Задание Произведя разбор предложения, найти деепричастие, определив его синтаксическую роль, расставив знаки препинания. (Самостоятельная работа)
Цель : Навык выделения деепричастия в предложении и определения его синтаксической роли
Зима, смеясь, от счастья плачет, Весны качая колыбель.
Вопросы: 1) О чём эти строки поэта Игоря Северянина? 2) Что мы слышим, когда читаем эти строки? 3) Слова какой части речи помогли нам увидеть и услышать то, о чём пишет поэт?
Исследование- эксперимент. «Думай- объединяйся-делись» ( работа в парах)
- Замените деепричастия на глаголы. Что изменилось? (Слайд №6)
(Стихотворение потеряло живописность. Появился однородный ряд сказуемых, интонация перечисления)
- Какую роль играют деепричастия в этих строчках?
(дополняют глагол другими действиями, украшают его. Они помогают описать сложные действия, которые производятся неразрывно, одновременно помогает увидеть образ зимы-матери, которая нянчит своё дитя - весну)
Оценивание : Самооценивание
Критерии | Дескрипторы | За правильный ответ + | Находят деепричастие в предложении, расставляют знаки препинания | Называют деепричастие в предложении и выделяют запятыми |
| Определяют синтаксическую роль деепричастия в предложении | Подчеркивают как обстоятельство образа действия, правильно задав вопрос |
| Определяют роль деепричастия в литературном тексте | Называют роль деепричастий в художественном тексте |
|
Задания для групповой работы (1 и 2 группы)
(Тексты Пушкина и Тургенева + карточка-инструкция)
Представление мини-презентаций.
Вывод: Деепричастия не просто дополняют, дорисовывают основное действие глаголов в прозаических и стихотворных текстах, но и являются ярким средством выразительности.
Взаимооценивание групп
Критерии | Дескрипторы | За правильный ответ + | Находят деепричастие и деепричастные обороты в тексте | Называют деепричастие и деепричастные обороты, их количество в текстах |
| Определяют роль деепричастия в художественном тексте | Объясняют роль деепричастия в художественном тексте |
| Обобщают свои наблюдения | Грамотно обосновывают свои наблюдения |
|
Анализ текста № 2 (Приложение №2) 3 группа
- Какого стиля текст? (Разговорный)
- Какое средство выразительности используется в нём? ( Фразеологизмы с деепричастиями)
Задание: Найти фразеологизмы, объяснить их значения. (Слайды № 12, 13 ) Парная работа. Составить предложения с 2 фразеологизмами. = Выделяются на письме запятыми фразеологизмы? Вывод: Предложения с фразеологизмами более выразительны, более живописны.
Задание
Анализ стихотворения Р.Саути «Лодорский водопад» (Слайд №7,8)
- В чем необычность этого стихотворения?
- Сколько предложений?
- Сколько деепричастий?
- Деепричастия какого вида? Почему? (Незаконченное действие)
- Какой художественный эффект достигается таким количеством деепричастий? (Водопад мы слышим, видим)
Групповая работа: (Слайд № 9)
1-я группа. Найти деепричастия по слуховым впечатлениям (журча, шипя, шурша, шумя и др) Как называется данный художественный прием? (Аллитерация) Найти деепричастия по зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь )
2-я группа. Найти деепричастия по движению воды ( струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробя, сплетаясь) Найти деепричастия по аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя) Как называется данный художественный прием? (Олицетворение)
Вывод: Мы проанализировали, как удалось поэту создать образ водопада, с помощью деепричастий показать его могущество и великолепие.
Критерии | Дескрипторы | За правильный ответ + | Определяют роль деепричастия в стихотворении | Находят деепричастия пго слуховым, зрительным впечатлениям, движению, аналогии с человеческими качествами |
| Определяют художественные средства | Знают средства аллитерации и олицетворения |
|
Творческая работа. Работа по картине
Цель: Научить использовать деепричастия и деепричастные обороты в творческих работах
А теперь обратимся к произведению живописи и посмотрим, какое впечатление произвёл водопад на известного художника И.К.Айвазовского. Картина «Ниагарский водопад» (Слайд №10 ) Задание: Вставить в предложения вместо пропусков деепричастия или деепричастные обороты. (Слайд № 11 ) Перед нами картина Айвазовского «Ниагарский водопад». Огромная лавина воды,..................., падает с высокой скалы. Мощные потоки воды,..............., устремляются вниз. Они, …..........., неостановимо бегут наперегонки. Эта стихия веками удивляет человека. Вопрос. Как изменилось содержание предложений, когда мы включили в них деепричастия и деепричастные обороты?
Редактирование предложений. Игра «Корректор» (Приложение № 2). Слово учителя: К сожалению, не всегда деепричастия употребляют в предложениях правильно. Наша задача — научиться видеть такие ошибки и уметь их исправлять. Задание : (Работа со слайдами № 14, 15, 16, 17) Работа с интерактивным тестом (3 задания)
|