Виды диктантов
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Ергалимова Гульжан Сакеновна

Виды различных диктантов для 5,6 классов, проводимых с целью формирования у обучающихся читательской компетентности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diktanty.docx15.15 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий диктант

Задание: запишите под диктовку отрывок из сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»,

добавив в текст недостающие определения. Сравните получившийся у вас текст с

авторским. (Выделенные чёрным шрифтом определения не читаются учителем).

Вот ездит честной купец по чужим сторонам заморским, по королевствам невиданным.

Продаёт он свои товары втридорога, покупает чужие втридешева. Он меняет товар на

товар и того сходней, со придачею серебра да золота. Золотой казной корабли нагружает

да домой посылает. Отыскал он заветный гостинец для своей старшей дочери: венец с

камнями самоцветными. А от них светло в тёмную ночь, как бы в белый день.

Отыскал заветный гостинец и для своей средней дочери: зеркало хрустальное. А в нём видна вся красота поднебесная. И, смотрясь в него, девичья красота не стареется, а

прибавляется. Не может он только найти заветного гостинца для меньшой, любимой дочери – аленького цветочка, краше которого не было бы на белом свете.

6 класс

Свободный диктант (после изучения темы «Имя прилагательное»)

На доске: картина с изображением каштана

Свободный диктант не предполагает анализа содержания, как в изложении.

Возможный вопрос: понравился ли текст, чем показался необычным?

Дополнительное задание: озаглавьте текст

                                                   Где растут каштаны

В кавказских лесах одно из самых красивых деревьев — каштан.

Это большое дерево более тридцати метров высотой. Живут каштаны несколько сотен

лет. Деревья эти удивительны. Три раза меняется у них цвет листьев. Весной они коричнево-красные, летом светло-зелёные, осенью золотисто-жёлтые. Но особенно красив каштан во время цветения.

К началу октября начинают созревать орехи. Плоды люди употребляют в сыром, варёном

и жареном виде. Они питательные и вкусные. Их глазируют и засахаривают.

Но не только этим прославился каштан. У него ценная древесина. Она твёрдая, прочная,

от времени темнеет и приобретает очень красивый цвет.

Кто был в Киеве, наверняка запомнил киевские каштаны, их ботаники называют

каштаном конским. Они мало похожи на каштаны, у которых съедобные плоды.

                                                                                                           (По Т. Горовой). (100 слов.)

Восстановленный диктант

Задание: восстановить текст в тех же синтаксических конструкциях по выписанным

именам числительным.

                                          Московские высотки

Высотками в Москве называют 7 зданий, которые построили в конце 40 - начале 50 годов

по единому градостроительному плану. В них от 26 до 36 этажей. Это разные дома:

министерства, гостиницы, жилые здания и университет.

Например, главный корпус МГУ на Воробьевых горах - 36-этажное здание, высота

которого 235,7 метра, высота шпиля 60 метров, а вес звезды на шпиле 12 тонн.

У высоток были поклонники и противники, но сейчас эти полунебоскребы советского

времени - часть силуэта Москвы.

                                                                                                                (По Я. Бродскому)

Диктант по аналогии является промежуточной творческой работой между собственно

диктантом и сочинением. На основе диктуемого исходного текста учащиеся по аналогии

создают свой собственный текст.

Этот вид творческого диктанта эффективно развивает коммуникативную компетенцию

учащихся, учит на основе образца строить собственное высказывание с учётом

требований типа речи, композиции, стиля и особенностей содержания предложенного

текста.

Задание: запишите под диктовку текст, внося в него по ходу такие изменения, чтобы

вместо описания поздней осени получилось описание весны.

А как быстро летело время! Был уже целый ряд холодных утренников. От инея пожелтели

берёзки и покраснели осины. Вода в реке потемнела. И самая река казалась больше,

потому что берега оголились, - береговая поросль быстро теряла листву. Холодный

осенний ветер обрывал засыхающие листья и уносил их. Небо часто покрывалось

тяжёлыми облаками, ронявшими мелкий осенний дождь. Вообще хорошего было мало, и

который день уже неслись мимо стаи перелётной птицы.

                                                                               (Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»)

Диктант с продолжением – один из самых сложных видов творческих диктантов,

который предполагает самостоятельное создание текста – рассуждения на основе

предложенного начала. Учащиеся формулируют тезис своего рассуждения, подбирают

аргументы и делают вывод.

Такой вид работы способствует эффективному формированию у пятиклассников

коммуникативных навыков и умения построения собственного монологического

высказывания.

Задание: запишите под диктовку отрывок из сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая

Шейка». Затем продолжите этот текст, ответив на вопрос: «Правильно ли поступил

старик, решив утаить от старухи правду о случившемся на реке?»

Старик добыл Серую Шейку из полыньи и положил за пазуху.

«А старухе я ничего не скажу, - соображал он, направляясь домой. – Пусть её шуба с

воротником вместе ещё погуляет в лесу. Главное – внучки вот как обрадуются…»

При организации работы по написанию любого вида творческого диктанта очень важно

обращать внимание на содержательную сторону предлагаемых текстов. Наряду с

обучающей и развивающей целью подобные творческие упражнения выполняют ещё и

воспитывающую функцию: демонстрируют проявление лучших человеческих качеств;

воспитывают чувство меры, стиля; дают образец правильной русской речи. Поэтому все

тексты для написания творческих диктантов в пятом и шестом классах я беру из

произведений русского фольклора и классической русской литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Географический диктант по теме «Виды изображений поверхности Земли»

географический диктант по теме "Виды изображений поверхности Земли" включает задания на соответствие  понятий  и терминов по теме...

Активизация учебной деятельности на уроках русского языка в классах с ОВЗ через использование различных видов диктантов.

Примеры словарных диктантов,с помощью которых можно организовать работу со слабыми учащимися....

Доклад "Разные виды диктантов на уроках русского языка"

Даются понятия разых видов диктантов на уроке русского языка....

Тексты различных видов диктантов по русскому языку

В материале предлагаются контрольные, словарные, выборочные, предупредительные диктанты для основной школы....

Виды обучающих диктантов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Виды обучающих диктантов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...

Методическая разработка "Виды диктантов"

Кроссвордный диктант способствует формированию ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности  на основе развития познавательных интересов. Ученики сталкиваются с необходимостью восполненя ...

Тотальный диктант. Этнографический диктант. Лермонтовский диктант. Антикоррупционный диктант. Диктант Победы.

Тотальный диктант. Этнографический диктант. Лермонтовский диктант. Антикоррупционный диктант. Диктант Победы....