25.05.2020 МЖКХ2 русский язык обособленные и необособленные пределения
план-конспект занятия по русскому языку (10 класс)
изучить материал, выполнить упражнение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obosoblennye_i_neobosoblennye_opredeleniya.docx | 27.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Обособленные и необособленные определения
Теория:
Обособленные согласованные определения
Обособляются согласованные определения, выраженные причастием или именем прилагательным с зависимыми словами или без и стоящие после определяемого слова.
Пример:
«На иных берёзах, /обращённых к солнцу/, появились серёжки, /золотые, чудесные, нерукотворные/» (М. Пришвин).
Не обособляются распространённые согласованные определения:
1) если они стоят перед определяемым словом и не имеют добавочных обстоятельственных значений.
Пример:
«Кому-нибудь не спится в прекрасном далеке на крытом черепицей старинном чердаке» (Б. Пастернак).
Ср.: /Оглушённый тяжким гулом/, Тёркин никнет головой (А. Твардовский).
В последнем предложении можно поставить вопросы: Тёркин (Какой?) оглушённый тяжким гулом и Теркин никнет головой (Почему?) оглушённый тяжким гулом (ср. также: Тёркин никнет головой, так как он оглушён тяжким гулом);
2) если они стоят после определяемого слова и сливаются с ним по смыслу.
Пример:
«Аркадий встал с утра с настроением игриво радостным» (Н. Лейкин);
3) если они связаны по смыслу не только с подлежащим, но и со сказуемым, при этом определение входит в состав сказуемого (именная часть).
Пример:
«Ночи были короткие, светлые».
Как правило, в качестве связки употребляются глаголы движения и состояния. Если же глагол может функционировать в качестве сказуемого самостоятельно, без определения, то определение обособляется.
Пример:
«Белов шёл довольный услышанным» (Н. Соротокина).
Ср.: Белов шёл быстро, /довольный услышанным/;
4) если они выражены сложной формой степеней сравнения имён прилагательных (сравнительной и превосходной), так как выступают в функции единого нечленимого члена предложения.
Пример:
«Гент никогда не видел человека более бесхитростного, чем он» (А. Грин).
Обособляются:
1) два и более одиночных определения, стоящих после определяемого слова (особенно если перед ним стоит ещё одно определение).
Пример:
«Все звёзды, /мелкие и крупные/, были ярки и чисты» (И. Бунин).
«И звук их бубенцов, /размеренный, печальный/, мне говорил о том, что я в стране чужой, и душу той страны, /глухой, патриархальной, далёкой для меня/, я почитал душой» (И. Бунин).
Обрати внимание!
Если препозитивное определение отсутствует, последующие определения могут либо обособляться, либо не обособляться в зависимости от смысла и интонационно-смысловой их близости с определяемым именем существительным.
Пример:
«Впереди были горы, /высокие, неприступные/» (В. Обручев).
«Кухарка жирная у скаред на сковородке мясо жарит» (Арс. Тарковский);
2) одиночные определения, стоящие после определяемого слова, если они имеют добавочное обстоятельственное значение.
Пример:
«Люди же, /изумлённые/, стали как камни» (М. Горький);
3) одиночные и распространённые определения, стоящие перед определяемым именем существительным и имеющие добавочное обстоятельственное значение.
Пример:
«/Ещё прозрачные/, леса как будто пухом зеленеют» (А. Пушкин);
4) одиночные и распространённые определения, независимо от их положения к определяемому слову (препозитивное и постпозитивное), если они отделены другими словами от определяемого слова.
Пример:
«На улицу меня пускали редко, каждый раз я возвращался домой, /избитый мальчишками/» (М. Горький);
5) одиночное или распространённое определение, относящееся к личному местоимению, независимо от его места по отношению к определяемому слову.
Пример:
«Я читал, /возбуждённый и взволнованный/» (М. Горький);
«Я, /ошеломлённый/, ничего толком не понимая, почти бегом спустился с горы» (К. Паустовский).
Обрати внимание!
Не обособляются определения, относящиеся к личному местоимению:
1) если определение одновременно связано с подлежащим и со сказуемым.
Пример:
«Они шли домой весёлые и довольные».
Ср.: они, /весёлые и довольные/, шли домой. /Весёлые и довольные/, они шли домой;
2) в восклицательных предложениях.
Пример:
«Ой вы мои хорошие!»
Не обособляются одиночные и распространённые определения, стоящие после неопределённого местоимения, если они образуют с ним единое смысловое целое.
Пример:
«Сзади его головы плескалось и пенилось что-то лиловое, игривое» (Н. Соротокина).
Если же связь определения с определяемым местоимением менее тесная, а после местоимения делается пауза, то обособление возможно.
Пример:
ср.: что-то, /лиловое, игривое/, плескалось и пенилось сзади его головы.
Не отделяются запятой от следующего за ними причастного оборота определительные, указательные и притяжательные местоимения, если они связаны только по смыслу и интонационно.
