Рабочая программа репетиционного курса для 10 класса
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
курс на 2 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_repetitsionnogo_kursa_tehnologiya_napisaniya_sochineniy_10_kl.docx | 118.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Советская средняя общеобразовательная школа»
Бугурусланского района Оренбургской области.
Утверждена приказом от 30.08.2019№ 178
Рабочая программа
репетиционного курса по русскому языку среднего общего образования
«Технология написания сочинений»
срок реализации: 1 год
Рабочую программу составила:
Кияева Альфия Талгатовна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории.
с. Советское, 2020 год
Программа репетиционного курса по русскому языку «Технология написания сочинений»
2. Пояснительная записка
Написание сочинения-рассуждения (часть ЕГЭ) и сочинения на литературную тему в структуре Государственной итоговой аттестации – одни из сложных заданий для современных школьников. Именно они позволяют в полном объёме проверить и объективно оценить речевую подготовку экзаменуемых, их практическую грамотность, уровень сформированности речевых умений и навыков: понимание содержания предложенного текста и его проблемы; формулирование собственной точки зрения; выстраивание композиции письменного высказывания, соблюдая нормы русского языка; осмысление своего читательского опыта.
Многолетний опыт подготовки выпускников к Единому государственному экзамену показывает, что основные трудности в выполнении второй части работы на ЕГЭ и при написании допускного сочинения связаны с ограничением времени на экзамене, за которое учащимся нужно проанализировать исходный текст и создать собственное развернутое высказывание, опираясь на авторскую позицию, выраженную, как правило, не прямо, а опосредованно, при помощи средств языка; подобрать аргументы из прочитанных произведений, выразив тем самым собственную позицию. Также не все выпускники хорошо знакомы с критериями оценивания творческих заданий, которыми будут руководствоваться проверяющие при разборе экзаменационной работы, анализируя не работу в целом, а отдельно каждую составляющую.
Именно поэтому возникла необходимость введения данного курса при подготовке к допускному сочинению и сочинению-рассуждению, благодаря которому обучающиеся могли бы добиться максимально предельных результатов на итоговой аттестации.
Актуальность данного элективного курса заключается, прежде всего, в том, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют подготовить учащихся к сочинению на литературную тему и к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе, а также в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием художественного и публицистического текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.
Ценность данной программы заключается в соединении доступности, глубины и широты подачи учебного материала по русскому языку и литературе, что поможет старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ и вступительным экзаменам. Курс нацелен на достижение обучающимися коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей, поможет обеспечить эффективную подготовку обучающихся к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.
Рабочая программа элективного курса «Технология написания сочинений» рассчитана на учащихся 10 класса. Она дополняет программу русского языка и литературы 5-10 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ЕГЭ.
В данной программе элективного курса основное внимание уделяется обучению написания сочинения на литературную тему и сочинения-рассуждения (часть ЕГЭ). Данному виду работы по развитию речи в программе русского языка и литературы 5-10 классов не уделяется достаточного внимания, и это затрудняет подготовку учащихся к их выполнению. Предусматривается работа с текстом, его анализ, создание собственного высказывания на заданную тему. Кроме того, учащиеся получают больше возможности попрактиковаться в работе, используя рабочие тетради под редакцией И.П. Цыбулько и ресурсы Интернета.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности десятиклассников, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.
2.1. Перечень нормативных документов, используемых для составления рабочей программы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов среднего общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089).
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию
- СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 «23290).
- Программа развития МБОУ «Советская СОШ»
-Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования МБОУ «Советская средняя общеобразовательная школа» Бугурусланского района Оренбургской области;
- Учебный план среднего общего образования МБОУ «Советская СОШ» на учебный год и федеральный базисный учебный план;
- Календарный учебный график среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Советская средняя общеобразовательная школа» на учебный год.
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Принята решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15) , утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации 8.04. 2015 г.;
- Программа по русскому языку для 10– 11 классов общеобразовательных учреждений (Предметная линия к учебникам под редакцией А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой (базовый уровень).- М.: Просвещение, 2013);
2.2. Адресная направленность программы: для общеобразовательной школы, 10 класс
2.3. Образовательная область: русский язык
2.4. Общие цели учебного предмета для основного образования:
Цели элективного курса: подготовить обучающихся к успешному написанию сочинения на литературную тему и выполнению задания ЕГЭ по русскому языку, сформировать речевые умения и навыки.
Задачи элективного курса:
1.Познакомить обучающихся с критериями оценивания допускного сочинения и части ЕГЭ.
2.Совершенствовать умение понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
3.Совершенствовать умение конструировать письменное высказывание.
