Рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Окунь Светлана Анатольевна

Русский язык 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_6_klass.docx82.6 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет администрации  Романовского района по образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гуселетовская   средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании РМО учителей русского языка и литературы

Протокол №4   от 27   августа 2020 г.

Председатель РМО:

«Согласовано»

И.О. зам.директора по УВР.:

«Утверждаю»

Директор школы:

Приказ №  от      августа 2020 г.

Рабочая  программа учебного предмета

«Русский язык»

 6  класс

 2020-2021 учебный год

                              составитель:  учитель  русского языка   Окунь С.А.

                                                 

                                                   

                                              С. Гуселетово 2020

  Содержание                                                                                                            стр.

                                                       

1.Пояснительная записка……………………………………………………………..  2

2. Основное содержание учебного предмета…………………………………………3

3 .Календарно-тематическое планирование…………………………………………. 6

4. Планируемые  образовательные результаты…………………………… …………18

5.Лист внесения изменений…………………………………………………………….21

6.Приложение.        Тексты проверочных работ и контрольных диктантов…………...22

        

   

 Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку для 6  класса составлена на основе

  -ФГОС  по русскому  языку,

 -ООП МБОУ «Гуселетовская СОШ»   ООО

-учебного плана МБОУ « Гуселетовская СОШ» на 2020-2021 учебный год

 -Положения о текущем и промежуточном контроле МБОУ « Гуселетовская СОШ»

 -Положения о критериях оценивания МБОУ «Гуселетовская СОШ»

- Положения о рабочей программе МБОУ « Гуселетовская СОШ»,

  -Примерной программы по русскому языку

 -авторской  рабочей программы  по русскому языку для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2011 г.

при использовании учебника для общеобразовательных учреждений :

 «Русский язык. 6 класс» в 2- частях: авторы:  Баранов М.Т. Ладыженская Т.А Тростенцова Л.А.(Москва «Просвещение», 2015 год).

 «Рабочая тетрадь 6 класс» Е.А.Ефремова, (Москва, «Просвещение», 2014 г),

« Скорая помощь по русскому языку 6 класс» В.Д. Янченко, Л.Г. Латфуллина (Москва, «Просвещение», 2014 г)

«Дидактические материалы» Л.А.Тростенцовой, Н.В.Ладыженской  (Москва, «Просвещение», 2014 г).

«Диагностические работы .6 класс»   Н.Н.Соловьева ( Москва, «Просвещение», 2014г)

«Методические рекомендации» Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова (Москва, «Просвещение», 2014 г.)

Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 6  классе»М., Просвещение 2014

И.А.Каськова «Тематические тесты. 6 класс» М., Просвещение,2014

Н.Н.Соловьева «Русский язык . 6 класс. Диктанты и изложения.»  М.Просвещение, 2014

Содержание выбранного мною УМК соответствует требованиям ФГОС, способствует выполнению программы по русскому языку, позволяет индивидуализировать обучение посредством системы разнообразных заданий, создает условия для развития мотивации, интереса к предмету «Русский язык» , имеет структурную целостность. Учебник обеспечивает формирование лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций, развивает у учащихся универсальные учебные умения, воспитывает отношение к родному языку как к общенациональной ценности и как к важному средству общения.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского  языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов: в том числе: в 6 классе- 210 часов (6 часов в неделю). Данная рабочая программа составлена на 210 часов .                    

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются:

 текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант.                 

Для проверки знаний используются тесты: Г.А.Богданова «Тестовые задания по русскому языку.  6 класс» М., Просвещение, 2014 г.,

 «Диагностические работы .6 класс»   Н.Н.Соловьева ( Москва, «Просвещение», 2014г).

Тексты контрольных диктантов и проверочных работ взяты из книги «Уроки русского языка в 6 классе» Г.А.Богдановой (Москва, «Просвещение», 2014 г.).

«Диктанты и изложения. 6 класс» Н.Н.Соловьева ( Москва, «Просвещение», 2014г).

Основное  содержание   программы по предмету   «Русский язык»   6 класс:

           Язык. Речь. Общение.

Русский язык –один из развитых языков мира.   Язык. Речь, общение. Устное и письменное общение. Ситуация общения. Компоненты  речевой ситуации.

Повторение изученного в 5 классе.

Текст.  

Текст и его особенности.  Средства связи предложений в тексте.

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова.   Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи, его особенности, сфера употребления.

Р.Р.Сочинение о памятном событии. Создание текста по заданному начальному или конечному предложению. Сочинение-рассказ. Устное сообщение о русском первопечатнике.

Лексика. Культура речи.

Повторение пройденного по лексике ив 5 классе.

Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские слова. Заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Словари русского языка: толковые словари; словари синонимов, антонимов, иностранных слов, устаревших слов, этимологические и т.д.

Р.Р.Сжатый пересказ исходного текста. Сочинение- рассуждение.

Фразеология. Культура речи.  

Фразеология как раздел науке о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы.  

Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.   Фразеологический словарь.

Р.Р.Сообщение о происхождении фразеологизмов (на выбор).

Словообразование. Орфография. Культура речи.

Повторение пройденного о морфемике в 5 классе.

Основные способы образования слов в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно- суффиксальный, бессуффиксный. Сложение как способ словообразования (основ, слов, полных и сокращенных слов, аббревиация). Переход одной части речи в другую как способ словообразования. Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.

Понятие об этимологии. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных а и о в корнях –кас- - -кос-, - гар- - гор- , -зар—зор-. Правописание буквы ы и и после приставок на согласные, гласных в пристаках пре-, при- Правописание соединительных гласных о и е. Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Р.Р. Описание помещения.  Сообщения об истории слова. Сложный план к сочинению.  Рассказ по рисункам. Сочинение по картине.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное.

Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе. Склонение существительных на –мя.  Несклоняемые существительные. Существительные общего рода. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.

Не с существительными. Согласные ч и щ в суффиксе –чик-(щик-). Правописание гласных в суффиксах –ек, -ик; буквы о и е  после шипящих в суффиксах. Морфологический разбор существительного.

     Р.Р.  Выражение благодарности в форме письма. Публичное выступление о происхождении имен. Сочинение-описание по личным впечатлениям.

Имя прилагательное.

Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.

Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Разряды прилагательных по значению. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Словообразование имен прилагательных.

Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; гласные и согласные  в суффиксах прилагательных –ан(-ян),-ин, -онн(енн); различение на письме суффиксов –к-, -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Морфологический разбор прилагательного.

Р.Р.Описание природы; структура данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Продолжение текста по заданному началу. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине. Описание игрушки. Публичное выступление о произведениях народного промысла.

Имя числительное.

Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Простые и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа,  дробные и собирательные. Текстообразующая  роль числительных.

Склонение количественных числительных. Правописание  гласных в падежных окончаниях; буква ь на конце и в середине числительных. Слитное и раздельное  написание числительных.

Склонение  порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

Морфологический разбор числительного.

Р.Р.Юмористический рассказ по рисунку. Публичное  выступление  на нравственно-этическую тему, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

Местоимение.

Местоимение как часть речи.  Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-его лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами –то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.  Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

Морфологический разбор местоимения.

Р.Р.Рассказ по сюжетным рисункам  от 1-го лица. Рассуждение как тип текста, его строение(тезис, аргумент, вывод), языковые особенности;  сочинение-рассуждение.

Сочинение по картине.

