09.04.2020 МЖКХ1 русский язык Лексика общеупотребительная
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)
Мзучить лекционный материал, ответить на вопросы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksika_obshcheupotrebitelnaya.docx | 16.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексика общеупотребительная
Лексика — словарный состав языка. Он не является однородным. С точки зрения сферы употребления в лексике русского языка выделяют два основных пласта:
- общеупотребительные слова;
- слова, ограниченные в употреблении.
Общеупотребительная лексика представляет собой такой пласт, чьё употребление строиться на использовании общеупотребительных слов, которые в определенных социальных условиях должны быть понятны всем носителям данного языка во всех случаях.
Понятие общеупотребительной лексики
Словарный состав современного русского языка очень богат. Русский язык располагает огромным количеством наименований предметов, явлений, признаков реальной действительности, позволяющих с предельной выразительностью и ясностью передавать тончайшие оттенки мысли.
Общеупотребительная лексика составляет большую часть словарного состава любого языка. Она обширна и разнообразна.
Общеупотребительная лексика представляет собой слова, которые обозначают явления, жизненно важные для всех людей – носителей данного языка.
Общеупотребительная лексика – костяк общенационального литературного словаря, необходимейший лексический материал для выражения мысли, тот фонд, на базе которого в первую очередь происходит дальнейшее совершенствование и обогащение лексики. Подавляющее большинство входящих в неё слов устойчиво в своём употреблении и употребительно во всех стилях речи.
Общеупотребительные слова стилистически нейтральны и используются преимущественно в своем прямом значении. Например, в следующем отрывке из рассказа К. Паустовского "Желтый свет" большинство слов принадлежит к общеупотребительным: "Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок. Странный свет – неяркий и неподвижный – был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска…"
Состав общеупотребительной лексики
Общеупотребительная лексика имеет неоднородный состав, который включает в себя несколько разделов.
По мнению Борисоглебской, прежде всего к общеупотребительной лексике относят следующее:
- названия важнейших предметов и явлений окружающей действительности (город, река, лес. гора),
- названия времен года (весна, зима,лето, осень),
- названия наиболее распространенных профессий (учитель, врач, строитель, инженер),
- обозначение действий (работать, говорить, смотреть),
- название признаков (высокий, горячий, белый) и т. д.
В составе лексики любого языка есть слова, которые известны и понятны всем и могут быть употреблены как в устной, так и в письменной речи. Среди этих слов выделяются слова стилистически нейтральные, т.е. такие слова, которые одинаково можно услышать и в научном докладе, и в повседневном разговоре, которые можно прочесть и в деловом документе, и в дружеском письме. Таких слов в русском языке подавляющее большинство. Их можно назвать также общеупотребительными в полном смысле слова.
Например: "В течении дня, по исследованиям Национального института статистики и экономических исследований, мужчины и женщины выделяют одинаковое количество часов на физиологические бытовые проблемы (сон, еда ), что составляет примерно13 часов в сутки…".
Общеупотребительная лексика ни в коем случая не является замкнутой группой слов, не подверженной никаким влияниям. Она может пополняться словами, которые ранее имели ограниченную (диалектную или профессиональную) сферу употребления, что в свою очередь показывает, что границы между общеупотребительной лексикой и различной терминологией слабо очерчены.
Общеупотребительная лексика обогащается за счет того, что время привносит новые актуальные реалии, которые становятся настолько популярны, что ими пользуются абсолютное большинство носителей языка.
Роль общеупотребительной лексики в русском языке
Общеупотребительная лексика в русском языке играет важную как коммуникативную, так и социальную роль. Взаимопроникновение слов из различных видов лексики в общеупотребимую и наоборот позволяет речевым потокам не застаиваться и развиваться поступательно.
Роль общеупотребительной лексики в русском языке состоит в том, что она позволяет людям, работающим и существующим в разных сферах без проблем понимать друг друга и успешно взаимодействовать.
Задание:
Укажите общеупотребительные слова.
Диагноз, квадрат, тусовка, помидор, кросс, кантата, связист, ноктюрн, доказательство, производство, вертолет, космос, скорость, универсам, выпендреж, хвост, голбец, окружение, спринтер, террористы, автор.
Продолжите фразы:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
09.04.2020 МЖКХ1 русский язык Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления
Изучить лекционный материал, выполнить задания...
10.04.2020 МЖКХ1 русский язык Синонимы
изучить лекционный материал, выполнить упражнения...
16.04.2020 МЖКХ1 русский язык Фразеология
изцчить материал, выполнить задания...
18.04.2020 МЖКХ1 русский язык Проверяемые и непроверяемые безударные гласные
изучить материал, выполнить задание...
23.04.2020 МЖКХ1 русский язык Чередующиеся гласные в корне
изучить материал, выполнить упражнение...
24.04.2020 МЖКХ1 русский язык Гласные после шипящих
изучить теоретический материал, выполнить упражнение...
Урок «Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов»
Цель урока: научить применять лингвистические знания при работе с языковым материалом.Задачи урока: - научить определять лексическое значение слова, фразеологизма;- развить умение употреблять сл...