Технологическая карта урока русского языка в 6 классе.
Класс: 6класс
Учебник: Русский язык, 6 класс, под ред. М. М. Разумовской
Учебный предмет: русский язык
Тип урока: урок общеметодологической направленности (повторительно-обобщающий урок)
Тема урока: Обобщение по теме: «Деепричастие».
Цель: закрепить правила по орфографии и пунктуации, связанные с деепричастием.
Задачи:
1. обучающая: повторить и закрепить правила по орфографии и пунктуации, связанные с деепричастием;
2. развивающая: развивать мыслительную деятельности учащихся, орфографическую зоркость;
3. воспитывающая: воспитывать интерес к предмету, умение работать самостоятельно, в парах, группах.
Методы: аналитико-синтетический, частично-поисковый
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, коллективная, групповая.
Форма урока: урок-путешествие
Приемы: наблюдение, сопоставление, слово учителя, работа со схемами, развитие речи
Средства обучения: компьютерная презентация, раздаточный материал, дидактический материал (иллюстрации)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
- осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.
| Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. - Здравствуйте ребята, гости. Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте урок проведем с улыбкой. По пути в класс мне передали письмо с загадкой. Что в нём написано, интересно? Давайте прочитаем (читаю). В царстве Морфологии, Столице Филологии, У Глагола и Наречия Возникли затруднения. Пропала особая форма глагола, Похищена разбойниками. Просим Вас догнать вора Примите участие Спасите …(деепричастие) - Ребята, о какой особой форме глагола идёт речь? (деепричастие) Поможем спасти бедное деепричастие? Главная задача – быть внимательными, активными. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. Откройте тетради, запишите дату (Десятое марта) и вид работы (Классная работа). Тему урока: Обобщение по теме: «Деепричастие» (Пояснить ученикам: «У каждого на парте лежит оценочный лист, напишите свою фамилию на них, в них вы будете ставить себе оценку за каждое задание. Под листом оценки лежат задания».) - Какую цель поставите на урок? Впишите свою цель на урок в оценочный лист
| Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Записывают дату, вид работы и тему. Проговаривают цель урока.
| Л – личностные Р – регулятивные П – познавательные К – коммуникативные Самоопределение Целеполагание (Р, принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (7 мин.) Цель: - актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
- актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
- зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия
| Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие не исключение. Самая близкая её родня — Глагол и Наречие. — деепричастие унаследовало признаки Глагола и Наречия. Что же конкретно есть у деепричастия от глагола и наречия? Расскажите об этих признаках, дополнив схему, помещенную на доске. На доске записано следующее: Деепричастие имеет признаки
(учитель фиксирует ответы на доске) Отправляемся в путь спасать деепричастие. Первое препятствие «Долина знаний».
ЗАДАНИЕ 1. «Долина знаний» - Сейчас вы проверите, насколько хорошо вы знаете «биографию» деепричастия. Возьмите белые листы. Если вы согласны со мной, то ставьте плюс, если нет – минус (Я зачитываю, учащиеся ставят знак). Вопрос | + или - | 1. Деепричастие –самостоятельная часть речи. | (-) | 2. Слова: волнуясь, закрыв, улыбаясь – это деепричастия. | (+) | 3. Деепричастие отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ? | (-) | 4. Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом. | (+) | 5. НЕ с деепричастиями всегда пишется раздельно, кроме слов, которые не употребляются без НЕ. | (+) | 6. Деепричастие имеет следующие признаки глагола: время, число, лицо. | (-) | 7. Деепричастный оборот и одиночные деепричастия всегда выделяются на письме запятыми. | (+) | 8. В предложении деепричастие является определением. | (-) | 9. Деепричастия несовершенного вида образуются с помощью суффиксов -а-, -я-. | (+) | 10. Деепричастия совершенного вида образуются с помощью суффиксов –енн-, -нн-, -т-. | (-) | Неправильных ответов | __ из 10 |
- Проверьте себя, сравнив свои ответы с ответами на слайде, посчитайте количество неправильных ответов, запишите. Самопроверка. 0 неправильных ответов - «5» 1 – 2 неправильных ответа - «4» 3 – 4 неправильных ответа - «3» Рефлексия. Оцените себя, поставьте себе первую отметку в лист оценки. | Фронтальная работа. Учащиеся называют признаки глагола и наречия устные ответы учащихся. Коллективная письменная работа – обзорное повторение сведений по теме «Деепричастие».