Глагол.

Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 классе.

Разноспрягаемые глаголы. Переходные и непереходные глаголы. Изъяснительное, условное и повелительное наклонения. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Употребление личных глаголов в значении безличных. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.

Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Правописание гласных в суффиксах –ова- (-ева-) и –ыва- (-ива-).

Морфологический разбор глагола.

Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений. Умение соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила.

Р.Р.Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста. Рассказ о спортивном соревновании. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по картинкам от 3-го или от 1-го лица. Рассказ на основе услышанного; его строение, языковые особенности.

Сообщение о творчестве скульптора.

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах

Р.Р.Устное сообщение на тему «Разделы науки о языке». Сообщение о происхождении фамилии.

Сочинение на выбранную тему.

Количество учебных часов в 6 классе :  210 ( 6 часов в неделю)

Раздел программы

Количество часов

Количество часов по развитию речи

Количество контрольных диктантов

Язык и речь. Общение

4

1

Повторение изученного в 5 классе

8

2

1

Текст

5

2

Лексика. Культура речи

12

2

Фразеология. Культура речи

4

1

Словообразование. Орфография. Культура речи

35

4

1

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

25

25

18

26

36

3

3

2

3

6

1

1

1

1

1

Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах

12

2

1

Календарно-тематическое планирование  составлено на основе методических рекомендаций авторов программы, учебника    6 класс

№ урока

Тема

Основные     виды   УУД

Дата проведения

                                                         ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ      4 ЧАСА

1

Русский язык-один из развитых языков мира

Осознают связь русского языка с культурой и историей России и мира. Осознают, что владение русским языком является важным показателем культуры человека.

Пишут диктант. Строят рассуждение, используя как тезис приведенное в учебнике высказывание.

2

Язык, речь, общение.

Осознают роль языка, речи, общения жизни человека. Определяют разницу между выражением настроения и передачей точной информации. Анализируют стихотворения.

3

Ситуация общения

Извлекают информацию из текстовых источников, оценивают речевое общение с позиции заданных компонентов речевой ситуации, высказывают и обосновывают свою точку зрения

4

Р.Р.Поздравление учителя в День знаний; сочинение-рассуждение

Составляют текст поздравления, пишут сочинение-рассуждение, высказывая и обосновывая свою точку зрения.

                                                                ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ    8 часов

5

Фонетика. Орфоэпия

Активизируют  знания в области фонетики и орфоэпии. Выполняют фонетический разбор слов. Устраняют нарушения произносительных норм в словах. Делят слова на группы: с разделительным ъ и разделительным ь.

6

Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях  слов

Активизируют знания в области морфемики. Выполняют морфемный разбор слов. Заполняют таблицы морфемами. Анализируют стихотворение, пишут по нему диктант. Выделяют основную мысль в текстах, отвечают на вопросы к текстам. Графически обозначают орфограммы .

7

Части речи

Орфограммы в окончаниях слов.

Активизируют знания в области морфологии. Выполняют морфологический разбор слов. Определяют тип и стиль речи в тексте, его основную мысль.

Активизируют изученные в пятом классе орфограммы, касающиеся написания окончаний слов. Обозначают условия выбора орфограмм при выполнении упражнений. Ищут в тексте языковые средства, придающие ему выразительность.

8

Р.Р.Сочинение на тему «Интересная встреча»

Пишут сочинение на предложенную тему.

9

Словосочетание

Простое предложение. Знаки препинания

Активизируют знания в области синтаксиса словосочетания. Выделяют, группируют и составляют словосочетания.

Активизируют знания в области синтаксиса простого предложения. Списывают тексты, расставляя знаки препинания. Составляют таблицу «Члены предложения и части речи, которыми они выражаются». Подбирают однородные члены к словам. Выявляют предложения с обобщающим словом при однородных членах; распространенные и нераспространенные предложения ; предложения с обращениями .

10

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений.

Активизируют знания в области синтаксиса сложного предложения. Выписывают из текстов простые и сложные предложения, расставляя знаки препинания.

Анализируют стихотворение с точки зрения синтаксиса. Составляют сложные предложения по схемам . Осуществляют устный и письменный синтаксический разбор простых и сложных предложений.   Составляют  сложные предложения.

11

Прямая речь. Диалог.

Активизируют знания в области синтаксиса, касающиеся прямой речи и диалога. Выписывают из текста предложения с прямой речью и составляют их схему. Составляют диалоги на заданную тему. Подбирают предложения по схемам.

12

Р.Р.Составление диалога на тему по выбору.

Пишут диктант по теме «Повторение»

Составляют  диалог на тему по выбору в письменной форме, определяют вид диалога в соответствии с коммуникативной целью и мотивами говорящих, выбирают языковые средства в зависимости от цели, темы, адресата, ситуации общения (через домашнее задание)

Текст   5 ч

13

Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.

Узнают признаки текста. Характеризуют текст по форме, виду и типу речи.  Озаглавливают тексты, расставляют знаки препинания. Устраняют недочеты в выборе средств связи между предложениями. Анализируют текст с точки зрения его темы, основной мысли, смысловой цельности. Анализируют схему. Определяют основную мысль в текстах стихотворений. Пишут сочинение – описание(через домашнее задание)

14

Начальные и конечные предложения текста.

Ключевые слова

Основные признаки текста

Анализируют текст с точки зрения последовательности изложения. Определяют роль и признаки начальных и конечных предложений текста. Придумывают сказку по одному из приведенных в упражнении начальных и конечных предложений. Продолжают текст по данному началу. Выделяют ключевые слова в текстах. Пересказывают текст. Создают рассказ и описание картины, записывают ключевые слова. Определяют названия литературных произведений по ключевым словам. Систематизируют основные признаки текста. Анализируют схему. Доказывают, что приведенное в упражнении стихотворение- текст. Анализируют диалог.

15

Р.Р.Составление продолжения текста по данному началу

Создают собственный текст по данному началу. 

Определяют основную мысль текста сочинения, композиционные элементы текста-повествования, создают текст сочинения-рассказа.  Пишут рассказ.

16

Р.Р. Сочинение-рассказ

17

Текст и стили речи. Официально- деловой стиль речи

Выявляют особенности функциональных стилей речи. Определяют стили речи текстов упражнений.

Узнают особенности текстов официально- делового стиля. Реализовывают тексты заявления, объяснительной записки.

                                                 ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ.   12 ч  

18

Слово и его лексическое значение

Активизируют знания об основных понятиях лексикологии. Определяют лексическое значение слов, учитывают его при выборе орфограмм. Определяют стиль, тему, основную мысль текстов. Выделяют многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении; подбирают синонимы  и антонимы к словам.

19

Р.Р. Устное сочинение-описание картины А.М.Герасимова «После дождя»

Собирание материалов к сочинению Анализируют данные в учебнике материалы к сочинению по картине   устно описывают картину. Проводят наблюдения и записывают увиденное в форме материала к сочинению. Создают сочинение-описание в устной форме.

20

Общеупотребительные слова

Выделяют в речи общеупотребительные слова. Находят в текстах общеупотребительные и необщеупотребительные слова.

21

Профессионализмы

Различают профессионализмы.

Находят профессионализмы в текстах учебника и в толковом словаре.

Составляют предложения с профессионализмами. Отмечают ошибки художника в иллюстрациях. Определяют сферу употребления тех или иных профессионализмов.

