Задания по теме "Изобразительно- выразительные средства"
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс)

Баинова Ольга Александровна

2 варианта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnye_sredstva_yazyka.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительные средства языка

Вариант I

А1. В каком предложении использована антитеза?

1 Сито свито, золотом покрыто, кто взглянет, всяк заплачет.

2 Белый ест ананас спелый, черный — гнилью моченый.

3 Ветер за стенами дома бесился, как старый озябший голый дьявол.

4 Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.

А2. В каком примере использован параллелизм?

1 Ты вел мечи на пир обильный.

2 В смертельном обмороке бледная река

Чуть шевелит засохшими устами.

3 Шесть он зёрнышек находит,

4 В начале ноября ударили морозы, они были необычайно холодны.

А3. Выберите пример, содержащий эпифору:

1 Всюду снега. Белоснежные просторы радуют глаз.

2 Приветствую тебя, пустынный уголок!..

3 Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души.

4 Степям и дорогам не кончен счет,

Камням и порогам не найден счет.

А4. В каком предложении использована инверсия?

1 Роняет лес багряный свой убор,

Серебрит мороз увянувшее поле…

2 Где-то далеко за Москвой молния распорола небо.

3 День был жаркий, серебряные облака тяжелели ежечасно.

4 Полночь сошла, непроглядная темень.

А5. В каком предложении использована анафора?

1 Лишь изредка прорезывает тишь крик аиста, слетевшего на крышу.

2 Смешная жизнь, смешной разлад. Так было и так будет после.

3 Мне бы только видеть тебя,

Мне бы только слышать твой голос...

4 Долго гулял я по осеннему лесу, всматривался в синие дали.

А6. В каком предложении использована градация?

1 Тройка мчится, тройка скачет, тройка вьется ввысь...

2 И тогда тоненький стебелек наклоняется, и чашечка опрокидывается.

3 Как хозяин молчаливый ясно смотрит на меня.

4 Черные фраки носились врозь и кучами там и сям.

А7. Отметьте пример, содержащий метафору:

1 У меня в душе ни одного седого волоса.

2 Редкая птица долетит до середины Днепра.

3 Как чайка, парус там белеет в вышине.

4 Нарядней модного паркета блистает речка, льдом одета.

А8. Отметьте пример, содержащий олицетворение:

1 Улыбнулись сонные березки.

2 Анчар, как грозный часовой, стоит, один во всей вселенной.

3 И верно ангельский быть должен голосок.

4 Как кладбище, усеян сад листвой.

А9. Отметьте пример, содержащий метонимию:

1 Чашка из серебра.

2 Золото и серебро на столе.

3 Это старинное серебро.

4 Цепочка из серебра.

А10. Отметьте пример, содержащий эпитет:

1 Золотое изделие.

2 Золотой кубок.

3 Золотые руки.

4 Золотые часы.

А11. Отметьте пример, содержащий синекдоху:

1 Студент нынче пошел не тот.

2 Часок! Я сейчас освобожусь.

3 И малиновое солнце над лохматым сизым дымом…

4 В сумерки луга похожи на море.

А12. Отметьте пример, содержащий сравнение:

1 Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…

2 Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених.

3 В больших сапогах, в полушубке овчинном, в больших рукавицах… а сам с ноготок!

4 Уже ничего простить нельзя. Я выжег души, где нежность растили.

А13. Отметьте пример, содержащий гиперболу:

1 Тысячи людей в мире голодают.

2 В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето.

3 Трава взошла на каждой кочке, заизумрудился овраг.

4 Тишина в саду и в доме, Спит телёнок у плетня.

А14. Отметьте пример, содержащий литоту:

1 Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем...

2 Прямо под моим окошком крестьянская усадьба.

3 От горшка два вершка.

4 Берег темнел, становился голубым, синим, лиловым.

А15. Отметьте пример, содержащий парцелляцию:

1 А на крутом пригорке, там, где спрятался желудь в норке, дуб стоял. Бородатый, бурый. Очень жилистый. Очень хмурый.

2 Жди меня, и я вернусь.

3 Я быстро шла. Не догнать меня.

4 ...где их сейчас найдешь, этих мальчишек? Они уж небось поужинали, и спать легли, и десятые сны видят.

