Урок " Правописание приставок пре- и при-"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Борисова Наталья Анатольевна

Понятия: приставка,морфема, орфограмма.

Тип урока:" открытие" нового знания.

Технология: проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_pedsovet.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

   Конспект урока русского языка в 6 классе по теме:

 " Правописание приставок пре- и при- "

 

Цели: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. 
Задачи урока: 
 Образовательные: 

  1. Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;
  2. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;
  3. Повторить морфемный разбор слов;
  4. Развить умение формулировать определение понятий;
  5. Обогащать словарный запас учащихся;
  6. Совершенствовать орфографические и умения.

 Развивающие: 

  1. Осуществление системно-деятельностного  подхода;
  2.  Развитие внимания;
  3. Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему.

 Воспитательные: 

  1. Воспитание интереса и уважения к родному языку;
  2. Воспитание ценностного отношения к слову;
  3. Развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты: 

Личностные: 

  1. Уважительное отношение к родному языку;
  2. Стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. Пополнение словарного запаса;
  4. Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные: 
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 
2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении. 


Предметные: 
1. Развитие творческой самостоятельности; 
2.Владение разными видами речевой деятельности; 
3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 
4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; 
5. Проведение морфемного анализа слов. 

Тип урока: урок открытия новых знаний.

 

Ход урока:

I.Мотивация к учебной деятельности

Учитель:

-Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Вижу, что вы все в хорошем настроении. Ребята, я желаю вам успешной работы на уроке. Садитесь. Открываем тетради, записываем число.

II. Актуализация знаний

Учитель:

А начнём мы сегодняшний урок с лингвистической загадки.

Приставляемся всегда 
Мы к началу слова
И меняем без труда
Смысл его на новый.
В речи очень много нас!
ЗА, У, ДО, НЕ, БЕЗ, ПО, РАС!
И другие тоже есть,
Всех нас трудно перечесть!
Твердо помните, друзья,
В языке без нас нельзя!!!

- О какой морфеме идёт речь? ( О приставке)

- А что такое приставка? ( Значимая часть слова , которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

- К каким группам можно отнести приставки , встретившиеся в стихотворении ? ( неизменяемые и на З.С)

III. Проблемное объяснение нового знания

-Давайте обратимся к тексту. Посмотрим , сможете ли вы найти слова с этими орфограммами в тексте.

Осенние зарисовки

Осень – пр...чудливая волшебница.  Она  ра...стилает  жёлтые  п...крывала   на  поля,  ра..брасывает  разноцветные  листья  по дорожкам,  пр..носит  запах  свежести  и  лёгкого морозца.

 В августе в природе  улаваются пр…меты н…ступающей осени. В этих пр…метах нежность и грусть.

Музыка в траве пр…тихла. Ветер осторожно пр…гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес пр…задумался.

Учитель:

- В какой морфеме пропущены буквы ? ( в приставке)

-  Задание. Распределите  слова с приставками на 2 группы.

        1группа- слова с неизменяемыми приставками.

        2группа слова с приставками на з,с )

- Обменяйтесь тетрадями. Объясните , как выписали слова.

( 1- покрывала , наступающей , 2- расстилает, разбрасывает)

- Слова с какими приставками не вошли ни в 1 , ни во 2 столбик? (при и пре )

- Можете ли вы сказать , в каких словах пишется приставка пре , в каких   при ? ( нет , мы это правило еще не изучали) 

Учитель:

-Итак, ребята, перед нами проблема: от чего зависит написание приставок пре- и при- ? Давайте сформулируем тему урока и его цель.

Ученик:

-Тема нашего урока: «Правописание приставок при- и пре». Цель урока: научиться определять, в каких случаях следует писать приставку при-, а в каких – приставку пре-? (записывают в тетради тему урока).

Учитель:

-Верно, ребята, молодцы! Действительно, сегодня мы должны усвоить правило написания приставок при- и пре-, то есть пополнить багаж знаний о приставках; освоить новые способы действия.

