ЕГЭ. Варианты №2, №3
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс)
Учебный материал для подготовки к ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_variant_ege._no3_docx.docx | 33.81 КБ |
variant_ege._-no2_docx.docx | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариант ЕГЭ №3.
Прочитайте текст и выполните задания.
1)Вещество может существовать в трёх агрегатных состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. 2)При нагревании твёрдые вещества плавятся, жидкие закипают, превращаясь в пар. 3) <…> понижение температуры приводит к обратным превращениям. 4)Некоторые газы при высоком давлении сжижаются. 5)При всех этих явлениях мельчайшие частицы вещества не разрушаются. 6)Таким образом, вещество, изменяя агрегатное состояние, не превращается в другое.
Задание 1.
Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера предложений.
1.Изменяя агрегатное состояние, вещество не превращается в другое.
2.Мельчайшие частицы вещества при нагревании и охлаждении не разрушаются.
3.Существуя в трех агрегатных состояниях, нагреваясь и охлаждаясь, изменяя агрегатное состояние, вещество не превращается в другое, его мельчайшие частицы не разрушаются.
4.При высоком давлении некоторые газы сжижаются, но мельчайшие частицы вещества не разрушаются.
5.Вещество, существуя в трех агрегатных состояниях, нагреваясь, охлаждаясь, изменяя свое агрегатное состояние, не превращается в другое, и его мельчайшие частицы не разрушаются.
Задание 2.
Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
Задание 3.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова АГРЕГАТНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в шестом (6) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
АГРЕГАТНЫЙ, - ая, -ое;
1. - Прилагательное соотносится с существительным агрегат, связанное с ним, например, принадлежащий агрегату.
2. - Металлорежущий станок, состоящий из отдельных нормализованных узлов (агрегатов 3).
3. - Состояние вещества (физ.; одно из физических состояний вещества: твёрдое, жидкое, газообразное).
Задание 4.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
слИвовый
оптОвый
закупОрить
дозИровать
убралА
Задание 5.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Черты ПРОСВЕЩЁННОГО абсолютизма в нашей стране воплотились в политике Екатерины II.
ПАМЯТЛИВЫЕ старейшины рода знали много сказаний о старинных временах.
Самба — это подвижный и РИТМИЧНЫЙ танец, который пришёл к нам из Бразилии.
За годы обучения в консерватории мой друг не раз становился лауреатом и ДИПЛОМАТОМ крупных международных музыкальных конкурсов.
Международная группа учёных нашла в одной из пещер зуб, который является свидетельством того, что стоматология существовала уже в КАМЕННОМ веке.
Задание 6.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
При заболевании играют значение многочисленные клеточные и внеклеточные факторы, которые регулируют обмен веществ в организме.
Задание 7.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
самый РЕДЧАЙШИЙ
гусарских ЭПОЛЕТ
СЫПЛЕШЬ крупу
несколько БАКЛАЖАНОВ
трое СОЛДАТ
Задание 8.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
B) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1)Молодой Гринев переживал о том, что вместо петербургского веселья его ожидала деревенская скука.
2) Тема «маленького человека» не раз поднималась в произведениях русских классиков: Пушкин, Гоголь, Достоевский, Чехов.
3) Прочитав «Преступление и наказание», судьба Катерины Ивановны поразила меня.
4) Клин журавлей радостно летели по ясному весеннему небу.
5) В «Капитанской дочке» важное значение имеет образ повествователя, для которого важны понятия чести, достоинства, долга.
6) Герой не раз вспоминал, что я жил недорослем, играя в мяч с соседскими мальчишками.
7) Дом Пушкиных поражал дорогим убранством одних комнат и заброшенностью других.
8) Нашей роте было приказано уничтожить спрятавшихся немцев в окопах.
9) В двенадцать лет Пушкина, благодаря дружеским связям отца, отдали в только что открывшееся, новое для России учебное заведение — лицей, располагавшийся в Царском Селе под Петербургом.
Задание 9.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) с..мпатия, уб..диться, изб..гающий
2) з..ря, доп..лнительный, эл..ктроника
3) г..ловной, вел..чайший, об..зать
4) оранж..рея, сг..рающий, интелл..гентный
5) г..ревать, бесп..лезный, эк..логический
Задание 10.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна
и та же буква. Запишите номера ответов.
