Урок развития речи "Рецензия как жанр сочинения".
опыты и эксперименты по русскому языку (8 класс)
Понятие рецензии
Сранение эссе и рецензии
Примеры рецензий
Написание рецензии по заданому тексту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_._retsenziya_kak_zhanr.doc | 44 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_v_8_klasse_retsenziya_kak_zhanr.pptx | 124.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи: «Рецензия как жанр сочинения».
Цели урока:
1.обучение составлению рецензии на произведение литературы;
2.формирование языковой и коммуникативной компетенции учащихся, культуры устной и письменной речи;
3.развитие способности речевого самосовершенствования учащихся;
4.приобщение учащихся к искусству слова, развитие у них художественного мышления и эстетических чувств, читательской и речевой культуры;
5развитие, совершенствование творческих способностей учащихся.
Оборудование: учебник, мультимедиа, раздаточный материал.
Ход урока.
1. Мотивация учебной деятельности.
Добрый день, ребята. Сегодня у нас урок развития речи, мы с вами будем учиться составлять рецензию на произведение литературы.
2. Опрос по пройденному материалу.
-Давайте вспомним, какие стили речи вы знаете? (художественный, разговорный, научный, публицистический, официально-деловой)
-Какие особенности публицистического стиля вы знаете?
-Какие особенности текста относятся к типу речи рассуждение? (в композиции принято выделять тезис, доказательство, вывод; имеет коммуникативное намерение – доказать).
-Какие жанры публицистического стиля вы знаете? (статья, интервью, репортаж, аннотация, отзыв).
3. Объяснение нового материала.
-Сегодня мы познакомимся с ещё одним жанром публицистического стиля - рецензией.
Рецензия (от лат. recensio «рассмотрение») — отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации. Рецензию характеризует небольшой объём и краткость (Слайд)
Рецензент занимается в первую очередь новинками, о которых практически еще никто не писал, по поводу которых еще не успело сложиться определенное мнение. В классике рецензент обнаруживает, прежде всего, возможность её актуального, остросовременного прочтения. Любое произведение нужно рассмотреть в контексте современной жизни и современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая злободневность является непременным признаком рецензии.
Владение жанром рецензии требует глубокого осмысления материала, его критической оценки, доказательности, логичности, способствует развитию чтения и говорения, повышению вашей речевой культуры и интеллектуальному развитию.
Рецензировать – критиковать, оценивать, разбирать, ценить достоинство.
Рецензия: оценка, суждение, критика, суд, разбор, рассуждение, мнение.
Исследование жанровые особенности рецензии
В рецензии преобладает не эмоционально-субъективная (понравилось — не понравилось), а объективная оценка. Читатель выступает как критик и исследователь. Предметом исследования является произведение как художественный текст, поэтика автора, его позиция и средства ее выражения (проблематика, конфликт, сюжетно-композиционное своеобразие, система персонажей, язык и т. д.).
Построение рецензии: (Слайд)
I. Повествование о читательских пристрастиях автора сочинения, истории его знакомства с данным произведением, процессе чтения и т. п. Тезис, в котором кратко формулируется оценка прочитанного.
II. Рассуждение, в котором обосновывается, аргументируется высказанная оценка:
1) важность затронутой автором темы и поднятых в произведении проблем;
2) обзор (не пересказ!) изображенных автором событий, наиболее важные эпизоды;
3) оценка поведения персонажей, их участия в изображаемых событиях, отношение к персонажам, их судьбам;
4) итог рассуждения (мысли и чувства автора сочинения в связи с прочитанным).
III. Обобщение, в котором оценка данного произведения дается в сопоставлении с другими произведениями того же автора, высказывается намерение продолжить знакомство с его творчеством, содержится обращение к потенциальным читателям и т. п.Тезис-предположение об историко-культурной ценности исследуемого текста.
4. Наблюдение и сопоставление.
Учитель. Сопоставим отзыв и рецензию для выявления особенностей каждого.
5.Составление таблицы (совместно с классом), запись в тетрадь.
(Слайд)
Рецензия | Отзыв |
1. Представляет критическое суждение, в основе которого лежит анализ художественного произведения. | 1. Содержит развёрнутое высказывание эмоционально-оценочного характера о произведении |
2. Автор рецензии - исследователь и критик. Предметом его исследования является художественный текст (его проблематика, конфликт, сюжетно-композиционные особенности, система образов, язык произведения). | 2. Содержит мнение автора, подкреплённое аргументами. |
3. Задача рецензии - выявить наиболее яркие и значимые стороны произведения, его особенности, его роль в контексте творчества автора. | 3. Даётся эмоционально-субъективная оценка. |
4.Может быть полемична и носить публицистический характер, может быть написана в жанре эссе, литературоведческой статьи. | 4. Система аргументаций основана на читательском вкусе, опыте, предпочтениях. |
Обратите внимание с помощью каких «слов-помощников» строится рецензия. Давайте выпишем их.
