Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы.
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Для большинства современных школьников процесс овладения русским языком представляет существенные трудности. Не секрет, что очень немногие ученики считают русский язык любимым предметом. Немало и учителей - филологов, которые испытывают неудовлетворение процессом преподавания русского языка. Что нужно сделать, чтобы из малопродуктивных и неинтересных уроки превратились в увлекательные и результативные. Я нашла ответ на этот вопрос, тщательно изучив многие методики обучения русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии. на уроках русского языка и литературы как средство реализации ФГОС.

        Для большинства современных школьников процесс овладения русским языком представляет существенные трудности. Не секрет, что очень немногие ученики считают русский язык любимым предметом. Немало и учителей - филологов, которые испытывают неудовлетворение процессом преподавания русского языка. Что нужно сделать, чтобы из малопродуктивных и неинтересных уроки превратились в увлекательные и результативные. Я нашла ответ на этот вопрос, тщательно изучив многие методики обучения русскому языку, связанные с организацией проектно-исследовательской работы на уроках русского языка и литературы.

        Главной задачей учителя является вовлечение ученика в творческий процесс, при котором у ребенка возникает потребность по осмыслению себя как личности, по осмыслению окружающего мира и людей, живущих в этом мире. Чтобы добиться положительных результатов, нужно подбирать творческие задания, которые будут ориентированы в первую очередь на обогащение социально-нравственного опыта детей, восприятие окружающего мира, на развитие способности самовыражения. На протяжении нескольких лет я использую именно такие задания еще и потому, что детские творческие работы - это замечательный материал для многосторонней аналитической работы учителя.

Использование творческих заданий является своеобразным мостиком в подготовке учащихся к более серьезной исследовательской деятельности на уроке. Задача педагога на данном этапе такова: он должен вовремя заметить прилагаемые усилия ребенка, поддержать ученика, обеспечить ему условия для дальнейшего продвижения вперед.

        Для организации проектной деятельности на уроках русского языка и литературы я и мои подопечные выбирают  наиболее близкие нам по своей структуре и значимости проекты: творческие, исследовательские и информационные. Данные проекты в итоге выливались в необходимый для нас «продукт»: словарик «Мои «трудные» слова», «Топонимический словарь названий станций БАМа», сочинение «Мое открытие», «Веселые правила», информационный листок «А знаете ли вы?»,  каталог пословиц (на определенную тему) и т. д.

        Занимаясь исследовательской и проектной деятельностью с учащимися, я пришла к следующим выводам: роль учителя при организации исследовательской работы сводится к руководству самостоятельной работой школьников и их мотивации;  исследовательская и проектная деятельность должна использоваться не вместо классно-урочной системы обучения, а наряду с ней как компонент системы образования не только на уроке, но и во внеурочной деятельности; эти образовательные технологии требуют изменения позиции учителя, потому что для учителя, долгое время работавшего по традиционным технологиям,  эти «новшества» зачастую сложны и непонятны, т. к. из носителя готовых знаний он должен превратиться в организатором познавательной деятельности  своих учеников, генератором новых идей, «соавтором» уроков и т. д. Изменяется и психологический климат в классе, т. к. учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Результат, на который я рассчитываю при организации исследовательской работы с учащимися:

- возрастание познавательных потребностей ребят (появление необходимости в поиске дополнительной информации к урокам, выбор проблемы из окружающей действительности, имеющей личную значимость для ребенка);

- расширение кругозора школьника (собственная исследовательская практика позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний);

- формирование специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске (умения и навыки работы в сотрудничестве, рефлексивные умения, умение работать с источником информации и т. д.)

        Эффективность использования данной технологии подтверждается результативного  участия учащихся в различных научно-исследовательских конференциях и конкурсах проектов: за последние 3 года – 22 призовых места в исследовательских конференциях различного уровня, повысилась успеваемость по предмету и качество знаний учащися (раздел 2.2 и 2.3)

Проблема, с которой сталкиваюсь при организации  исследовательских работ школьников,  является несовершенство  критериев оценивания  работ. Различные туры и конкурсы, в которых ученики представляют свои результаты исследований, оцениваются различными критериями. Пути разрешения этих разногласий я вижу в разработке раздельных критериев  учебно-исследовательских  и научно–исследовательских работ,  разделения по возрастам (средняя и старшая школы).

Современная  техника  позволяет  мне активно использовать  в  своей  работе  ИКТ. Информационно-компьютерную  технологию, например, применяю  на  этапе  первоначального знакомства с художественным миром писателей, поэтов. Так, в моей копилке уроков по литературе есть серия уроков-презентаций по творчеству писателей и поэтов XIX-XX века (А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, А.И. Куприн, М.Горький, И.А. Бунин, В.В. Маяковский, М.Булгаков, М.А. Шолохов). Я применяю как готовые электронные ресурсы (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, материалы к урокам издательства «Учитель», учебный портал ЭОР, диски к учебнику литературы, видеофильмы), так и собственные презентации, активно использую программу «Презентация PowerPoint».

Мною разработаны и систематизированы тестовые задания для 5-11 классов по темам «Морфологические нормы», «Лексика и фразеология», «Выразительные средства языка», «Словосочетание», «Синтаксис сложного предложения» и др. в 2010 году создала электронный образовательный учебник «Литературное наследие Муйского района», который был презентован на курсах повышения квалификации БРИОП в декабре 2014 года.

Использование  информационно-коммуникационных технологий – важное направление деятельности современного учителя. Вопросы информационной безопасности, морально - этических норм в процессе работы в сети Интернет волнуют меня как учителя и моих учеников.

Высокий уровень овладения этими технологиями мои ученики демонстрируют на уроках и во внеурочной деятельности (презентации,  проекты, собственные видеоролики, видеофильмы). Участие  в дистанционных предметных мероприятиях  повышают  мотивацию к обучению, способствуют  самообразованию.

Наименование используемого  (созданного) программного обеспечения, ИТ

Продукт, созданный учителем с применением программного обеспечения, ИТ, и используемый в обучении по предмету

Результаты использования продукта

Microsoft Office Word

Планирование  учебного материала и учебных занятий, подготовки печатных материалов к урокам.

КИМы по русскому языку и литературе, карточки с разноуровневыми заданиями  по русскому языку и литературе, дифференцированные задания.

Создание Банка тестов по русскому языку и литературе по темам, для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ/

Оптимизация образовательного процесса, активизация познавательной деятельности учащихся,

Облегчение труда педагога.

Microsoft Office Power Point

Microsoft  Office Publisher

Создание  мультимедийных презентаций по темам и разделам русского языка, мультимедийной поддержки сообщений, докладов, индивидуальных, творческих заданий.

Позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, повысить качество обучения;

Microsoft  Office Excel

Обработка  результатов проверочных и контрольных работ, диагностических работ по определению метапредметных и личностных результатов учащихся

Позволяет индивидуализировать процесс обучения;

Конструктор школьных сайтов

e-publish

Электронные учебники по русскому языку, компьютерные программы- репетиторы на CD-дисках: «Русский язык. Программа-тренажёр» из серии «Репетитор» (РФ) (9-11 класс);

Позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке; способствует совершенствованию практических умений и навыков учащихся;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

В данной статье представлен опыт повышения мотивации учащихся на уроках руского языка и литературы через использование современных образовательных технологий....

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы...

Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы.

Из опыта работы. Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы....

«Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»

В статье представлен теоретический и практический материал по указанной теме....

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Современные образовательные технологии, используемые на уроках русского языка и литературы...

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Повышение мотивации обучения.Развитие познавательной активности учащихся..Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке у урокам...