Контрольно-измерительные материалы по русскому языку муниципального мониторинга качества образования общеобразовательных учреждений городского округа Стрежевой
методическая разработка по русскому языку (10 класс)

Алексеева Наталья Викторовна

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку муниципального мониторинга качества образования

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика структуры и содержания работы

Работа по русскому языку включает в себя 30 заданий, различающихся формой и уровнем сложности (таблица 1). К заданиям 1-8, 11-14 требуется дать ответ в виде слов, написанных через запятую. Задание считается выполненным, если верный ответ зафиксирован в форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания. Ответ не будет засчитан, если в написании слов будут допущены орфографические ошибки. Ответом на задания 9-10, 15-20 являются буквы и цифры, записанные без запятых и пробела. Задания к тексту повышенной сложности предполагают как ответ по выбору, так и краткий ответ.

Таблица 1. Распределение заданий по частям

Части работы

Число заданий

Максимальный

балл

Тип заданий

Часть 1

30

50

Задания с выбором ответа, с кратким ответом

4. Распределение заданий работы по уровням сложности.

В работе представлены задания различного уровня сложности: базового, повышенного.

Таблица 2. Распределение заданий по уровню сложности

Уровень

Максимальный

Процент максимального первичного балла за задания

сложности

Число заданий

данного уровня сложности от максимального

первичный балл

заданий

первичного балла за всю работу, равного 41

базовый

20

30

70%

повышенный

10

20

30%

5. Время выполнения работы  90 минут (без учета времени, отведенного на инструктаж обучающихся)

6. Дополнительные материалы и оборудование: нет

7. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный номер ответа совпадает с верным ответом. Каждое из заданий оценивается 1 - 3 баллами. Задание с кратким ответом считается выполненным, если ответ совпадает с верным ответом. Каждое из заданий оценивается в 1, 2 или 3 балла, если верно указаны все элементы ответа, если нет орфографических ошибок.

Максимальное количество баллов –50 баллов.

ШКАЛА ПЕРЕВОДА НАБРАННЫХ БАЛЛОВ В ОЦЕНКУ

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

Балл

0-20

21-34

35-44

45-50

Измерительная работа по русскому языку. 10 класс (2016 г.)

Вариант 1

Инструкция для обучающихся

Перед Вами задания по русскому языку. На их выполнение отводится 90 минут. Внимательно читайте задания. Ответами к заданиям 1—30 являются число, слово, словосочетание, последовательность слов, букв или цифр. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1. Выпишите слова с чередованием в корне, вставляя пропущенные буквы.

г…ристый, ав…нгардный, сн…мать, р…скусить, пром…кательная (бумага)

  1. Выпишите слова, в которых нет пропущенных согласных.

Грус…ный, опас…ный, бессовес…ный, громоз…кий, уча…ствовать

  1. Выпишите из каждой строчки лишнее слово.

Ра…гребать, бе…молвный, не…гибаемый

Пр…спокойный, пр…бывать (на отдыхе), непр…ступный

  1. Выпишите слово(-а), в котором(-ых) после приставки пишется И. 

От…скать, под…тожить, сверх…зысканный, без…скусный

  1. Выпишите слово(-а), в котором(-ых) на месте пропуска пишется О. 

Пш…ная (каша), ж…лтый, ч…рствый, трущ…ба, теч…т

  1. Выпишите слово(-а), в котором(-ых) нет после шипящих Ь. 

навзнич…, кипуч…, (нет) туч, стираеш…, ноч…

  1. Выпишите причастие(-я), отглагольное(-ые) прилагательное(-ые) с одной буквой -Н-.

Кваше…ый, румя…ый, покраше…а, нежда…о, жаре…ый с грибами, сплетё…ый, построе…ый

8. Выпишите слова, которые пишутся слитно.

(пол)батона, (по)твоему, (светло)фиолетовый, кое(как), (старо)славянский, (плодово)ягодный

9. Укажите номера предложений, в которых НЕ со словом пишется слитно.

1) У Волконской в чертах лица было что-то (не)русское.

2) Это (не)придуманная, а происходившая на самом деле история.

3) Дом у Петровых (не)большой, но очень уютный.

4) У самой дороги чернели окнами ещё (не)заселённые дома.

5) (Не)застав его, я отправился к Алексееву.

6) В этом (не)прореженном лесу молодые деревья растут медленно.

  1. Выпишите буквы, которые нужно поставить на месте пробелов в порядке очерёдности.

В санатори…, о неуклюж…м медвежонк…, бре..шь.

11. Запишите прилагательные в единственном числе в зависимости от рода рядом стоящего существительного.

Модные туфли, американские торнадо, чёрные портмоне

  1. Запишите цифры словами, поставив их в нужную форму.