А16. Отметьте пример, содержащий оксюморон:

1 Скучна мне оттепель: вонь, грязь — весной я болен...

2 Нежный яд.

3 За семь вёрст киселя хлебать.

4 Безмолвное море, лазурное море, стою очарован над бездной твоей.

17 Отметьте пример, содержащий градацию:

1 Тот имеет такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить…

2 Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льёт печально свет она.

3 Домишко весь покосился, обветшал, вот-вот развалится.

4 И вот кончается дорога дальняя, земли касается звезда кристальная.

А18. Определите средства выразительности:

1 Кто бы мог подумать, что я забыл тебя?

2 Дожить до седин.

3 Ты красив — я страшен.

4 Тучки грозовые по небу плывут.

5 Легкая атлетика — королева спорта.

А — инверсия, Б — риторический вопрос, В — перифраза, Г — метонимия, Д — антитеза.

А19. Определите средства выразительности:

1 День был жаркий, серебряные облака тяжелели ежечасно.

2 Завыл, запел, взлетел под небо камень.

3 Здесь фонтан неутомимый день и ночь поёт в углу.

4 Зато читал Адама Смита.

5 Скажи мне, ветка Палестины: Где ты росла, где ты цвела?

А — метонимия, Б — метафора, В — градация, Г — олицетворение, Д — риторический вопрос.

А20. Определите средства выразительности:

1 Мой дерзкий лорнет рассердил ее не на шутку.

2 Великий город гудел, как сказочный улей.

3 Смотри, как запад разгорелся вечерним заревом лучей.

4 Гора там есть с заоблачной тропой!

5 Откуда, умная, бредешь ты, голова?

А — ирония, Б — эпитет, В — метонимия, Г — сравнение, Д — метафора.

Изобразительные средства языка

Вариант II

А1. В каком предложении использована антитеза?

1 Звезд с неба не хватает – умом не блещет.

2 Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей.

3 Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

4 Милая, добрая, старая, нежная.

А2. В каком предложении использован параллелизм?

1 Петербург неугомонный уж барабаном пробужден.

2 Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…

3 Снежная равнина, белая луна, саваном покрыта наша сторона.

4 Пройдет стар человек – перекрестится,

Пройдет молодец – приосанится…

А3. Выберите пример, содержащий эпифору:

1 Шутила зрелость, пела юность.

2 Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость.

3 Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…

4 Милый друг, и в этом тихом доме

Не найти мне места в тихом доме

А4. В каком предложении использована инверсия?

1 Плакала Саша, как лес вырубали…

2 Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн.

3 Прощай, немытая Россия! Страна рабов, страна господ…

4 Отдать первородство за чечевичную похлёбку.

А5. В каком предложении использована анафора?

1 Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория.

2 Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..

3 Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет.

Ты и бессильная, матушка-Русь.

А6. В каком предложении использована градация?

1 За семь верст киселя хлебать.

2 Весной, что внуки малые, с румяным солнцем-дедушкой играют облака.

3 Не жалею, не зову, не плачу, всё пройдет, как с белых яблонь дым.

4 И жаль зимы-старухи, и, проводив её блинами и вином, поминки ей творим мороженым и

А7. Отметьте пример, содержащий метафору:

1 Свет фонаря разбивался о прутья клеток и слетал неровными кусками.

2 Кому сказать, с кем поделиться той грустной радостью, что я остался жив.

3 «Это верно, что дорого», - вздыхают рыжие панталоны.

4 … серпастый и молоткастый советский паспорт.

А8. Отметьте пример, содержащий олицетворение:

1 Жидкой позолотой закат обрызгал серые поля.

2 Все флаги в гости будут к нам.

3 Скоро уж из ласточек – в колдуньи! Молодость! Простимся накануне…

4 Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде.

А9. Отметьте пример, содержащий метонимию:

1 Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык!

2 Литейный залили блузы и кепки.

3 Моя грубость куда легче вашей, товарищ Туманов, с позволения сказать, вежливости.

4 Дома новы, но предрассудки стары…

А10. Отметьте пример, содержащий эпитет:

1 А в двери бушлаты, шинели, тулупы.

2 Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича – редьку хвостом вверх.

3 Телеграф охрип от траурного гуда.