Пример:
«Мне запомнился этот блестящий на солнце снег».
Обрати внимание!
Если же определение имеет добавочное значение и выделяется интонационно, то оно обособляется.
Пример:
«/Этот, блестящий на солнце/, снег мне запомнился».
Обособленные несогласованные определения
Обособляются несогласованные определения, выраженные косвенными падежами имён существительных (чаще с предлогом), если подчёркивается выражаемое ими значение.
Пример:
«Дед, /в бабушкиной кацавейке/, /в старом картузе без козырька/, щурится, чему-то улыбается» (М. Горький).
Как правило, несогласованные определения обособляются, если:
1) относятся к личному местоимению.
Пример:
«/В широком плаще/, /с лицом под густой вуалью/, она долгие часы простаивала у подъезда» (Л. Толстой);
2) относятся к имени собственному.
Пример:
«/Русый/, /с кудрявой головой/, /без шапки/ и /с расстёгнутой на груди рубахой/, Дымов казался красивым и необыкновенно сильным» (А. Чехов);
3) отделены от определяемого слова другими членами предложения.
Пример:
«Лицо её, /с симпатично вздёрнутым веснушчатым носиком/, светилось радостью» (А. Грин);
4) образуют ряд однородных членов с предшествующими или последующими согласованными определениями.
Пример:
«/Квадратный/, /широкогрудый/, /с огромной кудрявой головой/, он явился под вечер» (М. Горький);
5) употреблены при существительном со значением родства, профессии, должности и т. д. и выражают добавочное сообщение, содержат конкретизацию.
Пример:
«Мать, /полуголая/, /в красной юбке/, стоит на коленях» (М. Горький).
Подобное обособление может использоваться как средство специального отрыва данного оборота от последующего сказуемого, к которому он также мог быть отнесён по смыслу и синтаксически;
6) выражено оборотом с прилагательным в сравнительной степени.
Пример:
«Маленькие усы, /немного темнее волос/, делали его лицо привлекательным» (Л. Толстой).
Несогласованные определения могут вместо запятых выделяться тире:
1) если они выражены неопределённой формой глагола (инфинитивом); в данных случаях перед ними можно поставить «а именно».
Пример:
«Таким образом, волей-неволей мы должны были отказаться от первоначального намерения — /пройти во Владивосток вдоль берегов Сибири/» (В. Каверин);
в середине предложения несогласованные определения выделяются тире с двух сторон.
Пример:
ср.: «От первоначального намерения — /пройти во Владивосток вдоль берегов Сибири/ — волей-неволей мы должны были отказаться».
Обрати внимание!
1) Если по условиям контекста после определения, выраженного инфинитивом, должна ставиться запятая, то второе тире опускается.
Пример:
«Это была моя обязанность — /нести отцу обед/, и я ею очень гордился».
2) Тире при согласованных и несогласованных определениях, имеющих различные способы выражения, можно поставить тогда, когда необходимо особо подчеркнуть их смысловую значимость; в данных случаях они выполняют также функцию пояснения.
Пример:
ср.: «На пороге избы встретил меня старик — /лысый/, /низкого роста/, /плечистый/ и /плотный/» (И. Тургенев). «Правда, что птица не знает человеческих — /моральных/, /психологических/ и /государственных/ — границ» (В. Солоухин).
Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите приложения и определяемые слова.
1) Люди мужчины и женщины выносили через главные двери остатки имущества (Фадеев). 2) Она течет моя Непрядва как шесть веков тому назад (Старшинов). 3) Он был прекрасен в открытой степи этот рассвет (Фадеев). 4) Один из мифов Древней Греции рассказывает о Лаокооне троянском жреце нарушившем волю богов. 5) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу (Федин). 6) Это был Александр Тимофеевич или попросту Саша гость приехавший из Москвы дней десять тому назад (Чехов). 7) Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать все самому (Гончаров). 8) Была у Ермолая легавая собака по прозванию Валетка (Тургенев). 9) Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений но для него все предметы были равно исполнены поэзии (Белинский).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
18.04.2020 МЖКХ2 русский язык Понятие о предложении
изучить лекционный материал, выполнить задания...
18.04.2020 МЖКХ2 русский язык Виды предложений по цели высказывания
изучить материал, выполнить задания...
23.04.2020 МЖКХ2 русский язык Предложения отрицательные и утвердительные
Изучить лекционный материал, выполнить задания...
23.04.2020 МЖКХ2 русский язык Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова
изучить материал, выполнить задание...
27.04.2020 МЖКХ2 русский язык Двусоставные и односставные предложения
изучить материал, ответить на вопросы...
30.04.2020 МЖКХ2 русский язык Тире между подлежащим и сказуемым
изучить материал, выполнить упражнение...
04.05.2020 МЖКХ2 русский язык Полные и неполные предложения
изучить материал, выполнить упражнение...