В 1812 году.

  1. Запишите слова, данные в скобках, в нужной    грамматической форме.

Рецензия (книга), управляющий (банк)

  1. Замените паронимом неправильно употребленное в предложении слово.

Между учителем и учениками установились ровные, доверчивые отношения.

  1. Укажите, какому термину соответствует данное определение.

«Однокоренные слова, принадлежащие к одной и той же части речи, близкие по звучанию, но имеющие разное лексическое значение»

  1. синонимы
  1. антонимы
  2. паронимы
  3. омонимы

16. Определите тип обособленного члена в предложении.

Спать он не желал, поэтому встал на задние лапки и начал скрестись, пытаясь выбраться.

  1. обособленное определение
  1. обособленное обстоятельство
  2. обособленное приложение
  3. уточняющие члены предложения

17. Определите, какие ещё знаки препинания должны быть в предложении.

«Ну ты даешь, Митрофан!» придя в себя произнесла Катя.

  1. запятая
  1.  двоеточие
  2.  тире

4 )  тире и запятая

18. Выпишите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна стоять запятая.

Легкая светская комедия представляет собой пьесу (1) интрига (2) которой (3) весьма изящна.

  1. Укажите правильное объяснение постановки запятой перед выделенным союзом И или её отсутствие в предложении.

В окна с улицы лился глухой шум И летела пыль.

  1. предложение сложносочинённое, запятая ставится
  2. предложение сложносочинённое, но запятая не ставится, так как есть общий второстепенный член

  1. простое предложение с однородными членами, запятая не ставится
  2. простое предложение с повторяющимся союзом, запятая ставится

  1. Укажите, какой знак препинания должен стоять в предложении.

Однако пора вставать уже без четверти шесть.

1) запятая

2 ) тире

  1. двоеточие
  2. точка с запятой

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1) Суровые, требовательные годы совпали для нас, «военных мальчишек», с возрастными законами воспитания человека. (2)3а всё подростки брались сами. (З)Учились у взрослых и друг у друга, самолюбие подгоняло: Петька может, а я почему же? (4) Вспоминаю, что мы умели. (5) Мы — это пять одногодков и одноклассников с одной улицы. (6) Мы умели косить, подшить валенки, вставить в ведёрко дно, почистить дымоход в печке, умели наладить пилу, отбить косу, подправить крышу, сделать лестницу, грабли, сплести лукошко из хвороста, намесить глину для штукатурки, навьючить воз сена, смолоть зерно, почистить колодец...

(7) И не скажу, что росли мы дичками. (8) Ходили в школу. (9) И много, поразительно много читали. (10) Книги, как правило, были случайные. (11) Но если говорить о КПД их работы, он был огромным. (12) Читали, конечно, с жадностью! (13)3а хорошей книжкой всегда была очередь. (14) И было заведено: прочёл — расскажи! (15) Так мы менялись книжками и тем, что узнали из книжек. (16) И бывало ещё: читали вслух, по очереди.

(17) Если бы в то время кто-нибудь нам сказал: через десять-пятнадцать лет можно будет дома сидеть у ящика с экраном и видеть, что происходит за тысячи километров, мы бы никогда не поверили.

(18) Что ещё прорастало из детства? (19) Думаю, наблюдательность, желание всё испробовать, всему научиться. (20) В те времена нельзя было ждать, что нужную, необходимую вещь кто-нибудь в дом принесёт и житейское дело кто-то исполнит.

(21) Может странным кому-нибудь показаться, но я ничуть не сетую на судьбу, вспоминая эти четыре года. (22) Прокручивая сейчас назад ленту жизни, взвешивая, где, когда и чему научился, без колебания говорю: главная школа жизни приходится на эти годы.

(23) Глубоко верю: уроки мужества, труд и трудности сейчас для подростков также необходимы. (24) Их надо сознательно культивировать (в семье, в лагере, в школе), подобно тому, как физкультурой мы восполняем отсутствие естественного физического труда. (25) В нужное время, в нужных дозах, с оправданной степенью риска обязательно надо учить человека тому, что жизнь от него непременно потребует.

     (По В. Пескову)

21.  Какое из высказываний не соответствует содержанию текста?

1) С детства ребёнка необходимо приучать к труду, к преодолению жизненных трудностей.

2) Главная школа жизни автора пришлась на военные годы.

3) В военное время ребята не ходили в школу, но много читали.

4) Автор не жалуется на судьбу, вспоминая своё военное детство.

        22. Какое средство выразительности представлено в предложениях 18-19?

1) вопросительные и восклицательные предложения

2)        риторический вопрос

3)        вопросно-ответная форма изложения

4)        противопоставление

23. Укажите, какое средство используется для связи 23 и 24 предложений.

