Разработка урока по теме: «Переходные и непереходные глаголы»
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Разбор предложений с переходными и непереходными глаголами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 42.44 КБ |
prezentatsiya.ppt | 511 КБ |
prezentatsiya_2.ppt | 677.5 КБ |
zadanie_1.docx | 10.92 КБ |
zadanie_2.docx | 10.52 КБ |
nachalo_uroka.docx | 9.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Учитель: Прилепина Ольга Борисовна
Дата: 08.04.2019
Класс: 6Ю
Предмет: русский язык
Тема урока: Переходные и непереходные глаголы.
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | ||
1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | Добрый день, дорогие ребята! Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Продолжаем делать новые открытия по теме «Глагол», а работать мы будем под девизом: Не можешь – сумей. Не знаешь – узнай. Откройте тетради, запишите число, классная работа. | Приветствуют учителя. Записывают число и классную работу | Коммуникативные:вступать в диалог с учителем. Личностные:желание приобретать новые знания, умения. |
2.Актуализация знаний | Создание проблемной ситуации. | 1.Предлагаю провести языковую разминку в форме орфографического диктанта: Оберегать, премудрый, приехать, рассудить,сбросить. Самооценивание (плюс, минус). 2.Проверьте, как вы усвоили материал предыдущего урока. Верю-не верю. 1.Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета? 2.Инфинитив – это неопределённая форма глагола. 3.Глаголы в предложении бывают сказуемым? 4.Что глаголы изменяются по временам? 5.Что глаголы изменяются по числам? 6.Что глаголы изменяются по родам во множественном числе? Взаимопроверка. - Я рада, что предыдущий материал вы усвоили успешно и надеюсь, что с новым вы также хорошо справитесь. | Учащиеся записывают задание в тетради, выделяют орфограммы. Ответы на вопросы: 1.Нет 2.Да 3.Да 4.Да 5.Да 6.Нет | Коммуникативные:1.Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач. 2.Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. Познавательные: 1.Владеть разными видами аудирования(ознакомительным, выборочным, детальным). 2.Анализировать, подводить объекты (языковые факты) под модели, группировать. |
3. Введение в тему с постановкой проблемы урока. | Прогнозирование предстоящей деятельности. | Возьмите на партах листы со стихотворением. Подчеркните глаголы, определите их грамматические признаки: Тропинка продолжается, Опять в траве теряется, Опять в овраг спускается И в поле вдруг кончается. Время – Число – Лицо – Спряжение – Переходность- - У вас возникло затруднение? - Почему?
– Какие возникают вопросы? - Эти цели нашего урока (записаны на доске) 3. Каков наш план действий? 4.Что нам поможет? | Ответы: все глаголы наст.вр., ед.ч., 3л., 1спр.,? да не смогли определить переходность Переходные и непереходные глаголы 1. Что такое переходность непереходность? 2.Как определить, переходный глагол или непереходный? 3.К какой группе признаков глагола относится переходность? 1) Найдём в учебнике новый грамматический признак глагола. 2) Устраним затруднение. 3)Составим алгоритм определения у глаголов нового признака. 4)Поупражняемся в определении нового признака у глаголов. Учебник, учитель | Познавательные:осознавать познавательную задачу. Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу. |
4. Открытие новых знаний. Изучение теории Применение теоритических сведений на практике Закрепление нового материала | Развивать умения обобщать теоретические сведения, применять полученные знания на практике. | Работа над теорией Чтение определения. – Какую новую информацию вы получили? – Из скольких частей состоит это определение? – Сколько признаков обязательно должно быть у дополнения, чтобы глагол был переходным? А теперь я предлагаю Вам вместе со мной составить алгоритм определения переходности/непереходности глаголов и записать в «тетрадь для правил» 1) Найти глагол в предложении. 2)Найти существительное (мест, числит.), к которому он относится 3)Определить падеж (поставить вопрос кого? что?). В.п. любой другой, кроме В.п. непереходный глагол 4) Установить, есть ли предлог. нет есть переходный непереходный глагол глагол Пришло время закрепления. По алгоритму разбираются 2–3 примера под руководством учителя (2 человека у доски) Затеял ссору Построили каток Плыли на ветру Любить маму Выполнение упражнения 528, взаимопроверка. Один из учеников комментирует вслух «на отметку». Физминутка: а теперь, давайте немного отдохнем и поработаем устно. Сейчас я буду называть Вам словосочетания(гл.+сущ. (мест.,числ.). Ваша задача поднять правую руку в верх, если это будет глагол переходный, левую – если непереходный. -смотрю телевизор (перех) - слушаю тебя (перех.) - хожу на тренировки (непер.) - скучаю по вам (непер.) -читаю журнал (перех.) -задумался о жизни (непер.) -засмотрелся на огонь(непер.) -не выпил чаю (перех.) -собрался в гости (непер.) -насобирал коллекцию (перех.) -заболеть гриппом (непер.) -глажу белье (перех.) -любить жизнь (перех.) -махать флажком (непер.) -вспенил мыло (перех) Ну а теперь последнее задание. Выписать словосочетания гл.+сущ/мест., определить переходность глаголов. Всё небо заволокли тёмные тучи. Ветер сотрясает снасти. Матросы держатся за них. Когда волна обдаёт их брызгами, они отряхиваются от воды и смотрят на мостик. Там стоит капитан. «Убрать паруса!» – приказывает он. Матросы выполняют приказ. | Учащиеся читают теоретические сведения из учебника; составляют с помощью учителя алгоритм определения переходности/непереходности глаголов. Записывают алгоритм в «тетради для правил» Некоторые ученики работают у доски, остальные - в тетрадях. Выполняют письменно упражнение в рабочих тетрадях. Выполняют задание учителя Выполняют письменно упражнение в рабочих тетрадях. | Коммуникативные:развитие внимания учащихся, монологической речи. Познавательные:создание благоприятной атмосферы заинтересованности. Регулятивные:работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение. Познавательные: читать и слушать, извлекая нужную информацию; осуществлять операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения выводы. |
