Подготовка к ЕГЭ
учебно-методический материал по русскому языку (10, 11 класс)

Полканова Наталия Анатольевна

Данные таблицы помогут учащимся 10 и 11 класса выполнять задание по грамматике, которое в КИМах ЕГЭ дается под номером 8

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Таблицы к 8 заданию ЕГЭ24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без

Нарушение построения предложения с несогласованным приложением

Теория

Пример из ЕГЭ

Как правильно

Теория

Пример из ЕГЭ

Как правильно

1.БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, НАПЕРЕРЕЗ, НАПЕРЕКОР, ПОДОБНО + существительное в ДАТ. П.:

2.Предлог ПО может употребляться в значении «ПОСЛЕ».  В этом случае существительное стоит в предложном падеже и имеет окончание И(Е)

Благодаря хорошей погоды

Согласно приказа

по прибытиЮ,

по окончаниЮ,

по завершениЮ,

по истечениЮ,

по приездУ,

по прилетУ

Благодаря хорошей погоде

Согласно приказу

по прибытиИ,

по окончаниИ,

по завершениИ,

по истечениИ,

по приездЕ,

по прилетЕ.

Приложение – это определение, выраженное существительным, название газет, журналов, картин, книг, географических объектов и т.д.

Озеро (какое?) Байкал. Определяемое слово (от него задается вопрос к приложению) и приложение дают разные обозначения одного и того же предмета.

Что нужно помнить: Несогласованное приложение стоит в именительном падеже, независимо от того, в каком падеже определяемое слово

1.Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.

2.В кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук пре-красно сыграл Пьера Безухова.

1.Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров.

2а. В кинофильме «Война и мир» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

2б. В «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

Неправильное построение предложения с косвенной речью

Нарушение видовременной соотнесенности глаголь-ных форм.

Теория

Пример из ЕГЭ

Как правильно

Теория

Пример из ЕГЭ

Как правильно

1.Цитата заключает-ся в кавычки

При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоиме-ниями и глаголами 3 лица

Автор утверждает, что «Я это знаю, а не просто предполагаю» (смешение прямой и косвенной речи)

Автор утверждает, что ОН это знает, а не просто предполагает.

Обратите особое внимание на глаголы-сказуемые:

И.С. Тургенев подвергает (наст. вр.) Базарова са-мому сложному испытанию – «ис-пытанию любо-вью» – и этим раскрыл (пр. вр) истинную сущ-ность своего ге-роя.

И.С. Тургенев под-вергает Базарова самому сложному испытанию – «ис-пытанию любо-вью» – и этим рас-крываетистинную сущность своего героя.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Неправильное построение предложения с деепри-частным оборотом

Теория

Пример из ЕГЭ

Как правильно

Теория

Пример из ЕГЭ

Как правильно

- причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже.

- определяемое слово не должно входить в причастный оборот.

- не должно быть замены действитель-ного причастия на страдательное

- у причастия нет формы будущего времени

1. Мы гордимся нашими футболи-стами (Т.П.), побе-дивших (Р.П.)анг-лийскую команду

2. Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.

3. Задание, выпол-няющееся нами, не вызывает особых затруднений.

4. ученик, запомня-щий правило 

1. Мы гордимся нашими футболиста-ми (Т.П.), победивши-ми (Т.П.) английскую команду

2.Оладьи, приготов-ленные мамой, были необыкновенно вкус-ны.

3. Задание, выполняе-мое нами, не вызывает особых затруднений.

4.ученик, запоминаю-щий правило

Деепричастиеобозна-чаетдобавочноедей-ствие, которое совер-шает подлежащее.

1. Деепричастный обо-рот не употребляется, если действие, выра-женное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, отно-сятся к разным ли-цам.

2. Деепричастный оборот не употреб-ляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выраже-но не инфинитивом.

3. Деепричастный оборот не употреб-ляется, если сказуемое выражено кратким страдательным при-частием.

1. Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу)

2. Приехав в Москву, мне стало грустно.

3. Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят)

1. Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер.

2. Когда я приехал в Москву, мне стало грустно.

3. Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Ошибки при построении сложного предложения

Теория

Пример из ЕГЭ

Как правильно

Теория

Пример из ЕГЭ

Как правильно

Ошибка может скры-ваться в

1)СПП, построенных по модели

«ТЕ, КТО…», «КАЖДЫЙ, КТО…»,  «ВСЕ, КТО…», «НИКТО ИЗ ТЕХ, КТО…»,

«МНОГИЕ ИЗ ТЕХ, КТО…»,

«ОДИН ИЗ ТЕХ, КТО…».  

КТО, КАЖДЫЙ, НИКТО, ОДИН сочетаются со сказуемыми в ед. ч; ТЕ, ВСЕ, МНОГИЕ сочетаются со своими сказуемыми во мн. ч.

2) В предложении, где подлежащее – нескло-няемое существитель-ное

3) В предложении, где подлежащее – сложно-сокращённое слово (род такого сущ. опре-деляется по главному слову )

1)Никто из тех, кто побывал там летом, не былиразочарованы

Те, ктоне пришли на открытие выставки, об этом пожалели

2)Шимпанзе сидело в клетке и злобно скалилось, показывая жёлтые зубы.

3)МГУ объявило о том, что при поступлении будут учиты-ваться личные достижения абитуриентов.

1)Никто из тех, кто побывал там летом, не былразочарован

Те, ктоне пришёл на открытие выставки, об этом пожалели

2)Шимпанзе(сущ. муж .р.) сидел в клетке и злобно скалился, показывая жёлтые зубы.

3)МГУ (университет) объявил о том, что при поступлении будут учитываться личные достижения абитуриентов.

1. Лишний союз

2.Смешение сочинительных и подчинительных союзов:.

3.Отсутствует указательное слово

4.Союзное слово КОТОРЫЙ оторвано от определяемого слова

1.Меня мучил вопрос, что надо ли всё рассказать отцу. Я не подумал, что насколько я был далек от истины.

2.Когда Мурке надоедало возиться с котятами, и она уходила куда-нибудь поспать.

3.Ваша ошибка заключается, что вы слишком торопитесь.

4.Теплый дождик смочил землю, в котором так нуждались растения.

Меня мучил вопрос, надо ли всё рассказать отцу. Я не подумал, насколько я был далек от истины.

Когда Мурке надоедало возиться с котятами, она уходила куда-нибудь поспать.

Ваша ошибка заключается в ТОМ, что вы слишком торопитесь.

Теплый дождик, в котором так нуждались растения, смочил землю

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Грамматические ошибки в предложениях с союзом И.

Использование составных союзов.

Теория

Что искать

Как правильно

Теория

Что искать

Как правильно

1. смешение причаст-ного оборота и прида-точного со словом который

2.        Союз И не мо-жет связывать одно-родные члены, -выра-женныесущ. и инфини-тивом;

-полной и краткой формой прил. и прич.

3.Трудно распознать ошибку в такой синтаксической кон-струкции, когда допол-нение относится к обоим сказуемым, но грамматически связано только с одним из них. Поэтому обязательно задавайте вопрос от каждого глагола-сказуемого к дополнению.

1.Москва – город, который являлся родиной Пушкина и подробно описанный им.

2. Я люблю стирать, готовить и чтение книг

Он высок и худо-щавый. Она умная и красива.

3.Декабристы любили и восхищались рус-ским народом.

1.Москва – город, который являлся родиной Пушкина и подробно описанный им.

2. Я люблю стирать, готовить и читать книги

Он высокий и худо-щавый. Она умная и красивая.

3.Декабристы любилирусский народ и восхищались им.

1.Учитесь распозна-вать в предложении следующие союзы: «НЕ ТОЛЬКО…, НО И»; «КАК…, ТАК И», «НЕ СТОЛЬКО…, СКОЛЬКО….»

В этих союзах нельзя пропускать отдельные слова или заменять их другими

2.        Части двойного союза должны находиться непосредственно перед каждым из однородных членов.

1.Атмосферу эпохи в комедии создают не только действующие лица, а также вне-сценические персонажи.

Как и днем, так и ночью кипит работа.

2.Мы осмотрели не только древнюю часть города, но и побывали в новых районах.

В сочинении надо как о главных героях, так и рассказать о художественных особенностях.

1.Атмосферу эпохи в комедии создают не только действующие лица, но ивнесце-нические персонажи.

Как днем, так и ночью кипит работа.

2.Мы не только осмотрели древнюю часть города, но и побывали в новых районах.

В сочинении надо рассказать как о главных героях, так и о художественных особенностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...