Урок "Обобщение по теме "Деепричастие".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Маурер Анна Николаевна

Урок "Обобщение по теме "Деепричастие" составлен с требованиями ФГОС для 6 класса по программе М.М. Разумовской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obobshchenie_po_teme_deeprichastie.doc154 КБ
PDF icon prezentatsiya_k_uroku_.pdf1.38 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе.

Класс: 6класс

Учебник: Русский язык,  6 класс,  под ред.  М. М. Разумовской

Учебный предмет: русский язык 

Тип урока: урок общеметодологической направленности (повторительно-обобщающий урок)

Тема урока: Обобщение по теме: «Деепричастие».

Цель: закрепить правила по орфографии и пунктуации, связанные с деепричастием.

Задачи:

1. обучающая: повторить и закрепить правила по орфографии и пунктуации, связанные с   деепричастием;
2. развивающая: развивать мыслительную деятельности учащихся, орфографическую зоркость;
3. воспитывающая: воспитывать интерес к предмету, умение  работать  самостоятельно, в парах, группах.

Методы: аналитико-синтетический, частично-поисковый

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, коллективная, групповая.

Форма урока:   урок-путешествие

Приемы: наблюдение, сопоставление, слово учителя,   работа со схемами, развитие речи

Средства обучения:  компьютерная презентация, раздаточный материал, дидактический материал (иллюстрации)

        

                         

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

- Здравствуйте ребята, гости. Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте урок проведем с улыбкой. По пути в класс мне передали письмо с загадкой. Что в нём написано, интересно? Давайте прочитаем (читаю).

В царстве Морфологии,

Столице Филологии,

У Глагола и Наречия

Возникли затруднения.

Пропала особая форма глагола,

Похищена разбойниками.

Просим Вас догнать вора

Примите  участие

Спасите …(деепричастие)

- Ребята, о какой особой форме глагола идёт речь? (деепричастие)

Поможем спасти бедное деепричастие? Главная задача – быть внимательными, активными. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. 

Откройте тетради, запишите дату (Десятое марта) и вид работы (Классная работа).

Тему урока: Обобщение по теме: «Деепричастие»

 (Пояснить ученикам: «У каждого на парте лежит оценочный лист, напишите свою фамилию на них, в них вы будете ставить себе оценку за каждое задание. Под листом оценки лежат задания».) 

- Какую цель поставите  на урок? Впишите свою цель на урок в оценочный лист

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Записывают дату, вид работы и тему.

Проговаривают цель урока.

Л – личностные

Р – регулятивные

П – познавательные

К – коммуникативные

Самоопределение Целеполагание (Р, принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (7 мин.)

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие не исключение. Самая близкая её родня — Глагол и Наречие.  

—  деепричастие унаследовало признаки Глагола и Наречия. Что же конкретно есть у деепричастия от глагола и наречия? Расскажите об этих признаках, дополнив схему, помещенную на доске. На доске записано следующее:

                        Деепричастие имеет признаки

                                                   

       

                                         

(учитель фиксирует ответы на доске)

Отправляемся в путь спасать деепричастие. Первое препятствие  «Долина знаний».

ЗАДАНИЕ 1. «Долина знаний»

- Сейчас вы проверите, насколько хорошо вы знаете «биографию» деепричастия. Возьмите белые листы. Если вы согласны со мной, то ставьте плюс, если нет – минус (Я зачитываю, учащиеся ставят знак).

Вопрос

 + или -

1. Деепричастие –самостоятельная часть речи.

(-)

2. Слова: волнуясь, закрыв, улыбаясь – это деепричастия.

(+)

3. Деепричастие отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?

(-)

4. Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом.

(+)

5. НЕ с деепричастиями всегда пишется раздельно, кроме слов, которые не употребляются без НЕ.

(+)

6. Деепричастие имеет следующие признаки глагола: время, число, лицо.

(-)

7. Деепричастный оборот и одиночные деепричастия всегда выделяются на письме запятыми.

