Рабочая программа по РИКО 5-8 кл.
рабочая программа по русскому языку (5, 6, 7, 8 класс)

Михалей Юлия Александровна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_riko_5-8.docx36.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Красногорская средняя общеобразовательная школа

Согласовано:

Зам. директора по УВР

________ /   Андриенко И.С. /

________ 2019 г.

Утверждаю:

Директор МКОУ «Красногорская СОШ»

________ / Михалей Р.С. /

________ 2019 г.

Рассмотрено на заседании методического объединения

______________________________

Протокол № ___ от ________2019 г.

Руководитель МО

____________ /                 /

Речь и культура общения

( внеурочная деятельность)

Рабочая программа для 5-8 классов

                   Составитель: учитель русского языка

и литературы   Михалей Ю.А.

Пояснительная записка

                      Рабочая программа по предмету «Речь и культура общения» предназначена для 5-8 классов. Рабочая программа разработана на основе образовательной программы по предмету «Речь и культура общения», составленной  коллективом авторов - Долининой Т.А., Архаровой Д.И., Дзюба Е.В.

Рабочая программа по  предмету «Речь и культура » для 5-8- х классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

Федерального уровня

  • Ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.2012 г., одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г.);
  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 г.№ 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
  • Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);

Регионального уровня:

  • Закона Свердловской области от 15.07.2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;

науки  о  коммуникативных,  риторических и речевых ЗУН, обеспечивающих необходимый уровень речевой культуры и культуры общения.

Цель обучения по предлагаемой программе — способствовать развитию личности ребенка в процессе коммуникативно направленного речетворчества, а именно через создание ситуативно адекватного текста в рамках риторической деятельности.

  • Способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся;
  • Формировать нравственные ценности личности;
  • Формировать уважительное отношение к своему и чужому слову (речи, тексту) как средству самовыражения и самореализации в личностном и социальных аспектах;
  • Формировать способность воспринимать чужую мысль, создавать свой текст, в котором собственная мысль получает ситуативно необходимое композиционное и речевое оформление;
  • Способствовать формированию умений предметно-практической (нехудожественной) речи, необходимых в различных ситуациях общения.

Задачи  предмета «Речь и культура общения»

  • продолжить работу по снятию психологической и речевой зажатости;
  • выстроить риторическую деятельность по созданию авторского и адресно ориентированного ситуативно уместного текста в соответствии с риторическим каноном (изобретение содержания, расположение и оформление материала, исполнение текста), эту работу сосредоточить на повествовательных и описательно-повествовательных текстах;
  • работать с основными способами развития мысли: индукцией, дедукцией, анализом, синтезом, аналогией, противопоставлением;
  • осваивать основные способы выражения мысли – смысловые модели (топы) как элемент чисто риторических технологий по созданию и восприятию ситуативно уместного повествовательного текста;
  • осваивать основные способы расположения и оформления повествовательного текста с точки зрения автора и его адресата;

учиться риторически грамотному исполнению повествовательного текста;

осваивать анализ риторических параметров повествовательного и описательно-повествовательного чужого текста, опираться на этот анализ при написании изложения по этому тексту.

Описание места учебного предмета

 Рабочая программа составлена на основе примерной программы курса «Речь и культура общения» для основного общего образования. V – IX классы. /Сост. Долинина Т.А., Архарова Д.И., Дзюба Е.В. – Екатеринбург, 2007.

Учебно-теоретическое обеспечение: Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения /Практическая риторика: Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных школ. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2003.

Рабочая программа учебного предмета «Речь и культура общения » для 5 класса рассчитана на 34 учебных часа в течение учебного года, на 1 недельный учебный час.  Для 6 класса -34 учебных часа, 7 класс-34 учебных часа, 8 класс-34 учебных часа.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ  ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

1)Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,  его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметные результаты

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение , умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места  языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально -смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к 
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции русского  языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Планируемые результаты обучения (коммуникативные, риторические и речевые умения)

1. Умения, связанные с пониманием ситуации общения.
После изучения курса школьники должны уметь:

  • определять ситуативные цели говорящего и слушающего;
  • отслеживать влияние каждого компонента ситуации общения на речь;
  • корректировать свою речь в соответствии с ситуацией общения;
  • соотносить коммуникативную цель речи (развлечь, информировать, убедить) с выбором типа речи;
  • выбирать форму речи в соответствии с ситуацией общения;
  • соблюдать этикетные правила и владеть этикетно-коммуникативными приемами в ситуации реального общения;
  • соотносить тему текста с целями автора и слушателя, с затекстовой ситуацией.