4.Развивать навыки грамотного владения письменной речью.
5.Совершенствовать умение передавать в письменной форме индивидуальное восприятие поставленных в тексте проблем, свою оценку фактов и явлений.
6.Формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
7.Совершенствовать умение стройно и логично излагать свои мысли.
8.Умение применять свой читательский опыт.
2.5. Сроки реализации программы: 1 год
3. Общая характеристика учебного предмета
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, литературе, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи, читательским опытом.
В каждой теме предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста и т.д.) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки по анализу текста и созданию собственного сочинения-рассуждения и т.д.).
Подготовка к сочинению на литературную тему
Введение в качестве допускной формы аттестации сочинения на литературную тему в 11 классе, целью которой задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пересмотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 10 класса. Ведь оставшись один на один с темой сочинения, выпускники должны продемонстрировать знания и умения, приобретённые на уроках, уровень компетентности зрелой личности выпускника средней школы. Очевидно, что написание сочинения требует от обучающегося не только знания теории языка и норм его употребления, но и способности эти знания уместно использовать. Литературоцентричность выпускного сочинения обусловлена традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д. Цель данной работы: выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение допускного сочинения – прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.
Первый этап государственной итоговой аттестации в 11 классе – написание сочинения на литературную тему по 5 направлениям - позволяет проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
- умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в примерах-литературных произведениях;
- умение адекватно воспринимать авторский замысел;
- умение вычленять главное в информации;
- умение правильно, точно и лаконично излагать аргументы для выстраивания рассуждения;
- умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.
Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что текст любого прочитанного произведения содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить анализировать литературный текст так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.
Поэтому занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы анализируемого текста.
Так как для сочинения берутся тексты художественного стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи.
Подготовка к сочинению-рассуждению
Вторая часть работы ЕГЭ содержит творческое задание, которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это обще учебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Поэтому в данном курсе особое место отводится и подготовке к сочинению-рассуждению (задание 25). При этом необходимо остановиться на повторении понятий: типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении, его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.
3.1. Рабочая программа реализуется на основе Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (Предметная линия к учебникам под редакцией А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой (базовый уровень).- М.: Просвещение, 2013)
3.2. Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Организация учебного процесса: классно-урочная.
Формы работы: преобладают коллективные - групповая работа над пониманием текста, индивидуальные - письменная работа по созданию текстов.
Технологии обучения
- Традиционное обучение
- Активное обучение (сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения)
- Интерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах)
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Технологии традиционного и развивающего обучения, системно-деятельный и компетентностный подход.
Формы контроля:
- Текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке)
- Промежуточный (проводится в форме практических работ)
- Итоговый (в конце курса – по полугодиям) проводится в форме сочинения на литературную тему и развернутого ответа на задание ЕГЭ.
Логическая связь с предметами: литература, история, литературное краеведение.
4. Место предмета в учебном плане
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и закрепленными в учебном плане образовательного учреждения.
4.1. Образовательная область: русский язык
4.2. Время изучения: 1 год
4.3. Реализуется за счет часов школьного компонента учебного плана
4.4. Общее количество уроков в неделю в 10 классе – 2 часа; в год – 68 часов
5. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова.
6. Предметные результаты освоения содержания курса
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности, каким является задание ЕГЭ. Предварительно – подготовка к написанию допускного сочинения.
Учащиеся должны знать:
- Критерии оценивания допускного сочинения по литературе и сочинения ЕГЭ по русскому языку.
- Особенности понятий: проблема, комментарий, авторская позиция, аргументы, абзацное членение, композиционная стройность.
- Классификацию логических, грамматических, речевых, стилистических, фактических и этических ошибок.
- Содержание используемых в задании экзаменационной работы понятий и терминов: «тема текста», «основное содержание прослушанного текста», «микротема» и т.д.
Учащиеся должны уметь:
- Читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
- Передавать в письменной форме индивидуальное восприятие поставленных в тексте проблем, свою оценку фактов и явлений.
- Подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
- Стройно и последовательно излагать свои мысли.
- Применять свой читательский опыт.
- Анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- - для осознания русского языка и литературы как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- - развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- - увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- - совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- - самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
- - понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
- грамотно и аргументированно писать сочинения;
- владеть формами обработки информации исходного текста;
- через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме;
- определять роль лексических и грамматических явлений в тексте;
- уметь правильно подбирать примеры-аргументы при написании сочинений;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задания;
- самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
- работать с бланками экзаменационной работы.
Личностные результаты.
