Рабочая программа по РИКО 5-8 кл.
рабочая программа по русскому языку (5, 6, 7, 8 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Красногорская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:
Зам. директора по УВР
________ / Андриенко И.С. /
________ 2019 г.
Утверждаю:
Директор МКОУ «Красногорская СОШ»
________ / Михалей Р.С. /
________ 2019 г.
Рассмотрено на заседании методического объединения
______________________________
Протокол № ___ от ________2019 г.
Руководитель МО
____________ / /
Речь и культура общения
( внеурочная деятельность)
Рабочая программа для 5-8 классов
Составитель: учитель русского языка
и литературы Михалей Ю.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Речь и культура общения» предназначена для 5-8 классов. Рабочая программа разработана на основе образовательной программы по предмету «Речь и культура общения», составленной коллективом авторов - Долининой Т.А., Архаровой Д.И., Дзюба Е.В.
Рабочая программа по предмету «Речь и культура » для 5-8- х классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального уровня
- Ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.2012 г., одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г.);
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 г.№ 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
- Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);
Регионального уровня:
- Закона Свердловской области от 15.07.2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;
науки о коммуникативных, риторических и речевых ЗУН, обеспечивающих необходимый уровень речевой культуры и культуры общения.
Цель обучения по предлагаемой программе — способствовать развитию личности ребенка в процессе коммуникативно направленного речетворчества, а именно через создание ситуативно адекватного текста в рамках риторической деятельности.
- Способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся;
- Формировать нравственные ценности личности;
- Формировать уважительное отношение к своему и чужому слову (речи, тексту) как средству самовыражения и самореализации в личностном и социальных аспектах;
- Формировать способность воспринимать чужую мысль, создавать свой текст, в котором собственная мысль получает ситуативно необходимое композиционное и речевое оформление;
- Способствовать формированию умений предметно-практической (нехудожественной) речи, необходимых в различных ситуациях общения.
Задачи предмета «Речь и культура общения»
- продолжить работу по снятию психологической и речевой зажатости;
- выстроить риторическую деятельность по созданию авторского и адресно ориентированного ситуативно уместного текста в соответствии с риторическим каноном (изобретение содержания, расположение и оформление материала, исполнение текста), эту работу сосредоточить на повествовательных и описательно-повествовательных текстах;
- работать с основными способами развития мысли: индукцией, дедукцией, анализом, синтезом, аналогией, противопоставлением;
- осваивать основные способы выражения мысли – смысловые модели (топы) как элемент чисто риторических технологий по созданию и восприятию ситуативно уместного повествовательного текста;
- осваивать основные способы расположения и оформления повествовательного текста с точки зрения автора и его адресата;
учиться риторически грамотному исполнению повествовательного текста;
осваивать анализ риторических параметров повествовательного и описательно-повествовательного чужого текста, опираться на этот анализ при написании изложения по этому тексту.
Описание места учебного предмета
Рабочая программа составлена на основе примерной программы курса «Речь и культура общения» для основного общего образования. V – IX классы. /Сост. Долинина Т.А., Архарова Д.И., Дзюба Е.В. – Екатеринбург, 2007.
Учебно-теоретическое обеспечение: Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения /Практическая риторика: Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных школ. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2003.
Рабочая программа учебного предмета «Речь и культура общения » для 5 класса рассчитана на 34 учебных часа в течение учебного года, на 1 недельный учебный час. Для 6 класса -34 учебных часа, 7 класс-34 учебных часа, 8 класс-34 учебных часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
1)Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение , умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально -смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Планируемые результаты обучения (коммуникативные, риторические и речевые умения)
1. Умения, связанные с пониманием ситуации общения.
После изучения курса школьники должны уметь:
- определять ситуативные цели говорящего и слушающего;
- отслеживать влияние каждого компонента ситуации общения на речь;
- корректировать свою речь в соответствии с ситуацией общения;
- соотносить коммуникативную цель речи (развлечь, информировать, убедить) с выбором типа речи;
- выбирать форму речи в соответствии с ситуацией общения;
- соблюдать этикетные правила и владеть этикетно-коммуникативными приемами в ситуации реального общения;
- соотносить тему текста с целями автора и слушателя, с затекстовой ситуацией.
2. Умения, связанные с бережным отношением к слову.
Учащиеся должны уметь:
• анализировать значение слова по толковым словарям и в текстах (однозначность и многозначность);
• анализировать стилистическую и ситуативную уместность слова;
• находить опорные слова в тексте в соответствии с темой и основной мыслью;
• соблюдать нормы словоупотребления.
3. Умения, связанные с созданием текста.
Учащиеся должны уметь:
- формулировать тему собственного текста;
- формулировать основную мысль в описании, повествовании, рассуждении;
- сохранять основную мысль при создании текста;
- составлять план текста, учитывая его тему и основную мысль;
- подбирать заголовок к тексту, понимая его тему и основную мысль;
- при анализе чужого текста определять его тему и основную мысль, видеть, какими средствами автор их сохраняет
на протяжении всего текста;
- практически владеть жанрами повествовательного и описательного рассказа, устного ответа, рекламы.