2. Умения, связанные с бережным отношением к слову.
Учащиеся должны уметь:

• анализировать значение слова по толковым словарям и в текстах (однозначность и многозначность);

• анализировать стилистическую и ситуативную уместность слова;

• находить опорные слова в тексте в соответствии с темой и основной мыслью;

• соблюдать нормы словоупотребления.

3. Умения, связанные с созданием текста.
Учащиеся должны уметь:

  • формулировать тему собственного текста;
  • формулировать основную мысль в описании, повествовании, рассуждении;
  • сохранять основную мысль при создании текста;
  • составлять план текста, учитывая его тему и основную мысль;
  • подбирать заголовок к тексту, понимая его тему и основную мысль;
  • при анализе чужого текста определять его тему и основную мысль, видеть, какими средствами автор их сохраняет

на протяжении всего текста;

  • практически владеть жанрами повествовательного и описательного рассказа, устного ответа, рекламы.

4. Умения, связанные с произнесением текста.

Учащиеся должны уметь:

  • при произнесении текста использовать умения, связанные с пониманием ситуации общения;
  • сохранять основную мысль в монологе и диалоге;
  • использовать вербальные и невербальные средства для придания речи выразительности;
  • чувствовать себя уверенно и свободно при произнесении текста.

5. Умения, связанные с культурой слушания.

Учащиеся должны уметь:

  • слышать тему и основную мысль произносимого текста;
  • понимать логику раскрытия основной мысли;
  • понимать практическую значимость получаемой информации;
  • осознавать собственные цели в процессе слушания и цели говорящего;
  • отслеживать степень собственного понимания или непонимания услышанного;
  • формулировать и задавать вопросы к непонятным словам, для конкретизации содержания, выявления целей

говорящего

Тематическое планирование  курса в 5 классе.

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Что такое общение? Речь и общение (§ 1,2)

1

2

Ситуация общения, цели в общении (§ 3)

1

3

Содержание и форма речи. Речевая ситуация (§ 4)

1

4

Речь устная и письменная: особенности этих форм речи (§ 5)

1

5

Использование устной и письменной речи в соответствии с письменной ситуацией общения (§ 5)

1

6

Виды речевой деятельности (§ 6)

1

7

Слушание как вид речевой деятельности (§ 6)

1

8

Этикет говорящего и слушающего (§ 7)

1

9

Диалог и монолог. Речь внутренняя и внешняя (§ 8)

1

10

Значение слова. Понятная и точная речь (§ 9)

1

11

Многозначность слова в речи (§ 10)

1

12

Близкие по смыслу слова и богатство речи (§ 11)

1

13

Противополжные по смыслу слова и богатство речи (§ 11)

1

14

Речевая ситуация и выбор уместного слова (§ 12)

1

15

Этикетные ситуации в речевом общении

1

16

Текст. Понятие о цельности текста

(§ 13)

1

17

Тема текста

(§ 14)

1

18

Тематическое единство текста

(§ 14)

1

19

ОМ текста(§ 15)

1

20

Сохранение ОМ в тексте (§ 15)

1

21

Изложение (§ 15, упр. 108)

1

22

Авторская позиция в тексте (§ 16)

1

23

Средства выражения авторской по-зиции (§16)

1

24

Адресность текста (§ 16)

1

25

Связи предложений в тексте. Цепная связь (§ 17)

1

26

Связи предложений в тексте. Парал-лельная связь (§ 17)

1

27

Заголовок (§18)

1

28

План текста

(§ 19)

1

29

Целевые установки автора текста (§20)

1

30

Типы информационной речи. Пове-ствование (§ 21)

1

31

Типы информационной речи. Описание (§ 21)

1

32

Типы информа-ционной речи. Объяснение (§ 21

1

33

Убеждающая речь. Рассуждение-доказательство

(§ 22)

1

34

Повторение изученного. Смешанные типы речи в тексте.

1

Тематическое планирование курса в 6 классе.

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Текст и его признаки

1

2

Коммуникативные цели и типы речи

1

3

Особенности описательного текста

1

4

Стилистическая окрашенность описательных текстов. Выражение отношения автора к предмету описания

1

5

Общее понятие о смысловой модели (топе). Топ «определение»

1

6

Логические и метафорические определения. Особенности использования топа в зависимости от сферы общения

1

7

Смысловая модель «целое-части» (общее понятие)

1

8

Умение выделять наиболее значимые части в предмете описания

1

9

Топ «целое-части» в текстах разных функциональных стилей. Выражение авторского отношения к предмету описания при воплощении топа «целое-части»

1

10

Использование топа «целое-части» при подготовке к устному ответу, сочинению, изложению

1

11

Общее понятие о смысловой модели «свойства». Умение выделить наиболее значимые свойства описываемого предмета