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей много национального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
- Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение6 окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредствам учета интересов сторон и сотрудничества.
- Овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений в соответствии с содержанием учебного предмета «Литература».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета:
- уметь читать осмысленно и понимать прочитанное;
- уметь монологически высказываться;
- уметь вести учебный диалог;
- уметь ставить вопросы, формулировать проблемы;
- уметь заполнить и производить по памяти устный и письменный текст;
- уметь действовать по предписанной учителем инструкции, алгоритму;
Предметные результаты.
В результате изучения курса ученик должен:
- Владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью;
- Производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;
- Уметь составлять план, тезисы, конспект художественного, научно-популярного, публицистического текста, устного сообщения, делать необходимые выписки;
- Пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную чёткость высказывания;
- Пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
- Писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;
- писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;
- Иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
7. «Содержание программы элективного курса»
I полугодие
1. Введение. Значение курса, его задачи. (1 час).
2. Структура ЕГЭ по русскому языку. Критерии оценивания работ и требования к сочинению ЕГЭ. (1 час)
Структура экзаменационной работы в формате ЕГЭ. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2017 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения сочинения. Анализ примера сочинения о Бабе-Яге
3. Композиция сочинения-рассуждения. (1 час)
Композиция. Структура сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении на тему. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста. Редактирование и редакторские знаки. Нормы оценки сочинений.
4. Требование №1 – соответствие теме. Повторение теории «Тема». (1 час)
Выявление типичных ошибок при выборе темы.
5. Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения. (1 час)
Содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы.
6. Самостоятельность мышления(1 час)
Отражение собственного «я». Передача своего впечатления о творчестве писателя, о содержании книги, эпизода, ситуации, выражение собственного взгляда на поступки героя, его характер, судьбу.
7. Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования. Упражнения по стилистике. (1 час)
Стиль будущей работы, типы мышления.
8. Смысловая точность эпиграфов и цитат. Повторение правил цитирования. Способы введения цитат. (1 час)
9. Достоверность в освещении литературных и исторических фактов. (1 час)
Выявление фактических ошибок
10. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка. Определение типа ошибки и её редактирование. (1 час)
11. План и логичность. Последовательность изложения. Типы планов. (1 час)
Работа над типами планов.
12. Типы сочинений. Практикум определения типов сочинения и постановки задач. (1 час)
Работа с таблицей.
13. Типы вступлений. Практикум подбора типов вступления к разным темам и написание их. (1 час)
Разнообразный набор вариантов вступления к сочинению.
14. Тип сочинения – характеристика одного литературного героя. Составление плана характеристики. Написание вступления. Подбор фактического материала. (1 час)
15. Составление планов характеристик одного литературного героя. (1 час)
16. Тип сочинения – сравнительная характеристика. (1 час)
Составление плана характеристики. Написание вступления. Подбор фактического материала.
17 . Речевые ошибки и их предупреждение. (1 час)
18. Тип сочинения – групповая характеристика. (1 час)
Составление плана. Подбор фактического материала
19. Повторение теории стихосложения. (1 час)
Практикум нахождения языковых средств
20. Анализ лирического произведения. (1 час)
Задачи, предполагаемые ошибки, технология написания, анализ образцов.
21. Тип сочинения – речевая характеристика персонажа. (1 час)
Составление обобщающих таблиц – анализов речи героя.
22. Сочинение – анализ эпизода. (1 час)
Технология написания, задачи, возможные ошибки, постановка вопросов к анализу эпизода.
23. Темы. Частные темы. Тематические мотивы. (1 час)
Сочинение по теме литературного произведения
24.Проблема текста (1 час)
Что такое проблема текста? Виды проблем. Проблема как главный вопрос, поднимаемый в тексте. Различение понятий: тема - проблема - тезис. Проблема как конкретный аспект общей темы.
25. Способы формулировки проблемы текста (1 час)
Как сформулировать проблему? Приемы формулировки проблемы.
26. Зачин сочинения-рассуждения. Как оформить вступление? (2 час)
Зачин. Как оформить вступление?
27. Понятие о комментарии (2 час)
Что такое комментарий? Отличие комментария от пересказа. Комментарии – рассуждения, пояснительные и критические замечания о чём-либо. Объяснение текста с опорой на вопросы: 1. Как, на каком материале автор раскрывает проблему? 2. На чём заостряет внимание? 3. Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте? 4. Как выражено авторское отношение к изображаемому? 5. Какие эмоции автора выражены в тексте?
28. Зависимость комментария от типа и стиля речи исходного текста. (2 час)
Как оформить комментарий? Два способа изложения материала. От формулировки проблемы к комментарию. От комментария к формулировке проблемы.
