Урок по русскому языку в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект урока с презентацией на тему "Сочинение-описание комнаты"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 6 классе

Тема:                        Сочинение-описание помещения.

Цели:

  1. учить писать сочинение-описание помещения;
  2. формировать умения правильно строить предложения, используя нужную лексику; отрабатывать навыки правильного употребления глаголов, наречий в описании помещения; формировать умение строить высказывание в определенной композиционной форме; развивать наблюдательность, речь учащихся, творческие способности, расширять словарный запас;
  3. прививать любовь к емкому, содержательному, красивому слову, воспитывать эстетические чувства.

Оборудование: запись на доске опорных слов для сочинения, репродукции картин, словарные слова , записанные на доске.

Раздаточный материал: фрагменты текстов с описанием помещения, карточки с изображением комнаты и мебели,

Презентация..

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня я вас приглашаю посетить виртуальную картинную галерею, но не только затем чтобы рассмотреть картины, но и  попробовать себя в роли художника.

1.  Перед вами картина «Красная комната», которую написал Жуковский Станислав Юлианович в 1939 году, Живописец. Пейзажист, писал интерьеры, натюрморты (Многие его пейзажи отличаются сильной мажорной гаммой. Тонкий мастер интерьера; изображал старинные усадьбы и парки )

2.  Картина «В старом доме» 1912 этого же художника.  Станислав Юлианович Жуковский является одним из наиболее значительных пейзажистов конца XIX — первой трети ХХ века.
Он писал пейзажи прямо с натуры, предпочитая яркие насыщенные цвета. Художник уделял огромное внимание свету. Основными мотивами его картин стали старинные усадебные парки, интерьеры с распахнутыми в парк окнами и дверями

3. КАПИТОН ЗЕЛЕНЦОВ. В комнатах. Конец 1820х. Государственная Третьяковская галерея, Москва В конце 20х годов XIX века среди художников стал популярен жанр интерьера, в котором отразился интерес заказчиков из дворянского общества к «поэзии домашней жизни». Картина Зеленцова по духу близка к лучшим произведениям его наставника А. Венецианова. Перед зрителем разворачивается анфилада трех просторных, со вкусом убранных комнат, залитых светом. На стенах картины и медальоны Ф. Толстого, в углу у окна статуя Венеры, вдоль стен расставлена изящная мебель красного дерева. Комнаты «оживляют» двое молодых людей, дрессирующих собаку. При взгляде на этот интерьер охватывает чувство ясного покоя и светлой гармонии, которое отвечало представлениям об идеале частной жизни.

  1. ФЕДОР СЛАВЯНСКИЙ. Кабинет А. Г. Венецианова. 1839–1840. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Славянский продолжил линию своего учителя А. Венецианова и в портретной живописи, и в интерьерном жанре. Светлым, гармоническим настроением проникнут его лучший интерьер, изображающий комнаты в доме наставника. Превосходно написанная анфилада комнат напоминает о блестящих успехах в области изучения перспективы. В глубине комнаты, в мягком рассеянном свете, на диване прилег юноша – возможно, сам художник или кто-то из учеников хозяина дома. Все в этом пространстве напоминает о служении искусству и художественных интересах: копии с античных статуй, манекен крестьянской девушки в кокошнике у окна, словно оживший от ярких солнечных лучей, картины на стенах, выполненная в «античном» стиле облицовка печи.
  2. ИВАН ХРУЦКИЙ. В комнате (Мальчики, рассматривающие альбом с картинками). 1854. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Жанр интерьера в творчестве Хруцкого появился после покупки в 1844 году имения Захарничи в Полоцком уезде, где художник по собственному проекту построил дом. В картине мальчики, вероятно, дети Хруцкого, изображены в уютном, светлом пространстве детской. Стены комнаты украшены копиями с западноевропейских пейзажей, которые художник мог видеть в Эрмитаже во время обучения в Академии художеств. Уютная камерность в передаче частного жилья сочетается с классической ясностью построения пространства картины.