-Ребята, вы разделены на группы. Некоторые группы «отвечают» за приставку при-, остальные – за приставку пре-.

-Я надеюсь, что каждый из вас отдельно и в группе справится с поставленной учебной задачей. У вас всё получится.

-Ребята, перед вами таблицы «ЗХУ»: Знаю-Хочу узнать-Узнал». Каждый из вас сейчас заполнит две графы в них: «Знаю», «Хочу узнать» (1.Что мы знаем о правописании приставок? С какими правилами знакомы? 2. Что вы хотели бы узнать на сегодняшнем уроке?)

заполняют таблицы

Учитель:

-Ребята, перед вами ряды слов, в которых пишутся приставки при- и пре-. Внимательно посмотрите на эти слова и выдвините предположение (гипотезу), почему эти слова сгруппированы таким образом.

1.Пришить, приклеить, пристроить, привязать.(присоединение )

2.Приплыть, прилететь, прибежать, принести. (приближение)

3.Пришкольный, привокзальный, приграничный, приморский.( близость)

4.Приоткрыть, присесть, приумолкнуть. ( неполное действие)

5.Превредный, прескверный, премудрый.(близко к слову очень) 6.Преградить, прервать, предание.( близко к приставке пере)

Ученик:

-Я думаю, что слова сгруппированы определенным образом в зависимости от значения слов.

Учитель:

-Ребята, действительно, написание приставок при- и пре- зависит от значения.

При- или пре-? Пре- или при- ?

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри-

Сразу получишь ответ.

Учитель:

-Ребята, в своих тетрадях оформите таблицу

Приставка

Значение

Примеры

При-

Пре-

-Итак, ребята, давайте определим значение слов каждой группы.

1-я группа: пришить, приклеить, пристроить, привязать.

Ученик:

-Значение слов этой группы «присоединение».

Учитель:

-Внимание на слайд.

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело-

Пишем мы при-, говоря обо всём,

Что добрые руки приделали.

Ученик:

-Значение слов 2-й группы приплыть, прилететь, прибежать, принести -«приближение к чему-либо».

Учитель:

Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,

Космонавт прилетел из Вселенной-

В словах придёт, прилетит, приплывёт

Пишется при-, несомненно.

Ученик:

-Значение слов 3-й группы пришкольный, привокзальный, приграничный, приморский – «нахождение вблизи чего-либо».

Учитель:

-Верно, ребята!

Если что-то находится возле чего-то:

У школы, вокзала, то есть вблизи.

Спроси, как писать, хоть у кого ты,

Писать надо приставку при-.

Ученик:

-Значение слов 4-й группы приоткрыть, присесть, приумолкнуть – «неполнота действия».

Учитель:

Язык прикусил – не совсем откусил,

Пригорело – не значит горит.

Помни, что сделано, но не совсем,

Пишут с приставкой при-.

Ученик:

-Значение слов 5-й группы приготовить, придумать – «законченность действия, доведение до определенного результата».

Учитель:

Обед приготовь или сказку придумай-

Результатом доволен будь!

Над словом таким, конечно, подумай

И про приставку при- не забудь!

Ученик:

-Значение слов 6-й группы пританцовывать, приговаривать – «сопутствующее действие».

Учитель:

Пританцовывает мама, стоя у плиты,

Приговаривает бабушка, купая внука.

Про приставку при- в этих словах запомни ты,

Ведь совсем не хитрая наука!

-Итак, мы определили значение приставки  при-. А теперь обратимся к словам с приставкой пре-. Определите значение слов следующей группы: превредный, прескверный, премудрый.

Ученик:

-Значение приставки в этих словах близко к значению «очень».

Учитель:

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Если «очень такой» или «очень сякой»,

Пре- мы пишем при этом.

Ученик:

-Значение слов последней группы преградить, прервать, предание – значение приставки пере-.

Учитель:

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным дождь не преграда.

