Сценарий внеклассного мероприятия "Учись играя"
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс)
Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 8-9 классов. В ходе игры ученики класса поделены на 3 группы по 8 человек. Те, кто не занят в команде, являются болельщиками. В каждой группе выбирается капитан команды. На данном мероприятии обязательно присутствует жюри. После выполнения каждого задания жюри посчитывает количество правильных ответов, данных каждой командой. В конце занятия подсчитываются баллы и определяется команда-победитель. У членов жюри есть бланки с правильными ответами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchis_igraya.ppt | 2.26 МБ |
uchis_igraya.odt | 37.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определите, сколько букв и звуков в каждом слове: местность, гладкий, бурьян, съемка, каюта . Запишите слова, переданные фонетической транскрипцией [ прут], [сйэст], [йэст], [байукат]
Извнутряю Зад главы Задышка Возглавие Крадебница Могута Мешанина Детоводница Скус Охабка Оковрач, очник
Расточка деталей. Из земли показались три росточка .
Улыбка Погода Настроение
Перед смертью правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую» Не Бахчисарайский ли фонтан вы перечитываете?
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку
Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса)
в рамках «Недели русского языка и литературы»
Ход занятия
- Правила проведения игры
Ученики класса поделены на 3 группы по 8 человек. Если данное занятие проводится для учеников всей параллели 8-9-х классов, то от каждого класса представляется своя команда. Те, кто не занят в команде, являются болельщиками. В каждой группе выбирается капитан команды. На данном мероприятии обязательно присутствует жюри, членами которого могут быть либо родители учащихся, либо ученики старших классов, либо учащиеся (3 человека) того же 8-9 класса (классов). После выполнения каждого задания жюри посчитывает количество правильных ответов, данных каждой командой. В конце занятия подсчитываются баллы и определяется команда-победитель. У членов жюри есть бланки с правильными ответами.
- Вступительное слово учителя:
Добрый день, дорогие ребята. У нас с вами необычный урок. Урок-игра. Мы сегодня должны показать ваши знания по основным разделам русского языка, ваше умение разгадывать мудрые языковые загадки. Конечно, успех каждой команды будет зависеть от знаний конкретного участника и, конечно, от сплоченности вашей группы. Желаю удачи всем командам!
Задания для команд.
Задание №1.
Учитель: Что изучает раздел науки о языке «орфоэпия»? (вопрос к болельщикам, если таковых нет, то к командам) (ответы учащихся) Вот и начинаем мы с орфоэпической разминки. Расставьте правильно ударения в следующих словах и произнесите их. Время выполнения -3-4 минуты:
- Слова для 1 группы: красивее, статуя, позвонит, занята, квартал, диспансер, договор, материальные средства, запломбировать; ( 10 баллов)
- Слова для 2 группы : эксперт, запломбированный, исчерпали, каталог, компетентный, медикаменты, столяр, на складах, ржаветь, танцовщица; ( 10 баллов)
- Слова для 3 группы: предпринять, силос, углубленное обучение, ненормированный, экспертная, полиграфия, уведомил, таможня, обеспечение. ( 10 баллов)
(жюри слушает и считает правильные ответы)
Задание №2
Учитель: Что изучает фонетика? (ответы учащихся). Сейчас команды будут выполнять задание, в котором нужно будет продемонстрировать знания их этой области языкознания. Время выполнения -3-4 минуты:
Задание для всех групп:
- определите, сколько букв и звуков в каждом слове: местность, гладкий, бурьян, съемка, каюта. (местность (9б, 7 зв.), гладкий (7б,7зв.), бурьян(6б,6 зв.), съемка(6б,6 зв.), каюта(5б.,6зв.).)
- запишите слова, переданные фонетической транскрипцией [ прут], [сйэст],[ йэст], [байукат] ( пред, пруд; съест, съезд; ест; баюкать)
Задание №3
Учитель: как известно, словарный состав русского языка постоянно меняется: одни слова устаревают, а другие активно входят в наш язык. Как называется раздел науки о языке, который занимается изучением слова и его значения? ( ответ учащихся)
Задание командам: попробуйте объяснить значение слов и словосочетаний из «Трехъязычного лексикона», который был выпущен в 1704 году Ф. Поликарповым, определите их современное толкование. Время выполнения -3-4 минуты:
- Извнутряю ( попрошу), зад главы ( затылок), задышка ( отдышка), возглавие ( подушка), крадебница ( воровка), могута( сила), мешанина ( смесь), детоводница ( няня), скус ( вкус), охабка ( объятие), оковрач, очник ( окулист).