29. Как писать основную часть сочинения? (2 час)
Композиционное построение основной части сочинения-рассуждения по тексту.
30. Анализ ситуации как средство понимания проблемы и авторской позиции (кто (герой) – где – когда – что делает) (2 часа)
Понятие об авторской позиции. Собственная авторская позиция как видение автором сущности проблемы, отношение к поднимаемой проблеме (оценка им описываемой ситуации), его решение поставленного вопроса. Способы формулировки авторской позиции. Глаголы со значением речи, мысли, чувства: (автор) утверждает, считает и др., кратких причастий убежден, уверен и т.д. Использование вводных слов и предложений со значением источника сообщения: по мнению автора, как считает автор и т.д. Формулировка авторской и собственной позиции в одном предложении, введение клише: нельзя не согласиться с автором в том, что ..., трудно не согласиться с автором, что ..., я согласен с автором, что..., как и автор текста, я считаю, что... и т.д.
Способы выявления проблемы: по ключевым словам, по микротемам. Вопрос в тексте как формулировка проблемы автором, типы вопросов в авторском тексте (проблемные, диалогизирующие, риторические). Случаи, когда можно и когда нельзя использовать вопрос из текста для формулировки проблемы в сочинении.
Способы выражения собственной авторской позиции в тексте. Оценочная лексика как средство выражения авторской позиции. Понятие о коммуникативной задаче. Коммуникативная задача – призыв к действию.
Художественные средства в выражении авторской позиции. Роль сравнений в выражении авторской позиции. Понятие о сравнении, структура сравнений (повторение и обобщение). Сравнения со сравнительными союзами как, словно; творительный сравнения (повторение и обобщение).
31. Понятие об аргументе. Источники для нахождения аргументов (личный, социальный опыт, произведения художественной литературы, исторические факты) (2 час)
Что такое аргументация? Понятие об аргументе. Типы аргументов. Источники для нахождения аргументов: личный, социальный опыт, произведения художественной литературы, исторические факты.
32. Способы введения аргументов (вводные слова, союзы) (2 час)
Способы введения аргументов: вводные слова (во-первых, во-вторых, таким образом и т.д.), вводные слова со значением источника сообщения (по-моему, по моему мнению и т.д.), союзы (так как, поскольку, потому что, частица ведь).
33. Приёмы работы над речевым оформлением сочинения (абзацное членение, логические ошибки) (1 час)
Абзацное членение. Понятие о логических ошибках. Типы логических ошибок.
34. Приёмы работы над речевым оформлением сочинения (грамматические и речевые ошибки) (2 час)
Грамматические и речевые нормы русского языка. Наиболее распространенные в сочинениях грамматические ошибки: ошибочное словообразование разных частей речи, нарушение норм согласования и управлении и т.д. Речевые нормы русского языка. Распространенные речевые ошибки. Классификация грамматических и речевых ошибок.
35. Приёмы работы над речевым оформлением сочинения (пунктуация, способы передачи чужой речи, сочетание и комбинация знаков) (2 час)
Пунктуационные нормы. Типичные пунктуационные ошибки в экзаменационных сочинениях. Правила пунктуации, вызывающие наибольшее затруднение при написании итогового сочинения по русскому языку (обобщение). Способы передачи чужой речи, деепричастные, причастные обороты, сложноподчиненные предложения, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (тире, двоеточие, точка с запятой) Сочетание знаков и комбинация знаков.
36. Обобщение изученного. Зачётная работа. (1 час)
II полугодие
37. Сочинение на литературную тему как допуск к ГИА. (1 час)
Тематические направления 2017-2018 учебного года. Критерии оценивания. Различение понятий тема – проблема – тезис.
38. Композиция сочинения на литературную тему (1 час)
Тема, вступление, аргументация, вывод-заключение.
20. Методика написания сочинения на литературную тему (2 час).
План работы по написанию сочинения. Работа с черновиком и планом сочинения.
21. Сбалансированность частей сочинения (1 час)
Как анализировать художественное произведение, как писать вступление, заключение, основную часть?
22. Речевое оформление сочинения на литературную тему. (1 час)
Работа по предупреждению речевых ошибок в сочинениях.
23. Тематическое направление 1 «Война и мир». (1 час)
Отбор литературного материала. Подготовка к домашнему сочинению.
24. Практикум по направлению 1. (2 час)
Анализ и редактирование домашних сочинений по темам направления 1.
25. Тематическое направление 2 «Надежда и отчаяние». (1 час)
Отбор литературного материала. Подготовка к домашнему сочинению.