  1. Мур, Жан-Батист ван - Мастерская живописца - интересная картина из Эрмитажа. В разделе "Эрмитаж" Вы можете найти более 5000 картин.
  2. Разлука. 1872 Холст, масло. 59 x 77 см Разлука Корзухин Алексей Иванович

Чем привлекли эти картины и Что их объединяет?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока и поставьте перед собой задачу, чуму должны научиться.

А где это нам может пригодиться?

Человек очень часто оказывается в такой ситуации, когда возникает необходимость описать помещение: купили новую квартиру – она какая; пришли в театр – какое прекрасное фойе, открыли новый магазин – необычный интерьер; школа первого сентября – всё в ней ново и неожиданно. Помещение может поразить, удивить, а может и разочаровать, оно может что-то сказать об авторе и обитателе.

А с чего начать описание помещения.

- Для начала давайте разберем значение слова «помещение»:

Помещение – ограниченное пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение. Это и квартира, и комната, и школа, класс, дача, кинотеатр, музеи, магазины, театры, Дома творчества и т.д.

2. Текст с описанием помещений Герасима и каморки папы Карло

Перед вами 2 текста задание по вариантам

Прочитайте текст, постарайтесь догадаться, чье помещение описывается.

Что вам помогло определить хозяина жилища? (мебель, внутреннее убранство)

А кто-нибудь знает, как называется внутренне убранство помещений?

_Интерьер

Интерье́р — от французского, «внутренний» - архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение здания, обеспечивающее человеку эстетическое восприятие и благоприятные условия жизнедеятельности.

Интерьер бывает общественным, например, театр, концертный зал, либо жилой. Описывая интерьер, мы создаём описание помещения. При этом мы можем показать его красоту или убожество, особенности самой архитектуры, вкусы и интересы хозяина помещения.

3. Подготовка к написанию сочинения.

Какой тип речи нужен выбрать?

 

Описание – это такой тип речи, где подробно рассказывается о предмете, его внешнем виде и свойствах.

Основной вопрос к тексту: какой?

Описание предполагает одновременность изображаемых событий, предметов, явлений, действий. 

 - Что является основой сочинения-описания помещения?

(Основа описания – это перечень признаков помещения и находящихся в нём предметов. Перечень предметов, находящихся в помещении, может сопровождаться указанием их местоположения).

Раслоложение предметов на карточках.

Небольшая, светлая комната с одним, но широким окном. Перед ним – письменный стол, рядом – два стула. Слева – диван-кровать; справа, в углу, - книжная полка; на стене – картина.

Можно ли дополнить мое сочинение какой-либо информацией?

Сделайте вывод каким по содержанию может быть сочинение?

Есть два вида описаний помещения: краткое, т.е. его можно сжать, «свернуть», и подробное .

От чего это будет зависеть? (от стиля художественный и официально-деловой)

Что можно дополнить к моему описанию?

Словарная работа (у доски) со словарями на столах:

Комн…та

б…тарея (парового отопления)

порт…ера

д…ван

кр…вать

п…анино

т…левизор

т..лефон

п..лас

 т..ршер

п…ртрет

к…ртина

 к…мпьютер

 

Рассмотрим описание картины «Утро»  Татьяны Ниловна Яблонской

Обратим внимание на интерьер комнаты на картине Татьяны Ниловны Яблонской “Утро”. Высокий потолок, высокая балконная дверь, окно необычной формы придают ей простор, уют, не так много предметов: деревянная кровать, стул и стол, но во всём ощущение домашности, может быть от того, что нет в комнате строго порядка: постель ещё не заправлена, на стуле лежит школьная форма девочки, на столе кувшин, хлебница.

Составление памятки1

Теперь перейдем к памятке “Как написать сочинение-описание помещения”.

 С чего мы должны начинать описание?

  1. Само помещение

Работая над сочинением-описанием помещения, помните о последовательности изложения материала!