Каждая команда читает свой вариант ответа, жюри подсчитывает количество правильных.
Задание №4
Учитель: в русском языке очень много иноязычных слов, но богатство нашего языка проявляется в том, что многие из заимствованных слов можно заменить русскими синонимами. Вот и попытайтесь сейчас это выполнить. Время на выполнение - 3 минуты.
- Слова для 1 группы: актуальный (важный), антракт ( перерыв), ситуация ( положение), лозунг ( призыв), финал ( завершение);
- Слова для 2 группы : миссия (задание, роль представительство), эпилог ( заключение), имитация (подражание), шеф ( начальник), триумф ( успех, победа);
- Слова для 3 группы: теолог ( богослов), дебаты ( споры), пресса ( печать), индекс ( указатель), дилемма ( выбор)
Пауза.
Задание №5
Учитель: часто, чтобы правильно написать то или иное слово, нужно разобрать его по составу, или выполнить морфемный разбор. Вот и сейчас вам предстоит выполнить такое задание. Как называется раздел науки о языке, который изучает состав слова и способы его образования?
Задание для всех групп: Разберите по составу выделенные слова: Расточка деталей. Из земли показались три росточка.
Задание №6
Учитель: в языкознании есть еще один раздел, который изучает устойчивые выражения слов. Как он называется? (фразеология). Фразеологизм - это языковое средство, которое позволяет сделать нашу речь образнее, эмоциональнее. Частота употребления фразеологизмов в речи является одним из показателей сформированности речевой культуры человека. Вот и следующее задание для команд позволит выявить, как участники команд знают значение фразеологизмов и умеют употреблять их в своей речи.
Задание для команд: найдите фразеологизмы среди этих выражений и с 2-3 фразеологизмами придумайте предложения.:
Синие глаза, мозолить глаза, опустить глаза, карие глаза, с глазу на глаз, попасть в глаз, глаза слипаются, не поверить своим глазам, промыть глаза, глаза открылись, лечить глазам , глаза на мокром месте, глаза разгорелись, темные глаза, глаз подбит, глаз набит.
( Ответы: мозолить глаза, с глазу на глаз, глаза слипаются, не поверить своим глазам, глаза открылись, глаза на мокром месте, глаза разгорелись, глаз набит.)
Пока команды выполняют задание, проводится игра со зрителями «Доскажи фразеологизм»
- Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь.
О них обычно говорят: … («Водой не разольёшь»).
- Мы исходили городок буквально … (вдоль и поперёк).
И так устали мы в дороге, что еле … (волочили ноги).
- Фальшивят, путают слова, поют … (кто в лес, кто по дрова).
- Товарищ твой просит украдкой
Ответ списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь … (медвежью услугу).
Задание №7
Учитель: наш русский язык является одним из богатейших языков мира. Это позволяет человеку, владеющему богатым лексиконом, выражать мысли образно, ярко, эмоционально. Сейчас, выполняя следующее задание, каждая команда покажет умение правильно подбирать, находить как можно большее количество эпитетов к слову.( за каждый правильно подобранный эпитет 1 б.)
Задание для команд: подберите как можно больше эпитетов к словам:
- Слово для 1 группы: улыбка;
- Слово для 2 группы: погода;
- Слово для 3 группы: настроение.
Задание №8
Учитель: правильно говорить на русском языке необходимо каждому человеку. Однако не все это могут делать и порой допускают ошибки. Следующее задание и заключается в том, чтобы исправить грамматические, речевые и фактические ошибки в предложенных вам предложениях:
- Предложения для 1 группы:
А) Цены подорожали (выросли)
Б) Он поднял тост за дружбу ( поднял бокал, произнес тост)
В) Решение, направленное на улучшение отмеченных недостатков ( на искоренение)
Г) В ответ на это мы получили такой ответ ( на это был получен ответ);
- Предложения для 2 группы:
А) В парке заложено 52 дерева (закладывать парк, сажать деревья, посажено 52 дерева);
Б) Храбрая мысль ( смелая)
В) Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма ( демонстрируется один и тот же фильм)
Г) В 18 веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий ( в Петербурге)
- Предложения для 3 группы:
А) Мальчик рано возвратился со школы ( из школы)
Б) Кто крайний? ( Кто последний?)