22

Диалектизмы

Различают диалектизмы.

Находят диалектизмы в текстах учебника и в толковом словаре. Подбирают соответствующие диалектизмам общеупотребительные слова. Приводят примеры диалектизмов.

23

Р.Р.Сжатое изложение

Повторяют приемы сжатия текста, формулируют основную мысль текста, озаглавливают текст, отбирают в исходном тексте основное, производят исключение и обобщение. Пишут сжатое изложение.

24

   25

Исконно русские и заимствованные слова

Различают исконно русские и заимствованные слова, объясняют причины заимствования слов. Определяют происхождения слов по этимологическому словарю.   Отвечают на вопросы, отгадывают заимствованные слова. Пишут диктант. Заменяют заимствованные слова исконно русскими при выполнении упражнения. Составляют словосочетания с заимствованиями.

26

Новые слова(неологизмы)

Характеризуют слова с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу. Выделяют неологизмы, объясняют причины их появления, анализируют их использование в текстах разных  стилей. Объясняют лексическое значение приведенных в учебнике неологизмов.

27

Устаревшие слова

Выделяют в речи устаревшие слова как принадлежащие к пассивному запасу лексики. Определяют значение устаревших слов при помощи толкового словаря. Отмечают ошибки художника в иллюстрации. Выделяют устаревшие слова в художественном тексте.

28

Словари.

Извлекают необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов. Записывают примеры словарных статей.

29

Повторение. Проверочная работа по теме «Лексика»

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют  задания по теме раздела. Определяют заимствованные слова в тексте. Пишут диктант. Указывают признаки научного стиля в тексте.

                                                               Фразеология. Культура речи.  4  ч

30

Фразеологизмы

Осознают основные понятия фразеологии. Различают свободные сочетания слов и фразеологизмы. Находят фразеологизмы в текстах упражнений и в толковом словаре и составляют  с ними предложения. Работают с иллюстрациями, определяя, какие фразеологизмы зашифрованы  в них. Подбирают к словам синонимы-фразеологизмы.

31

Источники фразеологизмов

Осознают источники появления некоторых фразеологизмов. Составляют предложения с фразеологизмами. Готовят сообщение о происхождении некоторых фразеологизмов.

32

Р.Р. Составление сообщения о возникновении фразеологизма

Осуществляют анализ готового материала,  извлекают информацию о происхождении фразеологизма, создают собственные  тексты в устной и письменной форме с использованием собранного материала.

33

Повторение. Проверочная работа по теме «Фразеология»

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют проверочную работу по теме раздела. Пишут контрольный словарный диктант. Определяют фразеологизмы по рисункам. Заменяют свободные сочетания слов фразеологизмами.

                                            Словообразование.   Орфография.  Культура речи 35 ч.

34

35

   36

Морфемика и словообразование.

Активизируют знания об  основных понятиях морфемики и словообразования. Выделяют основы, окончания, корни, суффиксы и приставки в словах. Группируют однокоренные слова. Составляют небольшие тексты на заданные темы. Составляют словосочетания с данными словами. Работают с текстом. Заполняют таблицу видов орфограмм.

37

Описание помещения

Характеризуют тексты, содержащие описания помещений.

Находят в художественных текстах элементы описания помещений.

38

39

   40

Основные  способы образования слов в русском языке

Анализируют слово с точки зрения способа его образования; различают способы образования слов; оценивают основные выразительные средства словообразования; устанавливают смысловую и структурную связь однокоренных слов.

Определяют, от чего и с помощью чего образованы данные в учебнике слова; составляют цепочки однокоренных слов.

41

42

Этимология слов

Определяют происхождение слов по этимологическому словарю. Готовят  устное выступление на тему истории того или иного слова. Анализируют стихотворение с точки зрения состава и способа образования слов.

43

Р.Р.Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

Систематизируют материалы для написания сочинения и составляют сложный план сочинения.  Пишут сочинение-описание помещения(по выбору), используя составленный план и собранные материалы.

44

Р.Р. Написание сочинения-описания

45

46

Буквы а и о в корне  -кас-- -кос-

Усваивают правило написания букв а и о в корне –кас--- кос-. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Определяют разные значения слов с корнем –кас---кос-

47

   48

   49

Буквы а и  о в корне –гар---гор-

Усваивают правило написания букв а и о в корне –гор--- гар-. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют словосочетания с глаголами с изучаемым чередованием в корне. Образуют от слов с изучаемым чередованием однокоренные приставочным способом.

50

51

Буквы а и о в корне  -зар-- -зор-

Усваивают правило написания букв а и о в корне –зор--- зар-. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Анализируют и составляют таблицу. Объясняют орфограммы в стихотворениях. Составляют рассказ по рисункам.

52

53

Буквы ы и и после приставок.

Усваивают правило написания букв ы и и после приставок.  Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом, объясняют условия употребления буквы ы или и. Образовывают от слов однокоренные приставочным способом.

54

   55

   56

   57

Гласные в приставках пре- и при-

Усваивают правило написания  гласных  в  приставках пре- и при-. Анализируют таблицу. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.  Определяют способы образования слов. Отрабатывают навыки работы со словарем. Анализируют тексты, объясняют условия выбора орфограмм в них. Пишут выборочное изложение по произведениям художественной литературы.  Пишут словарный диктант.

58

Контрольный диктант по теме «Словообразование. Орфография»

Пишут диктант, выполняют грамматическое задание

59

Работа над ошибками

Работают над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

60

61

Соединительные о и е в сложных словах

Усваивают понятие сложного слова и правило написания соединительных о и е в сложных словах. Образуют сложные слова от данных в упражнении слов. Объясняют условия выбора орфограмм в сложных словах.

62

63

Сложносокращенные слова

Усваивают понятие сложносокращенного слова. Образуют сложносокращенные слова и определяют, как образованы данные в упражнениях сложносокращенные слова. Анализируют рисунки. Пишут диктант.

64

Р.Р.Сочинение-описание по картине Т.Яблонской «Утро»

Пишут сочинение по картине. Определяют тему и  основную  мысль сочинения. Преобразовывают визуальную информацию в текстовую, выражая свое отношение к изображенному на картине. Используют композиционные элементы текста-описания. Создают текст-описание.

65

66

Морфемный и словообразовательный разбор слова

Выделяют значимые части слова и способ его образования. Выполняют письменный морфемный и словообразовательный разбор слов. Заполняют таблицу. Определяют исходное слово в словообразовательной цепочке.

67

Повторение по теме «Словообразование. Орфография»

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.

Записывают сложный план сообщения о составе слова и способах словообразования. Приводят примеры образования слов. Составляют и заполняют таблицы. Анализируют текст.

68

Проверочная работа по теме «Словообразование. Орфография»

Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе, выполняют тестовые задания.

                                              Морфология.   Орфография.   Культура речи.

                                                   Имя существительное    25 часов

69

 

70

Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное как часть речи

Активизируют знания об имени существительном как о части речи. Характеризуют морфологические признаки имени существительного и его синтаксическую роль. Выделяют имена собственные в текстах. Пишут письмо товарищу. Анализируют и заполняют таблицы. Объясняют правописание окончаний существительных. Склоняют существительные по падежам. Определяют способы образования существительных. Пишут диктант.

71

Р.Р.Составление письма другу.

Составляют письмо-благодарность с использованием ключевых слов и словосочетаний.