Индивидуальная работа с листом белого цвета. Ставят знак + или -.
Осуществляют самопроверку. Ставят в лист оценки первую отметку.
| (К, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К, ориентировка на позицию партнера, К, формулировка) Построение речевого высказывания в устной форме, П, использование знаково-символических средств для решения задач, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Л, формирование позитивной самооценки, Р, планирование своих действий, адекватное восприятие оценки Р, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, |
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (до этого урока изучали орфограмму «Правописание НЕ с деепричастием») (10 мин.)
Цель: - учить ставить учебную задачу (формулировать задание к упражнению)
- Повторить орфографическое правило, выполнив задание.
| Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация групповой и коллективной форм работы. ЗАДАНИЕ 2. «Мост орфографии» - Идём дальше, вот мост, он завален брёвнами – «Мост орфографии», это разбойники постарались, нам нужно расчистить мост. Объединимся в пары (Брёвно легче вдвоём нести). На столах у вас лежат листы синего цвета, это следующее задание, выполнив которое, вы сможете пройти дальше. - Прочитай задание на листах синего цвета Задание 2. Посмотри на слова. Какое задание к этому упражнению ты подберёшь? Дай название столбикам, вспомнив правило. Распредели слова в нужный столбик и запиши в тетрадь. (Не) видя, (не) веря, (не) дооценивая, (не) смеясь, (не) доумевая, (не) замечая, (не) узнав, (не) навидя, (не) чувствуя, (не) взлюбив, (не) радуясь, (не) желая. НЕ слитно | НЕ раздельно | Недооценивая | Не видя | Недоумевая | Не веря | Ненавидя | Не смеясь | Невзлюбив | Не замечая |
| Не узнав |
| Не чувствуя |
| Не радуясь |
| Не желая |
- Сверимся, одна пара зачитывает слова, остальные проверяют. 0 - неправильных ответов - «5» 1 – 2 неправильных ответа - «4» 3 – 4 неправильных ответа - «3» Рефлексия. Оцените себя, поставьте себе вторую отметку в лист оценки.
|
Один ученик читает задание. Формулируют задание, называют столбики(НЕ слитно/ НЕ раздельно). Озвучивают правило. Работают в парах, каждый у себя в листе.
Работа в парах с дальнейшей взаимопроверкой. Сравнивают, оценивают друг друга.
| К, формулирование собственного мнения, умение приходить к общему решению в совместной деятельности. Контроль (Р, учет правила в планировании и контроле способа решения) Оценка (Р, осуществление самоконтроля по результату и способу действия оценка правильности выполнения действий) Коррекция (внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Управление поведением партнера, использование речи для регуляции своего действия. |
4Динамическая пауза (2 мин.) Цель:
- сменить вид деятельности.
| Мы немного отвлечемся И гимнастикой займемся. С мест вставая, Головой вращая. Руки вверх подняли И на цыпочки встали. Немного размялись, пора снова в путь Вниманье, старанье с собой не забудь.
| Выполнение физических упражнений.
| Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
5. Включение изученного в систему знаний (15 мин.) Цель: - мотивировать учащихся к деятельности;
- координировать деятельность учащихся;
вать выполнение заданий | ЗАДАНИЕ 3. «Речевая высота» - Идём дальше, какая высокая гора, это «Речевая высота». Чтобы её одолеть, подняться и благополучно спуститься, нам нужно проявить умение конструировать предложения. Возьмите листы красного цвета. - Прочитай задание. Ученица читает задание. Задание 3. Перестройте данные предложения, заменяя один из глаголов деепричастием. Запишите в тетрадь получившиеся предложения. Выделите графически деепричастные обороты и одиночные деепричастия в ваших предложениях. - К доске пойдёт ученик (На доске уже записано предложение, которое нужно переделать).