Где очень похожи пере- и пре-,

Писать только пре- надо!

-Итак, ребята, таблица в ваших тетрадях заполнена. А теперь давайте обратимся к учебнику (пар.10, с.187-188) и сравним наши предположения и полученные выводы с правилом в учебнике. Прочитаем правило вслух.

-Видите, какие вы молодцы! Правило вывели самостоятельно.

IV.Первичное закрепление во внешней речи

Учитель:

-Ребята, сейчас вам предстоит выполнить упражнение № 106 в учебнике (с.189). Я читаю словосочетание, а группа, отвечающая за «свою» приставку, должна постараться определить «своё» словосочетание.

(выполняют упражнение, комментируя вслух)

V.Самостоятельная работа с самопроверкой

Учитель:

-Молодцы! Теперь следующее задание. Его каждый выполняет самостоятельно. Называется это задание «Пустое место». Внимание на слайд! Запишите слова с приставкой пре-, место слов с приставкой при- оставьте пустым.

1.Пр…бить

2.Пр…высокий

3.Пр…мирение

4.Пр…брежный

5.Пр…успеть

6.Пр…кармливать

7.Пр…града

8.Пр…встать

9.Пр…забавный

10.Пр…лететь

(выполняют задание самостоятельно, сверяют с эталоном)

Учитель:

-Оцените сами свою работу.

VI.Включение нового знания в систему знаний

Учитель:

-Ребята, сейчас вам предстоит выполнить задание в группах – «Лови ошибку». Найдите и исправьте ошибки.

Василиса Прикрасная увидела прикрасивого Ивана-царевича. Кощей Бессмертный приградил им путь друг к другу. Присмелый Иван-царевич бросился на приужасного Кощея. Кощей привратил Ивана-царевича в камень. Примудрая Василиса нашла сундучок, сделала из зайца первое, из утки – второе, а из яйца – привкусную глазунью. Иголку сломала.

Призлого, пристрашного и приужасного Кощея  похоронили по-кощейски. Иван-царевич с Василисой Прикрасной уехали в свою прилюбимую страну.

-А теперь творческое задание. На слайде вы видите словосочетания. Вставьте пропущенные орфограммы, с двумя словосочетаниями составьте предложения.

Пр…интересный рассказ, пр…остановить движение, пр…рвать изложение, пр…дорожный цветок, пр…школьный участок, пр…сильный мороз.

(самостоятельно составляют предложения)

VII.Итог урока (рефлексия).

Учитель:

-Ребята, наш урок подходит к концу. Скажите, достигли мы сегодня цели, которую поставили в начале урока? Помогли ли выполненные задания вам усвоить новый материал?(ответы учеников)

Учитель:

-Домашнее задание (дифференцированное):

  выучить правило в учебнике (всем)

 1) составить сказку про приставки при- и пре-, употребить в тексте слова с этими приставками;

2) выполнить упр.108 (с.190)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Правописание приставок -ПРЕ -ПРИ"

Представлен урок с использованием информационных технологий, помогающих разобраться в трудных случаях правописания приставок -ПРЕ -ПРИ....

Презентация к уроку "Правописание приставок"

Лингвистическая сказка "Приставочка"о правописании приставок....

Презентация к уроку "Правописание приставок"

Лингвистическая сказка "Приставочка"о правописании приставок....

Урок "Правописание приставок пре и при

Урок в 6 классе по теме: "Гласные в приставках пре- и при-" Цели урока:Обучающие: познакомить учащихся со значением приставок пре - при.Развивающие: развивать внимание ,память, логическое м...

Урок "Правописание приставок" в 10 классе

Открытый урок был проведен для родителей в день открытых дверей с целью отработки умений и навыков по данной теме в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку....

Тема урока: «Правописание приставок».

Цель урока: формировать прочный навык правописания гласных и согласных в приставках,отработать способ действия при выборе орфограммы в словах с приставками на з-, с-.Задачи урока:Обучающая: Закре...