1. Бе..шумный, ..горевший, во..кликнуть
2. С..мнительный, расп..ложить, пр..варить
3. Непр..одолимый, пр..думывающий, пр..спосабливающийся
4. Пред..нфарктный, сверх..нтересный, без..нициативный
5. По..бивка, на..строчный, по..бежать
Задание 11.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1. бел..зна, изменч..вый
2. сирен..вый, милост..вый
3. врач..вать, огороднич..ство
4. беж..вый, заво..вать
5. пугов..чка, фасол..вый
Задание 12.
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1. Мел..щий, дорогосто..щие
2. (они) уч..тся, маяч..щий
3. Леле..л, (они) стро..т (дом)
4. Стеле..шься, подкле..нный
5. Нереша..мый (пример), заброш..нный
Задание 13.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Россия – это моя песня, пока еще (НЕ)СПЕТАЯ.
Растирая (НЕ)ПРИВЫКШИЕ к тяжести руки, подростки молча падали на траву.
Наш отец (НЕ)ПРИУЧЕН был слушать советы жены и матери.
Громкая речь вовсе (НЕ)ВСЕГДА признак ума.
(НЕ)ПОБЕЖДЕННЫЕ жители блокадного Ленинграда стали символом стойкости и мужества.
Задание 14.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
ЧТО(БЫ) наша школа процветала (В)ТЕЧЕНИЕ долгих лет, уже сейчас нужен серьезный ремонт.
Танкист прокричал (В)СЛЕД капитану ЧТО(ТО) сердитое.
(В)ВИДУ высокой температуры малыш не уснул (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всей ночи.
(В)ДАЛИ деревянные столбы построились (В)ВИДЕ маленьких карандашей.
Я (ТО)ЖЕ выбежал в коридор, но (ТОТ)ЧАС вернулся в класс и подал учителю тетрадь.
Задание 15.
Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Крупные звёзды были разброса(1)ы по невида(2)о чёрному небу как драгоце(3)ости из золоче (4)ого ларца.
Задание 16.
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Любовь к родным местам и зимним пейзажам зовет к себе зарождает мысли о горечи утрат и тревогу за наше будущее.
2) В русском языке находятся и образы и ритм и рифмы и аллитерация.
3) Родной язык многообразен и многозвучен и разнотонен.
4) Не то мечты не то воспоминания не то мысли заполонили его ум.
5) Зимний воздух свеж и чист и уже замёрзла река.
Задание 17.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В густой темноте (1) просвеченной белесым сырым туманом (2) чуть-чуть была заметна тропа (3) ведущая к деревне.
Задание 18.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
— И ты (1) сынок (2) полагаешь, что у тебя есть (3) настоящие друзья? По-моему (4) ты ошибаешься. Только не эти.
Задание 19.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Теперь каждый раз (1) когда мы встречаемся с Петровичем (2) он без смеха не может вспомнить этот случай (3) невольными свидетелями которого (4) мы стали.
Задание 20.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я очень хотел увидеть бывших одноклассников (1) и (2) когда наша встреча состоялась (3) я спросил у них (4) часто ли они вспоминают нашу деревенскую школу.
Задание 21.
Найдите предложения, в которых ЗАПЯТАЯ(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Чуть в стороне от большой дороги стоит село Карабиха. (2) Это же звучное название носит горка, которая находится рядом. (3)В нее упирается конец гряды, тянущейся от волжских берегов. (4) Чуть дальше начинается обрывистый спуск к бескрайней равнине. (5) Название Карабиха носит усадьба Некрасова, как и село, рядом с которым она расположена. (6) Купил ее поэт после долгих поисков места, в каком жилось бы привольно среди родной природы. (7) Купив усадьбу, Некрасов не стремился к доходам. (9) Карабиха была только летним местом отдыха поэта.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27.
1)На исходе дня мы заняли небольшой хуторок, расположенный в очень живописном месте. 2) Ранняя осень. 3)Все в золоте. 4)Туман над рекой. 5)А рядом гремит война.
6)Мы расквартировали людей, расставили в боевой готовности минометные повозки, установили часовых, и втроем — я, мой заместитель Котов и ординарец — пошли в один из домов на отдых.
7)Хозяева, старичок со старушкой и две молодые женщины, встретили нас очень приветливо. 8)Забраковав наш армейский паек, они приподнесли нам на ужин всяких вкусностей. 9)Мы вместе с ними приступили к еде, но в какой-то момент одна из женщин передала Котову, что в доме скрывается сын хозяев, полицай, и что он хорошо вооружен.
— 10)Капитан, давай закурим, — позвал меня Котов, взял под руку и вывел на улицу.
11)У крыльца спокойно стоял часовой. 9)Котов торопливо передал мне, что сказала ему молодая женщина. 12)Мы предупредили часового и велели ему следить, чтобы из дома никто не выходил. 13)Подняли по тревоге взвод, оцепили дом, произвели обыск и нашли этого предателя в сундуке, на который я несколько раз садился.
14)Это был крепкий мужчина лет сорока, здоровый, холеный, в немецком обмундировании, с пистолетом «Парабеллум» и немецким автоматом. 15)Мы его арестовали и отправили под конвоем в штаб полка.
16)Оказалось, что в доме этой семьи квартировал немецкий штаб, и все жильцы, кроме женщины, которая предупредила нас, работали на немцев. 17)А она была женой второго сына, сражавшегося в частях советских войск. 18)Немцы ее не трогали: старики выдавали ее за свою дочь, а не за невестку сына. 19)А что их сын жив и воюет против немцев, знала только его жена. 20)Родители же считали его погибшим, потому что еще в 1942 году получили на сына «похоронку». 21)На чердаке и в сарае было изъято много ценных фашистских документов и оружия.
22)Не будь этой благородной женщины - патриотки, с нами в ту ночь могла бы случиться трагедия. (По Н.Барякину).
Задание 22.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1.Женщина, которая предупредила командира, была дочерью хозяев дома.
2.Жена второго сына, воевавшего на фронте, помогла бойцам.
3.Все жильцы дома, в котором разместились наши солдаты, работали на немцев.
4.На чердаке и в сарае нашли много ценных вещей и картин.
5.Сын хозяев дома оказался полицаем, скрывался в доме и был хорошо вооружен.
Задание 23.
Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1.В предложении 14 содержится описание.
2.В предложениях 2-5 представлено рассуждение.
3.Предложения 11- 13 содержат повествование.
4.Предложения 7-9 содержат описание.
5.Предложения 18-20 поясняют содержание предложения 17.
Задание 24.
Из предложений 19–20 выпишите разговорное слово.
Задание 25.
Среди предложений 15–18 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи противительного союза и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Задание 26.
Автор рассуждает о работе на войне, поэтому ведущим становится приём – (А)_____ (предложения 6, 13). Светлой грустью пронизаны его воспоминания о времени, людях, отношениях к бойцам, описать помогает такое синтаксическое средство, как (Б)_____ (предложения 2, 3, 4, 5). Выразить своё отношение к происходящему помогает средство – (В)_____ («ординарец» в предложении 6, «армейский паек» в предложении 8), а подчёркивает черты человека троп – (Г)____ («здоровый, холеный» предложение 14).
Список терминов:
1) цитирование
2) фразеологизмы
3) эпитеты
4) ряды однородных членов
5) парцелляция
6) олицетворение
7) профессиональная лексика
8) сравнение
9) синонимы
Задание 27. Сочинение по тексту.
Предварительный просмотр:
Вариант ЕГЭ
Текст
(1)Если условия существования и направление действия естественного отбора сходны у животных различных групп, то в процессе эволюции они иногда приобретают сходные приспособления к среде обитания. (2)Этот процесс получил название схождения признаков (конвергенции). (3)<…>, передние роющие конечности крота и медведки очень сходны, хотя эти животные относятся к разным типам, сильно напоминают друг друга по форме тела китообразные и рыбы, сходны конечности у плавающих животных, относящихся к разным классам.
Задание 1
Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Сходные условия существования и направление действия естественного отбора определяют сходство формы тела китообразных млекопитающих и рыб.
2) Сходство передних роющих конечностей крота и медведки, относящихся к разным типам, объясняется сходными условиями существования.
3) Конвергенция — это процесс схождения признаков близкородственных групп животных, объясняющийся сходными условиями существования.
4) Конвергенция — схождение признаков у животных различных групп — объясняется воздействием на этих животных схожих условий существования и общим направлением естественного отбора.
5) Схождение признаков у животных различных групп (конвергенция) обусловлено сходными условиями существования и направлением естественного отбора.
Задание 2
Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста.
Задание 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТИП. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ТИП, -а, м.
1) Форма, вид чего-н., обладающие определёнными признаками, а также образец, которому соответствует известная группа предметов, явлений. Основные т. производственных отношений. Т. автомобиля.
2) Высшее подразделение в систематике животных и растений. Т. членистоногих. Т. цветковых растений.
3) Образ, содержащий характерные, обобщённые черты какой-н. группы людей. Монгольский т. лица. Сочетание германского и славянского типов.
4) Человек, отличающийся какими-н. характерными свойствами, положительными или отрицательными. Забавный т.
Задание 4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
Иконопись
сливОвый
пОгнутый
грУшевый
кровоточИть
Задание 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Участнику деловой или туристической поездки в США для оформления визы необходимо ПРЕДСТАВИТЬ пакет соответствующих документов.
Дефицит кальция в организме помогут ПОПОЛНИТЬ прежде всего такие продукты, как молоко, творог, сыр.
Участие в командных играх и других интересных спортивных мероприятиях дарит нам ЖИВИТЕЛЬНЫЙ заряд бодрости.
При раскатывании теста необходимо периодически СТРЯХИВАТЬ лишнюю муку со скалки.
Задание 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Летом погода стоит поистине летняя.
Задание 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
любимые ПРОФЕССОРА
более ВОСЕМЬСОТ миллионов
ЯРЧЕ солнца
ПОЕЗЖАЙТЕ поездом
модных СЕРЁГ
Задание 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) оч..рование, б..дминтон, сг..рание
2) соед..нение, зат..пить, г..гиена
3) ш..лун, р..внение, к..вычки
4) ор..гинальный, к..ндуктор, к..лач
5) п..ртрет, пр..цент, к..рниз
Задание 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) п..иск, неп..ддающийся, от..двинуть;
2) ра..бросать, и..пуганный, бе..вольный;
3) пр..следовать, пр..милый, пр..смыкающийся;
4) с..еденный, сер..ёзный, ад..ютант;
5) нап..следок, н..слаждаться, д..браться.
Задание 11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) отрасл..вой, мах..нький
2) раскра..вай, опрометч..вый
3) оранж..вый, син..ватый
4) остр..нький, крас..вый
5) ткан..вый, лист..к
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь выпускнику 11 класса. Образец сочинения-рассуждения. Вариант 3. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов под редакцией И.П. Цыбулько. Допущено ФИПИ»
В помощь выпускнику 11 класса (учебные материалы по подготовке к ЕГЭ по русскому)...
В помощь выпускнику 11 класса. Образец сочинения-рассуждения. Вариант 4. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов под редакцией И.П. Цыбулько. Допущено ФИПИ»
В помощь выпускнику 11 класса (учебные материалы по подготовке к ЕГЭ по русскому)...
В помощь выпускнику 11 класса. Образец сочинения-рассуждения. Вариант 1. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов под редакцией И.П. Цыбулько. Допущено ФИПИ»
В помощь выпускнику 11 класса (учебные материалы по подготовке к ЕГЭ по русскому)...
В помощь выпускнику 11 класса. Образец сочинения-рассуждения. Вариант 2. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов под редакцией И.П. Цыбулько. Допущено ФИПИ»
В помощь выпускнику 11 класса (учебные материалы по подготовке к ЕГЭ по русскому)...
Образец сочинения-рассуждения. Вариант 6. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые экзаменационные варианты 10 вариантов под редакцией И.П. Цыбулько. Допущено ФИПИ
Образец сочинения-рассуждения. Вариант 6. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые экзаменационные варианты 10 вариантов под редакцией И.П. Цыбулько. Допущено ФИПИ...
Образец сочинения-рассуждения. Вариант 7. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые экзаменационные варианты 10 вариантов под редакцией И.П. Цыбулько. Допущено ФИПИ»
Образец сочинения-рассуждения. Вариант 7. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые экзаменационные варианты 10 вариантов под редакцией И.П. Цыбулько. Допущено ФИПИ»...
Самостоятельная работа на повторение I части варианта ОГЭ (в двух вариантах)-I вариант
Самостоятельная работа направлена на повторение первой части экзаменационного варианта ОГЭ. Позволяет организовать проверку подготовленности детей к экзамену....