5. Подведение итогов урока. Рефлексия | Умение оценивать себя и своих одноклассников, соотносить цель и задачи урока в соответствии с его ходом. | Итак, какова была цель нашего урока? Как Вы думаете, в ходе нашего занятия мы ее достигли? Что больше всего понравилось сегодня на занятии? С какими видами работ Вы справились сразу, а в чём испытывали затруднения? Выставление оценок учащимся. Всем спасибо за работу! | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе;формулировать собственные мысли, отстаивать свою точку зрения. |
6. Домашнее задание | Выучить определения переходных/непереходных глаголов. Знать алгоритм определения переходности глаголов. Словарные слова (П- премьера до С) выучить наизусть. Выполнить письменное задание из файла в электронном журнале. | Ученики записывают домашнее задание. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Грамматические признаки глагола
Грамматические признаки глагола В Р Е М Я Ч И С Л О Л И Ц О Р О Д В И Д С П Р Я Ж Е Н И Е В О З В Р А Т Н О С Т Ь
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План характеристики части речи Общее значение. Вопрос. Начальная форма. Морфологические признаки: постоянные; непостоянные. Синтаксическая роль. Попробуем рассказать о глаголе?
Много раз случалось ей на гону поймать зайца. Часто вовсе голодная, она не позволяла себе есть его. Она брала зайца в зубы и тащила домой. Хозяин любил ее, кормил и берег от волков. Выпишите подчеркнутые глаголы вместе с теми словами, которые их поясняют.
Поймать ( кого?) зайца ( сущ. Вин.пад.) Есть (кого?) его (местоим. Вин.) Брала (кого?) зайца (сущ. Вин.пад.) Любил (кого?) его (местоим. Вин.пад.) п ереходные глаголы
Переходные глаголы – это такие глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительными, местоимениями, числительными в винительном падеже без предлога.
1.Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и буквы. 2.Определите, переходные или непереходные глаголы. Митраша выучился у отца делать деревя …ую посуду боч…нки шайки лохани. Он бывает на всех собраниях старает ся понять общест- ве …ые заботы и ,наверное, что-то смекает. нн о нн
Переходные или непереходные глаголы в этих предложениях? Настя вст..вала далеко до со …ца, в предрассветный час. С хворостинкой в руке выг..няла она свое любимое стадо и к..ти- лась обратно в избу. Она ра..топ- ляла печь, чистила к..ртошку и так хл..потала до ночи. а лн о а а с о
Проверим себя? Какие глаголы называются переходными? Как определить, переходный или непереходный глагол? Приведите примеры переходных и непереходных глаголов. М о л о д ц ы !
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
1. Списать предложение, вставив пропущенные гласные в окончаниях глаголов, верно употребив мягкий знак в сочетаниях тся, ться.
Тропинка продолжа..т..ся –
Опять в траве теря..т..ся,
Опять в овраг спуска..т..ся,
Бежит через мосток,
И в поле выбира..т..ся,
И в поле вдруг конча..т..ся –
В родник большой влива..т..ся,
Как в реку ручеёк.
Предварительный просмотр:
Задание 2. Выписать словосочетания гл.+сущ/мест., определить переходность глаголов.
Всё небо заволокли тёмные тучи. Ветер сотрясает снасти. Матросы держатся за них. Когда волна обдаёт их брызгами, они отряхиваются от воды и смотрят на мостик. Там стоит капитан. «Убрать паруса!» – приказывает он. Матросы выполняют приказ.
Предварительный просмотр:
Восьмое апреля.
Классная работа.
Переходные и непереходные глаголы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока английского языка по теме "Неправильные глаголы"
Данную презентацию можно использовать в 4-5 классах при изучении темы Past Simple...
Разработка урока русского языка по теме "Наклонения глаголов" 6 класс
Цель урока: знакомство с наклонениями глаголов. Задачи урока: дать понятие наклонения глаголов; научить отличать наклонения глаголов; научить образовывать наклонения глаголов; повторить...
Презентация к уроку по теме "Переходные и непереходные глаголы"
Презентация содержит как теоретический, так и практический материал по теме "Переходные и непереходные глаголы". Дидактический материал подобобран из сказки-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"....
Урок русского языка "Переходные и непереходные глаголы"
Изучение темы на патриотическом материале...
Комбинированный урок по теме: «Переходный возраст»
Комбинированный урок по теме: «Переходный возраст»В 10Б классе (английский язык.)Учитель: Габолаева В. К. Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Переходный возраст» Задачи ур...
Презентация к уроку русского языка «Переходные и непереходные глаголы» для 5 класса (ФГОС)
Презентация предназначена для проведения первого урока изучения переходных и непереходных глаголов согласно ФГОС. Материал презентации позволяет создать условия для усвоения темы, ра...
Конспект урока на тему: «Переходные и непереходные глаголы».
Урок повторения, обобщения и закрепления знаний, умений и навыков....