(+)

8. В предложении деепричастие является определением.

(-)

9. Деепричастия несовершенного вида образуются с помощью суффиксов  -а-, -я-.

(+)

            10. Деепричастия совершенного вида образуются с помощью суффиксов –енн-, -нн-, -т-.

(-)

Неправильных ответов

__ из 10

- Проверьте себя, сравнив свои ответы с ответами на слайде, посчитайте количество неправильных ответов, запишите. Самопроверка.

0 неправильных ответов - «5»

1 – 2 неправильных ответа -  «4»

3 – 4 неправильных ответа - «3»

Рефлексия. Оцените себя, поставьте себе первую отметку в лист оценки.

Фронтальная работа.

Учащиеся называют признаки глагола и наречия  устные ответы учащихся.

Коллективная письменная работа – обзорное повторение сведений по теме «Деепричастие».

Индивидуальная работа с листом белого цвета. Ставят знак + или -.

Осуществляют самопроверку. Ставят в лист оценки первую отметку.

(К, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К, ориентировка на позицию партнера, К, формулировка)

Построение речевого высказывания в устной форме, П, использование знаково-символических средств для решения задач, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Л, формирование позитивной самооценки,

 Р, планирование своих действий,  адекватное восприятие оценки

Р, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок,

 

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (до этого урока изучали орфограмму «Правописание НЕ с деепричастием») (10 мин.)

Цель: 

  •  учить ставить учебную задачу (формулировать задание к упражнению)
  • Повторить орфографическое правило, выполнив задание.

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация групповой и коллективной форм работы.

ЗАДАНИЕ 2. «Мост орфографии»

- Идём дальше, вот мост, он завален брёвнами – «Мост орфографии», это разбойники постарались, нам нужно расчистить мост. Объединимся в пары (Брёвно легче вдвоём нести). На столах у вас лежат листы синего цвета, это следующее задание, выполнив которое, вы сможете пройти дальше.

- Прочитай задание на листах синего цвета

Задание 2. Посмотри на слова. Какое задание к этому упражнению ты подберёшь? Дай название столбикам, вспомнив правило. Распредели слова  в нужный столбик и запиши в тетрадь.

(Не) видя, (не) веря, (не) дооценивая, (не) смеясь, (не) доумевая, (не) замечая, (не) узнав, (не) навидя, (не) чувствуя, (не) взлюбив, (не) радуясь, (не) желая.

НЕ слитно

НЕ раздельно

Недооценивая

Не видя

Недоумевая

Не веря

Ненавидя

Не смеясь

Невзлюбив

Не замечая

Не узнав

Не чувствуя

Не радуясь

Не желая

- Сверимся, одна пара зачитывает слова, остальные проверяют.

0 - неправильных ответов - «5»

1 – 2 неправильных ответа - «4»

3 – 4 неправильных ответа - «3»

Рефлексия. Оцените себя, поставьте себе вторую отметку в лист оценки.

Один ученик читает задание.

Формулируют задание, называют столбики(НЕ слитно/ НЕ раздельно). Озвучивают правило. Работают в парах, каждый у себя в листе.

Работа в парах с дальнейшей взаимопроверкой. Сравнивают, оценивают друг друга.

К, формулирование собственного мнения, умение приходить к общему решению в совместной деятельности.

Контроль (Р, учет правила в планировании и контроле способа решения)

Оценка (Р, осуществление самоконтроля по результату и способу действия оценка правильности выполнения действий)  Коррекция  (внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Управление поведением партнера, использование речи для регуляции своего действия.

4Динамическая пауза (2 мин.)

Цель:

  • сменить вид деятельности.

    Мы немного отвлечемся

  И гимнастикой займемся.

  С мест вставая,

  Головой вращая.

  Руки вверх подняли

  И на цыпочки встали.

  Немного размялись, пора снова в путь

  Вниманье, старанье с собой не забудь.