Очень часто учащиеся допускают ошибки, "перескакивая" при описании с предмета на предмет, например: пол, стены, мебель, окно, и вновь описание того, что висит на стенах и т.д. Чтобы этого не случилось, обязательно составьте план, затем систематизируйте собранные материалы (т.е. приведите все записи в определенный порядок).

А сейчас составим примерный план описания помещения. 

1.Сначала описываем само помещение:

  • Размеры комнаты.
  • Стены.
  • Окно.
  • Полы.
  1. Интерьер (мебель).
  • Стол.
  • Стулья.
  • Диван.
  • Шкаф.

3/ И в конце пишем вывод – свое отношение к описываемому (в зависимости от замысла пишущего:

  • "Я очень люблю свою комнату",
  • "Вот в таком доме хотелось бы мне жить",
  • "Вот так выглядит моя комната в новой квартире" и т.п.).

Работая над сочинением-описанием помещения, помните о последовательности изложения материала! Очень часто учащиеся допускают ошибки, "перескакивая" при описании с предмета на предмет, например: пол, стены, мебель, окно, и вновь описание того, что висит на стенах и т.д. Чтобы этого не случилось, обязательно составьте план, затем систематизируйте собранные материалы (т.е. приведите все записи в определенный порядок).

А теперь  внимательно посмотрите вокруг и опишите то место, где вы находитесь.

Используйте слова – помощники:

ГДЕ?  ЗДЕСЬ, ГДЕ-ТО, КОЕ-ГДЕ, ТУТ ЖЕ

ГДЕ?  В ШКОЛЕ, В ЛЕСУ, В СЕЛЕ, В КАБИНЕТЕ

ГДЕ?  СПРАВА, СЛЕВА, НАПРАВО, НАЛЕВО, НАПРОТИВ

ГДЕ?  ОКОЛО НЕЕ, ВБЛИЗИ, НЕДАЛЕКО ОТ, ПОБЛИЗОСТИ, В НЕСКОЛЬКИХ ШАГАХ

 

Ребята, давайте составим краткое описание нашего кабинета. (коллективная работа учащихся)

  1. Кабинет русского языка.
  2. 1. Три ряда парт. 2. Учительский стол. 3. Стенка с доской. 4. Стенды. 5. Три окна. 6. Цветы. 7. Фотографии. 8. Грамоты.
  3. Моё отношение к кабинету.

А теперь попробуем «развернуть» это описание, то есть подробно описать этот класс. Что мы должны добавить? (местоположение каждого предмета)

  1. Большая светлая комната – это наш кабинет русского языка.
  2. II. 1. Посредине – три ряда парт и стульев. 2. Перед ними – учительский стол и доска. 3. На стене, что отделяет класс от коридора, - стенды с материалами по русскому языку. 4. Напротив – три больших окна, из которых льётся свет. 5. Вдоль стены в конце кабинета весело зеленеют цветы. 6.

Вспомнили такой тип речи как описание

Рассмотрели значение понятий

Составили примерный план описания

Научились подльзоваться словами-помощниками

Пример сочинения: 

5. Выполнение упр. 97.

- Общий вид комнаты, предметы, находящиеся в ней, - все это характеризует хозяина комнаты: его увлечения, интересы, чувство вкуса.

Послушайте текст. Как вы думаете, кто хозяин этой комнаты? Чем он увлекается? Обоснуйте свой ответ.

Большая светлая комната. У окна – чертежная доска с прикрепленным к ней листком ватмана. Забитая книгами полка, портрет Бетховена. В углу Связанные ремнями лыжи.

6. Работа с памяткой.

Для успешного написания сочинения вспомним памятку, которая известна вам с 5 класса.

Памятка: «Как работать над сочинением».

  • Конкретизируйте тему и определите основную мысль сочинения.
  • Подберите необходимый материал.
  • Определите, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) будет основным в вашем сочинении.
  • Подумайте об особенностях стиля сочинения (художественный, официально-деловой).
  • Составьте план.
  • Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений перепишите его.

7. Словарная работа.

