Презентация к курсу "Тайны слова" 5 класс
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Екатерина Алексеевна Наумова

Данная презентация предназначена для рассмотрения в ходе курса "Тайны слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_tom_chto_my_nosim.pptx1.45 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Спецкурс «Тайна слова» 5 класс О том , что мы носим

Слайд 2

Что такое одежда? Слово «одежда» является заимствованием из церковно-славянского языка. Оно развилось из праславянского слова « odědja » вследствие изменения в старославянском языке dj в дж . Следует сказать о том, что глагол одеть восходит к чешскому « odev ». В литературном чешском языке этому глаголу соответствует его синоним obleci («одеть»), oblekati («одевать»), поэтому и образованное от него слово oblek имеет значение «одежда, костюм» («то, что одевает, облекает» - значение Nomina instrument ).

Слайд 3

Первый бунт против Бога — одежда. Голый, созданный в холоде леса, Поправляя Создателя дерзко, вдруг — оделся. Подрывание строя — одежда, Когда жердеобразный чудак К аждодневно желтой кофты вывешивал флаг . Андрей Вознесенский

Слайд 4

В старину одежда – это чехол , который предохранял человека от сглаза. В наши дни –это визитная карточка , которая очень много может рассказать о человеке. «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...»- писал А. П. Чехов. Но не будем забывать народную истину : «По одежке встречают , по уму провожают».

Слайд 5

К деду в родовое поселение приехал внук: — Дед, все мне у вас в поместье нравится, да только девушки все в длинных юбках, в платках, больно скучно. Дед вынул из кармана две конфетки. Одна была в фантике, другая без. — Какую выберешь, внучок? — В фантике, конечно. — А почему? — Она чище. — Ну вот и с девушками так же.

Слайд 6

Что носили наши предки Ой, вы, гости – молодцы, длиннополые купцы! И бояре, и дворяне, Горожане и крестьяне, То в рубахах и портах, То в коротких зипунах. И такие франты были: Длинный охабень носили, Рукавами до земли пыль по улице мели. А зимой, в мороз, в Москве Надевали шубы две… Зипун – одежда мужчин и женщин. Кафтан из грубого сукна, обычно без ворота. Охабень – широкий кафтан с большим откидным воротником и прорезями в рукавах. Длиннополые – полагалось богатым ходить в длинной до пят одежде. Порты – портки (брюки) Франт – человек, любящий наряжаться, щёголь.

Слайд 7

Вячеслав Боярский У каждого столько прекрасной одежды: Есть брюки, рубашки, носки и трусы, Есть галстуки цвета весенней надежды, Изящные запонки цвета росы. И скромно-устало подходим мы к шкафу, — О, многоголосье фасонов и мод! —

Слайд 8

Этимологический анализ слов Браслет - «бра»-рука (подсвечник , прикрепленный к стене) Жилет -заимств . в XVIII в. из франц. яз., где gillet — суф . производное от собственного имени известного шута Gill , начавшего носить такой род одежды. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский , Т. А. Боброва 2004 Каблук - тюрк . "пята, пятка » Кашне- из франц. « прятать» «нос » Пиджак -из английского « pea » («пи») — «материя фриз, бобрик» и « jacket » — «жакет», «тужурка Капюшон- франц. яз., где capuchon < итал . cappuccio , восходящего к лат. caputium «монашеская шапка», суф . производному от cappa « шапка, род головного убора» манжета -лат. manus « рука» Комбинезон - франц. combiner — « соединять» Перчатки -перст- палец –перстень.

Слайд 9

Лексико-семантические омофоны Бахрома – Бах Рома не боится грома и носит брюки с бахромой . Ботинки – Инки не носили ботинки , а вместо бот ов у них были пироги. Ателье –А те лье под водой мы потом с тобой проплывем. Джемпер - Я купил джем и за пер его в сундуке , прикрыв джемпер ом. Берет – Бер кут берет берет и несет его в Тибет. Папаха - Папа, ха -ха, что у тебя на голове.- Папаха .

Слайд 10

Лексико-семантические омофоны На подиум вышли супермодели . Сара в сара фане Кост я в кост юме У Гали гали фе У Маши га маши Жак в жак ете У Ленки ва ленки

Слайд 11

Фразеологизмы Плакать в жилетку Сапоги всмятку Родиться в рубашке В костюме Адама Рыться в грязном белье Бросать перчатку Карманная чахотка Садиться в калошу шапками закидаем Тришкин кафтан Дело в шляпе Надевать смирительную рубашку Рассыпать бисер перед свиньями Сапоги каши просят Держать руки по швам Выворачивать наизнанку Знать подоплеку

Слайд 12

Орфоэпический словарь В чем особенность произношения следующих слов: кашне свитер пенсне галифе шинель полувер банты платяной шкаф Просклоняйте (Р.П.): туфли чулки носки сапоги

Слайд 13

Лингвистическая задача Составьте словообразовательное гнездо для слов бархат, кружево, каблук, халат. Являются ли однокоренными бархат-бархатцы? кружево-кружиться ? каблук-выкаблучиваться ? халат- халатный работник?

