Урок на тему "Морфемика" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
План-конспект урока по русскому языку на тему "Морфемика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rya_morfemika_5_kl.docx | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: Морфемика.
Цели:
- Повторение материала по теме «Морфемика».
- Совершенствование умения правильно членить слово на морфемы.
- Формированию интереса к русскому языку.
Задачи урока:
Образовательные:
- уточнить понятия «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», « основа»;
- повторить орфографию («Правописание приставок», «Ы-И после Ц»)
- вспомнить и повторить алгоритм разбора слов по составу (морфемный разбор);
Развивающие:
- развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- развивать сообразительность, мышление, память.
Воспитательные:
- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать потребность оценивать свою деятельность.
- воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
- воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Тип урока: обобщение и систематизация по теме «Морфемика».
Формы урока: фронтальная беседа с применением системы мультимедиа, самоанализ, обобщение, самостоятельная работа.
Ход урока
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
- Организационный этап
Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Лидия Николаевна, и сегодня мы с вами проведём урок русского языка. Для начала проверим свою готовность к уроку.
Обратимся к эпиграфу урока (слайд 2). Выразительное чтение эпиграфа.
- Ребята, как называется раздел русского языка, позволяющий делить слово на части, и как называются эти части? (Морфемика; морфемы). Какие морфемы знаете?
II. Сообщение целей урока. Подготовка к основному этапу занятия.
Молодцы! Сегодня мы с вами будем строителями. Что мы будем строить? Правильно, слова. Но мы будем их не только создавать, но и «ломать», то есть разбирать по кирпичикам. А что в нашем случае кирпичики? (Морфемы)
Сегодня на уроке мы повторим основные понятия, которые относятся к разделу «Морфемика», некоторые орфографические правила, которые связаны с морфемикой, а в конце урока вы подтвердите свои знания, сделав морфемный разбор.
Для разминки, ребята, предлагаю вам выполнить следующее задание.
Задание: найдите неверно разобранное слово.
У-смеш-к-а, без-грамот-н-ая, по-втор-ени-е, подо-бр-а-ть, под-окон-ник.
Проверка по слайду 5.
III. Закрепление знаний. Обобщение и систематизация изученного.
Поговорим сначала об окончании. Почему я начала именно с него? (Так как с окончания мы начинаем делать морфемный разбор).
- Что вы знаете об окончании? (Окончание - значимая часть слова, служащая для образования форм слова; единственная изменяемая часть слова).
- Что необходимо сделать, чтобы правильно определить окончание? ( Изменить форму слова).
Задание: Выделите окончание. Самостоятельно. Проверка у друг друга.
Сторона, мороз, сегодняшний, завтра, гуляю.
Однокоренные слова и формы слова:
Формы одного и того же слова образуются окончанием, например книга и книгу - они стоят в разных падежах, поэтому окончания у них разные. Слова книга и книгу не родственные, не однокоренные, а одно и то же слово с разными окончаниями, т.е. формы одного слова.
Как же отличить однокоренные слова и формы слова?
Однокоренные слова меняются с помощью приставок и суффиксов, тогда как в формах слова изменяется только окончание! При этом основа слова остаётся неизменной.
- Что такое корень слова?
Задание:
Самостоятельная работа в конце урока (дифференцированный подход).
Распределить пары слов по колонкам: 1. Однокоренные слова 2. Формы одного слова. Выделить корень, подписать части речи.
Осень – осенний, бродить – брожу, ножи – нож, сахар – сахарный, куча – на куче, чулан – в чулане, перьевой – перьевая, сварщик – сваривать, зорька – с зорькой, чай – чайный, глаз – глазастый, воробьи – воробьята.
- А кто теперь скажет, о какой морфеме будем говорить сейчас? (Основа)
- Что такое основа? (Основа – часть изменяемого слова без окончания).
Задание: выделите основу.
Авиация, колотушка, хорошо, бежать, тренеру.
Проверим себя по слайду.
- Следующая морфема это… (суффикс). Где находится? (После корня) Для чего служит суффикс? (Для образования новых слов).
Задание: При помощи суффиксов образуйте слова, которые обозначают профессии.
Гитара (гитарист), баян (баянист), груз (грузчик), виолончель (виолончелист), охота (охотник).
Что обозначают данные суффиксы? (Они обозначают людей по роду их деятельности).
Задание: разгадайте шараду.
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же я – в дневнике или в журнале.
Получилось слово ОЦЕНКА.
V. Итоги.
Опрос:
- Какой раздел мы повторили?
- Какие морфемы знаем?
- Порядок морфемного разбора.
- Для чего необходимо знать морфемный состав слова?
Домашнее задание: выписать из текста слова, состоящие из следующих морфем:
1) корень + окончание
2) корень + суффикс + окончание
3) приставка + корень + суффикс + окончание
4) приставка + корень + суффикс
Над прудом поземка вьется,
Тени длинные легли.
И негреющего солнца
Красный шар висит вдали.
+ Задание впр морфемный разбор 5 вариантов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна
Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...
Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки
Уроки разработаны к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....