В центре внимания автора...
Мое первое впечатление...
На первый взгляд кажется, что... и др.
Учитель. Ребята сегодня мы попробуем написать рецензию. Предметом нашего анализа будут известное нам произведения , прочитанного на уроках литературы. К.Г.Паустовского « Заячьи лапки»
Работа по составлению рецензии.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рецензия Рецензия – отзыв, письменный разбор, содержащий критическую оценку научного, научно-популярного, художественного произведения, спектакля, концерта, кинофильма.(Из Толкового словаря). Рецензент не должен подробно пересказывать содержание прочитанного или увиденного, он должен показать рецензируемое произведение так, чтобы читатель понял его тему, идейную направленность, почувствовал характер героев, их настроение. В рецензии отмечаются художественные особенности произведения , особенности его построения, особенности авторского языка.
Запишите и запомните новые для вас слова и понятия! Рецензировать - значит писать рецензию; рецензент - автор рецензии ; рецензируемое произведение - произведение, на которое пишется рецензия.
В чем отличие? Рецензия Отзыв Эссе Анализ произведения Общая оценка произведения Впечатления и раздумья автора, вызванные восприятием произведения
Требования к написанию рецензии: Хорошее знание того, о чем будет писаться в рецензии; В рецензии надо отразить тему, идею, характер героев и их настроение; Дать анализ произведения и высказать, обосновать его оценку ; Не нужен подробный пересказ произведения.
Задачи рецензии Информативная. В рецензии содержатся сведения о выходе в свет того или иного произведения. Это, как правило, вступление к рецензии. Вступление может сразу же обращать к личности писателя, тогда сведения о книге содержатся в подзаголовке рецензии.
Задачи рецензии 2. Критическая. В основной части рецензии автор разбирает, истолковывает ее нравственно-философское содержание, анализирует события, компоненты формы (сюжет, композицию, систему действующих лиц, язык произведения). Причем необязательно рассматривать все аспекты содержания и формы. Можно затронуть лишь те, которые наиболее существенны. Главное же в рецензии - выявить авторскую позицию , попытаться проникнуть в замысел написанного. Вот почему рецензия предполагает и активное цитирование , и привлечение эпизодов текста, и обращение к образам главных героев. Необходимо, чтобы в рецензии было определено место произведения в общем, литературном процессе или в творчестве указанного писателя.
Задачи рецензии 3. Оценка прочитанного. Рецензент, человек со своими взглядами, жизненным и читательским опытом, эстетическим вкусом, не только пытается уловить авторский замысел, но и высказать свою точку зрения . Наличие собственной читательской позиции - непременное требование жанра. В заключении рецензент привлекает внимание к прочитанному, это также задача жанра. Он указывает, к кому обращено произведение, почему его необходимо прочитать.
По типу речи рецензия – рассуждение Речь: книжная, часто научная, сдержанная по тону, лишенная особой экспрессии
План рецензии Вступление (чему посвящено произведение, исходные данные об авторе и произведении, какова цель автора, какие задачи им ставятся) Центральная часть (каково основное содержание произведения, основные проблемы, что удалось автору, есть ли недостатки, в чем они заключаются) Заключение (вывод, общий итог сказанного)
Задание учащимся : Напишите рецензию на понравившуюся вам прочитанную книгу или просмотренный фильм, увиденный спектакль. Напишите автора (режиссера, постановщика) и название произведения. Вспомните героев и их имена. Подумайте, о чем хотел нам рассказать автор , на что заставил обратить внимание. Оцените выбранное произведение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».
Материал содержит презентацию к уроку, конспект урока, образец сочинения по картине....
разработка урока развития речи по теме "Сочинение по картине Н. Овчинникова "Здравствуй, Земля!"
Разработка урока развития речи по теме "Сочинение по картине Н. Овчинникова "Здравствуй, Земля!"...
Урок развития речи "Подготовка к сочинению – описанию по картине Ф.В. Сычкова "Трактористки-мордовки" (8-й класс) с применением ИКТ.
Познакомить учащихся с творчеством Ф.В.Сычкова, подготовить их к осознанному восприятию картины....
Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща"
Урок развития речи 5 класс. Сочинение-описание картины И. Шишкина "Корабельная роща", построенный по ТРКМ. Учебник Разумовской....
Материал для уроков развития речи. Эпистолярный жанр в прозе А.С. Пушкина
Подборка фрагментов произведений А.С. Пушкина эпистолярного жанра....
Урок развития речи по теме "Сочинение в жанре... рекламы"
данный урок был проведен в 9 классе в рамках районного конкурса "Учитель года"....
Урок развития речи "Эпистолярный жанр"
В итоге урока должно получиться коллективное письмо....