26. Практикум по направлению 2. (2 час)
Анализ и редактирование домашних сочинений по темам направления 2.
27. Тематическое направление 3 «Добро и зло». (1 час)
Отбор литературного материала. Подготовка к домашнему сочинению.
28. Практикум по направлению 3. (2 час)
Анализ и редактирование домашних сочинений по темам направления 3.
29. Тематическое направление 4 «Гордость и смирение». (1 час)
Отбор литературного материала. Подготовка к домашнему сочинению.
30. Практикум по направлению 4. (2 час)
Анализ и редактирование домашних сочинений по темам направления 4.
31. Тематическое направление 5 «Он и она». (1 час)
Отбор литературного материала. Подготовка к домашнему сочинению.
32. Практикум по направлению 5. (2 час)
Анализ и редактирование домашних сочинений по темам направления 5.
33. Подготовка к итоговой работе (1 час)
Обобщение по изученному курсу.
34. Промежуточная контрольная аттестация. Итоговая работа(1 час)
Зачётная работа по изученному курсу.
8. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН репетиционного курса «Технология написания сочинений».
№ п/п | Тематика курса | кол-во часов | теоретич. часть | практич. часть |
I полугодие | ||||
1 | Введение. Значение курса, его задачи. | 1 | 1 | - |
2 | Структура ЕГЭ по русскому языку. Критерии оценивания работ и требования к сочинению ЕГЭ | 1 | 1 | - |
3 | Композиция сочинения-рассуждения. | 1 | 1 | |
4 | Требование №1 – соответствие теме. Повторение теории «Тема». | 1 | 1 | |
5 | Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения | 1 | 1 | |
6 | Самостоятельность мышления | 1 | 1 | |
7 | Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования. Упражнения по стилистике | 1 | 1 | |
8 | Смысловая точность эпиграфов и цитат. Повторение правил цитирования. Способы введения цитат. | 1 | 1 | |
9 | Достоверность в освещении литературных и исторических фактов. | 1 | 1 | |
10 | Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка. Определение типа ошибки и её редактирование | 1 | 1 | |
11 | План и логичность. Последовательность изложения. Типы планов | 1 | 1 | |
12 | Типы сочинений. Практикум определения типов сочинения и постановки задач | 1 | 1 | |
13 | Типы вступлений. Практикум подбора типов вступления к разным темам и написание их. | 1 | 1 | |
14 | Тип сочинения – характеристика одного литературного героя. Составление плана характеристики. Написание вступления. Подбор фактического материала | 1 | 1 | |
15 | Составление планов характеристик одного литературного героя. | 1 | 1 | |
16 | Тип сочинения – сравнительная характеристика | 1 | 1 | |
17 | Речевые ошибки и их предупреждение. | 1 | 1 | |
18 | Тип сочинения – групповая характеристика | 1 | 1 | |
19 | Повторение теории стихосложения | 1 | 1 | |
20 | Анализ лирического произведения | 1 | 1 | |
21 | Тип сочинения – речевая характеристика персонажа | 1 | 1 | |
22 | Сочинение – анализ эпизода | 1 | 1 | |
23 | Темы. Частные темы. Тематические мотивы Темы. Частные темы. Тематические мотивы | 1 | 1 | |
24 | Проблема текста. | 1 | 1 | |
25 | Способы формулировки проблемы текста | 1 | 1 | |
26 | Зачин сочинения-рассуждения. Как оформить вступление? | 2 | 1 | 1 |
27 | Понятие о комментарии | 2 | 1 | 1 |
28 | Зависимость комментария от типа и стиля речи исходного текста | 2 | 1 | 1 |
29 | Как писать основную часть сочинения? | 2 | 1 | 1 |
30 | Анализ ситуации как средство понимания проблемы и авторской позиции (кто (герой) – где – когда – что делает) . | 2 | 1 | 1 |
31 | Понятие об аргументе. Источники для нахождения аргументов (личный, социальный опыт, произведения художественной литературы, исторические факты) | 2 | 1 | 1 |
32 | Способы введения аргументов (вводные слова, союзы) | 2 | 1 | 1 |
33 | Приёмы работы над речевым оформлением сочинения (абзацное членение, логические ошибки) | 1 | 1 | |
34 | Приёмы работы над речевым оформлением сочинения (грамматические и речевые ошибки) | 2 | 1 | 1 |
35 | Приёмы работы над речевым оформлением сочинения (пунктуация, способы передачи чужой речи, сочетание и комбинация знаков) | 2 | 1 | 1 |
36 | Обобщение изученного. Практическая работа | 1 | 1 | |
II полугодие | ||||
37 | Сочинение на литературную тему как допуск к ЕГЭ. | 1 | 1 | |
38 | Композиция сочинения на литературную тему | 1 | 1 | |
39 | Методика написания сочинения на литературную тему | 2 | 1 | 1 |
40 | Сбалансированность частей сочинения | 1 | 1 | |
41 | Речевое оформление сочинения на литературную тему | 1 | 1 | |
42 | Тематическое направление 1 «Война и мир». | 1 | 1 | |
43 | Практикум по направлению 1 | 2 | 2 | |
44 | Тематическое направление 2 «Надежда и отчаяние». | 1 | 1 | |
45 | Практикум по направлению 2 | 2 | 2 | |
46 | Тематическое направление 3 «Добро и зло». | 1 | 1 | |
47 | Практикум по направлению 3 | 2 | 2 | |
48 | Тематическое направление 4 «Гордость и смирение». | 1 | 1 | |
49 | Практикум по направлению 4 | 2 | 2 | |