Она замедлила шаг и перешла на другую сторону. Ученик выполняет задание у доски: Она, /замедлив шаг/, перешла на другую сторону.
Задание. Перестройте данные предложения, заменяя один из глаголов деепричастием. Запишите в тетрадь получившиеся предложения. Выделите графически деепричастные обороты и одиночные деепричастия в ваших предложениях. - Лопата наткнулась на какую-то преграду, не шла дальше.
- Фонарь мигал и тускло освещал улицу.
- На крышах плотным покрывалом лежит снег и сверкает на солнце.
- Поезд приблизился к станции, замедлил ход.
|
- Повернитесь к соседям, выполняйте задание в группах, записывайте полученные предложения каждый в свою тетрадь. После выполнения упражнения один из группы читает получившееся предложение, комментирует знаки препинания. Сверяется с экраном, если есть ошибки, исправляют. Рефлексия. Оцените себя, поставьте себе третью отметку в лист оценки. 0 неправильных ответов – «5» 1 неправильный ответ – «4» 2 неправильных ответа – «3» - Вы справились с заданием, а вот и разбойники. Смотрите, они испугались ваших знаний и добровольно вернули нашему языку особую форму глагола – деепричастие. Ребята, обратите внимание на ваши листы с заданиями, какого они цвета, в каком порядке я их вам давала. Переверните их, чтобы написанное вас не смущало. Соберите из них, ответ на загадку. Одна из учениц собирает на доске У него названий много: Триколор, трёхцветный стяг - С ветром гонит прочь тревоги Бело-сине-красный … - Какой стране принадлежит этот флаг? - Назовите Государственный язык России (русский) - Откройте дневники, запишите домашнее задание: придумать и записать 3 предложения о флаге нашей Родины с деепричастными оборотами. |
Читает задание.
Выполняет задание у доски, объясняет постановку знаков препинания.
Индивидуальная письменная работа в рабочих тетрадях.
Письмена работа с дальнейшей проверкой в группах.
Учащиеся собирают на партах флаг. Один ученик у доски.
Записывают домашнее задание в дневник.
| Умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения (П, построение речевого высказывания в устной и письменной форме) Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Самоопределение (Л, самооценка личности, формирование адекватной позитивной самооценки)
|
6.Рефлексия. (3 мин.) Цель: - оценить результаты собственной деятельности
| - Оценочные листы сдадите, полученные вами оценки поставим в журнал. Рефлексия (фронтальный опрос) - Прочитайте про себя каждый свою цель, которую вы ставили на урок. Подумайте, достигли ли вы эту цель? - Что вы повторили о деепричастии? - Какое задание вызвало у вас затруднение? - Ваши впечатления от урока продемонстрируйте, подняв смайлики.
|
Ответы учащихся
| Умение выражать свои мысли (К, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной) Рефлексия (П, структурирование знаний) Смыслообразование (Л, формирование адекватной позитивной самооценки)
|
Самоанализ урока
Тип урока – обобщение и систематизация знаний.
На данном уроке использовались следующие средства обучения:
- задания разного характера («лингвистический портрет» - графический диктант, «задание без задания» - орфографическое правило, распределительное задание, «грамматические орешки» - построение предложения с деепричастным оборотом или одиночным деепричастием), алгоритмы, опоры, ключ для самоконтроля, карточки.
