«Подготовка к сочинению-описанию осенней природы»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Работа с редактированием упражнения учебника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie-opisanie_5_klass.docx | 990.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет | Русский язык | |
Класс | 5 | |
Учитель | Л.Г.Чепурных, МБОУ Шарангская СОШ, Нижегородская обл., р.п.Шаранга, ул.Ленина, 34 | |
Авторы УМК | Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская | |
Тема урока | Подготовка к сочинению-описанию по личным наблюдениям | |
Тип урока | Урок развития речи | |
Цель урока | Образовательный аспект цели урока |
|
Развивающий аспект цели урока |
| |
Воспитательный аспект цели |
| |
Виды УУД, формируемые на уроке | Личностные |
|
Регулятивные |
| |
Познавательные |
| |
Коммуникативные |
| |
Оборудование | Презентация, иллюстрации репродукций художников-пейзажистов В.Поленова «Золотая осень», И.Остроухова «Золотая осень», рабочие листы | |
Основные понятия | Смысловая и грамматическая цельность текста, тема текста, основная мысль текста; признаки текста описательного характера; первоначальное понятие эпитета |
ТЕМА: «Подготовка к сочинению-описанию осенней природы» | ||||
С о д е р ж а н и е у р о к а | ||||
Этап урока, его продолжи тельность | Содержание и обоснование этапа | Деятельность | Результат и формы диагностики | |
учителя | учащихся | |||
1. Этап мотивации и актуализации 10 минут | Актуализация – повторение опорных знаний и осмысление учениками предыдущей деятельности.
Мотивация – формирование у учащихся личной потребности в последующей деятельности. Деятельности без мотива не бывает. Правильно организованные учителем этапы актуализации и мотивации призваны вызвать у ученика чувство уверенности – «могу» и желания – «хочу»
Слайд 2 Постановка учебной задачи происходит в совместной деятельности учителя и ученика. Цель должна быть понятна и принята. | Приветствует детей, настраивает на урок, кратко повторяет признаки текста Использует этот универсальныйприём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Подводит учащихся к новой теме | Настраиваются на работу по теме урока, происходит положительное самоопределение к деятельности Осмысливают новую необычную информацию, предлагают свои объяснения значений слов Озвучивают новую тему | Создается положительная мотивация к обучению |
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии 3 минуты | Планирование решения учебной задачи состоит в проектировании дальнейшей деятельности. Диалог о структуре домашнего сочинения Слайд 4 | Напоминает учащимся о ранее использовавшихся методах получения новой информации | Участвуют в диалоге | |
3. Этап выявления места и причины затруднения 5минут | Чтение текста упражнения 86. Работа с заданиями к тексту | Обсуждает вместе с учащимися возможные варианты редактирования текста | Подбирают подходящий лексический материал | |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения 5 минут | Определение задач работы с текстом Слайд 5 Приём «До - После» | Предлагает учащимся распределиться на 3 рабочих групп. Дает рекомендации по выполнению работы над редактированием. | Работают в группах. Осмысливают задание, продумывают этапы работы над текстом | Представление разных вариантов текста |
5. Этап реализации построенного проекта 30минут 1 минута | Редактирование текста упр.86 «Хорошо осенью в лесу» Приём «До - После» (продолжение) Самостоятельная работа школьников в составе малых групп направлена на проявление ими познавательной инициативы, связанной с расширением знаний по предмету (желание самостоятельно, по собственному побуждению, открывать новую информацию, генерировать идеи, осваивать другие области деятельности). Ученики определяют проблемы и ставят интересующие их вопросы, выполняют поставленную задачу. Ученики сами конструируют это содержание, расширяя и углубляя знания. Слайд6 Динамическая пауза «Офтальмотренажёр» | Выдает группам рабочие листы. Контроль самостоятельной работы учащихся, консультирование по возникающим вопросам. Предлагает просмотреть офтальмотренажер «Олимпийская физкультминутка» | Используя предложенные источники знаний, находят необходимую информацию, согласуют работу внутри малой группы, готовят защиту своего сочинения Результаты работы: оформляют на рабочих листах Выполняют элементарные упражнения для глаз | Написание сочинений Снимается зрительное и психологическое напряжение, создаётся положительный настрой |