4. Умения, связанные с произнесением текста.
Учащиеся должны уметь:
- при произнесении текста использовать умения, связанные с пониманием ситуации общения;
- сохранять основную мысль в монологе и диалоге;
- использовать вербальные и невербальные средства для придания речи выразительности;
- чувствовать себя уверенно и свободно при произнесении текста.
5. Умения, связанные с культурой слушания.
Учащиеся должны уметь:
- слышать тему и основную мысль произносимого текста;
- понимать логику раскрытия основной мысли;
- понимать практическую значимость получаемой информации;
- осознавать собственные цели в процессе слушания и цели говорящего;
- отслеживать степень собственного понимания или непонимания услышанного;
- формулировать и задавать вопросы к непонятным словам, для конкретизации содержания, выявления целей
говорящего
Тематическое планирование курса в 5 классе.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Что такое общение? Речь и общение (§ 1,2) | 1 |
2 | Ситуация общения, цели в общении (§ 3) | 1 |
3 | Содержание и форма речи. Речевая ситуация (§ 4) | 1 |
4 | Речь устная и письменная: особенности этих форм речи (§ 5) | 1 |
5 | Использование устной и письменной речи в соответствии с письменной ситуацией общения (§ 5) | 1 |
6 | Виды речевой деятельности (§ 6) | 1 |
7 | Слушание как вид речевой деятельности (§ 6) | 1 |
8 | Этикет говорящего и слушающего (§ 7) | 1 |
9 | Диалог и монолог. Речь внутренняя и внешняя (§ 8) | 1 |
10 | Значение слова. Понятная и точная речь (§ 9) | 1 |
11 | Многозначность слова в речи (§ 10) | 1 |
12 | Близкие по смыслу слова и богатство речи (§ 11) | 1 |
13 | Противополжные по смыслу слова и богатство речи (§ 11) | 1 |
14 | Речевая ситуация и выбор уместного слова (§ 12) | 1 |
15 | Этикетные ситуации в речевом общении | 1 |
16 | Текст. Понятие о цельности текста (§ 13) | 1 |
17 | Тема текста (§ 14) | 1 |
18 | Тематическое единство текста (§ 14) | 1 |
19 | ОМ текста(§ 15) | 1 |
20 | Сохранение ОМ в тексте (§ 15) | 1 |
21 | Изложение (§ 15, упр. 108) | 1 |
22 | Авторская позиция в тексте (§ 16) | 1 |
23 | Средства выражения авторской по-зиции (§16) | 1 |
24 | Адресность текста (§ 16) | 1 |
25 | Связи предложений в тексте. Цепная связь (§ 17) | 1 |
26 | Связи предложений в тексте. Парал-лельная связь (§ 17) | 1 |
27 | Заголовок (§18) | 1 |
28 | План текста (§ 19) | 1 |
29 | Целевые установки автора текста (§20) | 1 |
30 | Типы информационной речи. Пове-ствование (§ 21) | 1 |
31 | Типы информационной речи. Описание (§ 21) | 1 |
32 | Типы информа-ционной речи. Объяснение (§ 21 | 1 |
33 | Убеждающая речь. Рассуждение-доказательство (§ 22) | 1 |
34 | Повторение изученного. Смешанные типы речи в тексте. | 1 |
Тематическое планирование курса в 6 классе.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Текст и его признаки | 1 |
2 | Коммуникативные цели и типы речи | 1 |
3 | Особенности описательного текста | 1 |
4 | Стилистическая окрашенность описательных текстов. Выражение отношения автора к предмету описания | 1 |
5 | Общее понятие о смысловой модели (топе). Топ «определение» | 1 |
6 | Логические и метафорические определения. Особенности использования топа в зависимости от сферы общения | 1 |
7 | Смысловая модель «целое-части» (общее понятие) | 1 |
8 | Умение выделять наиболее значимые части в предмете описания | 1 |
9 | Топ «целое-части» в текстах разных функциональных стилей. Выражение авторского отношения к предмету описания при воплощении топа «целое-части» | 1 |
10 | Использование топа «целое-части» при подготовке к устному ответу, сочинению, изложению | 1 |
11 | Общее понятие о смысловой модели «свойства». Умение выделить наиболее значимые свойства описываемого предмета | 1 |
12 | Топ «свойства» в текстах разных функциональных стилей. Использование разных топов в одном тексте: схема топов | 1 |
13 | Использование топов «определение», «целое-части» и «свойства» при подготовке устному ответу, сочинению, изложению | 1 |
14 | Общее понятие о смысловой модели «сопоставление» и о структуре сопоставления | 1 |
15 | Умение выбрать части и свойства сопоставляемых предметов описания. Топ «сопоставление» в текстах разных функциональных стилей | 1 |
16 | Особенности использования смысловых моделей в речи | 1 |
