Задания по теме "Изобразительно- выразительные средства"
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс)
Предварительный просмотр:
Изобразительные средства языка
Вариант I
А1. В каком предложении использована антитеза?
1 Сито свито, золотом покрыто, кто взглянет, всяк заплачет.
2 Белый ест ананас спелый, черный — гнилью моченый.
3 Ветер за стенами дома бесился, как старый озябший голый дьявол.
4 Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.
А2. В каком примере использован параллелизм?
1 Ты вел мечи на пир обильный.
2 В смертельном обмороке бледная река
Чуть шевелит засохшими устами.
3 Шесть он зёрнышек находит,
4 В начале ноября ударили морозы, они были необычайно холодны.
А3. Выберите пример, содержащий эпифору:
1 Всюду снега. Белоснежные просторы радуют глаз.
2 Приветствую тебя, пустынный уголок!..
3 Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души.
4 Степям и дорогам не кончен счет,
Камням и порогам не найден счет.
А4. В каком предложении использована инверсия?
1 Роняет лес багряный свой убор,
Серебрит мороз увянувшее поле…
2 Где-то далеко за Москвой молния распорола небо.
3 День был жаркий, серебряные облака тяжелели ежечасно.
4 Полночь сошла, непроглядная темень.
А5. В каком предложении использована анафора?
1 Лишь изредка прорезывает тишь крик аиста, слетевшего на крышу.
2 Смешная жизнь, смешной разлад. Так было и так будет после.
3 Мне бы только видеть тебя,
Мне бы только слышать твой голос...
4 Долго гулял я по осеннему лесу, всматривался в синие дали.
А6. В каком предложении использована градация?
1 Тройка мчится, тройка скачет, тройка вьется ввысь...
2 И тогда тоненький стебелек наклоняется, и чашечка опрокидывается.
3 Как хозяин молчаливый ясно смотрит на меня.
4 Черные фраки носились врозь и кучами там и сям.
А7. Отметьте пример, содержащий метафору:
1 У меня в душе ни одного седого волоса.
2 Редкая птица долетит до середины Днепра.
3 Как чайка, парус там белеет в вышине.
4 Нарядней модного паркета блистает речка, льдом одета.
А8. Отметьте пример, содержащий олицетворение:
1 Улыбнулись сонные березки.
2 Анчар, как грозный часовой, стоит, один во всей вселенной.
3 И верно ангельский быть должен голосок.
4 Как кладбище, усеян сад листвой.
А9. Отметьте пример, содержащий метонимию:
1 Чашка из серебра.
2 Золото и серебро на столе.
3 Это старинное серебро.
4 Цепочка из серебра.
А10. Отметьте пример, содержащий эпитет:
1 Золотое изделие.
2 Золотой кубок.
3 Золотые руки.
4 Золотые часы.
А11. Отметьте пример, содержащий синекдоху:
1 Студент нынче пошел не тот.
2 Часок! Я сейчас освобожусь.
3 И малиновое солнце над лохматым сизым дымом…
4 В сумерки луга похожи на море.
А12. Отметьте пример, содержащий сравнение:
1 Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…
2 Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених.
3 В больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах… а сам с ноготок!
4 Уже ничего простить нельзя. Я выжег души, где нежность растили.
А13. Отметьте пример, содержащий гиперболу:
1 Тысячи людей в мире голодают.
2 В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето.
3 Трава взошла на каждой кочке, заизумрудился овраг.
4 Тишина в саду и в доме, Спит телёнок у плетня.
А14. Отметьте пример, содержащий литоту:
1 Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем...
2 Прямо под моим окошком крестьянская усадьба.
3 От горшка два вершка.
4 Берег темнел, становился голубым, синим, лиловым.
А15. Отметьте пример, содержащий парцелляцию:
1 А на крутом пригорке, там, где спрятался желудь в норке, дуб стоял. Бородатый, бурый. Очень жилистый. Очень хмурый.
2 Жди меня, и я вернусь.
3 Я быстро шла. Не догнать меня.
4 ...где их сейчас найдешь, этих мальчишек? Они уж небось поужинали, и спать легли, и десятые сны видят.