50 | Тематическое направление 5 «Он и она». | 1 | 1 | |
51 | Практикум по направлению 5 | 2 | 2 | |
52 | Подготовка к итоговой работе | 1 | 1 | |
53 | Промежуточная контрольная аттестация. Итоговая работа | 1 | 1 | |
Итого | 68 | 30 | 38 |
9. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Власенков А.И. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова – М.: Просвещение, 2017
ЛИТЕРАТУРА
- Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2014.
- Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2006.
- Ефремова Т. Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка / Т. Ф. Ефремова, В. Г. Костомаров. — М., 1999.
- Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.
- Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 2002.
- Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева [и др.]. — М., 2003.
- Ладыженская Т.А. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977.
- Л.И. Сухарева «Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9-11 классы. -М., «Айрис Пресс». 2013г.
- Голуб, И.Б. Риторика: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2005 - 384 с.
- Ковалев, В.П. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя. - К.: Рад. шк., 1985. - 136 с.
- Лосева, Л.М. Как строится текст: пособие для учителей/ Под ред. Г.Я. Солганика. - М: Просвещение, 1980. - 94 с.
Словари и справочники.
- Архарова Д.И., Долинина Т.А. Анализ текста. М., 2005
- Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материалы. М., 2006.
- Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.
- Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.
- Розенталь Д.Э. Пишите, пожалуйста, грамотно. М., 2001г.
- Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984
Интернет-ресурсы
- http://www.ege.edu.ru
- http://rustest.ru
- http://www.prosa.ru
- http://www.pritchi.nm.ru
Материально-техническая база:
- Ноутбук
- Мультимедийный проектор
- Колонки
- Презентации к занятиям
10. Система оценивания и контроля
Критерии оценивания устного ответа
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
- 1) полнота и правильность ответа;
- 2) степень осознанности, понимания изученного;
- 3) языковое оформление ответа.
- Оценка «5» ставится, если ученик:
- 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;
- 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
- 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
- Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
- Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
- 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
- 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
- 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
- Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
- Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Критерии оценивания сочинений
- Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
- С помощью сочинений и изложений проверяются:
- 1) умение раскрывать тему;
- 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
- 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
- Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
- Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- - соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- - полнота раскрытия темы;
- - правильность фактического материала;
- - последовательность изложения.
- При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- - разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- - стилевое единство и выразительность речи;
- - число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка | Основные критерии оценки | |
содержание и речь | грамотность | |
«5» |
2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии РФОграфических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, я также 7 грамматических ошибок. |
Примечания.
- 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
- 2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
- 3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
- 4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Классификации ошибок
I. Ошибки в содержании:
Ф – фактическая ошибка, неточность (годы, жанр произведения, имя героя и т.д.).
[ ] – лишняя часть слово, выражение.
V – пропуск мысли, слова, выражения.
Z – не выделен абзац (новая часть, мысль).
Л И – нарушена логическая последовательность.
Речевые ошибки
Р – нарушение законов употребления в речи лексических единиц (слов), построении предложении:
а) употребление слова в несвойственном ему значении
* П.Корчагин – зачинщик соревнования. /инициатор/
б) нарушение лексической сочетаемости
* Образ Печорина противоречив. /характер/
в) употребление лишнего слова (плеоназм)
* Бесчисленное множество.
г) употребление рядом однокоренных слов (тавтология)
* В рассказе «Бежин луг» рассказывается /повествуется/
д) повторы
*Недавно я прочитал одну интересную книгу. Эта книга называется «Собачье сердце». В этой книге рассказывается о ...