Для активизации учебной и познавательной деятельности применялись следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (интонационное выделение логически важных моментов, более краткое предъявление учащимся готового знания);
- репродуктивный (речевое проговаривание известных правил);
- частично-поисковый (задание перестроить предложение, сформулировать задание к упражнению).
Отмечается эффективность использованных методов и приемов, их соответствие содержанию и целям урока. Для развития навыка самоконтроля, систематизации данных о достижениях каждого ученика и прогнозирования учебной деятельности учащимся был предложен индивидуальный лист оценки.
На уроке были реализованы принципы научности, доступности, направленности на комплексное решение задач, индивидуализация и дифференциация обучения, стимулировалось положительное отношение к учению.
Учащиеся на протяжении урока были организованы, активны.
Присутствовал адекватный эмоциональный отклик. Учащиеся показали хороший уровень усвоения знаний и умений, интерес к изучаемому предмету.
План урока выполнен. Содержание урока носило здоровьесберегающий характер.
Уровень усвоения и способов деятельности на оптимальном уровне.
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь.
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, развиваясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
- Посмотрите на листы серого цвета. Сколько предложений в тексте? (одно предложение)
- В чем необычность этого стихотворения? (Состоит почти из одних деепричастий)
- Почему такую необычную форму стихотворения выбирает поэт? (Стихотворение записано в форме пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с водопадом)
- Какую роль играют деепричастия в речи? (Оно дорисовывает действие, помогая создать живописную картину действий)
- Именно при помощи деепричастий поэту удалось описать неукротимую природную стихию, показать могущество и великолепие водопада.
- В стихотворении 52 деепричастия. С какой целью используется в этом тексте такое количество деепричастий? Какой художественный эффект достигается? (Картина становится зримой, образной, озвученной. Водопад изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый)
- Деепричастия дают разнообразные характеристики действию по цвету, звуку, движению. Его вы тоже должны преодолеть, в одиночку – страшно, а вот вместе, целой группой возможно. После стихотворения, вы видите задание, у каждого ряда оно своё. Объединитесь, повернитесь друг к другу, выполните задание.
Дифференцированная работа: найти и выписать из текста не менее 9 деепричастий, которые обозначают добавочное действие.
1 ряд – по звуковым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);
2 гряд – по движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь);
3 ряд – по аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играясь, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).
Проверка. Один из группы зачитывает слова. Остальные оценивают. Оценку каждый ставит себе в лист.
Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает нашу речь, заставляет обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали.
Д.О.
Лопата, /наткнувшись на какую-то преграду/, не шла дальше.
Фонарь, мигая, тускло освещал улицу. Фонарь мигал, тускло освещая улицу.
На крышах плотным покрывалом лежит снег, /сверкая на солнце/.
Поезд, приближаясь к станции, замедлил ход.
ЗАДАНИЕ 1. «Долина знаний»
Вопрос | + или - |
1. Деепричастие –самостоятельная часть речи. |
|
2. Слова: волнуясь, закрыв, улыбаясь – это деепричастия. |
|
3. Деепричастие отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ? |
|
4. Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом. |
|
5. НЕ с деепричастиями всегда пишется раздельно, кроме слов, которые не употребляются без НЕ. |
|
6. Деепричастие имеет следующие признаки глагола: время, число, лицо. |
|
7. Деепричастный оборот и одиночные деепричастия всегда выделяются на письме запятыми. |
|
8. В предложении деепричастие является определением. |
|
9. Деепричастия несовершенного вида образуются с помощью суффиксов -а-, -я-. |
|
10. Деепричастия совершенного вида образуются с помощью суффиксов –енн-, -нн-, -т-. |
|
Неправильных ответов | __ из 10 |
Самопроверка
0 неправильных ответов - «5»
1 – 2 неправильных ответа - «4»
3 – 4 неправильных ответа - «3»
ЗАДАНИЕ 1. «Долина знаний»
Вопрос | + или - |
1. Деепричастие –самостоятельная часть речи. |
|
2. Слова: волнуясь, закрыв, улыбаясь – это деепричастия. |
|
3. Деепричастие отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ? |
|
4. Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом. |
|
5. НЕ с деепричастиями всегда пишется раздельно, кроме слов, которые не употребляются без НЕ. |
|
6. Деепричастие имеет следующие признаки глагола: время, число, лицо. |
|
7. Деепричастный оборот и одиночные деепричастия всегда выделяются на письме запятыми. |
|
8. В предложении деепричастие является определением. |
|
9. Деепричастия несовершенного вида образуются с помощью суффиксов -а-, -я-. |
|
10. Деепричастия совершенного вида образуются с помощью суффиксов –енн-, -нн-, -т-. |
|
Неправильных ответов | __ из 10 |
Самопроверка
0 неправильных ответов - «5»
1 – 2 неправильных ответа - «4»
3 – 4 неправильных ответа - «3»
ЗАДАНИЕ 2. «Мост орфографии»
Задание. Посмотри на слова. Какое задание к этому упражнению ты подберёшь? Дай название столбикам, вспомнив правило. Распредели слова в нужный столбик и запиши в свою тетрадь.