72

73

Разносклоняемые имена существительные

Распознают разносклоняемые имена существительные.  Заполняют и озаглавливают таблицу. Склоняют по падежам разносклоняемые имена существительные, составляют с ними словосочетания. Пишут диктант.

74

Буква е в суффиксе- ен- существительных

Усваивают  правило написания буквы  е в суффиксе-ен  существительных на –мя.

75

Р.Р. Составление устного публичного выступления о происхождении имен.

Составляют устное публичное выступление в соответствии с темой и целью.

76

77

Несклоняемые имена существительные

Распознают несклоняемые имена существительные. Составляют словосочетания с несклоняемыми  именами существительными, ставя их в разных падежах.

78

79

Род несклоняемых  имен существительных

Определяют род несклоняемых имен существительных. Составляют словосочетаниями и предложения с несколькими именами существительными. Записываю текст, по аналогии с текстом устно описывают свой родной край.

80

Имена существительные общего рода

Распознают имена существительные общего рода. Составляют предложения с именами существительными общего рода и согласуют их с другими частями речи. Пишут диктант.

81

Морфологический разбор имени существительного

Характеризуют имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный  и  письменный разбор имен существительных. Анализируют текст. Подбирают примеры существительных, обозначающих состояние человека .

82

Р.Р.Сочинение-описание по личным впечатлениям.

Пишут сочинение. Определяют тему и  основную  мысль сочинения. Используют композиционные элементы текста-описания. Создают текст-описание по личным впечатлениям.

83

84

Не с существительными

Усваивают правило написания не с существительными . Различают не –приставку, не – часть корня и не –отрицательную частицу. Списывают текст упражнений ,обозначая условия выбора орфограмм и расставляя знаки препинания.

85

   86

Буквы ч и щ в суффиксе существительных –чик  (-щик)

Усваивают правило написания букв ч и щ в суффиксе существительных –чик (-щик). Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом ;обозначают условия выбора орфограмм. Узнают слова по толкованию их лексического значения. Пишут диктант.

  87

     88

Гласные в суффиксах существительных –ек и -ик

Усваивают правило написания гласных в суффиксах существительных –ек и –ик . Выполняют упражнения , руководствуясь усвоенным правилом. Заменяя слова однокоренными с уменьшительно -ласкательными суффиксами.

89

90

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных

Усваивают правил написания гласных о и е осле шипящих в суффиксах существительных . Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом ;обозначают условия выбора орфограмм .Определяют значение суффиксов в словах. Письменно объясняют способы образования слов. Пишут словарный  диктант .

91

Повторение по теме «Имя существительное»

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов ,правописания которых изучалось в разделе .Составив сложный план ,делают устное сообщение об имени существительном. Составляют  и заполняют таблицы. Характеризуются имена существительные. Анализируют стихотворный текст.  Определяют основную мысль, тему текста и ключевые слова .

92

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Пишут диктант, выполняют грамматическое задание

93

Работа над ошибками

Работают над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

                                                                 Морфология. Орфография. Культура речи.

                                                                   Имя прилагательное       25  часов

94

95

Имя прилагательное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.

Активизируют знания об имени прилагательном как о части речи. Характеризуют морфологические признаки имени прилагательного и его синтаксическую роль. Работают с иллюстрацией, характеризуют предметы, изображенные на ней. Составляет словосочетания с именами прилагательными. Анализируют текст, выделяя основную мысль. Обозначает изучение орфограммы, относящиеся к имени  прилагательному. Заполняют таблицу.

96

Р.Р.Описание природы

Характеризуют тексты, содержащие описание природы.

Определяют основную мысль, структуру описания природы; языковые  средства, используемые  в описание.  Создают собственное описание природы.(упр329)

97

98

99

Степени сравнения имен прилагательных

  Правильно образовывают сравнительную и превосходную степени сравнения имён прилагательных.

Выделяют имена прилагательные в разных степенях сравнения как члены предложения. Выделяют морфемы в именах прилагательных в степенях сравнения. Письменно сравнивают различные объекты

100

Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные

Характеризуют имена прилагательные по значению. Распознают качественные имена прилагательные.

Продолжают текст по данному началу. Используя сложные прилагательные. Пишут сочинение – описание природы, предварительно составив план.(через домашнее задание)

101

Относительные прилагательные

 Распознают относительные имена прилагательные.

Анализируют данные в учебнике относительные имена прилагательные, обозначающие разные признаки предмета. Озаглавливают   текст и выделяют в них основную мысль.

102

Р.Р.Выборочное изложение «Возвращение Владимира в отчий дом»

Пишут выборочное изложение по произведению художественной литературы. Выделяют по опорным словам в частях исходного текста подтему. Воспроизводят одну из подтем прочитанного текста повести А.С.Пушкина «Дубровский» в форме  связного текста.(упр377)

103

Притяжательные прилагательные

Распознают притяжательные имена прилагательные. Анализируют и списывают текст. Обозначают условия выбора букв ъ или ь  в именах прилагательных.

104

Морфологический разбор имени прилагательного

Характеризуют имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имен прилагательных. Анализируют текст и характеризуют отдельные слова текста. Подбирают синонимы к прилагательным. Выписывают прилагательные из отрывка произведения художественной литературы, изучаемого в 6 классе.

105

106

Не с прилагательными

Усваивают правило написания не с прилагательными. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Различают не- приставку, не- часть корня и не-  отрицательную частицу. Пишут диктант.

107

108

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

Усваивают правило написания букв о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Устно описывают картину.

109

Р.Р.Сочинение-описание природы по картине  Н.П.Крымова «Зимний вечер»

Определяют тему и  основную  мысль сочинения. Преобразовывают визуальную информацию в текстовую, выражая свое отношение к изображенному на картине. Используют композиционные элементы текста-описания  природы, особенности описания предметов , находящихся вдали и вблизи, пейзажа. Создают текст-описание

110

111

   112

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

Усваивают правило написания  одной  и двух букв н в суффиксах прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Подбирают к приведенным в учебнике существительным однокоренные прилагательные с изучаемой орфограммой. Образуют от полных имен прилагательных краткие. Анализируют и исправляют таблицу. Устно описывают предмет.

113

114

Различение на письме суффиксов прилагательных  -к- и –ск-.

Усваивают правило написания суффиксов прилагательных  -к- и –ск-. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заполняют таблицу. Пишут диктант.

115

116

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

Усваивают правило дефисного  и слитного написания сложных прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Образуют сложные имена прилагательные от данных в учебнике слов. Анализируют текст отрывков из произведения художественной литературы.

117

Повторение по теме « Имя прилагательное»

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Составляют и заполняют таблицы. Анализируют тексты и отдельные слова текстов. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе

118

Р.Р. Публичное выступление о произведениях народного промысла.

 Составление устного публичного выступления о произведениях народного промысла. Извлекают информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета. Используя рабочие материалы, составляют небольшой текст на заданную тему и готовят на его основе устное публичное  выступление.Упр392

Имя числительное 18 часов.

119

120

Имя числительное как часть речи.

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имени числительного. Распознают количественные и порядковые числительные при выполнении упражнений. Составляют предложения с числительными. Отрабатывают навыки правильного произношения числительных, записанных цифрами. Составляют и пишут расписку.

121

Простые и составные числительные

Распознают простые и составные числительные. Различают сочетания слов, указывающие на точное и приблизительное количество предметов. Анализируют числительные в тексте.

