Презентация к уроку по теме "Чередующиеся гласные О-А в корнях -лаг-//-лож-"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Презентация к уроку по теме "Чередующиеся гласные О-А в корнях -лаг-//-лож-"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку по теме "Чередующиеся гласные О-А в корнях -лаг-//-лож-" | 319.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поработаем со словами кормить к ормление корм покормленный
Цели урока 1. Узнать о чередовании гласных о-а в корнях –лаг- -лож-. 2. Научиться правильно писать корни –лаг- -лож- .
Лингвистическая сказка За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг- -лож- . В те далекие времена братья выглядели иначе, и царица никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных. Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: “Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев -лаг- -лож- , того награжу по-царски”. Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы согласные Г и Ж оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- -лож- . Согласная Г быстро подскочила к брату -лаг- , а ее сестрица Ж – к брату -лож- . Да так и остались навсегда с ними. С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг- , а если сестрицу Ж – то братец -лож- . За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг- -лож- . В те далекие времена братья выглядели иначе, и царица никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных. Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: “Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев -лаг- -лож- , того награжу по-царски”. Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы согласные Г и Ж оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- -лож- . Согласная Г быстро подскочила к брату -лаг- , а ее сестрица Ж – к брату -лож- . Да так и остались навсегда с ними. С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг- , а если сестрицу Ж – то братец -лож- .
Сформулируем правило! В корнях с чередованием –лаг-, -лож- пред Ж пишется О, а перед Г пишется А. или В корнях с чередованием –лаг-, - лож-пишется А, если после корня есть суффикс –А-, и О пишется, если суффикса –А- после корня нет.
А лгоритм работы с правилом «Чередующиеся гласные А//О в корнях ЛАГ//ЛО Ж» 1.Выделить корень. 2.Найти признак, определяющий выбор орфограммы. 3.Выбрать орфограмму: А или О. Слово-исключение: ПОЛОГ
Вставьте пропущенные буквы, подчеркните “лишнее” слово: Предл ..гать, предл ..жить, пол.. жение , разл .. жил, с л .. гаемое , прил.. гательное , выл..жить, разл .. гается .
Игра “Составь слово” У слова предутренний возьмите приставку, у слова поговорить возьмите приставку, у слова слагаемое – корень, у глагола решать – суффикс, а у глагола собирал а позаимствуйте окончание .
Записать вместо слов цифры: в корне О – 1, в корне А – 2. Прил…гать усилия. Сл…жить вещи. Отл …жить празднование. Возл …гать надежды. Безотл … гательное дело. Радостное предпол … жение . Распол …житься у костра. Правописание прил… гательных . Ключ – 2,1,1,2,2,1,1,2 Ключ – 2,1,1,2,2,1,1,2
Физкультминутка (а, я, о, е) В ыполняете действия, соответствующие выбору буквы: А - хлопаем в ладоши Я - встаём О - присядем Е - подскок
Учимся правильно говорить! Положить или класть? Прочтите предложения и вместо точек поставьте глагол класть или положу . 1.Закончив уроки, я собираю книги, тетради и …….их в портфель. 2.Я прочитаю книгу и ……. её на место. 3.Для сохранения здоровья не …….. в еду много соли.
Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к урокупо теме "Третий закон Ньютона", 9 кл.
Презентация к уроку "Третий закон Ньютона",9 кл. Прогр. А.Пинского...
Презентация к уроку "Чередующиеся гласные в корне слова"
Интерактивная презентация к уроку с тренажером....
презентация "Гласные О-А в корнях с чередованием"
данная презентация поможет обобщить полученные знания по данной теме...
Презентация к уроку "Правописание чередующихся гласных О-А в корнях лаг-лож"
Урок дан на окружном конкурсе "Учитель года - 2011"...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА "Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением безударных гласных".
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ...
Презентация на тему "Чередующиеся гласные в корне"
Презентация:"Чередующиеся гласные в корне."Юбъяснение правил,Задания на закрепление пройденного материала....