1)        частица

2)        союз

3)        притяжательное местоимение

4)        личное местоимение

24. Из предложений 22-24 выпишите глагол с лексическим значением «развивать, совершенствовать, вводить в употребление».

25. Выпишите из предложений 18- 21 синонимы.

26. Укажите количество грамматических основ в предложении 20.

27. Из предложения 10 выпишите сказуемое.

28. Среди предложений 9-15 укажите номера предложений с вводными конструкциями.

29. Укажите тип речи предложений 23-25.

        30. Укажите стиль текста.

Измерительная работа по русскому языку. 10 класс (2016 г.)

Вариант 2

Инструкция для обучающихся

Перед Вами задания по русскому языку. На их выполнение отводится 90 минут. Внимательно читайте задания. Ответами к заданиям 1—30 являются число, слово, словосочетание, последовательность слов, букв или цифр. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1. Выпишите слова с чередованием в корне, вставляя пропущенные буквы.

р…сталкивает, к…снуться, през…дент, воспом…нание, пом…риться

  1. Выпишите слова, в которых нет пропущенных согласных.

Чу…ственный, мес…ный, чудес…ный, ровес…ник, прелес…ный

  1. Выпишите из каждой строчки лишнее слово.

Не…держанный, ра…думывать, бе…вредный

Пр…бывать (на станцию), пр…мудрый, пр…крепить

  1. Выпишите слово(-а), в котором(-ых) после приставки пишется И. 

Под…грать, с…мпровизировать, пед…нститут, без…нтересный

  1. Выпишите слово(-а), в котором(-ых) на месте пропуска пишется О. 

Переж…вывать, ж…сткий, тяж…лый, маж…р, стриж…т

  1. Выпишите слово(-а), в котором(-ых) нет после шипящих Ь. 

(много) задач…, печалиш…ся, могуч…, сплош…, мощ…

  1. Выпишите причастие(-я), отглагольное(-ые) прилагательное(-ые) с одной буквой -Н-.

Плете…ый, сви…ой, засея…о (поле), торжестве…о, суше…ый в печке, слома…ый, отмече…ый.

8. Выпишите слова, которые пишутся слитно.

(пол)банки, (по)вашему, горько(сладкий), что(то), (железно)дорожный, (русско)французский

9. Укажите номера предложений, в которых НЕ со словом пишется слитно.

  1. На столе лежала ещё (не)пожаренная рыба.
  2. Тишина была (не)зловещей, а какой-то мягкой, спокойной.
  3. (Не)благодарный слушатель мешает даже хорошему рассказчику.
  4. Князя Андрея раздражал (не)пропускающий к себе в душу холодный взгляд Сперанского.
  5. На мониторе мобильного телефона темнела надпись: «(Не)отвеченный вызов».
  6. Мы переходили реку (не)глубокую, но холодную.

  1. Выпишите буквы, которые нужно поставить на месте пробелов в порядке очерёдности.

Гон…шь, в планетари…, о дальн…й дорог….

11. Запишите прилагательные в единственном числе в зависимости от рода рядом стоящего существительного.

Бабушкины тапки, широкие авеню, великолепные маэстро

  1. Запишите цифры словами, поставив их в нужную форму.
  • 1917 году.

  1. Запишите слова, данные в скобках, в нужной грамматической форме.

Согласно (указание), упрекать (бессердечие)

  1. Замените паронимом неправильно употребленное в предложении слово.

Сегодня холодно, так что я одену теплую куртку.

  1. Укажите, какому термину соответствует данное определение.

«Слова, совпадающие по звучанию и написанию, но расходящиеся по значению»

  1. синонимы

  1. антонимы

  1. паронимы

  1. омонимы

16. Определите тип обособленного члена в предложении.

А вот Катя, Митрошина соседка по парте, бывала у Анюты едва ли не каждый день.

  1. обособленное определение

  1. обособленное обстоятельство

  1. обособленное приложение

  1. уточняющие члены предложения

17. Определите, какие ещё знаки препинания должны быть в предложении.

Наступило лето меня отправили в лагерь, а Марину с бабушкой  в Керчь.

  1. запятая

  1. двоеточие

  1. тире

4)  запятая и тире

18. Выпишите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна стоять запятая.

Особенно часто (1) поэт бывал у Олениных (2) дочь (3) которых (4) была предметом его серьезного увлечения.

  1. Укажите правильное объяснение постановки запятой перед выделенным союзом И или её отсутствие в предложении.

Весной распустилась сирень И наполнила ароматом весь сад.

  1. предложение сложносочинённое, запятая ставится

  1. предложение сложносочинённое, но запятая не ставится, так как есть общий второстепенный член

  1. простое предложение с однородными членами, запятая не ставится

  1. простое предложение с повторяющимся союзом, запятая ставится

  1. Укажите, какой знак препинания должен стоять в предложении.