А16. Отметьте пример, содержащий оксюморон:
1 Скучна мне оттепель: вонь, грязь — весной я болен...
2 Нежный яд.
3 За семь вёрст киселя хлебать.
4 Безмолвное море, лазурное море, стою очарован над бездной твоей.
17 Отметьте пример, содержащий градацию:
1 Тот имеет такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить…
2 Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льёт печально свет она.
3 Домишко весь покосился, обветшал, вот-вот развалится.
4 И вот кончается дорога дальняя, земли касается звезда кристальная.
А18. Определите средства выразительности:
1 Кто бы мог подумать, что я забыл тебя?
2 Дожить до седин.
3 Ты красив — я страшен.
4 Тучки грозовые по небу плывут.
5 Легкая атлетика — королева спорта.
А — инверсия, Б — риторический вопрос, В — перифраза, Г — метонимия, Д — антитеза.
А19. Определите средства выразительности:
1 День был жаркий, серебряные облака тяжелели ежечасно.
2 Завыл, запел, взлетел под небо камень.
3 Здесь фонтан неутомимый день и ночь поёт в углу.
4 Зато читал Адама Смита.
5 Скажи мне, ветка Палестины: Где ты росла, где ты цвела?
А — метонимия, Б — метафора, В — градация, Г — олицетворение, Д — риторический вопрос.
А20. Определите средства выразительности:
1 Мой дерзкий лорнет рассердил ее не на шутку.
2 Великий город гудел, как сказочный улей.
3 Смотри, как запад разгорелся вечерним заревом лучей.
4 Гора там есть с заоблачной тропой!
5 Откуда, умная, бредешь ты, голова?
А — ирония, Б — эпитет, В — метонимия, Г — сравнение, Д — метафора.
Изобразительные средства языка
Вариант II
А1. В каком предложении использована антитеза?
1 Звезд с неба не хватает – умом не блещет.
2 Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей.
3 Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
4 Милая, добрая, старая, нежная.
А2. В каком предложении использован параллелизм?
1 Петербург неугомонный уж барабаном пробужден.
2 Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…
3 Снежная равнина, белая луна, саваном покрыта наша сторона.
4 Пройдет стар человек – перекрестится,
Пройдет молодец – приосанится…
А3. Выберите пример, содержащий эпифору:
1 Шутила зрелость, пела юность.
2 Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость.
3 Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…
4 Милый друг, и в этом тихом доме
Не найти мне места в тихом доме
А4. В каком предложении использована инверсия?
1 Плакала Саша, как лес вырубали…
2 Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн.
3 Прощай, немытая Россия! Страна рабов, страна господ…
4 Отдать первородство за чечевичную похлёбку.
А5. В каком предложении использована анафора?
1 Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория.
2 Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..
3 Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет.
Ты и бессильная, матушка-Русь.
А6. В каком предложении использована градация?
1 За семь верст киселя хлебать.
2 Весной, что внуки малые, с румяным солнцем-дедушкой играют облака.
3 Не жалею, не зову, не плачу, всё пройдет, как с белых яблонь дым.
4 И жаль зимы-старухи, и, проводив её блинами и вином, поминки ей творим мороженым и
А7. Отметьте пример, содержащий метафору:
1 Свет фонаря разбивался о прутья клеток и слетал неровными кусками.
2 Кому сказать, с кем поделиться той грустной радостью, что я остался жив.
3 «Это верно, что дорого», - вздыхают рыжие панталоны.
4 … серпастый и молоткастый советский паспорт.
А8. Отметьте пример, содержащий олицетворение:
1 Жидкой позолотой закат обрызгал серые поля.
2 Все флаги в гости будут к нам.
3 Скоро уж из ласточек – в колдуньи! Молодость! Простимся накануне…
4 Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде.
А9. Отметьте пример, содержащий метонимию:
1 Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык!
2 Литейный залили блузы и кепки.
3 Моя грубость куда легче вашей, товарищ Туманов, с позволения сказать, вежливости.
4 Дома новы, но предрассудки стары…
А10. Отметьте пример, содержащий эпитет:
1 А в двери бушлаты, шинели, тулупы.
2 Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича – редьку хвостом вверх.
3 Телеграф охрип от траурного гуда.