122

123

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

Усваивают правило написания слов с мягким знаком на конце и в середине числительных. Выполняют упражнения,  руководствуясь усвоенным правилом. Делят слова на группы согласно виду орфограммы. Определяют стиль текста, списывают его, заменяя цифры словами.

124

125

Порядковые числительные.

Распознают порядковые числительные. Составляют словосочетания и предложения с порядковыми числительными. Анализируют примеры объявлений. Составляют и записываю своё объявление. Записывают слова  на тему «Спортивная гимнастика» и составляют с ними сложные предложения.

126

Разряды количественных числительных

Определяют разряды количественных числительных. Заполняют таблицу. Доказывают, что предложения, приведенные в упражнении, составляют текст.

 127

 

128

 

129

Числительные, обозначающие целые числа.

Правильно изменяют по падежам числительные, обозначающие целые числа. Обозначают падежи числительных в упражнениях. Заменяют цифры словами в упражнениях.

Пишут выборочное изложение по произведению художественной литературы.

130

Дробные числительные

Распознают дробные  числительные. Записывают словами арифметические примеры. Пишут диктант.

131

Р.Р. Юмористический рассказ по рисунку

Составление юмористического рассказа по рисунку. Преобразовывают визуальную информацию в текстовую, создают юмористический рассказ, используя композиционные элементы текста-повествования. Упр419

132

Собирательные числительные

Распознают собирательные числительные. Составляют словосочетания и предложения с собирательными числительными. Анализируют рисунки и составляют и составляют по ним предложения. Заменяют цифры в предложениях собирательными числительными. Пишут диктант.

133

Морфологический разбор имени числительного

Характеризуют имя числительное по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имен числительных. Составляют предложения по рисункам. Определяют основную мысль текста, заменяют числительные цифрами и списывают один из абзацев.

134

Повторение по теме « Имя числительное»

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют и записывают сложный план сообщения об имени числительном как части речи. Определяют стиль текста, списывают его, заменяя числа словами.

135

Р.Р.Публичное выступление на тему « Берегите природу!»

Готовят устное выступление перед классом на тему «Берегите природу». Извлекают информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета. Используя рабочие материалы, составляют небольшой текст на заданную тему и готовят на его основе устное публичное  выступление, включающее цифровые материалы. Упр432

136

Контрольный диктант по теме «Имя числительное »

Пишут диктант, выполняют грамматическое задание

Местоимение 26 часа

137

Местоимение как часть речи.

Характеризуют местоимение как часть речи. Списывают предложения, вставляя местоимения. Подчеркивают местоимения как члены предложения. Отмечают недочеты в употреблении местоимений.

138

139

Личные местоимения

Распознают личные местоимения. Склоняют личные местоимения по падежам. Составляют словосочетания с личными местоимениями. Заменяют в предложениях имена существительные местоимениями. Отмечают ошибки в употреблении местоимений. Пишут диктант.

140

Возвратное местоимение себя

Распознают возвратное местоимение себя. Определяют падеж возвратного местоимения в текстах. Заменяют выделенные в тексте слова фразеологизмами с местоимением себя. Устраняют  недочеты в употреблении местоимений.

141

Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам от 1 лица « Как я однажды помогал маме»

Пишут рассказ от 1-го лица по рисункам. Преобразовывают визуальную информацию в текстовую, создают  текст-повествование от 1 лица, с включением элементов описания места и диалога.

142

143

144

Вопросительные и относительные местоимения.

Распознают  вопросительные и относительные местоимения. Склоняют вопросительные и относительные местоимения по падежам. Вставляют пропущенные местоимения в предложения. Составляют предложения с местоимениями. Находят морфологические ошибки в образовании форм глаголов и местоимений. Анализируют текст

145

146

147

Неопределенные местоимения.

Распознают  неопределенные местоимения. Анализируют таблицу. Составляют предложения с  неопределенными местоимениями, вставляют пропущенные местоимения в текст. Определяют способы образования неопределенных местоимений. Подбирают однокоренные слова к словам с непроверяемыми орфограммами.

148

149

150

 Отрицательные местоимения

Распознают  отрицательные местоимения. Определяют способ образования отрицательных местоимений. Составляют словосочетания  и предложения с отрицательными местоимениями. Обозначают условия выбора  не и ни  и слитного и раздельного написания в отрицательных местоимениях. Пишут диктант.

151

152

Притяжательные местоимения

Распознают притяжательные местоимения. Склоняют притяжательные местоимения по падежам, определяют их разряд. Заменяют существительные местоимения в предложениях. Устраняют недочёты в употреблении отрицательных местоимений. Сравнивают тексты писем. Пишут диктант.

153

Р.Р.Рассуждение. Сочинение-рассуждение

Пишут сочинение- рассуждение на заданную тему ( по упр.480-481), предварительно составив план. Выделяют в сочинении местоимения.

154

Указательные местоимения

Распознают указательные местоимения.

Определяют падеж указательных местоимений, склоняют их по падежам. Анализируют текст, выписывают из него словосочетания с местоимениями. Анализируют разные планы текста. Составляют на основе простого плана сложный.

155

Определительные местоимения

Р.Р.Сочинение на тему «Рассказ старого учебника»

Распознают определительные местоимения.

Определяют синтаксическую роль определительных местоимений в предложениях. Анализируют таблицу. Склоняют словосочетания с определительными местоимениями.

Пишут сочинение на заданную тему.(через д/задание)

156

157

Местоимения и другие части речи

Выделяют местоимения по признаку сходства с другими частями речи. Заполняют таблицу. Анализируют пословицы, содержащие местоимения.

158

Морфологический разбор местоимения

Характеризуют местоимение по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор местоимения

159

Р.Р.Сочинение по картине Е.В.Сыромятнико-

вой  «Первые зрители»

Пишут сочинение ( рассуждение или описание) по картине. Определяют тему и  основную  мысль сочинения. Преобразовывают визуальную информацию в текстовую, выражая свое отношение к изображенному на картине. Используют композиционные элементы текста-описания  , особенности описания предметов , находящихся вдали и вблизи.. Создают текст-описание

160

Повторение по теме «Местоимение»

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют сложный план сообщение о местоимении как части речи, готовят сообщение. Заполняют таблицы. Выписывают местоимения из художественного текста. Озаглавливают и анализируют текст- рассуждение.

161

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

Пишут диктант, выполняют грамматическое задание

162

Работа над ошибками

Работают над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

                                         ГЛАГОЛ       36 часов  

163

164

165

Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе

Активизируют знания о глаголе как части речи. Характеризуют морфологические признаки глагола и его  синтаксическую роль. Определяют вид, форму, спряжение глаголов при выполнении упражнений. Объясняют условия выбора гласных в корнях и окончаниях глаголов. Анализируют роль глаголов в текстах. Подбирают однокоренные глаголы к словам. Обозначают способы  образования глаголов.

166

Р.Р.Сочинение-рассказ по сюжетным  рисункам «Степа дрова колет» с включением части готового текста.

Преобразовывают визуальную информацию в текстовую, выражая свое отношение  к изображенному, используя композиционные элементы сочинения-рассказа.. Пишут сочинение- рассказ с включением готовой части текста.

  167

  168

  169

Разноспрягаемые глаголы

Распознают разноспрягаемые глаголы. Указывают время, лицо, число разноспрягаемых глаголов в предложениях. Спрягают изучаемые глаголы. Анализируют таблицы. Составляют и записывают диалог на заданную тему. Анализируют значения слов.

