Материалы для подготовки по русскому языку к сдаче ЕГЭ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Житникова Надежда Викторовна

Задания по русскому языку составлены в формате ЕГЭ, но предполагают другие формулировки, чтобы выпускники учились внимательно читать задания и понимать требования, предьявляемые к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlennye_zadaniya_ege.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Варианты заданий для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

№ 1

Читаем внимательно текст и выполняем по нему задания.

1.Коскуш не жаловался. 2.Такова жизнь, и она справедлива. 3.Он родился и жил близко к земле, и ее закон для нее не нов. 4.Это закон всех живых существ.5. Природа не милостива к отдельным живым существам.6. Ее внимание направлено на виды, расы. 7.На большие обобщения примитивный ум старого Коскуша был не способен, но это он усвоил твердо. 8.Примеры этому он видел повсюду в жизни. 9.Дерево наливается соками, распускаются зеленые почки, падает желтый лист - и круг завершен. 10.Но каждому живому существу природа ставит задачу. 11.Не выполнив ее, оно умрет.12. Выполнит - все равно умрет. 13.Природа безучастна: покорных ей много, но вечность суждена не покорным, а покорности.

14. Племя Коскуша очень старо. 15.Старики, которых он помнил, еще когда был мальчиком, помнили стариков до себя. 16.Следовательно, племя живет, оно олицетворяет покорность всех своих предков, самые могилы которых давно забыты. 17.Умершие не в счет; они только единицы. 18.Они ушли, как тучи с неба. 19.И он тоже уйдет. 20.Природа безучастна. 21.Она поставила жизни одну задачу, дала один закон. 22.Задача жизни - продолжение рода, закон ее - смерть.      

23.Девушка существо, на которое приятно посмотреть. 24.Она сильная, у нее высокая грудь, упругая походка, блестящие глаза. 25.Но задача этой девушки еще впереди. 26.Блеск в ее глазах разгорается, походка становится быстрее, она то смела с юношами, то робка и заражает их своим беспокойством. 27.И она хорошеет день ото дня; и, наконец, какой-нибудь охотник берет ее в свое жилище, чтобы она работала и стряпала на него и стала матерью его детей. 28.Но с рождением первенца красота начинает покидать женщину, ее походка становится тяжелой и медленной, глаза тускнеют и меркнут, и одни лишь маленькие дети с радостью прижимаются к морщинистой щеке старухи, сидящей у костра. 29.Ее задача , . 30.И при первой угрозе голода или при первом длинном переходе ее оставят, как оставили его, - на снегу, подле маленькой охапки хвороста. 31.Таков закон жизни.

(Джек Лондон «Закон жизни» - писатель, автор многих популярных произведений «Мартин Иден», «Белый клык»)

№ 22

Соответствуют содержанию текста:

1.Природа небезучастна к людям, она им всегда помогает.

2. Но каждому живому существу природа ставит задачу. Не выполнив ее, оно умрет. Выполнит – все равно умрет.

3. Задача жизни – продолжение рода, закон ее – смерть.      

4. В племени только женщина всегда остается красавицей, ведь она продолжательница рода.

5. Коскуш не жалуется на жизнь, его сын добр, и он не оставил его умирать на снегу.

№23 Найдите верные варианты:

  1. Предложения 1-4 повествование.
  2. Предложения 15-17 описание
  3. Предложение 20 содержит ответ на размышления предложения 19.
  4. Предложение 28 содержит элемент описания
  5. Предложение 31 содержит вывод предложений 29, 30.

№ 24

Найдите и выпишите антонимы. Предложение 26-27.

№25.

Среди предложений 20 -23  укажите то предложение, которое связано с предыдущим при помощи формы слова.

№ 26

В предложении 13 « вечность суждена не покорным, а покорности» _________ (А) , в предложении 18 указано лексическое средство ____ (Б), в предложении 24 писателю помогают описать девушку такие изобразительные средства _________ (В), в предложениях 27 находится синтаксическое средство _________  (Г)

Список терминов:

1.сравнение

2.синтаксический параллелизм

3.градация

4. однокоренные слова

5.ряды однородных членов

6.метафора

7.анафора

8.эпитеты

9 фразеологизм

27. Укажите, каких проблем в тексте нет.

Проблема

Позиция

Комментарий (2 примера - иллюстрации и номера предложений из текста)

1

Проблема одиночества ( Почему люди становятся одинокими?)

2.

Проблема человека и природы (Почему человек зависим от природы и покорен ей?)

3.

Проблема материнства. (Почему мать должна заботиться о своих детях?)

4.

Проблема законов жизни. (Есть ли у человека предназначение? Должен ли он искать смысл жизни?

5.

Справедливо ли поступает племя, оставляя своих людей умирать?)

6.

Должен ли человек бороться за свое выживание?

ПУНКТУАЦИЯ

№ 16

Среди предложений 23, 24, 26, 27 укажите то, в котором простые предложения соединены  в ССП.

№17.

Укажите предложение (11-15), осложненное деепричастным оборотом.