4 Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно.

А11. Отметьте пример, содержащий синекдоху:

1 Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?

2 В первый раз я от месяца греюсь, в первый раз от прохлады согрет.

3 Я видывал, как она косит: что взмах – то готова копна.

4 Настоящий мужчина состоит из мужа и чина.

А12. Отметьте пример, содержащий сравнение:

1 Парки бабье лепетанье, спящей ночи трепетанье, жизни мышья беготня...

2 Как чайка, парус там белеет в вышине.

3 Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далёка…

4 Если Ваня разойдется, ему море по колено.

А13. Отметьте пример, содержащий гиперболу:

1 Тучки грозовые по небу плывут.

2 Жди меня, и я вернусь, только очень жди.

3 Он не то на серебре, на золоте едал.

4 Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.

А14. Отметьте пример, содержащий литоту:

1 Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона.

2 О! Как легко! Как грудь свободно дышит! Широкий горизонт расширил душу мне.

3 Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка.

4 Уже ничего простить нельзя. Я выжег души, где нежность растили. Это труднее, чем взять тысячу тысяч Бастилий!

А15. Отметьте пример, содержащий парцелляцию:

1 По домам идет Европа, пух перин над ней пургой.

2 Если Ваня разойдётся, ему море по колено.

3 Девушка, у вас красивые глаза. Глубокие. Изящные. Проницательные.

4 Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору

Под смолистый под корень подрубленная.

А16. Отметьте пример, содержащий оксюморон:

1 Плачет дождь, воет вьюга.

2 Светила нам только зловещая тьма.

3 Трястись, как осиновый лист.

4 Ты опять, опять со мной, бессонница!

А17. Отметьте пример, содержащий градацию:

1 Смотри, ей весело грустить.

2 Ах, Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!

3 Вы бы должны были испустить ручьи… что я говорю! Реки, озера, моря, океаны слез.

4 С кем поделиться той грустной радостью, что я остался жив.

А18. Определите средства выразительности:

1 Город грабил, грёб, грабастал.

2 Мужичок с ноготок.

3 Ступеням и дорогам не кончен счет, камням и порогам не найден счет.

4 Из ненавидящей любви.

5 Село было обрадовано произошедшим событием.

А — метонимия, Б — аллитерация, В — литота, Г — эпифора, Д — оксюморон.

А19. Определите средства выразительности:

1 И дряхл, и сед закат осенний.

2 Пустых небес прозрачное стекло.

3 А у милого лицо занимает всё крыльцо.

4 Погасло дневное светило...

5 Нас было много на челне: иные парус напрягали, другие дружно упирали в глубь мощны вёсла.

А — аллегория, Б — перифраза, В — олицетворение, Г — гипербола, Д — метафора.

А20. Определите средства выразительности:

1 Под ним струя светлей лазури.

2 Буйная головушка поникла на его широкую грудь.

3 Под окнами костер метели белой.

4 Лед в низинах и на болотах покряхтывает, потрескивает, пощелкивает.

5 Студент нынче пошел не тот.

А — градация, Б — сравнение, В — эпитет, Г — синекдоха, Д — метафора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Подготовка к ЕГЭ. Задание В8. Изобразительно-выразительные средства языка.

Презентация поможет учащимся вспомнить изобразительно-выразительные средства языка, потренироваться в определении вида тропов и стилистических фигур....

ЕГЭ. ЗАДАНИЕ В-8. ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.

Методические материалы содержат опорный конспектпо заявленной  теме ( теория) и 2 вариантиа тестав формате ЕГЭ ( задание В-8)с ключами. ...

Подготовка к ЕГЭ. Задание В 8. Жизнь в тексте, или Выразительные средства языка

Урок русского языка в 11 классе. Задание В 8 является одним из трудных....

Подготовка к ЕГЭ. Изобразительно-выразительные средства языка. Подготовка к заданию В 8

Этот материал поможет  учителям  и учащимся систематизировать знания при подготовке  к заданию В 8 по русскому языку....

Пути эффективной подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку на примере задания 24. Изобразительно-выразительные средства.

За   выполнение  задания  24 в ЕГЭ по русскому языку  может   быть  выставлено   от  0 до 4-х   баллов. За   каждую  вер...