Презентация к уроку по теме "Чередующиеся гласные О-А в корнях -лаг-//-лож-"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Яшунина Наталья Вячеславовна

Презентация к уроку  по теме "Чередующиеся гласные О-А в корнях -лаг-//-лож-"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чередующиеся гласные О-А в корнях –лаг-//-лож- Урок русского языка в 5 классе АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШЕЛОКШАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА» КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 607672 Нижегородская область Кстовский район с.Шелокша тел.(факс) (83145) 56-2-55 e - mail : korotinnp @ mail . ru Автор: Яшунина Наталья Вячеславовна, учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Поработаем со словами кормить к ормление корм покормленный

Слайд 3

Цели урока 1. Узнать о чередовании гласных о-а в корнях –лаг- -лож-. 2. Научиться правильно писать корни –лаг- -лож- .

Слайд 4

Лингвистическая сказка За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг- -лож- . В те далекие времена братья выглядели иначе, и царица никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных. Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: “Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев -лаг- -лож- , того награжу по-царски”. Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы согласные Г и Ж оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- -лож- . Согласная Г быстро подскочила к брату -лаг- , а ее сестрица Ж – к брату -лож- . Да так и остались навсегда с ними. С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг- , а если сестрицу Ж – то братец -лож- . За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг- -лож- . В те далекие времена братья выглядели иначе, и царица никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных. Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: “Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев -лаг- -лож- , того награжу по-царски”. Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы согласные Г и Ж оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- -лож- . Согласная Г быстро подскочила к брату -лаг- , а ее сестрица Ж – к брату -лож- . Да так и остались навсегда с ними. С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг- , а если сестрицу Ж – то братец -лож- .

Слайд 5

Сформулируем правило! В корнях с чередованием –лаг-, -лож- пред Ж пишется О, а перед Г пишется А. или В корнях с чередованием –лаг-, - лож-пишется А, если после корня есть суффикс –А-, и О пишется, если суффикса –А- после корня нет.

Слайд 6

А лгоритм работы с правилом «Чередующиеся гласные А//О в корнях ЛАГ//ЛО Ж» 1.Выделить корень. 2.Найти признак, определяющий выбор орфограммы. 3.Выбрать орфограмму: А или О. Слово-исключение: ПОЛОГ

Слайд 7

Вставьте пропущенные буквы, подчеркните “лишнее” слово: Предл ..гать, предл ..жить, пол.. жение , разл .. жил, с л .. гаемое , прил.. гательное , выл..жить, разл .. гается .

Слайд 8

Игра “Составь слово” У слова предутренний возьмите приставку, у слова поговорить возьмите приставку, у слова слагаемое – корень, у глагола решать – суффикс, а у глагола собирал а позаимствуйте окончание .

Слайд 9

Записать вместо слов цифры: в корне О – 1, в корне А – 2. Прил…гать усилия. Сл…жить вещи. Отл …жить празднование. Возл …гать надежды. Безотл … гательное дело. Радостное предпол … жение . Распол …житься у костра. Правописание прил… гательных . Ключ – 2,1,1,2,2,1,1,2 Ключ – 2,1,1,2,2,1,1,2

Слайд 10

Физкультминутка (а, я, о, е) В ыполняете действия, соответствующие выбору буквы: А - хлопаем в ладоши Я - встаём О - присядем Е - подскок

Слайд 11

Учимся правильно говорить! Положить или класть? Прочтите предложения и вместо точек поставьте глагол класть или положу . 1.Закончив уроки, я собираю книги, тетради и …….их в портфель. 2.Я прочитаю книгу и ……. её на место. 3.Для сохранения здоровья не …….. в еду много соли.

Слайд 12

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокупо теме "Третий закон Ньютона", 9 кл.

Презентация к уроку "Третий закон Ньютона",9 кл. Прогр. А.Пинского...

Презентация к уроку "Чередующиеся гласные в корне слова"

Интерактивная презентация к уроку с тренажером....

презентация "Гласные О-А в корнях с чередованием"

данная презентация поможет обобщить полученные знания по данной теме...

Презентация на тему "Чередующиеся гласные в корне"

Презентация:"Чередующиеся гласные в корне."Юбъяснение правил,Задания на закрепление пройденного материала....