  • Орфографическая.
    - Посмотрите и запомните написание опорных слов, записанных на доске. Запишите их в тетрадь.
    Около нее, недалеко от, вблизи, поблизости, в нескольких шагах, здесь, рядом с ним, из-под чего-то, направо от, слева от, справа, неподалеку, напротив, посреди, посредине, с одной стороны; находится, располагается; диван-кровать, платяной шкаф, софа, ламинат, паркет, палас.
  • Пунктуационная.
    - Объясните расстановку знаков препинания в следующих предложениях, записанных на доске.
    Перед окном находится письменный стол, рядом – два стула. Слева – диван-кровать; справа, в углу, - книжная полка; на стене – карта полушарий.

8. Составление плана.

- Любое сочинение-описание пишется по плану.

  1. Общее впечатление.
  2. Описание деталей.
  3. Ваше отношение к описываемому.

- А теперь составим с вами план сочинения-описания «Моя комната».

  1. Просторная светлая комната.
  2. Интерьер комнаты:
  • письменный стол;
  • книжный шкаф;
  • диван-кровать;
  • мягкий серый палас.
  1. Моя любимая комната.

4. Итог урока.

- Надеюсь, вы поняли, как писать сочинение-описание комнаты и успешно справитесь с этим заданием.

5. Домашнее задание.

Написание сочинения «Моя комната».

ример сочинения: 

Я живу в просторной трёхкомнатной квартире. Самая большая комната принадлежит нам с братом. В ней большое окно, зашторенное бледно-зелёными портьерами. Их недавно повесила мама, и они придают комнате особый уют. В углу у окна стоит наш старенький, но милый диван-кровать, на котором мы спим с братом. А по воскресеньям мы на этом диване читаем книги или просто отдыхаем. Рядом с диваном журнальный столик, крышка которого разрисована под шахматную доску. За этим столиком мы частенько играем в шахматы или шашки. Напротив – сервант, в котором очень много интересного: здесь и подарки наших родителей, и сувениры, привезённые нами из других городов. В нижних шкафах серванта мы храним книги о приключениях, детективы, фантастику, здесь же лежат и детские журналы. Около окна стоит наш письменный стол, за которым мы делаем уроки. На столе красивая настольная лампа, подаренная бабушкой. Недавно мы поставили недалеко от этого стола аквариум: решили заняться рыбками. В нашей комнате всегда чисто и уютно. Для отдыха есть небольшой телевизор. Хорошо после школы возвращаться домой, где тебя ждёт твоя любимая комната.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Герой жил в каморке под лестницей, где у него ничего не было, кроме
красивого очага - в стене против двери.
Но красивый очаг, и огонь в очаге, и котелок, кипящий на огне, были
не настоящие - нарисованы на куске старого холста.
Герой  вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и,
повертев так и эдак полено, начал ножом вырезать из него куклу.

Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, - истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее - не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика - стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герой, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герой всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили.
-

Задание для микрогрупп (работа в парах). 
Прочитайте описания. Чем они интересны? 
1. Вот сутулый, с выдвинутыми вперёд плечами, огромный, чуть ли не до потолка ростом, шкаф. Он стоит, подпирая своей широкой, плоской спиной стену, погрузившись в какую-то свою глубокую, бесконечную думу. От него не много добьёшься слов. Если он и произнесёт что-нибудь на своём скрипучем, непонятном для меня языке, то лишь когда открывают дверцы, чтобы достать что-нибудь из одежды, хранящейся в его недрах. (Н. Носов.) 


2. Гасят свет, и комната погружается во мрак, только окна, которые до этого были тёмные, даже чёрные, моментально становятся светлыми. Я гляжу на окно, на лицо окна. Верхняя часть оконной рамы — это лоб. Под ним — две форточки — глаза (бывают и одноглазые). Нижние открывающиеся створки — щёки, между которыми длинный, от бровей до самого подбородка, нос. Рядом — другое такое же окно-лицо. Оба окна выжидательно глядят на меня, словно думают: 
«Ну-ка, посмотрим, голубчик, что ты теперь будешь делать». (Н. Носов.) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...