170

171

172

Глаголы переходные и непереходные

Распознают переходные и непереходные глаголы. Составляют и анализируют словосочетания с переходными и непереходными глаголами. Составляют схемы предложений. Отмечают ошибки в употреблении глаголов. Записывают слова на тему « Стройка» и составляют с ними предложения. Пишут диктант.

173

174

175

Наклонения глаголов. Изъявительные наклонение

Определяют наклонение глаголов. Распознают глаголы в изъявительном наклонении. Указывают вид и время глаголов в изъявительном наклонении.  Анализируют текст и выписывают из него глаголы, распределяют их по именам.

176

Р.Р.Изложение по упр.542

Пишут изложение на заданную тему. Составляют план.

177

Р.Р.Написание изложения

178

179

Условное наклонение

Распознают глаголы в условном наклонении. Определяют способ образования условного наклонения. Анализируют тексты и характеризуют глаголы в текстах. Составляют текст на заданную тему и выделяют в тексте глаголы в условном наклонении.

180

181

182

Повелительное наклонение

Распознают глаголы в повелительном наклонении. Анализируют таблицу, демонстрируют способы образования повелительного наклонения. Обозначают основу, суффиксы и окончание в глаголах в повелительном наклонении. Составляют предложения с глаголами. Определяют вид, время, наклонение глаголов. Пишут призывы к празднику, используя глаголы в повелительном наклонении.

183

Р.Р.Рассказ по сюжетным рисункам

Пишут рассказ по рисункам. Преобразовывают визуальную информацию в текстовую, выражая свое отношение  к изображенному, используя композиционные элементы сочинения-рассказа.. Пишут сочинение- рассказ

184

185

186

Употребление наклонений

Правильно употребляют наклонения в речи. Выражают просьбу, используя разные наклонения. Анализируют стихотворение. Заменяют в тексте глаголы в неопределенной форме глаголами в форме повелительного наклонения. Обозначают вид и наклонение глаголов в текстах. Изменяют наклонения глаголов Составляют связный текст на заданную тему. Составляют рецепт.

Пишут диктант

187

188

Безличные глаголы

Распознают безличные глаголы. Употребляют безличные глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Составляют предложения с безличными глаголами.

189

190

Морфологический разбор глагола

Характеризуют глагол по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор глаголов.

191

Р.Р.Рассказ на основе услышанного

Анализируют вступление и заключительную часть рассказа на основе услышанного. Пишут сочинение на основе услышанного от старших рассказа.

192

Р.Р.Написание рассказа

193

194

Правописание гласных в суффиксах глаголов

Усваивают правило написания гласных в суффиксах глаголов. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Образуют от глаголов разные формы времени, лица и наклонения. Составляют словосочетания с глаголами. Устно пересказывают текст от 3-его лица.

195

196

Повторение

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют сложный план сообщения о глаголе как части речи, готовят сообщение. Распознают глаголы в разных формах и наклонениях в упражнениях. Называют виды орфограмм в стихотворении. Составляют и заполняют таблицы.

197

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Пишут диктант.

198

Работа над ошибками

Работают над ошибками, допущенными в контрольном диктанте

Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах. 12 часов

199

Разделы науки о языке

Систематизируют знания о разделах науки о языке.

Заполняют таблицу. Составляют и записывают сложный план устного сообщения на тему «Разделы науки о языке».

200

201

Орфография

Повторяют содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Обозначают условия выбора орфограмм в упражнениях. Составляют и заполняют таблицы. Группируют слова по видам орфограмм. Записывают примеры заданных орфограмм.

202

Пунктуация

Повторяют содержание изученных пунктуационных правил.

Расставляют знаки препинания в текстах упражнений.

203

Р.Р.Сочинение на тему по выбору

Пишут сочинения на заданную тему. Выбирают тему сочинения,  определяют его основную мысль, собирают  систематизируют материал к сочинению с учетом темы, составляют сложный план, осуществляют отбор языковых средств. Создают собственный текст

204

Р.Р.Написание сочинения

205

Лексика и фразеология

Систематизируют знания о лексикологии и фразеологии как разделах науки о языке.

Характеризуют устаревшие слова в отрывке из произведения художественной литературы. Определяют стиль и основную мысль текста, выписываю слова с орфограммами.

206

207

Словообразование

Систематизируют знания о словообразовании к разделе науки о языке. Подбирают к словам формы и однокоренные слова. Обозначают состав слов и способ их образования.

208

Морфология

Систематизируют знания о морфологии как разделе науки о языке. Указывают падежи именных частей речи. Читают текст, выписывают примеры числительных. Подбирают синоним к одному из слов текста.

209

Итоговый контрольный диктант

Пишут диктант, выполняют грамматическое задание

210

Синтаксис

Систематизируют знания о синтаксисе как разделе науки о языке. Списывают текст, определяют его основную мысль, выделяют однородные члены и основы предложений. Определяют значение выделенного в тексте слова.

Планируемые образовательные результаты учащихся

Личностные результаты

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

• владение разными видами чтения;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

• владение разными видами монолога (и диалога;

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

•  способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Лист внесения изменений

         

 

Приложение .

Контрольно- оценочные средства

Контрольные диктанты и проверочные работы к рабочей программе по русскому языку    6 класс.

Контрольный диктант по теме «Повторение»

Н.Н.Соловьева   «Русский язык . 6 класс. Диктанты и изложения.»  М.Просвещение, 2014

 Стр.9   «Осень пришла»

                 

 Проверочная работа по теме «Лексика»

Н.Н.  Соловьева «Русский язык . 6 класс. Диктанты и изложения.»  М.Просвещение, 2014

 стр.29      Диктант .

        Огнестрельное оружие потому так называется, что в незапамятные времена действительно всё началось с огненных стрел. Слово «стрелять» пошло от той огненной стрелы, которую с горящей паклей на наконечнике запускали враги в город при его осаде.

        Первый на свете выстрел прогремел почти тысячу лет тому назад из пушки, которую арабы называли модфа. Это железная труба на подставке. Стреляли из модфы небольшими ядрышками величиной с орех.

        Пушку, у которой не было колес, называли бомбардой. Ей шестьсот лет. Её возили на телеге. Остальные пушки моложе.  Наша царь-пушка  была по тем временам самая большая. В Кремле рядом с ней  лежат пирамидкой громадные чугунные ядра. Но если вы думаете, что ими Царь-пушка стреляла, то точно попадете впросак!  Она должна была палить  мелкими ядрышками, однако вести огонь великанше ни разу не пришлось. Вот бы так всем пушкам на свете!

        Лексическое задание.

А. 1.подчеркните устаревшие слова

     2.из 1-го абзаца выпишите 1-2 слова, к которым можно подобрать синонимы, запишите синонимы к данным словам.

В.1. выпишите 2-3 примера общеупотребительных заимствованных слов;

    2.из 2-го абзаца выпишите многозначные слова, приведите примеры переносного употребления данных слов.

  • Укажите признаки научного стиля в тексте.

Проверочная работа по теме «Фразеология.»