Выполнение физических упражнений.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

5. Включение изученного в систему знаний (15 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к деятельности;

  • координировать деятельность учащихся;

  • контролиро

вать выполнение заданий

ЗАДАНИЕ 3. «Речевая высота»

- Идём дальше, какая высокая гора, это «Речевая высота». Чтобы её одолеть, подняться и благополучно спуститься, нам нужно проявить умение конструировать предложения. Возьмите листы красного цвета.

- Прочитай задание. Ученица читает задание.

Задание 3. Перестройте  данные предложения, заменяя один из глаголов деепричастием. Запишите в тетрадь получившиеся предложения. Выделите графически деепричастные обороты и одиночные деепричастия в ваших предложениях.

- К доске пойдёт ученик (На доске уже записано предложение, которое нужно переделать).

 

Она замедлила шаг  и перешла на другую сторону.

Ученик выполняет задание у доски: Она, /замедлив шаг/, перешла на другую сторону.

Задание. Перестройте  данные предложения, заменяя один из глаголов деепричастием. Запишите в тетрадь получившиеся предложения. Выделите графически деепричастные обороты и одиночные деепричастия в ваших предложениях.  

  1. Лопата наткнулась на какую-то преграду, не шла дальше.
  2. Фонарь мигал и тускло освещал улицу.
  3. На крышах плотным покрывалом лежит снег и сверкает на солнце.
  4. Поезд приблизился к станции, замедлил ход.

- Повернитесь к соседям, выполняйте задание в группах, записывайте полученные предложения каждый в свою тетрадь.

После выполнения упражнения один из группы читает получившееся предложение, комментирует знаки препинания. Сверяется с экраном, если есть ошибки, исправляют.

Рефлексия. Оцените себя, поставьте себе третью отметку в лист оценки.

0 неправильных ответов – «5»

1 неправильный ответ – «4»

2 неправильных ответа – «3»

- Вы справились с заданием, а вот и разбойники. Смотрите, они испугались ваших знаний и добровольно вернули нашему языку особую форму глагола – деепричастие. Ребята, обратите внимание на ваши листы с заданиями, какого они цвета, в каком порядке я их вам давала. Переверните их, чтобы написанное вас не смущало. Соберите из них, ответ на загадку. Одна из учениц собирает на доске 

У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг -

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный …

- Какой стране принадлежит этот флаг?

- Назовите Государственный язык России (русский)

- Откройте дневники, запишите домашнее задание: придумать и записать 3 предложения о флаге нашей Родины с деепричастными оборотами.

Читает задание.

Выполняет задание у доски, объясняет постановку знаков препинания.

Индивидуальная письменная работа в рабочих тетрадях.

Письмена работа с дальнейшей проверкой в группах.

Учащиеся собирают на партах флаг.

Один ученик у доски.

Записывают домашнее задание в дневник.

Умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения (П, построение речевого высказывания в устной и письменной форме)

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Самоопределение (Л, самооценка личности,  формирование адекватной позитивной самооценки)

6.Рефлексия. (3 мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности

- Оценочные листы сдадите, полученные вами оценки поставим в журнал.

Рефлексия (фронтальный опрос)

- Прочитайте про себя каждый свою цель, которую вы ставили на урок. Подумайте, достигли ли вы эту цель?

- Что вы повторили о деепричастии?

- Какое задание вызвало у вас затруднение?

- Ваши впечатления от урока продемонстрируйте, подняв смайлики.

Ответы учащихся

Умение выражать свои мысли (К, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной)

Рефлексия (П, структурирование знаний)

Смыслообразование (Л, формирование адекватной позитивной самооценки)

Самоанализ урока

Тип урока – обобщение и систематизация знаний.

На данном уроке использовались следующие средства обучения:

- задания разного характера («лингвистический портрет» - графический диктант, «задание без задания»  - орфографическое правило, распределительное задание, «грамматические орешки» -  построение предложения с деепричастным оборотом или одиночным деепричастием), алгоритмы, опоры, ключ для самоконтроля, карточки.