(Не) видя, (не) веря, (не) дооценивая, (не) смеясь, (не) доумевая, (не) замечая, (не) узнав, (не) навидя, (не) чувствуя, (не) взлюбив, (не) радуясь, (не) желая.
Проверка
0 неправильных ответов - «5»
1 – 2 неправильных ответа - «4»
3 – 4 неправильных ответа - «3»
ЗАДАНИЕ 2. «Мост орфографии»
Задание. Посмотри на слова. Какое задание к этому упражнению ты подберёшь? Дай название столбикам, вспомнив правило. Распредели слова в нужный столбик и запиши в свою тетрадь.
(Не) видя, (не) веря, (не) дооценивая, (не) смеясь, (не) доумевая, (не) замечая, (не) узнав, (не) навидя, (не) чувствуя, (не) взлюбив, (не) радуясь, (не) желая.
Проверка
0 неправильных ответов - «5»
1 – 2 неправильных ответа - «4»
3 – 4 неправильных ответа - «3»
ЗАДАНИЕ 3. «Речевая высота»
Задание. Перестройте данные предложения, заменяя один из глаголов деепричастием. Запишите в тетрадь получившиеся предложения. Выделите графически деепричастные обороты и одиночные деепричастия в ваших предложениях.
- Лопата наткнулась на какую-то преграду, не шла дальше.
- Фонарь мигал и тускло освещал улицу.
- На крышах плотным покрывалом лежит снег и сверкает на солнце.
- Поезд приблизился к станции, замедлил ход.
Проверка
0 неправильных ответов – «5»
1 неправильный ответ – «4»
2 неправильных ответа – «3»
ЗАДАНИЕ 3. «Речевая высота»
Задание. Перестройте данные предложения, заменяя один из глаголов деепричастием. Запишите в тетрадь получившиеся предложения. Выделите графически деепричастные обороты и одиночные деепричастия в ваших предложениях.
- Лопата наткнулась на какую-то преграду, не шла дальше.
- Фонарь мигал и тускло освещал улицу.
- На крышах плотным покрывалом лежит снег и сверкает на солнце.
- Поезд приблизился к станции, замедлил ход.
Проверка
0 неправильных ответов – «5»
1 неправильный ответ – «4»
2 неправильных ответа – «3»
Оценочный лист
Ф. И. ______________________
Моя цель: __________________________________________________________________________________________________
Задание | Отметка |
1. «Долина знаний»
|
|
2. «Мост орфографии»
|
|
3. «Речевая высота»
|
|
Оценочный лист
Ф. И. ______________________
Моя цель: __________________________________________________________________________________________________
Задание | Отметка |
1. «Долина знаний»
|
|
2. «Мост орфографии»
|
|
3. «Речевая высота»
|
|