№ 18

Найдите предложения с вводными словами , укажите их номера.

№ 21

Найдите предложения в последнем абзаце, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера предложений.

Орфография.

№ 9

В первом абзаце найдите слово с чередующейся гласной, зависящей от лексического значения.

№10

В предложениях 27-29 найдите слово, значение приставки в котором обозначает «присоединение».

№15 

Найдите среди указанных слов краткое причастие и образуйте от него полное страдательное причастие.

Медленной, выполнена, длинном

Задание № 2

     1. Прошел еще день и еще.2. А потом как-то к вечеру он ходил на почту, в город звонить. 3В разговоре мать спросила:
– Спать тебе баба Дуня дает? – И посоветовала: – Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестает. Мы пробовали.
4. По пути домой стало думаться о бабушке. 5.Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой.6. А тут еще эти ночи в слезах, словно наказание. 7.Про старые годы вспоминал отец. 8.Но для него они прошли. 9.А для бабушки – нет. 10. И с какой, верно, тягостью ждет она ночи. 11. Все люди прожили горькое и забыли. 12.А у нее оно снова и снова. 13.Но как помочь?
14.Свечерело. 15.Солнце скрылось за прибрежными донскими холмами. 16.Розовая кайма лежала за Доном, а по ней – редкий далекий лес узорчатой чернью.17. В поселке было тихо, лишь малые детишки смеялись, катаясь на салазках. 18.Про бабушку думать было больно. 19.Как помочь ей? 20.Как мать советовала? 21.Говорит, помогает. 22.Вполне может и быть. 23.Это ведь психика. 24.Приказать, крикнуть – и перестанет. 25.Гриша неторопливо шел и шел, раздумывая, и в душе его что-то теплело и таяло, что-то жгло и жгло. 26.Весь вечер за ужином, а потом за книгой, у телевизора Гриша нет-нет да и вспоминал о прошедшем. 27.Вспоминал и глядел на бабушку, думал: «Лишь бы не заснуть».
28.За ужином он пил крепкий чай, чтобы не сморило.29. Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи. 30.И пришла ночь. 31.Потушили свет.32. Гриша не лег, а сел в постели, дожидаясь своего часа. 33.За окном светила луна. 34.Снег белел. 35.Чернели сараи. 36.Баба Дуня скоро заснула, похрапывая. Гриша ждал.37. И когда наконец из комнаты бабушки донеслось еще невнятное бормотание, он поднялся и пошел. 38.Свет в кухне зажег, встал возле кровати, чувствуя, как охватывает его невольная дрожь.
39.– Потеряла… Нет… Нету карточек… – бормотала баба Дуня еще негромко. – Карточки… Где… Карточки… – И слезы, слезы подкатывали.
40. Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, и даже ногу поднял – топнуть. 41.Чтобы уж наверняка.
42.– Хлебные… карточки… – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня.
43.Сердце мальчика облилось жалостью и болью. 44.Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:
– Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите,– настойчиво повторял он. – Все целые, берите…
45.Баба Дуня смолкла. 46.Видимо, там, во сне, она все слышала и понимала. 47.Не сразу пришли слова. 48.Но пришли:
– Мои, мои… Платочек мой, синий. Люди скажут. Мои карточки, я обронила. Спаси Христос, добрый человек…
49. По голосу ее Гриша понял, что сейчас она заплачет.
50.– Не надо плакать,– громко сказал он. – Карточки целые. Зачем же плакать? Возьмите хлеба и несите детишкам. Несите, поужинайте и ложитесь спать,– говорил он, словно приказывал. – И спите спокойно. Спите.
Баба Дуня смолкла.
51.Гриша подождал, послушал ровное бабушкино дыхание, поднялся. 52.Его бил озноб. 53.Какой-то холод пронизывал до костей. 54.И нельзя было согреться. 55.Печка была еще тепла. 56.Он сидел у печки и плакал.57. Слезы катились и катились.58. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…59. Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. 60.И он плакал, вытирая слезы кулаком. 61.Но как только баба Дуня заговорила, он забыл обо всем. 62.Ясной стала голова, и ушла из тела дрожь. 63.К бабе Дуне он подошел вовремя.
64.– Документ есть, есть документ… вот он… – дрожащим голосом говорила она. – К мужу в госпиталь пробираюсь. А ночь на дворе. Пустите переночевать.
65.Гриша словно увидел темную улицу и женщину во тьме и распахнул ей навстречу дверь.
66.– Конечно, пустим. Проходите, пожалуйста. Проходите. Не нужен ваш документ.
67.– Документ есть! – выкрикнула баба Дуня.
68.Гриша понял, что надо брать документ.
69.– Хорошо, давайте. Так… Ясно. Очень хороший документ. Правильный. С фотокарточкой, с печатью.
70.– Правильный… – облегченно вздохнула баба Дуня.
71.– Все сходится. Проходите.
72.– Мне бы на полу. Лишь до утра. Переждать.
73.– Никакого пола. Вот кровать. Спите спокойно. Спите. Спите. На бочок и спите.
74.Баба Дуня послушно повернулась на правый бок, положила под голову ладошку и заснула. 75.Теперь уже до утра. 76.Гриша посидел над ней, поднялся, потушил в кухне свет.77. Кособокая луна, опускаясь, глядела в окно. Белел снег, посверкивая живыми искрами.78. Гриша лег в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе…79. Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. 80. Он отчетливо понял – ни слова, ни даже намека. 81.Это должно остаться и умереть в нем. 82.Нужно делать и молчать. 83.Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. 84.Нужно делать и молчать. 85.И придет исцеление.