Для активизации учебной и познавательной деятельности применялись следующие методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный (интонационное выделение логически важных моментов, более краткое предъявление учащимся готового знания);

- репродуктивный (речевое проговаривание известных правил);

- частично-поисковый (задание перестроить предложение, сформулировать задание к упражнению).

Отмечается эффективность использованных методов и приемов, их соответствие содержанию и целям урока. Для развития навыка самоконтроля, систематизации данных о достижениях каждого ученика и прогнозирования учебной деятельности учащимся был предложен индивидуальный лист оценки.

        На уроке были реализованы принципы научности, доступности, направленности на комплексное решение задач, индивидуализация и дифференциация обучения, стимулировалось положительное отношение к учению.

Учащиеся на протяжении урока были организованы, активны.

Присутствовал адекватный эмоциональный отклик. Учащиеся показали хороший уровень усвоения знаний и умений, интерес к изучаемому предмету.

        План урока выполнен. Содержание урока носило здоровьесберегающий характер.

        Уровень усвоения и способов деятельности на оптимальном уровне.

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь.

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, развиваясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

- Посмотрите на листы серого цвета. Сколько предложений в тексте? (одно предложение)

- В чем необычность этого стихотворения? (Состоит почти из одних деепричастий)

 - Почему такую необычную форму стихотворения выбирает поэт? (Стихотворение записано в форме пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с водопадом)

- Какую роль играют деепричастия в речи?  (Оно дорисовывает действие, помогая создать живописную картину действий)

- Именно при помощи деепричастий поэту удалось описать неукротимую природную стихию, показать могущество и великолепие водопада.  

- В стихотворении 52 деепричастия. С какой целью используется в этом тексте такое количество деепричастий? Какой художественный эффект достигается?  (Картина становится зримой, образной, озвученной. Водопад изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый)

- Деепричастия дают разнообразные характеристики действию по цвету, звуку, движению. Его вы тоже должны преодолеть, в одиночку – страшно, а вот вместе, целой группой возможно. После стихотворения, вы видите задание, у каждого ряда оно своё. Объединитесь, повернитесь друг к другу, выполните задание.  

Дифференцированная работа: найти и выписать из текста не менее 9 деепричастий, которые обозначают добавочное действие.

1 ряд – по звуковым впечатлениям  (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);

2 гряд – по движению  (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь);

3 ряд – по аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играясь, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).

Проверка. Один из группы зачитывает слова. Остальные оценивают. Оценку каждый ставит себе в лист.

Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает нашу речь, заставляет обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали.

                                                    Д.О.

Лопата, /наткнувшись на какую-то преграду/, не шла дальше.

Фонарь, мигая, тускло освещал улицу. Фонарь мигал, тускло освещая улицу.

На крышах плотным покрывалом лежит снег, /сверкая на солнце/.

Поезд, приближаясь к станции, замедлил ход.

ЗАДАНИЕ 1. «Долина знаний»

Вопрос

 + или -

1. Деепричастие –самостоятельная часть речи.

2. Слова: волнуясь, закрыв, улыбаясь – это деепричастия.

3. Деепричастие отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?

4. Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом.

5. НЕ с деепричастиями всегда пишется раздельно, кроме слов, которые не употребляются без НЕ.

6. Деепричастие имеет следующие признаки глагола: время, число, лицо.

7. Деепричастный оборот и одиночные деепричастия всегда выделяются на письме запятыми.

8. В предложении деепричастие является определением.

9. Деепричастия несовершенного вида образуются с помощью суффиксов  -а-, -я-.

            10. Деепричастия совершенного вида образуются с помощью суффиксов –енн-, -нн-, -т-.

Неправильных ответов

__ из 10

Самопроверка

0 неправильных ответов - «5»

1 – 2 неправильных ответа -  «4»

3 – 4 неправильных ответа - «3»

ЗАДАНИЕ 1. «Долина знаний»

Вопрос

 + или -

1. Деепричастие –самостоятельная часть речи.