Слайд 14

Паронимы Морфемный разбор Лексический разбор Исконно русские слова Одеть Надежду (кого-то) Надеть одежду (что-то) Обуть разуть обувь Подоплека Перчатки, сапоги, валенки, платок , косынка…

Слайд 15

Что объединяет эти вещи?

Слайд 16

Чудесные превращения панталоны- от названия персонажа итальянской комедии Панталоне. жилет- Жиль, балаганный клоун-фокусник во Франции. макинтош- шотландский изобретатель прорезиненной ткани Ч.Макинтош. галифе- французский генерал Галифе. френч- английский фельдмаршал Джон Донтон френч. боливар-генерал Боливар, руководитель борьбы за независимость южноамериканских колоний.

Слайд 17

Чудесные превращения тюль- Тюлль ,город в юго-западной Франции. муслин- иракский город Мосулу . кашемир-Кашмир, горный край в западной части Гималаев. джинсы- от топонима Генуя (лат. Yanua ). гамаши — к арабскому топониму Гадамес . джерси –английский остров в проливе проливе Ла-манш . батист- фламандский мастер 13 века Батиста де Шамбре . Лавсан –лаборатория высокомолекулярных соединений Академии наук (СССР)

Слайд 18

Конкурс «Знаток стильной одежды» 1) Вы думаете, это обычная толстовка? Ну почти. Это... Джемпер Худи Свитшот Пуловер

Слайд 19

2)Эти восточные штаны можно встретить в магазинах многих европейских брендов: Слимы Сафари Блумерсы Бермуды

Слайд 20

3) Неувядающая классика: Анорак Бомбер Пуховик Парка

Слайд 21

4) Здесь совсем не сложно догадаться. Что это за вещица? Поло Боди Синглет Тэнк-топ

Слайд 22

5) Удобный, красивый и молодёжный... Пуловер Лонгслив Джемпер Свитшот

Слайд 23

6)Младший брат пиджака: Зуав Блейзер Кардиган Спенсер

Слайд 24

7)Как называются такие джинсы? Скинни Капри Хипстеры Афгани

Слайд 25

8)Как называется эта куртка? Анорак Норфолк Шанель Парка

Слайд 26

9)Наверняка вы видели эти штаны, но не знаете, как они называются... Бананы Шаровары Багги Чинос

Слайд 27

Следуя за модой , себя не изуродуй! Бант пропеллером на Шуре, Ногти Шуры в маникюре, Каблуки повыше башен, Вид у Шуры просто страшен. Удивляется народ , всех сомненье мучает: Человек это идет или просто чучело? Ребята , что вы посоветуете Шуре?

Слайд 28

Принципы наименования одежды Профессия (ковбойка) Имя собственное (галифе) Материал (ватник) Цель действия(кашне) Характер обработки ткани(рубаха) Внешний вид (плащ) положение одежды по отношению к телу (передник) Сочетание видов (комбинезон) Часть тела(варежки) Цвет(белье)

Слайд 29

То, в чём вы одеты, не имеет никакого значения. Главное - это то, что вы представляете из себя на самом деле..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МУЗЫКЕ 5 КЛАСС "ИЛЛЮСТРАЦИИ К УРОКАМ В 5 КЛАССЕ"

Данная презентация содержит материал к урокам музыки в 5 классе по программе Д.Б. Кабалевского.Тема:"Музыка и изобразительное искусство".......

Презентация к уроку 10 класса (базового) по химии 10 класс Тема"Каменный уголь. Фенол"

Презентация к уроку химии 10 (базовый) по теме "Каменный уголь.Фенол"  Дается строение фенола, его свойства....

Презентация по биологии 7 класса по теме: "Класс млекопитающие"

В презентации представлено краткое описание отрядов млекопитающихся и фотографии животных...

Презентация ( викторина 5-6 классы) " Здоровье и спорт во Франции", 7-9 классы " Спорт во Франции"

Материал можно использовать на уроках в рамках темы " Спорт" или " Здоровый образ жизни" , а также как внеклассное мероприятие для 5-6 и 7-9 классов...

Презентация по биологии 7 класс по теме. «Класс Млекопитающие. Отряд Приматы».

Цель урока: углубить и расширить понятие о классе млекопитающих, показать их многообразие, особенности строения, выделить особенности отряда Приматы. Урок обобщает, закрепляет и расширяет знания ...