Г.А.Богданова «Уроки русского языка в  6 классе.»  М.Просвещение, 2017     Стр.39

1.Контрольный словарный диктант

Печатать, долина, акваланг, декорация, манера, маринист, узнавать, террариум, этимология, абонемент, иллюстрация, экземпляр, библиотека, благоговеть, ровесник, преподавать, терраса, стеллаж, брошюра, каталог, сверстник, впечатление, манжет. 

  2. Используя толковый словарь, дать толкование слов:

Аккорд                                              гаммы

3.Выпишите из словаря по одному слову

Заимствованное                                    диалектное

Устаревшее                                            профессиональное

4.Определите слово по лексическому значению

Цвет фиалки и сирени   -

Заранее намеченный путь следования -

Очень большой  -

Знаки для обозначения звуков   -

Слова употребляемые жителями одной местности  -

5.Замени фразеологизмы синонимами 

Задирать нос, спустя рукава                                 водить занос, засучив рукава

С одним из них составьте и запишите предложение

6.Спишите, заменив отдельные слова фразеологическими оборотами.

Петя работал плохо. Дома он тоже ничего не делал. За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, Петя печально шел домой. Надо было усердно приниматься за работу.

7.Выпишите слова, употребленные в переносном значении.

Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте.

8. Выпишите синонимы из предложений.

Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски, чувство бесконечной жалости охватывало его маленькое сердце.

9.Составьте два предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом –в переносном.

           Язык                                                  хрустальный

10.В толковом словаре учебника найдите и выпишите однозначное слово, многозначное слово, омоним и фразеологизм.

Контрольный диктант по теме «Словообразование. Орфография»

Н.Н.Соловьева «Русский язык . 6 класс. Диктанты и изложения.»  М. Просвещение, 2014

 Стр.45

Отдых в Подмосковье.

          Когда маленький речной трамвайчик пристроился к пристани, мы первыми выбежали на берег и замерли от восхищения. И для этого был повод. Мы увидели, как до самого  горизонта простирается равнина с сочной высокой травой, а вдали темнеет лес.

         Воспоминание об этом  лете я сохранил на всю жизнь. Я никогда  не променяю отдых на  берегу Оки, например, на отдых в южных районах, где роскошная природа и яркое солнце. Ведь в средней полосе можно не только плавать и загорать, но и совершать дальние прогулки по окрестностям. Так я обычно и поступаю. Как только солнце  выглянет из-за горизонта  и его первые лучи озарят землю, я отправляюсь или в лес за грибами и ягодами, или на рыбалку, или в дальнее село знакомиться с местными промыслами.

        Советую и вам последовать моему примеру.

Грамматическое задание:

В.1. Выпишите из текста слова с непроизносимой согласной , подберите к ним по 2-3 однокоренных слова и выделите корень

2. Выпишите из текста  слова с чередующейся гласной в корне, выбор которой зависит от суффикса, разберите их по составу и выполните словообразовательный разбор  одного из данных слов.

С. 1. Выпишите из текста  слова с чередующейся гласной в корне, выбор которой зависит от ударения,  разберите их по составу и выполните словообразовательный разбор одного из них.

2. Выпишите  слово  из шести слогов с чередующейся гласной в корне. Написание которой относится к историческим и не регулируется правилом, и подберите к нему 2-3 однокоренных слова.

Проверочная работа по теме   «Словообразование. Орфография»

Н.Н.Соловьева «Русский язык . 6 класс. Диктанты и изложения.»  М.Просвещение, 2014

 Стр.49

Диктант (из слов, изученных в разделе)

Богатырь, орнамент, прийти, предмет, природа, препятствие, премьера, великолепный, телеграмма, состязание, корреспондент, генерал, лейтенант, салфетка, бахрома, квартира,  эмблема, командир, карниз , поражение, приключение, прилежный, предмет, приобрести, презирать, преодолеть.                                        

 Тестовые задания

1.Охарактеризуйте гласные  в корне слова

В

С

положить

пробираться

поднимать

мозоль

престиж

обтесать

волосатый

потерять

расстелить

блистать

Выберите ответ:   проверяемый гласный , непроверяемый гласный, чередующийся

2.Определите способ словообразования

В

С

ближневосточный  

раскарусель

оберточный

дедобабандия

засахариться

ловительство

развал

напервиться

знаменосец

комгусь

Выберите ответ: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, сложение с суффиксацией, сложение с сокращением, бессуффиксный способ

3.В какой паре слов при выделении корня допущена ошибка?

В

С

Медвежонок-медвежата

ребенок-ребята

Стереть-постирать

нестерпимый- стерпеть

Строитель-строительство

бродить-брожение

Махать- машет

подсластить-подслащенный

Кружок-круговой

пригарь-пригореть

4.В каких словах  выделенные части слова имеют разное значение?

В

С

Крупинка-песчинка      

старец- хитрец

эстонец-молодец         

малинка-картинка

поиграть- посмотреть      

подлететь-подсмотреть

учитель- сеятель   

горошина-жемчужина

выпрыгнуть-выскочить

кругового-делового

5.В каком ряду в словах пропущена одна и та же буква?

В

С

В…львет,  сл…паться, пар…кмахер

Ц..лина, марц…пан, панц…рь

Под…ячий,   трёх…этажка,  раз…ём

земл…пользование, пут…шествие, тр..угольник

Ц…вилизация,  порц…я,    ц…корий

камень пр…ткновения,   пр…людия, пр…ёмник

Диктант по теме «Имя  существительное» (из слов, изученных в разделе)

Академия, агрессия ,сессия,, договорённость, намерение, добыча, троллейбус, вестибюль, депо, плато, кафе, жалюзи, шимпанзе, тире, реле, фанера, насмехаться,  арматура, конструктор, барабанщик, пузыречек,  бетон,   палисадник,  учреждение  

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Н.Н.Соловьева «Русский язык . 6 класс. Диктанты и изложения.»  М.Просвещение, 2014

 Стр.61

      Для того, чтобы приготовить овощную запеканку со свининой  и сыром, мы возьмём картофель, морковь и брокколи, нарежем их кружочками и немного проварим. Не забудем добавить в воду соли и зелёный лучок, который предварительно измельчим.

        Затем откинем овощи на дуршлаг и дадим воде стечь. В эту массу добавим петрушку.

        А теперь мы разогреем духовку. Пока она прогревается, мы жарим в растительном масле мясо, которое посолим, поперчим, нарежем ломтиками.

        Когда все будет готово, выложим мясо и овощи слоями в форму.  Польём запеканку  смесью молока, муки,  сливочного масла и тертого сыра и поставим запекать.

        Времени на приготовление уйдет немного. Готовится такое кушанье почти часик.  Но получается вкусно, и это не блюдо, а целый ужин, которым можно накормить  семью из четырёх человек.

Грамматическое задание:

В) 1. подчеркните 3-5 существительных 2-го склонения в соответствии с их синтаксической ролью

2.выпишите существительное с орфограммой «Гласные о и е  после шипящих в суффиксах существительных» и выполните его морфологический разбор

С)1. подчеркните все  существительные  3-го склонения в соответствии с их синтаксической ролью;

2. выпишите несклоняемое существительное и выполните его морфологический разбор

Диктант по теме «Имя прилагательное» (из слов, изученных в разделе)

Физиономия, талант, юный,, свиной, румяный, ветреный, гостиная, январский, берцовая кость, дворцовая площадь, деревянные костыли, берестяная грамота, масляные краски, тунгусский метеорит, матросская бескозырка, греческие маслины, соломенное чучело, пражские соборы.