В) Артист впервые дебютировал сегодня ( дебютировал, впервые выступил)
Г) Пессимизм и недоверие в жизнь ( пессимизм и неверие в жизнь)
Задание №9
Учитель: а теперь давайте устроим турнир для капитанов. Капитаны вызываются к доске.
Блиц – опрос. Побеждает в этом задании тот из капитанов, кто первым правильно отвечает на вопрос, и за каждый верный ответ получает по 1 баллу.
- Сколько букв в русском алфавите? (33 ( с Ё))
- Образуйте родительный падеж от существительного КОПНА (копён)
- Раздел науки о языке, изучающий географические названия (топонимика)
- Закончите знаменитую фразу русского языковеда Л.В.Щербы : «Глокая куздра штеко будланула бокра и ……» (курдячит бокренка)
- Язык на котором ведется богослужение в православных храмах
( церковнославянский)
- Как называются словари, посвященные происхождению слов? ( этимологические)
- Определите значение слова десница ( правая рука)
- Что обозначает слово ВЕЩИЙ в поэме А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»? (мудрый, знающий)
- На основе какой азбуки было создано русское письмо? ( на основе кириллицы)
- Какого рода слово ШИМПАНЗЕ? ( мужского)
- Какое небесное тело имеет два названия: одно - мужского рода, а другое - женского рода. (Луна, месяц)
- С какой частью речи никогда не употребляются предлоги? ( с глаголом)
Задание №10
Учитель: очень много в нашей жизни зависит от правильно поставленной запятой. Вспомните знаменитую фразу: «Казнить нельзя помиловать»! Вот и сейчас, команды, выполняя очередное задание, еще раз докажут важность правильной расстановки знаков препинания. Их задание в этом и заключается:
Задания:
1). Расставьте знаки препинания так, чтобы наследники не разорились. Каково смысловое значение знаков препинания в этом тексте?
Завещание правителя.
Перед смертью правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую» («Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую»)
Расставьте знаки препинания в этом предложении:
2) Не Бахчисарайский ли фонтан вы перечитываете? ( Не «Бахчисарайский» ли «фонтан» вы перечитываете?)
Задание №11
Учитель: последнее задание будет заключаться в том, что каждая команда должна привести 3-5 весомых аргументов в пользу того, почему важно изучать и хорошо знать русский язык.
( выступление представителя от каждой команды с защитой выработанного группой мнения)
3. Итог занятия. Подсчет жюри набранных командами очков и определение победителя игры. Награждение каждой команды грамотами в соответствии с занятыми местами.
Использованная литература
- А.О.Орг Олимпиады по русскому языку: Кн. для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение,1994.-112с.
- Е.А. Евлампиева. Занимательные задания на уроках русского языка.- Чебоксары: «Клио»,1997.-60с.
- Занимательно о русском языке: Пособие для учителя / В.А.Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.- Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1990.-255с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий внеклассного мероприятия - игра "Десант"
сценарий внеклассного мероприятия в форме ролевой игры "Десант" для учащихся 6-10 классов коррекционных школ 1-2 вида...
Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 7 классов "Своя игра" по теме "Южные материки".
Внеклассное мероприятие "Своя игра" по теме "Южные материки"...
Сценарий внеклассного мероприятия. Игра по станциям по теме «Добро пожаловать в Великобританию»
Игра для учащихся 3-4 классов в рамках недели иностранного языка. Цель: воспитание уважения к стране изучаемого языка.Задачи: • формировать у учащихся социокультурные знания,• формировать практич...
Сценарий внеклассного мероприятия - игры "Что? Где? Когда?" для учащихся 5-х классов
Данная игра проводилась в рамках Недели русского языка и литературы...
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Игра - викторина «What do you know about the USA?»
Данное внеклассное мероприятие для старших классов систематизирует и обобщает знания учащихся по страноведению США....
Сценарий внеклассного мероприятия. Игра "Угадай мелодию".
Сценарий внеклассного мероприятия. Игра "Угадай мелодию"....
Сценарий внеклассного мероприятия -игры по станциям "Часовые истории. Памятные места земли Кольской"
Игра «Часовые истории. Памятные места земли Кольской», проводится в форме путешествия по станциям «Творческая» «Историческая», «Символическая», «Г...