4 Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно.
А11. Отметьте пример, содержащий синекдоху:
1 Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?
2 В первый раз я от месяца греюсь, в первый раз от прохлады согрет.
3 Я видывал, как она косит: что взмах – то готова копна.
4 Настоящий мужчина состоит из мужа и чина.
А12. Отметьте пример, содержащий сравнение:
1 Парки бабье лепетанье, спящей ночи трепетанье, жизни мышья беготня...
2 Как чайка, парус там белеет в вышине.
3 Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далёка…
4 Если Ваня разойдется, ему море по колено.
А13. Отметьте пример, содержащий гиперболу:
1 Тучки грозовые по небу плывут.
2 Жди меня, и я вернусь, только очень жди.
3 Он не то на серебре, на золоте едал.
4 Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.
А14. Отметьте пример, содержащий литоту:
1 Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона.
2 О! Как легко! Как грудь свободно дышит! Широкий горизонт расширил душу мне.
3 Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка.
4 Уже ничего простить нельзя. Я выжег души, где нежность растили. Это труднее, чем взять тысячу тысяч Бастилий!
А15. Отметьте пример, содержащий парцелляцию:
1 По домам идет Европа, пух перин над ней пургой.
2 Если Ваня разойдётся, ему море по колено.
3 Девушка, у вас красивые глаза. Глубокие. Изящные. Проницательные.
4 Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная.
А16. Отметьте пример, содержащий оксюморон:
1 Плачет дождь, воет вьюга.
2 Светила нам только зловещая тьма.
3 Трястись, как осиновый лист.
4 Ты опять, опять со мной, бессонница!
А17. Отметьте пример, содержащий градацию:
1 Смотри, ей весело грустить.
2 Ах, Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!
3 Вы бы должны были испустить ручьи… что я говорю! Реки, озера, моря, океаны слез.
4 С кем поделиться той грустной радостью, что я остался жив.
А18. Определите средства выразительности:
1 Город грабил, грёб, грабастал.
2 Мужичок с ноготок.
3 Ступеням и дорогам не кончен счет, камням и порогам не найден счет.
4 Из ненавидящей любви.
5 Село было обрадовано произошедшим событием.
А — метонимия, Б — аллитерация, В — литота, Г — эпифора, Д — оксюморон.
А19. Определите средства выразительности:
1 И дряхл, и сед закат осенний.
2 Пустых небес прозрачное стекло.
3 А у милого лицо занимает всё крыльцо.
4 Погасло дневное светило...
5 Нас было много на челне: иные парус напрягали, другие дружно упирали в глубь мощны вёсла.
А — аллегория, Б — перифраза, В — олицетворение, Г — гипербола, Д — метафора.
А20. Определите средства выразительности:
1 Под ним струя светлей лазури.
2 Буйная головушка поникла на его широкую грудь.
3 Под окнами костер метели белой.
4 Лед в низинах и на болотах покряхтывает, потрескивает, пощелкивает.
5 Студент нынче пошел не тот.
А — градация, Б — сравнение, В — эпитет, Г — синекдоха, Д — метафора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Подготовка к ЕГЭ. Задание В8. Изобразительно-выразительные средства языка.
Презентация поможет учащимся вспомнить изобразительно-выразительные средства языка, потренироваться в определении вида тропов и стилистических фигур....
ЕГЭ. ЗАДАНИЕ В-8. ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.
Методические материалы содержат опорный конспектпо заявленной теме ( теория) и 2 вариантиа тестав формате ЕГЭ ( задание В-8)с ключами. ...
Задание 3 Изобразительно - выразительные средства ( домашнее задание к Практикуму)
Содержится теоретический материал и тест...
Задание 3: изобразительно - выразительные средства (открытый банк заданий - курсы)
Распределить ивс по группам...
Тренировочные упражнения "Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности".
Тренировочные упражнения включают 14 заданий для подготовки к ОГЭ-2016 № 3....
Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности (материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку).
Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности (материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку)....
Пути эффективной подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку на примере задания 24. Изобразительно-выразительные средства.
За выполнение задания 24 в ЕГЭ по русскому языку может быть выставлено от 0 до 4-х баллов. За каждую вер...