Контрольный   диктант по теме «Имя  прилагательное»  

Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 6 классе» М., Просвещение,2017 стр.100    

Диктант по теме «Имя числительное » (из слов, изученных в разделе)

Эвкалипт, одиннадцать, миллион, миллиард, центнер, гектар, девяносто, двести, триста, четыреста, штукатур, штукатурить, трехтонный, семилетка, пятиэтажка, двухметровый, десяток.

 Контрольный диктант по теме «Имя числительное»

Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 6 классе» М., Просвещение,2017 стр.141    

Грамматическое задание:

1) Подчеркните имена числительные  вместе с существительными, к которым они относятся, как члены предложения;

 2)выполните морфологический разбор одного из этих числительных;

Диктант по теме «Местоимение » (из слов, изученных в разделе)

Сирень, заглавие, подзаголовок, инструмент, типография, биография, гулять в её пальто, в его произведении, их знакомый, из того результата, кто-нибудь из друзей, нет ни у кого, вспоминать часто о них, не отказывать себе ни в чем.

Контрольный диктант по теме «Местоимение»  

Н.Н.Соловьева «Русский язык . 6 класс. Диктанты и изложения.»  М.Просвещение, 2014

 Стр.112

          У меня всю жизнь часто возникали в голове всякие трудно осуществимые желания и фантазии.

         Одно время я, например, мечтал изобрести такой аппарат, с помощью которого можно было бы у любого человека на расстоянии отключить голос. По моим расчётам, этот аппарат должен был действовать так. Предположим, что сегодня на уроке учитель рассказывает нам о чём-нибудь неинтересном и тем самым мешает мне думать о чём-нибудь интересном. Я щелкаю в кармане выключателем тихофона, и голос учителя исчезает. У кого такого аппарата нет,  те продолжают слушать, а я в тишине спокойно занимаюсь своим делом.

        Другой пример. Я вхожу утром в класс. Зинка Фокина налетает на меня и тут же начинает читать мне нотацию. Я спокойно щёлкаю в кармане рычажком и выключаю голос Фокиной на целый день.

        Мне очень хотелось изобрести такой аппарат, но дальше названия у меня почему-то дело не пошло. Может быть, потому что я все же не так сильно хотел осуществить то, что задумал?

 Грамматическое задание:

А.1) выпишите неопределенное местоимение и выполните морфологический разбор.                    

  2) выпишите прилагательные с приставками-не и объясните в скобках его написание.                          

В1) выпишите одно из определительных местоимений и выполните его морфологический разбор.                                                                                            

 2) выпишите слова с удвоенной согласной и графически или в скобках объясните их написание.

С 1) выпишите относительное местоимение выполните его морфологический разбор.

2) выпишите слова с приставками З\С и объясните графически их написание.

 

Диктант по теме «Глагол » (из слов, изученных в разделе)

Поскользнуться, неистовствовать, ненавидеть, негодовать, недоумевать, маляр, штукатур, конвейер,   почтальон, сельдерей, салат, фасоль, зарябило, ветерок холодит, поздно темнеет, что-то меня тревожит, трясет от озноба, сильно похолодало.

 Контрольный диктант по теме «Глагол»

Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 6 классе» М., Просвещение,2017 стр.128    

Итоговый контрольный диктант.

Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 6 классе» М., Просвещение,2017 стр.172 (1 вариант)    

Словарные диктанты  по темам и  рабочие диктанты для уроков взяты из сборника:  Н.Н.Соловьева «Русский язык . 6 класс. Диктанты и изложения.»  М.Просвещение, 2014

Тексты изложений .  

Сжатое изложение  к уроку 23

Собиратель русских слов.

     Владимир Иванович Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. Он получил образование морского офицера, затем врача, был известен и как автор множества сказок, рассказов, очерков. Его литературный талант высоко ценил Александр Сергеевич Пушкин. Но делом всей его жизни стало собирание русских слов. Даль не был языковедом по образованию, он стал им по призванию.

      Владимир Иванович поставил перед собой цель собрать и записать все русские слова. В военном походе, в госпитале, в служебной поездке записывал он слова, пословицы, поговорки, загадки. Он любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.

       Работу по собиранию и записи слов он начал ещё юношей и продолжал до самой смерти. За неделю до смерти больной Даль поручает дочери внести в словарь четыре новых слова, которые слышал от прислуги.

        Делом всей жизни Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка». В него Даль включил 200 тысячи слов 30 тысяч пословиц, которые приводятся в качестве иллюстрации для пояснения значений слов.

      Более сорока лет без помощников, в одиночку* собирал, составлял Даль свой словарь. Это настоящий подвиг человека, влюбленного в русский язык.

     

 *Слово в одиночку нужно записать на доске.

 

Отрывки из художественных произведений.

                                        К уроку № 57     Астрид Лингрен.

  Остров Веселия  был коралловым островом. С южной стороны над морем нависали отвесные скалы, и в  них  находились пещеры, которые волны на протяжении многих столетий все больше углубляли. Часть этих пещер была расположена  ниже уровня моря, и они всегда были наполнены водой. Другие пещеры были в верхней части скалы, и вот туда и ходили играть веселята. В самой большой пещере они устроили себе настоящий лагерь с большим запасом кокосовых орехов и разных  фруктов.  Но добраться до этой пещеры было делом нелёгким. Приходилось с большой осторожностью карабкаться вверх, ползти по отвесным скалам, цепляться за трещины и выступы. Одно неосторожное движение, и можно было свалиться в море. Это не предвещало ничего хорошего. Именно в этой бухте водились хищные акулы, которые очень любят лакомиться маленькими детьми. Но это не пугал местных ребятишек, которые часто ныряли за жемчугом. В большой пещере у детей был целый склад сверкающих жемчужин. Дети играли красивыми шариками и чувствовали себя счастливыми, как и все веселяне, которые населяли этот чудесный остров.

 К уроку  № 102.    Александр Пушкин. «Дубровский»

Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу, и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца.

     Через 10 минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. 12 лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. Собак было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Дворня высыпала из людских изб и окружила молодого барина шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу, и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника…..

 К уроку №129.     Новый год в Японии.

     Японские дети встречают Новый год в новой одежде- это приносит удачу. В новогоднюю ночь они прячут под подушку картинку с парусником.  На нем плывут семь покровителей счастья.

      Сто восемь ударов колокола возвещают приход Нового года- по поверью каждый звон «убивает» один из человеческих пороков. Их всего шесть. Это жадность, злость, глупость, легкомыслие, нерешительность, зависть, но у каждого порока есть восемнадцать оттенков – по ним и звонит колокол.

      В первые секунды Нового года надо засмеяться – это принесет удачу.        Чтобы счастье пришло в дом, японцы украшают входную дверь веточками бамбука, сосны и сливы, которые являются символами долголетия, верности и жизнелюбия.

          На Новый год нужно иметь грабли, чтобы было чем загребать счастье. Разукрашенные грабли из бамбука делают размером от десяти сантиметров до полутора метров.

         Чтобы задобрить божество года, японцы ставят перед домом небольшие воротца из трех бамбуковых палочек, к которым привязывают сосновые ветки. Более состоятельные люди покупают карликовую сосну, росток бамбука и маленькое деревцо сливы или персика, которое цветет.

                                     (По материалам «Энциклопедии семейных торжеств»)

Лист внесения изменений                         6 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...