17 | Творческая работа учащихся: изобретение содержания описательного текста (письменное или устное сочинение) | 1 |
18 | Классическое расположение материала в описании | 1 |
19 | Трехчастное и свободное построение описания | 1 |
20 | Творческая работа учащихся (сочинение или изложение) по изученному материалу | 1 |
21 | Грамматические средства оформления текста-описания | 1 |
22 | Образные средства (тропы) в тексте-описании | 1 |
23 | Риторические фигуры (инверсия, повтор, антитеза) в описании | 1 |
24 | Стилистические особенности текста-описания | 1 |
25 | Творческая работа (сочинение или изложение) по материалу раздела «Оформление описательного текста» | 1 |
26 | Интонация как средство общения и воздействия | 1 |
27 | Зрительное восприятие говорящего слушателями | 1 |
28 | Творческая работа учащихся: исполнение описательного текста | 1 |
29 | Речевой и неречевой этикет (этикетный жанр, этикетная ситуация, этикетная формула) | 1 |
30 | Этикетные роли и этикетные сигналы | 1 |
31 | Этикетная и неэтикетная тема беседы | 1 |
32 | Этикетные жанры | 1 |
33 | Повторение: что мы знаем по речевому этикету? | 1 |
34 | К/Р: риторические параметры описательного текста | 1 |
Тематическое планирование курса в 7 классе.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Основы работы по созданию ситуативно уместного текста (§1) | 1 |
2 | Основы работы по созданию ситуативно уместного текста (§1) | 1 |
3 | Изобретение, расположение описательного текста (§ 2) | 1 |
4 | Оформление и исполнение описательного текста(§ 2) | 1 |
5 | Общая характеристика повествовательного текста (§ 3) | 1 |
6 | Риторический анализ повествовательного текста (§ 3) | 1 |
7 | Сравнительный анализ повествовательного и описательного текстов (§ 3) | 1 |
8 | Смысловая цельность повествования (§ 4) | 1 |
9 | Ситуативная уместность повествования (§ 4) | 1 |
10 | Смысловая модель (топ) «обстоятельства» (§ 5) | 1 |
11 | Повествование в разных сферах общения (§ 6) | 1 |
12 | Повествование в разных сферах общения (§ 6) | 1 |
13 | Обобщение по теме «Изобретение содержания повествования» | 1 |
14 | Классическая схема повествования(§7) | 1 |
15 | Расположение материала в повествовательных текстах различных стилей и жанров (§8) | 1 |
16 | Расположение материала в повествовательных текстах различных стилей и жанров (§8) | 1 |
17 | Изложение (по мифу о Геракле) | 1 |
18 | Композиция текста (§9) | 1 |
19 | Выражение авторского отношения к происходящему (§9) | 1 |
20 | Письменная работа – веселый рассказ на тему «Легенды нашего двора (школы, дома…)» | 1 |
21 | Грамматические средства оформления повествования (§10) | 1 |
22 | Грамматические средства оформления повествования (§10) | 1 |
23 | Риторические средства оформления повествования (§11) | 1 |
24 | Риторические средства оформления повествования (§11) | 1 |
25 | Оформление повествования в соответствии со стилем (§12) | 1 |
26 | Оформление повествования в соответствии со стилем и жанром (§12) | 1 |
27 | Понятие о тексте, включающем разные типы речи (§13) | 1 |
28 | Расположение материала в текстах смешанного типа (§14) | 1 |
29 | Расположение и оформление материала в текстах смешанного типа (§14) | 1 |
30 | Интонация как средство общения (§15) | 1 |
31 | Интонация как средство воздействия (§15) | 1 |
32 | Зрительное восприятие говорящего слушателями (§16) | 1 |
33-34 | Речевой этикет | 2 |
Тематическое планирование курса в 8 классе.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1-4 | Повторение изученного в 5, 6, 7 классах | 4 |
5-6 | Общая характерис-тика текста–рассуждения | 2 |
7-8 | Основная мысль в рассуждении | 2 |
9-10 | Доводы в рассуждении | 2 |
11-13 | Смысловые модели (топы) в рас-суждении. | 3 |
14 | Творческая работа учащихся по изученному материалу | 1 |
15-16 | Вступление в тексте рассуждении | 2 |
17-18 | Основная часть рассуждения. | 2 |
19-20 | Заключение в рассуждении. | 2 |
21-22 | Риторические средства выразительности | 2 |
23-24 | Эмоциональность и выразительность рассуждения в различных сферах общения. | 2 |
25-26 | Творческая работа по расположению материала в тексте. | 2 |
27-28 | Личность говорящего и эффективность речи | 2 |
29-30 | Взаимодействие говорящего и слушающего | 2 |
31-32 | Риторический практикум по исполнению убеждающей речи. | 2 |
33-34 | Речевой этикет | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...