25.05.2020 МЖКХ2 русский язык обособленные и необособленные пределения
план-конспект занятия по русскому языку (10 класс)

Галина Николаевна Махутова

изучить материал, выполнить упражнение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obosoblennye_i_neobosoblennye_opredeleniya.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

Обособленные и необособленные определения

Теория:

Обособленные согласованные определения

Обособляются согласованные определения, выраженные причастием или именем прилагательным с зависимыми словами или без и стоящие после определяемого слова.

Пример:

«На иных берёзах, /обращённых к солнцу/, появились серёжки, /золотые, чудесные, нерукотворные/» (М. Пришвин).

Не обособляются распространённые согласованные определения:

1) если они стоят перед определяемым словом и не имеют добавочных обстоятельственных значений.

Пример:

«Кому-нибудь не спится в прекрасном далеке на крытом черепицей  старинном чердаке» (Б. Пастернак).

Ср.: /Оглушённый тяжким гулом/, Тёркин никнет головой (А. Твардовский).

В последнем предложении можно поставить вопросы: Тёркин (Какой?) оглушённый тяжким гулом и Теркин никнет головой (Почему?) оглушённый тяжким гулом (ср. также: Тёркин никнет головой, так как он оглушён тяжким гулом);

2) если они стоят после определяемого слова и сливаются с ним по смыслу.

Пример:

«Аркадий встал с утра с настроением игриво радостным» (Н. Лейкин);

3) если они связаны по смыслу не только с подлежащим, но и со сказуемым, при этом определение входит в состав сказуемого (именная часть).

Пример:

«Ночи были короткие, светлые».

Как правило, в качестве связки употребляются глаголы движения и состояния. Если же глагол может функционировать в качестве сказуемого самостоятельно, без определения, то определение обособляется.

Пример:

«Белов шёл довольный услышанным» (Н. Соротокина).

Ср.: Белов шёл быстро, /довольный услышанным/;

4) если они выражены сложной формой степеней сравнения имён прилагательных (сравнительной и превосходной), так как выступают в функции единого нечленимого члена предложения.

Пример:

«Гент никогда не видел человека более бесхитростного, чем он» (А. Грин).

Обособляются:

1) два и более одиночных определения, стоящих после определяемого слова (особенно если перед ним стоит ещё одно определение).

Пример:

«Все звёзды, /мелкие и крупные/, были ярки и чисты» (И. Бунин).

«И звук их бубенцов, /размеренный, печальный/, мне говорил о том, что я в стране чужой, и душу той страны, /глухой, патриархальной, далёкой для меня/, я почитал душой» (И. Бунин).

Обрати внимание!

Если препозитивное определение отсутствует, последующие определения могут либо обособляться, либо не обособляться в зависимости от смысла и интонационно-смысловой их близости с определяемым именем существительным.

Пример:

«Впереди были горы, /высокие, неприступные/» (В. Обручев).

«Кухарка жирная у скаред на сковородке мясо жарит» (Арс. Тарковский);

2) одиночные определения, стоящие после определяемого слова, если они имеют добавочное обстоятельственное значение.

Пример:

«Люди же, /изумлённые/, стали как камни» (М. Горький);

3) одиночные и распространённые определения, стоящие перед определяемым именем существительным и имеющие добавочное обстоятельственное значение.

Пример:

«/Ещё прозрачные/, леса как будто пухом зеленеют» (А. Пушкин);

4) одиночные и распространённые определения, независимо от их положения к определяемому слову (препозитивное и постпозитивное), если они отделены другими словами от определяемого слова.

Пример:

«На улицу меня пускали редко, каждый раз я возвращался домой, /избитый мальчишками/» (М. Горький);

5) одиночное или распространённое определение, относящееся к личному местоимению, независимо от его места по отношению к определяемому слову.

Пример:

«Я читал, /возбуждённый и взволнованный/» (М. Горький);

«Я, /ошеломлённый/, ничего толком не понимая, почти бегом спустился с горы» (К. Паустовский).

Обрати внимание!

Не обособляются определения, относящиеся к личному местоимению:

1) если определение одновременно связано с подлежащим и со сказуемым.

Пример:

«Они шли домой весёлые и довольные».

Ср.: они, /весёлые и довольные/, шли домой. /Весёлые и довольные/, они шли домой;

2) в восклицательных предложениях.

Пример:

«Ой вы мои хорошие!»

 

Не обособляются одиночные и распространённые определения, стоящие после неопределённого местоимения, если они образуют с ним единое смысловое целое.

Пример:

«Сзади его головы плескалось и пенилось что-то лиловое, игривое» (Н. Соротокина).

Если же связь определения с определяемым местоимением менее тесная, а после местоимения делается пауза, то обособление возможно.

