взаимопроверка, взаимоконтроль (действия контроля и оценки на основе открытого способа решения конкретно-практической задачи);
  7. рефлексия (осознание обучающимися и воспроизведение в речи того, что они узнали и чему научились на уроке, озвучивание возможных затруднений).

Организация ситуации «разрыва» (проблемной ситуации) с целью активизации учебной деятельности учащихся - важный этап урока. Проблемная  ситуация  возникает  тогда, когда учащиеся не могут дать объяснение  новому, потому что  у них не хватает знаний для объяснения данного языкового явления, что мешает решению практической задачи и требует доработки известного способа действия или конструирования нового способа.     Вот фрагмент урока по теме: «Чередование в корнях. Беглые гласные». Ученикам 5-го класса предложено понаблюдать за рядами следующих слов и указать чередующиеся звуки в следующих рядах слов :

1. Берег, береговой - брег, прибрежный

2. Ворота, подворотня – врата, вратарь

3. Голова, головной, заголовок – глава, главенство, главный

4. Здоровье, здоровый – здравие, здравствовать

5. Молодёжь, молодой – младенец, младший.

Далее вопрос детям: «Что вам показалось необычным в корнях этих слов?» Они говорят, что в каждом ряду есть слова, в корнях которых гласный звук исчезает или появляется в корне слова. Таким образом, ребята выходят на понятие беглого гласного и чередования гласных е-о с нулем звука.

При поиске на уроке способа решения поставленной задачи необходимо подобрать такой дидактический материал, который выведет обучающихся на нужный способ решения. Метод сравнительного анализа и поисково-исследовательский метод являются наиболее эффективными средствами на этапе решения конкретно-практической задачи.

Вот фрагмент урока по теме «Правописание гласных и согласных в приставках». Вначале создается ситуация «успеха», когда учащиеся без труда проверяют орфограммы слабых позиций для гласных и согласных в корне. Далее задается вопрос : а можно ли таким же способом проверить данные орфограммы?

На…колоть

над…рвать

пр…махнуться

по…пилить

под…ждать

Обучающиеся в ходе анализа орфографической задачи выясняют, что в этих словах орфограммы находятся в приставках и выдвигают свои гипотезы относительно способа проверки. Исследуя данную проблему, они приходят к выводу, что эти приставки можно проверить по сильной позиции, как орфограммы слабых позиций в корне:

надколоть – надрезать

надорвать – надорван

промахнуться – промах

подпилить – поднять.

Таким образом, используя метод сравнительного анализа, учащиеся нашли верный способ решения данной орфографической задачи.

Очень важен и этап фиксации выводов в ходе наблюдений обучающихся. Фиксировать выводы можно помощью схемы, набора тезисов, таблицы и т.п., которые будут появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент должен рождаться в диалоге с учениками по ходу решения возникшей учебной проблемы. Важно также спланировать вопрос для выражения способа решения практической задачи (проговаривание, фиксация способа в устной, а затем и в письменной форме). Например: «Так как же вы решили данную проблему?»

Не менее важными являются и формы построения учебной деятельности на уроке. Так, действия контроля и оценки на основе открытого способа решения конкретно-практической задачи обучающиеся могут продемонстрировать, работая в парах или в микрогруппах. В основе коллективно-распределенной деятельности лежит открытый на уроке способ решения практической задачи. Учащиеся контролируют друг друга по операциям этого способа, выполняя упражнения на закрепление материала. Это весьма эффективная форма учебной деятельности, способствующая развитию коммуникативных навыков.

При групповой форме работы обучающихся можно использовать различные приемы. Например, прием «лови ошибку». Учитель предлагает ряд грамматических правил. Одно или несколько из них – неверны. Надо найти и доказать ошибочность. Ребята ищут ошибки группой, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера, который передает результаты учителю или озвучивает их перед классом сам. Чтобы обсуждение в группах не затянулось, нужно заранее определить регламент. Могут быть и другие варианты этого приема: корректировка текста, анализ и выбор способа решения орфографической задачи и другие. Этот прием можно использовать и в индивидуальной работе, например, как задание для проверочной работы, когда учащимся предлагается найти и исправить ошибки в тексте или указать ошибочные суждения, определяя сущность какого-либо лингвистического понятия.

На этапе рефлексии целесообразно использовать следующие методы:

  1. объяснение нового материала товарищу;
  2. рефлексивное сочинение (учителю надо предложить примерный план рассуждения в

соответствии с этапами урока);

  1. выбор верного утверждения (я сам не смог справиться с затруднением; у меня не было

  1. затруднений; я только слушал предложения других; я выдвигал идеи и др.);

  1. метод вопросов и ответов:

  • как бы вы назвали урок?
  • что было самым важным на уроке?
  • зачем мы сегодня на уроке…?
  • какова тема сегодняшнего урока?
  • какова цель урока?
  • чему посвятим следующий урок?
  • какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
  • что для тебя было легко (трудно)?
  • доволен ли ты своей работой?

