Имя прилагательное. Грамматические признаки имени прилагательного. 5 кл.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Разработка урока по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_prilagatelnoe._grammatichsekie_priznaki_prilagatelnogo._5_kl.docx | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Имя прилагательное. Грамматические признаки прилагательного.
Цели урока: Обучающая: научить распознавать имя прилагательное как часть речи, научить правильному согласованию с существительным в роде, числе и падеже, пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Учитель: наш урок посвящен словам-волшебникам. Они помогают нам точнее представить то, о чем идет речь. Давайте начнем. (работа в командах) На ваших столах лежат два варианта текста (слайд 2). Прочитайте, сравните их и скажите, чем отличаются эти тексты? Какое описание обладает большей полнотой?
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. Птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья. И поэтому считают, что дятел – это лекарь. | Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Черная птица с яркими красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел – это лесной лекарь. |
Учитель: все слова понятны?
Дети: да.
Учитель: скажите, почему дятла называют лесным лекарем?
Дети: он лечит деревья от насекомых.
Учитель: верно. В каком тексте описание дятла более точное?
Дети: во втором.
Учитель: молодцы! А с помощью каких слов автору удается лучше описать птицу?
Дети: глухой ритмичный стук, черная птица, черными красными перышками, сильный острый клюв, большую часть времени, вредных насекомых, больные деревья, лесной лекарь.
(показывается слайд 3 с выделенными прилагательными)
Учитель: к какой части речи относятся выделенные слова?
Дети: к имени прилагательному
Учитель: ребята, как вы думаете, для чего в речи используются прилагательные?
Дети: для того, чтобы называть предметы более точно. С прилагательными описание стало более богатым, ярким, выразительным.
Учитель: правильно, мир без волшебных прилагательных был бы серым и скучным. Тогда о чем мы сегодня будем говорить7
Дети: об имени прилагательном
Учитель: правильно. А зачем нам нужно хорошо знать эту часть речи?
Дети: чтобы наша речь была красивой, яркой.
Учитель: употребление прилагательных необходимо и в повседневной жизни. Катя, представь, что мама попросила тебя сварить кашу. Сможешь ли ты выполнить мамину просьбу?
Дети: нет, потому что я не знаю, какую кашу сварить: рисовую, гречневую или манную…
Учитель: правильно. А как узнать тогда, о какой каше идет речь?
Дети: только с помощью прилагательных
Учитель: значит, что нам стоит вспомнить об этой части речи?
Дети: чем прилагательное отличается от других частей речи, знать, когда и как применять прилагательные в речи
Учитель: ребята, пожалуйста, послушайте внимательно небольшой отрывок из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Это диалог «учителя» Правдина и ученика Митрофана
Митрофан (подает ему книгу). Вот, грамматика
Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, которая дверь?
Правлин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своем месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
Учитель: ребята, вы согласны с утверждением Митрофана?
Дети: нет!
Учитель: а что вы знаете об имени прилагательном?
Дети: имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие? Чья? Чье? Чьи? Чей?
Учитель: а вы помните, каким членом предложения является прилагательное? Т.е. какова синтаксическая роль в предложении прилагательного?
Дети: определением
Учитель: правильно. Но еще может быть и сказуемым, но это разговор в будущем.
А сейчас: запишите предложение и выполните полный синтаксический разбор
Он лечит больные деревья.
(один у доски, остальные – в тетради)
«Физкультминутка»
Представьте, что мы пришли на экскурсию во дворец прилагательных и видим, что кроме них там присутствую т и другие части речи ваша задача хлопнуть в ладоши в тот момент, когда я называю слово, которое не является прилагательным.
Веселый, глупый, птичка, фиолетовый, бегают, ловко, летают, умный, мальчики, разноцветные0,, играют, радостные.
Учитель: велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний Особая роль прилагательных- в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня мы обратимся к поэтическому тексту (слайд 5)
С.Есенин
А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склоняясь, шепталися.
Учитель: какую картину природы вы себе представляете? Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину?
Дети: поэт использовал прилагательные
Учитель: а роса бывает жемчужной или озеро – серебряным? Почему автор так говорит?
Дети: озеро похоже на серебро, блестит, очень красивое
Учитель: использование какого художественного средства помогает поэту создать яркую образную картину?
Дети: использование эпитетов
Учитель: молодцы! Следующее задание. На ваших столах лежат тексты. Вам необходимо вставить пропущенные прилагательные в предложения, но так, чтобы они подходили по смыслу (слайд 6)
(групповая работа. Раздаются разные тексты)
1 команда: (…) утром приятно побродить по лесу, подышать (…) воздухом. С (…) утра и до (…) ночи слышится (…) пение птиц. Прилагательные: летний, свежий, ранний, поздний, чудесный.
Летним утром приятно побродить по лесу, подышать свежим воздухом. С раннего утра и до поздней ночи слышится чудесное пение птиц.
2 команда: Наступило (…) лето. Только в (…) лесу сквозь (…) деревья пробивались (…) лучи. Прилагательные: жаркий, знойный, зеленый, высокий, солнечный.
Наступило жаркое лето. Только в зеленом лесу сквозь высокие, могучие деревья пробивались редкие, солнечные лучи.
3 команда: (…) птичка сидела на верхушке (…) ели. Сквозь (…) облака неожиданно появились (…) тучи. Прилагательные: маленький, зеленый, голубой, мрачный.
Маленькая птичка сидела на верхушке зеленой ели. Сквозь голубые облака неожиданно появились мрачные тучи.
Каждая команда читает свои тексты, правильные отображаются на экране.
Учитель: молодцы, ребята! Что важно помнить при выполнении подобных заданий?
Дети: прилагательные ставятся в том же роде, числе, падеже, что и существительные.
Учитель: правильно! Составьте теперь два текста: один с прилагательными, второй – без прилагательных (2-3 предложения).
Работы зачитываются учениками с места
Учитель: давайте повторим, что мы знаем об имени прилагательном (работа по схеме)
Имя прилагательное |
Обозначает | Отвечает на вопросы | Изменяется | Является в предложении |
Рефлексия: нарисуйте, пожалуйста, как вы себе представляете имя прилагательное
Дом.задание (на выбор):
- Сочинить сказку про имя прилагательное ( не менее 70 слов)
- Сочинить четверостишие, используя эпитеты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Имя прилагательное. Значение и грамматические признаки имен прилагательных"
Рассмотреть грамматические признаки имен прилагательных...
Урок русского языка в 5 классе "Непостоянные морфологические признаки имени прилагательного. Степени сравнения имён прилагательных"
Урок позволит дать новые знания о способах образования форм степеней сравнения имён прилагательных....
Имя прилагательное. Грамматические признаки прилагательного.
Цель урока: научить распознавать имя прилагательное как часть речи, научить правильному согласованию с существительным в роде , числе и падеже, пополнить практический опыт учащихся в употреблении имён...
Мастер-класс по русскому языку "Значение и грамматические признаки имени прилагательного"
Мастер-класс по русскому языку: "*Значение и грамматические признаки имени прилагательного"....
Имя прилагательное. Грамматические признаки прилагательного.
Цели урока: Обучающая: научить распознавать имя прилагательное как часть речи, научить правильному согласованию с существительным в роде, числе и падеже, пополнить практический опыт учащихся в употреб...
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....
Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи
Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...