Борис Петрович Екимов – русский прозаик и публицист. Почётный гражданин города Калач-на-Дону (1995). (Из рассказа «Ночь исцеления»)

№ 22

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Напишите номера предложений.

  1. Гриша последовал совету матери и крикнул на бабу Дуню.
  2. С какой тягостью бабушка Дуня ждала ночи, потому что никак не могла забыть войну.
  3. Мальчик с нежностью обращался к Дуне, называя  бабаней и стараясь облегчить её ночные страдания.
  4. Внук Дуни не смог больше оставаться с ней и утром уехал в город.
  5. Гриша сидел у печки и плакал, ему было жалко бабушку.

№23

Какие из утверждений верны.? Напишите номера предложений.

  1. В предложениях 14-16 представлено описание.
  2. В предложениях 28-32 представлено повествование.
  3. В предложениях 66-73 представлена прямая речь.
  4. В предложениях 79-81 представлено рассуждение.
  5. Вывод предложения 85 вытекает из предложения 74.

№ 24.

Найдите синоним глагол  к словосочетанию «невнятно говорить» из предложений 39-40.

№ 25

Среди предложений 57-60 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения и контекстного синонима. Укажите номер этого предложения.

№26

Найдите соответствия:

  1. Анафора
  2. Лексический повтор
  3. Вопросительные предложения
  4. Эпитеты
  5. Парцелляция
  6. Олицетворение
  7. Восклицательные предложения
  8. Безличные односоставные предложения
  9. Метонимия

В предложениях 74-75 представлено ___________ (А), в предложении 62 «ушла из тела дрожь» __________ (Б),  а в предложении 29 _____ (В) автор использует такое изобразительное средство,  которое помогает представить подготовку мальчика к ответственному поступку, «кособокая луна» в предложении 77 изображает пейзаж за окном ______ (Г).

№ 4

Выберите верный вариант постановки ударения в словах:

забытьи (предложение 59)

документ (предложение 67)

облегченно (предложение 70)

искрами  (предложение 77)

№5

Назовите пароним к  выделенному слову, употребите его в составленном вами словосочетании.

И с какой, верно, тягостью ждет она ночи. (Предложение 10.)

№ 6 Исключите лишнее слово. Выпишите его

Баба Дуня послушно повернулась на правый бок, положила под свою голову ладошку и заснула.

№7

Исправьте ошибку.

  1. потушил в кухне     2)  проходите      3) нету карточек  4)возвратился с почты

№ 9

Какое слово не относится к орфограмме «чередующаяся гласная в корне слова»:

  1. вспом.нал (отец)   2)пон.мала     3) выт.рая (слёзы)  4) ум.реть  5) прож.вала

№10

Из предложений 27, 28 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости – глухости последующего согласного.

№11

Из предложений 51 -55 выпишите слово, в котором гласная в глагольном суффиксе зависит от лица и числа глагола.

№ 12

Из предложений 42-45 выпишите страдательное причастие.

№13

Найдите правильное объяснение  написанию не со словом в словосочетании «невольная дрожь»  в предложении 38:

  1. одиночное причастие
  2. не употребляется без -не-
  3. можно подобрать синоним «беспричинная дрожь)
  4. отрицательное местоимение

№ 14

Найдите в предложениях 64-66 слово, которое может быть наречием и писаться слитно, может быть существительным и употребляться с предлогом в вин. падеже. Выпишите это слово.

№ 15

Найдите в предложениях  29-37 отыменное прилагательное с основой на -н, выпишите его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к зачетам по русскому языку

Данные материалы представляют собой формулировки правил и алгоритмы правописания и  предназначены для учащихся среднего звена в качестве рекомендуемых при подготовке к зачетным и контрольным рабо...

Материалы практических занятий по русскому языку для подготовки учащихся к ГИА.

Система практических занятий (от простого к сложному) по русскому языку для учащихся 8 -9 классов, позволяющая  начать подготовку к ГИА, познакомиться с формулировками заданий, отработать практич...

Использование материалов краеведения на уроках русского языка

Негоже русскому человеку быть «Иваном не помнящим родства».Сегодня необходимо неназойливо и вместе с   тем постоянно, последовательно возрождать, вводить, внедрять те чувства, которые именую...

Материалы досрочного экзамена по русскому языку -2014

Материал поможет учащимся в подготовке к ЕГЭ...

Материалы к сочинению по русскому языку при подготовке к ОГЭ

Материалы к сочинению по русскому языку при подготовке к ОГЭ...