1

12

Топ «свойства» в текстах разных функциональных стилей. Использование разных топов в одном тексте: схема топов

1

13

Использование топов «определение», «целое-части» и «свойства» при подготовке устному ответу, сочинению, изложению

1

14

Общее понятие о смысловой модели «сопоставление» и о структуре сопоставления

1

15

Умение выбрать части и свойства сопоставляемых предметов описания. Топ «сопоставление» в текстах разных функциональных стилей

1

16

Особенности использования смысловых моделей в речи

1

17

Творческая работа учащихся: изобретение содержания описательного текста (письменное или устное сочинение)

1

18

Классическое расположение материала в описании

1

19

Трехчастное и свободное построение описания

1

20

Творческая работа учащихся (сочинение или изложение) по изученному материалу

1

21

Грамматические средства оформления текста-описания

1

22

Образные средства  (тропы) в тексте-описании

1

23

Риторические фигуры (инверсия, повтор, антитеза) в описании

1

24

Стилистические особенности текста-описания

1

25

Творческая работа (сочинение или изложение) по материалу раздела «Оформление описательного текста»

1

26

Интонация как средство общения и воздействия

1

27

Зрительное восприятие говорящего слушателями

1

28

Творческая работа учащихся: исполнение описательного текста

1

29

Речевой и неречевой этикет (этикетный жанр, этикетная ситуация, этикетная формула)

1

30

Этикетные роли и этикетные сигналы

1

31

Этикетная и неэтикетная тема беседы

1

32

Этикетные жанры

1

33

Повторение: что мы знаем по речевому этикету?

1

34

К/Р: риторические параметры описательного текста

1

Тематическое планирование курса в 7 классе.

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Основы работы по созданию ситуативно уместного текста (§1)

1

2

Основы работы по созданию ситуативно уместного текста (§1)

1

3

Изобретение, расположение описательного текста (§ 2)

1

4

Оформление и исполнение описательного текста(§ 2)

1

5

Общая характеристика повествовательного текста (§ 3)

1

6

Риторический анализ повествовательного текста (§ 3)

1

7

Сравнительный анализ повествовательного и описательного текстов (§ 3)

1

8

Смысловая цельность  повествования (§ 4)

1

9

Ситуативная уместность повествования (§ 4)

1

10

 Смысловая модель (топ) «обстоятельства» (§ 5)

1

11

Повествование в разных сферах общения (§ 6)

1

12

Повествование в разных сферах общения (§ 6)

1

13

Обобщение по теме «Изобретение содержания повествования»

1

14

Классическая схема повествования(§7)

1

15

Расположение материала в повествовательных текстах различных стилей и жанров (§8)

1

16

Расположение материала в повествовательных текстах различных стилей и жанров (§8)

1

17

Изложение (по мифу о Геракле)

1

18

Композиция текста  (§9)

1

19

Выражение авторского отношения к происходящему (§9)

1

20

Письменная работа – веселый рассказ на тему «Легенды нашего двора (школы, дома…)»

1

21

Грамматические средства оформления повествования (§10)

1

22

Грамматические средства оформления повествования (§10)

1

23

Риторические средства оформления повествования (§11)

1

24

Риторические средства оформления повествования (§11)

1

25

Оформление повествования в соответствии со стилем  (§12)

1

26

Оформление повествования в соответствии со стилем и жанром (§12)

1

27

Понятие о тексте, включающем разные типы речи (§13)

1

28

Расположение  материала в текстах смешанного типа (§14)

1

29

Расположение и оформление материала в текстах смешанного типа (§14)

1

30

Интонация как средство общения  (§15)

1

31

Интонация как средство воздействия (§15)

1

32

Зрительное восприятие говорящего слушателями (§16)

1

33-34

Речевой этикет

2

Тематическое планирование курса в 8 классе.

№ п/п

Тема

Количество часов

1-4

Повторение изученного в 5, 6, 7 классах

4

5-6

Общая характерис-тика текста–рассуждения

2

7-8

Основная мысль в рассуждении

2

9-10

Доводы в рассуждении

2

11-13

Смысловые модели  (топы) в рас-суждении.

3

14

Творческая работа учащихся по изученному материалу

1

15-16

Вступление в тексте рассуждении

2

17-18

Основная часть рассуждения.

2

19-20

Заключение в рассуждении.

2

21-22

Риторические средства выразительности

2

23-24

Эмоциональность и выразительность рассуждения  в различных сферах общения.

2

25-26

Творческая работа по расположению материала в тексте.

2

27-28

Личность говорящего и эффективность речи

2

29-30

Взаимодействие говорящего и слушающего

2

31-32

Риторический практикум по исполнению убеждающей речи.

2

33-34

Речевой этикет

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...