е) употребление слова иной стилистической окраски (рагов)
* Попечитель богоугодных заведений подлизывается
/ведет себя заискивающе/
ж) смешение лексики разных исторических эпох
* На богатырях кольчуги, брюки, варежки.
II. Ошибки на письме:
- Орфографические – │ – в написании слов
- Пунктуационные – V – знаки препинания.
- Грамматические – Г – нарушение норм слово – и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
а) чаще всего несогласование в числе, роде и падеже сущ. + прил., сущ. + прич.;
б) несогласование в числе сущ. + глагол;
в) несогласование времени глагола в рамках одною предложения.
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Календарно – тематическое планирование репетиционного курса по русскому языку 10 класс
- Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа.
Согласовано
Заместитель директора по УР
_________ Н.Н. Назаренко
«___» ________ 20____ г.
Согласовано на заседании
МО гуманитарного цикла
Протокол №_
от «___» ________ 20___ г.
__________Кияева А. Т.
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол №_ от
«___» ________ 20___ г.
_________ О.А. Гранчук
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование репетиционного курса по русскому языку «Технология написания сочинений». 10 класс
(2 часа в неделю, 68 часов в год)
№ | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Дата по плану | Дата по факту | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
1 | Введение. Значение курса, его задачи. | Урок усвоения новых знаний | Иметь представление о нормативных и методических документах по подготовке и проведению ЕГЭ
| Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | ||
2 | Структура ЕГЭ по русскому языку. Критерии оценивания работ и требования к сочинению ЕГЭ | Урок усвоения новых знаний | Иметь представление о структуре ЕГЭ по русскому языку и критериях оценивания работ | ||||
3 | Композиция сочинения-рассуждения. | Урок усвоения новых знаний | Иметь представление о композиции. | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | ||
4 | Требование №1 – соответствие теме. Повторение теории «Тема». | Урок-практикум | Пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя; | ||||
5 | Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения | Урок усвоения новых знаний | |||||
6 | Самостоятельность мышления | Урок усвоения новых знаний | |||||
7 | Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования. Упражнения по стилистике | Урок усвоения новых знаний | Пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную чёткость высказывания; | Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение6 окружающих. | Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | ||
8 | Смысловая точность эпиграфов и цитат. Повторение правил цитирования. Способы введения цитат. | Повторительно-обобщающий урок | Владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью; | Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. | Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | ||
9 | Достоверность в освещении литературных и исторических фактов. | Иметь социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
| Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации. | Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
| |||
10 | Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка. Определение типа ошибки и её редактирование | Повторительно-обобщающий урок | Пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную чёткость высказывания; | Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета | Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | ||
11 | План и логичность. Последовательность изложения. Типы планов | Урок коррекции знаний | Уметь составлять план, тезисы, конспект художественного, научно-популярного, публицистического текста, устного сообщения, делать необходимые выписки; | Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета | Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности | ||
12 | Типы сочинений. Практикум определения типов сочинения и постановки задач | Повторительно-обобщающий урок | Уметь определять тип сочинения | Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета учебного предмета | Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности | ||
13 | Типы вступлений. Практикум подбора типов вступления к разным темам и написание их. | Урок усвоения новых знаний |
| Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета | Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности | ||
14 | Тип сочинения – характеристика одного литературного героя. Составление плана характеристики. Написание вступления. Подбор фактического материала | Урок контроля знаний | Умет работать самостоятельно и в паре | ||||
15 | Составление планов характеристик одного литературного героя. | Урок усвоения новых знаний | |||||
16 | Тип сочинения – сравнительная характеристика | Урок усвоения новых знаний | |||||
17 | Речевые ошибки и их предупреждение. | Урок усвоения новых знаний | |||||
18 | Тип сочинения – групповая характеристика | Урок усвоения новых знаний | Четко соблюдать инструкции, сопровождающие задания | ||||
19 | Повторение теории стихосложения | Урок усвоения новых знаний | Умет работать самостоятельно и в паре | ||||
20 | Анализ лирического произведения | Урок усвоения новых знаний | Умет работать самостоятельно и в паре | ||||
21 | Тип сочинения – речевая характеристика персонажа | Урок развития речи | Пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную чёткость высказывания; | ||||
22 | Сочинение – анализ эпизода | Урок усвоения новых знаний | |||||
23 | Темы. Частные темы. Тематические мотивы | Урок усвоения новых знаний | владеть формами обработки информации исходного текста; | Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами. | Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. | ||
24 | Проблема текста. | Урок усвоения новых знаний | Производить лексический, речеведческий разбор, анализ художественного текста | Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. | |||
25 | Способы формулировки проблемы текста | Урок усвоения новых знаний | Уметь формулировать проблему | ||||
