Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
«Сравнительная характеристика Жилина и Костылина
в рассказе Л.Н.Толстого
«Кавказский пленник»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l.n.tolstoy_kavkazskiy_plennik_5_klass.pptx | 876.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпиграф к уроку «Война не сказка об Иване, И мы её не золотим…» Борис Пастернак
Кавказкая война-это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). Кавказская война самя продолжительная. Она продолжалась с47 лет (с 1817 по 1864 годы)
Плен – неволя. Пленник – взятый в плен, невольник. Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить . Из словаря С.И.Ожегова:
Действие происходит на Кавказе. XIX век… На Кавказе идет тяжелая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. Это закономерно – они сражались за свою землю и свободу. В январе 1852 года Лев Николаевич Толстой поступает на военную службу. В это время на Кавказе идет война. - Попав на Кавказ, Л.Н.Толстой был покорен красотой и величием природы Кавказа. Позже, осмысливая своё участие в военных действиях, писатель сделает вывод о том, что война противоестественна и безумна, а природа неизменна и прекрасна во все времена. - Да, война – это жестокое действие. И страшно оказаться участником боевых действий, а тем более - попасть в плен. - Лев Николаевич называет свой рассказ «Кавказский пленник». То есть человек, находящийся в плену у кавказцев, на Кавказе. Кавказ никого не оставит равнодушным, многие великие писатели, поэты, художники и музыканты воспевали и продолжают воспевать Кавказ.
С самого детства в Кавказ был влюблен Михаил Юрьевич Лермонтов. Вот строки его произведений : Светает. Горы снеговые На небосклоне голубом Зубцы подъемлют золотые; Слилися с утренним лучом Края волнистого тумана, И на верху горы Шайтана Огонь, стыдясь перед зарей, Бледнеет … Как я любил, Кавказ мой величавый, Твоих сынов воинственные нравы, Твоих небес прозрачную лазурь И чудный вой мгновенных, громких бурь… («Измаил-Бей»)
Январь 1852 года. Лев Николаевич Толстой поступает на службу и отправляется на Кавказ.
Величие и красота Кавказа
Военно-грузинская дорога М.Ю.Лермонтов (1837 г.)
Эпизод Кавказской войны М.Ю.Лермонтов (1840 г.)
Задание для 1 группы Как герой оказался в плену?
Задание для 2 группы Внешность героя
Задание для 3 группы Чем герой занимался в плену?
Задание для 4 группы Как герой готовился к побегу?
Костылин Жилин Добрый (думает о матери, жалеет ее) Надеется на себя, обдумывает побег Деятельный человек Сумел прижиться в ауле Работящий, не может сидеть без дела, мастер Всем помогает, даже своим врагам – татарам Ему интересны другие люди, любит детей Великодушный Слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери Способен на предательство Раскис, упал духом Не принимает других людей
Кроссворд
1. Определите героя по описанию: «… девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Глаза черные, светлые и лицом красивая» Кроссворд
2. Определите значение термина: «Небольшое повествовательное, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов». Кроссворд
3. Русский писатель, который восхищался красотой Кавказа. Кроссворд
Кроссворд 4. Определите значение термина: «Цепь событий, происходящих в произведении».
Кроссворд 5. Рассказ «Кавказский пленник» был написан специально для детей и вошел в учебник, который Л.Н.Толстой готовил специально для крестьянских детей. Как назывался этот учебник? 6. Какой прием использует Л.Н.Толстой, описывая Жилина и Костылина?
д и н а р а с с к а з п у ш к и н с ю ж е т а з б у к а а н т и т е з а Кроссворд
Ключевое слово нашего кроссворда – дружба. Всё творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови. Л.Н.Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи своих бед.
« На всё добро ответим мы добром, На всю любовь ответим мы любовью». Н.Рубцов Лев Николаевич Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте. Давайте закончим наш разговор об этом рассказе словами известного поэта Н.Рубцова :
Домашнее задание: Всегда ли человек сам выходит из трудной жизненной ситуации? Кто помогал Жилину? Дина. Подготовить рассказ о Дине. Нарисовать портрет Дины, какой вы её себе представляете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная игра:«Умники и умницы»по рассказу Л.Н. Толстого"Кавказский пленник».
Одной из актуальных проблем сегодняшнего дня является отсутствие интереса у детей к чтению. Компьютерные игры занимают всё свободное время современного школьника. Тем более остро стоит проблема научит...
«Нравственно-патриотические уроки рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», с использованием компьютерной презентации»
Урок-игра по рассказу Л.Толстого "Кавказский пленник"с компьютерной презентацией.Продолжаем формировать умения проводить сравнительную характеристику героев; совершенствовать умения понимать главную м...
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Тема: Жилин и Костылин.
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»Тема: Жилин и Костылин. Предметные цели: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленни...
«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (урок чтения 5 класс)
Конспект урока по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Тема урока: "Нравственные уроки рассказа"...
Литературная игра по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». 5 класс
Литературная игра по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» в 5 классе основана на знании сюжета произведения, на деталях. Участники трёх команд готовят домашние задания-презентации, сценки...
Интегрированный урок по русскому языку и литературе в аспекте диалога культур ( на примере рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», 5 класс,
Данный урок направлен на обобщение и систематизацию знаний учащихся по изученным темам на уроках русского языка и литературы. Научить детей анализировать художественный текст, ф...
Разработка урока по теме: Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). К уроку прилагается информационная карта
Разработка урока: Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). По программе Г.С. Меркина...