Формируя учебно-познавательный интерес школьников, необходимо включать элемент занимательного и в домашние задания. Наряду с традиционными, привычно скучными упражнениями можно давать задания творческого характера. Это может быть написание сказок, стихотворений, придумывание загадок, кроссвордов. Кроме того, домашние задания должны носить дифференцированный характер. Здесь можно использовать, например, метод трех уровней. Первый – обязательный минимум. Главное свойство этих заданий заключается в том, что они должны быть понятны и посильны любому ученику. Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет и без особых трудностей усваивающие учебный материал. Третий уровень может использоваться учителем в зависимости от темы урока и подготовленности класса. Это творческое задание. Оно выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой отметкой и похвалой учителя.

Важным аспектом ФГОС является стратегия смыслового чтения и работа с текстом. Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского осуществляется на основе работы с лингвистическими текстами. Эти тексты требуют несколько иных читательских навыков, так как содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи (название граф, таблицы, цветовые схемы, шрифт и т.п.), что позволяет решать следующие задачи развития читательской грамотности:

  1. понимать коммуникативную цель чтения текста;
  2. фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);
  3. определять основную мысль текста;
  4. дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;
  5. выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис;

комментировать и оценивать информацию текста.

Эти задачи можно решить в процессе использования следующих видов деятельности:

  •    нахождение границ  предложений в тексте;
  •    деление текста на абзацы;
  •    восстановление деформированного текста;
  •    собирание текста из фрагментов;
  •    определение темы, главной мысли, идеи;
  •    озаглавливание;
  •    дописывание концовки текста;
  •    создание текстов разных стилей, разных типов речи.

Вот пример задания, нацеленного не только на овладение способом морфемного анализа слова, но и формирующего навыки лингвистического анализа текста.

Талантливый русский лингвист Михаил Викторович Панов умел объяснить сложные языковые явления просто и интересно. Прочитайте отрывок из его книги «Занимательная орфография».

ЕСЛИ В ОБЕИХ РУКАХ ЧЕМОДАНЫ

Морфемы. Это что-нибудь сложное? Нет, скорее простое.
… Изобрели особый прибор – шляпоприподниматель. Вы идете по улице, в обеих руках чемоданы, а навстречу – знакомый. Вы киваете ему головой, а шляпоприподниматель вежливо снимает с вас шляпу, приветливо приподнимает ее и потом снова нахлобучивает на вашу голову. Кивок приводит в действие механизм шляпоприподнимателя. В журналах были об этом известия, может быть, в шутку.
Я уверен, что, прочитав слово 
шляпоприподниматель, вы его поняли. Почему? Вы знаете слова выключатель, взрыватель, усилитель, звукоулавливатель, громкоговоритель. Они обозначают прибор; и у всех есть часть -тель. Значит, -тель сообщает нам: этим словом назван прибор.
Если 
-тель значит «прибор», то, выходит, -тель – значимая часть слова. Значимая часть слова называется «морфема».
Морфемы бывают такие: корни, приставки, суффиксы 
(-тель – как раз суффикс), окончания. В слове шляпоприподниматель такие части: шляп-о-при-под-ним-а-тель. Корень -ним-. Он имеет значение? Сравним: с-ним-а-ть, под-ним-а-ть; -ним- обозначает физическое действие. Какое – это уточняет приставка.
Слово похоже на поезд. Каждая часть – особый вагон. Он может быть прицеплен к другому вагону– вот так:

-ним-: с-ним-а-ть;
шляп-: шляп-а, шляп-к-а;
при-: при-встать;
под-: под-брас-ыва-ть;
-тель: анти-об-лед-ен-и-тель.

Все значимые части в этом слове – морфемы. А буква о служит для соединения морфем, но сама значения не имеет – значит, это не морфема.

Задания к тексту:

1. Выделите абзац, в котором заключена его основная мысль.
2. Понаблюдайте, как изменится значение слова, если заменить хотя бы одну морфему в его составе: 
вход – выход – уход – заход – приход – …
3. Какое правило культурного поведения использовано для создания шутливой ситуации с «изобретением» шляпоприподнимателя?

Очевидно, что новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам и возможность по-новому взглянуть на урок, воплотить новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть полностью. Их можно и нужно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.

Главное, о чем следует помнить учителю, работающему согласно требованиям ФГОС, что школьное образование - это не получение обучающимися отвлеченных от жизни знаний, а подготовка к самостоятельной жизни, поиск полезной информации и формирование навыков ее применения в реальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средстваМетоды, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках физической культуры

В настоящее время на уроках физической культуры в общеобразовательных школах учителя применяют следующие формы организации: фронтальную, групповую, индивидуальную. В то же время в теории и методике фи...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках информатики

laquo;Информатика и ИКТ» один из «молодых» предметов в школьном курсе. Но из-за стремительного развития и перспектив данного направления также быстро менялись требования к назначени...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства обучения

Выбор методов, форм основывается на цели обучения, уровня возможности обучающихся, на их познавательном интересе, адекватных возрасту, устраняющих перегрузку и сохраняющих здоровье учащихся....

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...