6. Этап закрепления с проговарива нием во внешней речи 15минут | Защита сочинений. Приём «До – После» (завершение) Заслушиваются готовые сочинения | Координирует выступление групп, конретизирует ключевые моменты. Дает словесную оценку выступлениям учащихся. | Зачитывают свои сочинения. Слушают выступления других групп. Задают вопросы. Участвуют в оценивании выступлений одноклассников. | Звучат выступления представителей групп. |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 12 минут | На данном этапе учителем оценивается успешность познавательной деятельности учащихся, производится контроль и в случае необходимости коррекция как текущих, так и итоговых результатов | Предлагает учащимся найти прилагательные, подчеркнуть как определения и показать их роль в тексте в качестве эпитетов | Имеют возможность применить на практике новые знания, при необходимости их корректировать | Все учащиеся получают оценку за урок |
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке 4минуты | Приём «Райтинг» Приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приема в переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования оценки с учеником. Формирует: умение объективно и регулярно оценивать свой труд. Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник | Учитель объясняет приём оценивания и ставит свою оценку каждому ученику | Осмысливают и дают оценку результатам деятельности на уроке | Идет рефлексия деятельности, осмысление новой информации |
9. Домашнее задание 5 минут | Учащимся выдается новый рабочий лист, который необходимо заполнить, используя материал самостоятельных наблюдений: Тема:Прогулка по школьному парку (или своя тема) | Оставляет учащимся рабочие листы, выдаёт новые и поясняет домашнее задание | Получают рабочие листы, слушают пояснения учителя, настраиваются на самостоятельный поиск нужной информации и эффективное использование возможностей информационно-образовательного пространства в целях обучения. | Организация внешкольной продуктивной работы учеников. |
Рабочий лист
1 часть. Вступление | «В прошлое воскресенье … . … к берёзовой роще». (Какие предложения из этой части можно убрать? Как изменить? Может, объединить?) Отредактируйте 1 часть |
2 часть. Основная часть | «Остановились мы… . …полевые цветы». (Как можно дополнить эту часть, чтобы тема сочинения была раскрыта? Какой тип речи будет ведущим в этой части? Куда можно включить описание лесной полянки? Слова какой части речи уместно здесь употребить?) Отредактируйте 2 часть |
3 часть. Заключение | «Домой возвратились поздно». (В этой части сочинения не хватает ваших впечатлений. Какие чувства вызвала лесная прогулка? ) Отредактируйте 3 часть |
1 часть. Вступление | |
2 часть. Основная часть | |
3 часть. Заключение |
- Материал к сочинению: безоблачное небо, неяркое солнце, прохладный ветерок, опавшие листья осин и берёз, коралловые гроздья рябин, пожухлая трава, багряные листья клёнов, прощальные песни птиц…
Рабочий лист учащегося 5б класса_________________________
Домашнее сочинение-описание ______________________________________________________
(тема сочинения)
1 часть. Вступление | |
2 часть. Основная часть | |
3 часть. Заключение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 6 классе "Подготовка к сочинению-описанию весенней природы"
Урок в 6 классе по программе Т.Ф.Курдюмовой. Цель урока – подготовка к домашнему сочинению-описанию природы ранней весной. ...
Подготовка к сочинению "Описание природы по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»"
Цель урока: 1) Учиться художественному восприятию произведений живописи. 2) Уметь воспроизводить произведение живописи как целостно, так и отдельные его признаки; давать авторскую оценку пре...
Методическая разработка урока в формате ФГОС : «Зима. Описание зимней природы». Подготовка к сочинению – описанию. Технологическая карта урока.
Урок развития речи в 6 классе с использованием технологии критического мышления.Цели урока.1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подгото...
Разработка урока развития речи в 6-м классе. Подготовка к сочинению-описанию осенней природы.
Научить ребёнка чувствовать красоту русского языка, уметь пользоваться его богатством для передачи мыслей, чувств, формировать языковой эстетический идеал - задача уроков ра...
Урок "Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Левитана "Осенний день. Сокольники"(1879г.) 5 класс. ФГОС
Сценарий урока в 5 классе разработан в соответствии с ФГОС. Содержит мультимедийную презентацию....
Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".
Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....
Урок русского языка в 8 классе (ФГОС) по теме «Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники»(интегрированный: +литература, изобразительное искусство)
Урок русского языка в 8 классе (ФГОС) по теме «Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники».Это интегрированный урок -подготовка обучающих...