26 | Зачин сочинения-рассуждения. Как оформить вступление? | Урок усвоения новых знаний | Уметь оформить вступление | Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | |||
27 | Понятие о комментарии | Урок усвоения новых знаний | Владеть информацией | Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач | |||
28 | Зависимость комментария от типа и стиля речи исходного текста | Урок усвоения новых знаний | Уметь различать тип и стиль речи | Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации. | |||
29 | Как писать основную часть сочинения? | Урок усвоения новых знаний | Пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную чёткость высказывания | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным | |||
30 | Анализ ситуации как средство понимания проблемы и авторской позиции (кто (герой) – где – когда – что делает) . | Урок усвоения новых знаний | Уметь производить анализ | Комплексный анализ текста ,определение видов предложений | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | ||
31 | Понятие об аргументе. Источники для нахождения аргументов (личный, социальный опыт, произведения художественной литературы, исторические факты) | Урок усвоения новых знаний | Пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя | Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации. |
| ||
32 | Способы введения аргументов (вводные слова, союзы) | Урок усвоения новых знаний | Владеть способами введения аргументов. уметь правильно подбирать примеры-аргументы при написании сочинений; уметь правильно подбирать примеры-аргументы при написании сочинений. |
| |||
33 | Приёмы работы над речевым оформлением сочинения (абзацное членение, логические ошибки) | Урок усвоения новых знаний | Иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками |
| Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | ||
34 | Приёмы работы над речевым оформлением сочинения (грамматические и речевые ошибки) | Урок усвоения новых знаний | Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. |
| |||
35 | Приёмы работы над речевым оформлением сочинения (пунктуация, способы передачи чужой речи, сочетание и комбинация знаков) | Повторительно-обобщающий урок | |||||
36 | Обобщение изученного. Практическая работа | Повторительно-обобщающий урок | Уметь работать самостоятельно |
| |||
37 | Сочинение на литературную тему как допуск к ЕГЭ. | Урок усвоения новых знаний | Четко соблюдать инструкции, сопровождающие задания | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. |
| ||
38 | Композиция сочинения на литературную тему | Урок усвоения новых знаний | Уметь грамотно и аргументированно писать сочинения | Использование знаково-символических средств представления информации. |
| ||
39 | Методика написания сочинения на литературную тему | Урок усвоения новых знаний | Владеть методикой | Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. | |||
40 | Сбалансированность частей сочинения | Повторительно-обобщающий урок | Пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя | Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | |||
41 | Речевое оформление сочинения на литературную тему | Урок усвоения новых знаний | Пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную чёткость высказывания | Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. |
| ||
42 | Тематическое направление 1 «Война и мир». | Урок усвоения новых знаний | Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий |
| |||
43 | Практикум по направлению 1 | Урок применения новых знаний | Уметь писать сочинение | Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки | |||
44 | Тематическое направление 2 «Надежда и отчаяние». | Урок усвоения новых знаний | Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий | Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций | |||
45 | Практикум по направлению 2 | Урок применения новых знаний | Уметь писать сочинение | Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки | |||
46 | Тематическое направление 3 «Добро и зло». | Урок усвоения новых знаний | Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий | Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций | |||
47 | Практикум по направлению 3 | Урок применения новых знаний | Уметь писать сочинение Уметь писать сочинение | Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки | |||
48 | Тематическое направление 4 «Гордость и смирение». | Урок усвоения новых знаний | Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий | Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций | |||
49 | Практикум по направлению 4 | Урок применения новых знаний | Уметь писать сочинение Уметь писать сочинение | Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки | |||
50 | Тематическое направление 5 «Он и она». | Урок усвоения новых знаний | Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий | Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций | |||
51 | Практикум по направлению 5 | Урок применения новых знаний | Уметь писать сочинение | Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки | |||
52 | Подготовка к итоговой работе | Урок усвоения новых знаний | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | |||
53 | Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа | Урок применения полученных ранее знаний |
Приложение 2
Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективный курс 10 класс
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс...
Рабочая программа элективного курса 11 класс
Рабочая программа элективного курса 11 класс по учебному пособию Землякова...
Рабочая программа элективного курса - 10 класс
Коллеги!Посмотрите мою рабочую программу элективного курса по математике для 10 класса...
Рабочая программа репетиционного курса "Секреты математики", 10 класс (базовый уровень)
Рабочая программа репетиционного курса "Секреты математики", 10 класс (базовый уровень)...
Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .
Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...
рабочая программа репетиционного курса по русскому языку в 11 классе
Программа репетиционного курса по подготовке к ЕГЭ...