Пример:

ср.: что-то, /лиловое, игривое/, плескалось и пенилось сзади его головы.

Не отделяются запятой от следующего за ними причастного оборота определительные, указательные и притяжательные местоимения, если они связаны только по смыслу и интонационно.

Пример:

«Мне запомнился этот  блестящий на солнце снег».

Обрати внимание!

Если же определение имеет добавочное значение и выделяется интонационно, то оно обособляется.

Пример:

«/Этот, блестящий на солнце/, снег мне запомнился».

Обособленные несогласованные определения

Обособляются несогласованные определения, выраженные косвенными падежами имён существительных (чаще с предлогом), если подчёркивается выражаемое ими значение.

Пример:

«Дед, /в бабушкиной кацавейке/, /в старом картузе без козырька/, щурится, чему-то улыбается» (М. Горький).

Как правило, несогласованные определения обособляются, если:

 

1) относятся к личному местоимению.

Пример:

«/В широком плаще/, /с лицом под густой вуалью/, она долгие часы простаивала у подъезда» (Л. Толстой);

2) относятся к имени собственному.

Пример:

«/Русый/, /с кудрявой головой/, /без шапки/ и /с расстёгнутой на груди рубахой/, Дымов казался красивым и необыкновенно сильным» (А. Чехов);

3) отделены от определяемого слова другими членами предложения.

Пример:

«Лицо её, /с симпатично вздёрнутым веснушчатым носиком/, светилось радостью» (А. Грин);

4) образуют ряд однородных членов с предшествующими или последующими согласованными определениями.

Пример:

«/Квадратный/, /широкогрудый/, /с огромной кудрявой головой/, он явился под вечер» (М. Горький);

5) употреблены при существительном со значением родства, профессии, должности и т. д. и выражают добавочное сообщение, содержат конкретизацию.

Пример:

«Мать, /полуголая/, /в красной юбке/, стоит на коленях» (М. Горький).

Подобное обособление может использоваться как средство специального отрыва данного оборота от последующего сказуемого, к которому он также мог быть отнесён по смыслу и синтаксически;

6) выражено оборотом с прилагательным в сравнительной степени.

Пример:

«Маленькие усы, /немного темнее волос/, делали его лицо привлекательным» (Л. Толстой).

Несогласованные определения могут вместо запятых выделяться тире:

1) если они выражены неопределённой формой глагола (инфинитивом); в данных случаях перед ними можно поставить «а именно».

Пример:

«Таким образом, волей-неволей мы должны были отказаться от первоначального намерения — /пройти во Владивосток вдоль берегов Сибири/» (В. Каверин);

в середине предложения несогласованные определения выделяются тире с двух сторон.

Пример:

ср.: «От первоначального намерения — /пройти во Владивосток вдоль берегов Сибири/ — волей-неволей мы должны были отказаться».

Обрати внимание!

1) Если по условиям контекста после определения, выраженного инфинитивом, должна ставиться запятая, то второе тире опускается.

Пример:

«Это была моя обязанность — /нести отцу обед/, и я ею очень гордился».

2) Тире при согласованных и несогласованных определениях, имеющих различные способы выражения, можно поставить тогда, когда необходимо особо подчеркнуть их смысловую значимость; в данных случаях они выполняют также функцию пояснения.

Пример:

ср.: «На пороге избы встретил меня старик — /лысый/, /низкого роста/, /плечистый/ и /плотный/» (И. Тургенев). «Правда, что птица не знает человеческих — /моральных/, /психологических/ и /государственных/ — границ» (В. Солоухин).

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите приложения и определяемые слова.


1) Люди мужчины и женщины выносили через главные двери остатки имущества (Фадеев). 2) Она течет моя Непрядва как шесть веков тому назад (Старшинов). 3) Он был прекрасен в открытой степи этот рассвет (Фадеев). 4) Один из мифов Древней Греции рассказывает о Лаокооне троянском жреце нарушившем волю богов. 5) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу (Федин). 6) Это был Александр Тимофеевич или попросту Саша гость приехавший из Москвы дней десять тому назад (Чехов). 7) Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать все самому (Гончаров). 8) Была у Ермолая легавая собака по прозванию Валетка (Тургенев). 9) Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений но для него все предметы были равно исполнены поэзии (Белинский).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

18.04.2020 МЖКХ2 русский язык Понятие о предложении

изучить лекционный материал, выполнить задания...

23.04.2020 МЖКХ2 русский язык Предложения отрицательные и утвердительные

Изучить лекционный материал, выполнить задания...

30.04.2020 МЖКХ2 русский язык Тире между подлежащим и сказуемым

изучить материал, выполнить упражнение...

04.05.2020 МЖКХ2 русский язык Полные и неполные предложения

изучить материал, выполнить упражнение...