2. Слова: волнуясь, закрыв, улыбаясь – это деепричастия.

3. Деепричастие отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?

4. Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом.

5. НЕ с деепричастиями всегда пишется раздельно, кроме слов, которые не употребляются без НЕ.

6. Деепричастие имеет следующие признаки глагола: время, число, лицо.

7. Деепричастный оборот и одиночные деепричастия всегда выделяются на письме запятыми.

8. В предложении деепричастие является определением.

9. Деепричастия несовершенного вида образуются с помощью суффиксов  -а-, -я-.

            10. Деепричастия совершенного вида образуются с помощью суффиксов –енн-, -нн-, -т-.

Неправильных ответов

__ из 10

Самопроверка

0 неправильных ответов - «5»

1 – 2 неправильных ответа -  «4»

3 – 4 неправильных ответа - «3»

ЗАДАНИЕ 2. «Мост орфографии»

Задание. Посмотри на слова. Какое задание к этому упражнению ты подберёшь? Дай название столбикам, вспомнив правило. Распредели слова  в нужный столбик и запиши в свою тетрадь.

(Не) видя, (не) веря, (не) дооценивая, (не) смеясь, (не) доумевая, (не) замечая, (не) узнав, (не) навидя, (не) чувствуя, (не) взлюбив, (не) радуясь, (не) желая.

Проверка

0  неправильных ответов - «5»

1 – 2 неправильных ответа - «4»

3 – 4 неправильных ответа - «3»

ЗАДАНИЕ 2. «Мост орфографии»

Задание. Посмотри на слова. Какое задание к этому упражнению ты подберёшь? Дай название столбикам, вспомнив правило. Распредели слова  в нужный столбик и запиши в свою тетрадь.

(Не) видя, (не) веря, (не) дооценивая, (не) смеясь, (не) доумевая, (не) замечая, (не) узнав, (не) навидя, (не) чувствуя, (не) взлюбив, (не) радуясь, (не) желая.

Проверка

0  неправильных ответов - «5»

1 – 2 неправильных ответа - «4»

3 – 4 неправильных ответа - «3»

ЗАДАНИЕ 3. «Речевая высота»

Задание. Перестройте  данные предложения, заменяя один из глаголов деепричастием. Запишите в тетрадь получившиеся предложения. Выделите графически деепричастные обороты и одиночные деепричастия в ваших предложениях.  

  1. Лопата наткнулась на какую-то преграду, не шла дальше.
  2. Фонарь мигал и тускло освещал улицу.
  3. На крышах плотным покрывалом лежит снег и сверкает на солнце.
  4. Поезд приблизился к станции, замедлил ход.

Проверка

0 неправильных ответов – «5»

1 неправильный ответ – «4»

2 неправильных ответа – «3»

ЗАДАНИЕ 3. «Речевая высота»

Задание. Перестройте  данные предложения, заменяя один из глаголов деепричастием. Запишите в тетрадь получившиеся предложения. Выделите графически деепричастные обороты и одиночные деепричастия в ваших предложениях.  

  1. Лопата наткнулась на какую-то преграду, не шла дальше.
  2. Фонарь мигал и тускло освещал улицу.
  3. На крышах плотным покрывалом лежит снег и сверкает на солнце.
  4. Поезд приблизился к станции, замедлил ход.

Проверка

0 неправильных ответов – «5»

1 неправильный ответ – «4»

2 неправильных ответа – «3»

Оценочный лист

                                         Ф. И. ______________________

Моя цель: __________________________________________________________________________________________________

Задание

Отметка

 1. «Долина знаний»

2. «Мост орфографии»

3. «Речевая высота»

Оценочный лист

                                         Ф. И. ______________________

Моя цель: __________________________________________________________________________________________________

Задание

Отметка

 1. «Долина знаний»

2. «Мост орфографии»

3. «Речевая высота»


Предварительный просмотр: