Урок " Правописание приставок пре- и при-"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Понятия: приставка,морфема, орфограмма.
Тип урока:" открытие" нового знания.
Технология: проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_pedsovet.docx | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме:
" Правописание приставок пре- и при- "
Цели: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках.
Задачи урока:
Образовательные:
- Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;
- Формировать навык написания приставок пре-/ при-;
- Повторить морфемный разбор слов;
- Развить умение формулировать определение понятий;
- Обогащать словарный запас учащихся;
- Совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
- Осуществление системно-деятельностного подхода;
- Развитие внимания;
- Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему.
Воспитательные:
- Воспитание интереса и уважения к родному языку;
- Воспитание ценностного отношения к слову;
- Развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Уважительное отношение к родному языку;
- Стремление к речевому самосовершенствованию;
- Пополнение словарного запаса;
- Способность к самооценке на основе критерия успешности.
Метапредметные:
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.
Предметные:
1. Развитие творческой самостоятельности;
2.Владение разными видами речевой деятельности;
3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
5. Проведение морфемного анализа слов.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока:
I.Мотивация к учебной деятельности
Учитель:
-Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Вижу, что вы все в хорошем настроении. Ребята, я желаю вам успешной работы на уроке. Садитесь. Открываем тетради, записываем число.
II. Актуализация знаний
Учитель:
А начнём мы сегодняшний урок с лингвистической загадки.
Приставляемся всегда
Мы к началу слова
И меняем без труда
Смысл его на новый.
В речи очень много нас!
ЗА, У, ДО, НЕ, БЕЗ, ПО, РАС!
И другие тоже есть,
Всех нас трудно перечесть!
Твердо помните, друзья,
В языке без нас нельзя!!!
- О какой морфеме идёт речь? ( О приставке)
- А что такое приставка? ( Значимая часть слова , которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
- К каким группам можно отнести приставки , встретившиеся в стихотворении ? ( неизменяемые и на З.С)
III. Проблемное объяснение нового знания
-Давайте обратимся к тексту. Посмотрим , сможете ли вы найти слова с этими орфограммами в тексте.
Осенние зарисовки
Осень – пр...чудливая волшебница. Она ра...стилает жёлтые п...крывала на поля, ра..брасывает разноцветные листья по дорожкам, пр..носит запах свежести и лёгкого морозца.
В августе в природе улаваются пр…меты н…ступающей осени. В этих пр…метах нежность и грусть.
Музыка в траве пр…тихла. Ветер осторожно пр…гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес пр…задумался.
Учитель:
- В какой морфеме пропущены буквы ? ( в приставке)
- Задание. Распределите слова с приставками на 2 группы.
1группа- слова с неизменяемыми приставками.
2группа слова с приставками на з,с )
- Обменяйтесь тетрадями. Объясните , как выписали слова.
( 1- покрывала , наступающей , 2- расстилает, разбрасывает)
- Слова с какими приставками не вошли ни в 1 , ни во 2 столбик? (при и пре )
- Можете ли вы сказать , в каких словах пишется приставка пре , в каких при ? ( нет , мы это правило еще не изучали)
Учитель:
-Итак, ребята, перед нами проблема: от чего зависит написание приставок пре- и при- ? Давайте сформулируем тему урока и его цель.
Ученик:
-Тема нашего урока: «Правописание приставок при- и пре». Цель урока: научиться определять, в каких случаях следует писать приставку при-, а в каких – приставку пре-? (записывают в тетради тему урока).
Учитель:
-Верно, ребята, молодцы! Действительно, сегодня мы должны усвоить правило написания приставок при- и пре-, то есть пополнить багаж знаний о приставках; освоить новые способы действия.
-Ребята, вы разделены на группы. Некоторые группы «отвечают» за приставку при-, остальные – за приставку пре-.
-Я надеюсь, что каждый из вас отдельно и в группе справится с поставленной учебной задачей. У вас всё получится.
-Ребята, перед вами таблицы «ЗХУ»: Знаю-Хочу узнать-Узнал». Каждый из вас сейчас заполнит две графы в них: «Знаю», «Хочу узнать» (1.Что мы знаем о правописании приставок? С какими правилами знакомы? 2. Что вы хотели бы узнать на сегодняшнем уроке?)
заполняют таблицы
Учитель:
-Ребята, перед вами ряды слов, в которых пишутся приставки при- и пре-. Внимательно посмотрите на эти слова и выдвините предположение (гипотезу), почему эти слова сгруппированы таким образом.
1.Пришить, приклеить, пристроить, привязать.(присоединение )
2.Приплыть, прилететь, прибежать, принести. (приближение)
3.Пришкольный, привокзальный, приграничный, приморский.( близость)
4.Приоткрыть, присесть, приумолкнуть. ( неполное действие)
5.Превредный, прескверный, премудрый.(близко к слову очень) 6.Преградить, прервать, предание.( близко к приставке пере)
Ученик:
-Я думаю, что слова сгруппированы определенным образом в зависимости от значения слов.
Учитель:
-Ребята, действительно, написание приставок при- и пре- зависит от значения.
При- или пре-? Пре- или при- ?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри-
Сразу получишь ответ.
Учитель:
-Ребята, в своих тетрадях оформите таблицу
Приставка | Значение | Примеры |
При- | ||
Пре- |
-Итак, ребята, давайте определим значение слов каждой группы.
1-я группа: пришить, приклеить, пристроить, привязать.
Ученик:
-Значение слов этой группы «присоединение».
Учитель:
-Внимание на слайд.
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело-
Пишем мы при-, говоря обо всём,
Что добрые руки приделали.
Ученик:
-Значение слов 2-й группы приплыть, прилететь, прибежать, принести -«приближение к чему-либо».
Учитель:
Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной-
В словах придёт, прилетит, приплывёт
Пишется при-, несомненно.
Ученик:
-Значение слов 3-й группы пришкольный, привокзальный, приграничный, приморский – «нахождение вблизи чего-либо».
Учитель:
-Верно, ребята!
Если что-то находится возле чего-то:
У школы, вокзала, то есть вблизи.
Спроси, как писать, хоть у кого ты,
Писать надо приставку при-.
Ученик:
-Значение слов 4-й группы приоткрыть, присесть, приумолкнуть – «неполнота действия».
Учитель:
Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело – не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем,
Пишут с приставкой при-.
Ученик:
-Значение слов 5-й группы приготовить, придумать – «законченность действия, доведение до определенного результата».
Учитель:
Обед приготовь или сказку придумай-
Результатом доволен будь!
Над словом таким, конечно, подумай
И про приставку при- не забудь!
Ученик:
-Значение слов 6-й группы пританцовывать, приговаривать – «сопутствующее действие».
Учитель:
Пританцовывает мама, стоя у плиты,
Приговаривает бабушка, купая внука.
Про приставку при- в этих словах запомни ты,
Ведь совсем не хитрая наука!
-Итак, мы определили значение приставки при-. А теперь обратимся к словам с приставкой пре-. Определите значение слов следующей группы: превредный, прескверный, премудрый.
Ученик:
-Значение приставки в этих словах близко к значению «очень».
Учитель:
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Если «очень такой» или «очень сякой»,
Пре- мы пишем при этом.
Ученик:
-Значение слов последней группы преградить, прервать, предание – значение приставки пере-.
Учитель:
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь не преграда.
Где очень похожи пере- и пре-,
Писать только пре- надо!
-Итак, ребята, таблица в ваших тетрадях заполнена. А теперь давайте обратимся к учебнику (пар.10, с.187-188) и сравним наши предположения и полученные выводы с правилом в учебнике. Прочитаем правило вслух.
-Видите, какие вы молодцы! Правило вывели самостоятельно.
IV.Первичное закрепление во внешней речи
Учитель:
-Ребята, сейчас вам предстоит выполнить упражнение № 106 в учебнике (с.189). Я читаю словосочетание, а группа, отвечающая за «свою» приставку, должна постараться определить «своё» словосочетание.
(выполняют упражнение, комментируя вслух)
V.Самостоятельная работа с самопроверкой
Учитель:
-Молодцы! Теперь следующее задание. Его каждый выполняет самостоятельно. Называется это задание «Пустое место». Внимание на слайд! Запишите слова с приставкой пре-, место слов с приставкой при- оставьте пустым.
1.Пр…бить
2.Пр…высокий
3.Пр…мирение
4.Пр…брежный
5.Пр…успеть
6.Пр…кармливать
7.Пр…града
8.Пр…встать
9.Пр…забавный
10.Пр…лететь
(выполняют задание самостоятельно, сверяют с эталоном)
Учитель:
-Оцените сами свою работу.
VI.Включение нового знания в систему знаний
Учитель:
-Ребята, сейчас вам предстоит выполнить задание в группах – «Лови ошибку». Найдите и исправьте ошибки.
Василиса Прикрасная увидела прикрасивого Ивана-царевича. Кощей Бессмертный приградил им путь друг к другу. Присмелый Иван-царевич бросился на приужасного Кощея. Кощей привратил Ивана-царевича в камень. Примудрая Василиса нашла сундучок, сделала из зайца первое, из утки – второе, а из яйца – привкусную глазунью. Иголку сломала.
Призлого, пристрашного и приужасного Кощея похоронили по-кощейски. Иван-царевич с Василисой Прикрасной уехали в свою прилюбимую страну.
-А теперь творческое задание. На слайде вы видите словосочетания. Вставьте пропущенные орфограммы, с двумя словосочетаниями составьте предложения.
Пр…интересный рассказ, пр…остановить движение, пр…рвать изложение, пр…дорожный цветок, пр…школьный участок, пр…сильный мороз.
(самостоятельно составляют предложения)
VII.Итог урока (рефлексия).
Учитель:
-Ребята, наш урок подходит к концу. Скажите, достигли мы сегодня цели, которую поставили в начале урока? Помогли ли выполненные задания вам усвоить новый материал?(ответы учеников)
Учитель:
-Домашнее задание (дифференцированное):
выучить правило в учебнике (всем)
1) составить сказку про приставки при- и пре-, употребить в тексте слова с этими приставками;
2) выполнить упр.108 (с.190)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Правописание приставок -ПРЕ -ПРИ"
Представлен урок с использованием информационных технологий, помогающих разобраться в трудных случаях правописания приставок -ПРЕ -ПРИ....
Презентация к уроку "Правописание приставок"
Лингвистическая сказка "Приставочка"о правописании приставок....
Презентация к уроку "Правописание приставок"
Лингвистическая сказка "Приставочка"о правописании приставок....
Урок "Правописание приставок пре и при
Урок в 6 классе по теме: "Гласные в приставках пре- и при-" Цели урока:Обучающие: познакомить учащихся со значением приставок пре - при.Развивающие: развивать внимание ,память, логическое м...
Урок "Правописание приставок" в 10 классе
Открытый урок был проведен для родителей в день открытых дверей с целью отработки умений и навыков по данной теме в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку....
Тема урока: «Правописание приставок».
Цель урока: формировать прочный навык правописания гласных и согласных в приставках,отработать способ действия при выборе орфограммы в словах с приставками на з-, с-.Задачи урока:Обучающая: Закре...
презентация у уроку "Правописание приставок при- и пре".
презентация по русскому языку...