Распахнули окна запах сосен вступил в веранду.

1) запятая

2 ) тире

  1. двоеточие

  1. точка с запятой

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

1) Нет сомнения — человечество найдёт пути, ведущие к обновлению, углублению и окрылению своей культуры. (2) Но для этого оно должно научиться благодарности и на ней строить свою духовную жизнь.

(3) К сожалению, современное нам человечество не ценит того, что ему даётся, не видит своего естественного и духовного богатства, не извлекает из своего внутреннего мира того, что в нём заложено. (4) Оно ценит не внутреннюю силу духа, а внешнюю власть - техническую и государственную. (5) Оно хочет не творить, создавать и совершенствовать, а владеть. (6) Распоряжаться и наслаждаться. (7) И поэтому ему всегда мало и всего мало: оно вечно считает свои «убытки» и ропщет. (8) Оно, поверьте, одержимо жадностью и завистью и о благодарности не знает ничего.

(9) И вот каждый из нас должен прежде всего научиться благодарности.

(10) Стоит нам только раскрыть наше духовное око и присмотреться к жизни — и мы увидим, что каждое мгновение как бы испытывает нас, созрели ли мы для благодарности и умеем ли мы благодарить. (11) И тот, кто выдерживает это испытание, оказывается человеком будущего: он призван творить новый мир и его культуру, он уже носит их в себе. (12) Он творческий человек; а тот, кто не выдерживает этого испытания, одержим духовной слепотою и завистью, он носит в себе разложение гибнущей культуры, он человек отживающего прошлого. (13) Вот критерий духовности, вот закон и мера, о которых мало кто думает, но по которым необходимо различать людей.

(14) Что такое благодарность? (15) Это ответ живого, любящего сердца на оказанное ему благодеяние. (16) Оно отвечает любовью на любовь, радостью на доброту, излучением на свет и тепло, верным служением на дарованную благодать. (17) Благодарность не нуждается в словесных изъявлениях, и иногда бывает лучше, чтобы человек переживал и проявлял её бессловесно. (18) Благодарность не есть и простое признание чужого благодеяния, ибо озлобленное сердце сопровождает такое признание чувством обиды, унижения или даже жаждою мести. (19) Нет, настоящая благодарность есть радость и любовь, а в дальнейшем - потребность ответить добром на добро. (20) Эта радость вспыхивает сама, свободно, невынужденно и ведёт за собою любовь — свободную, искреннюю. (21) Дар есть зов, взывающий к доброму ответу. (22) Дар есть луч, требующий ответного излучения. (23) Он обращается сразу и к сердцу, и к воле. (24) Воля принимает решения, она желает ответить и начинает действовать, и это действие обновляет жизнь любовью и добротою.

(25) Так благодарность очищает душу от зависти и ненависти. (26) И будущее человечества принадлежит именно благодарным сердцам.                          

  (По И. Ильину)

21.  Какое утверждение не совпадает с точкой зрения автора?

1)        Современное человечество в своём стремлении владеть ценит не творческую силу, а власть.

2)        Иногда необходимо проявлять благодарность без словесных изъявлений.

3)        Благодарность никогда не сможет очистить душу от зависти и ненависти.

4)        Будущее человечества принадлежит тем, кто умеет быть благодарным.

22.        Какое средство выразительности представлено в предложениях 4-5?

1)        вопросительные и восклицательные предложения

2)        риторический вопрос

3)        вопросно-ответная форма изложения

4)        противопоставление

23.        Укажите, какое средство используется для связи 19 и 20 предложений.

1)        частица

2)        союз

3)        указательное местоимение

4)        личное местоимение

24.        Из предложения четвертого (4) выпишите антонимы.

25. Выпишите из предложений 1-5 синонимы.

26. Укажите количество грамматических основ в предложении 17.

27. Из предложения 9 выпишите сказуемое.

28. Среди предложений 3-8 укажите номера предложений с вводными конструкциями.

29. Укажите тип речи предложений 10-13.

  1. Укажите стиль текста.

КЛЮЧИ

1 вариант

  1. снимать, промокательная
  2. опасный, участвовать
  3. несгибаемый, неприступный
  4. сверхизысканный
  5. трущоба
  6. кипуч, туч
  7. квашеный, покрашена
  8. полбатона, старославянский
  9. 1,3,6
  10. и, е, е, е
  11. модная, американский, черное
  12. тысяча восемьсот двенадцатом
  13. (на) книгу, банком
  14. доверительные
  15. 3
  16. 2
  17. 4
  18. 1
  19. 2
  20. 3
  21. 3
  22. 3
  23. 4
  24. культивировать
  25. нужную/необходимую
  26. 3
  27. были случайные
  28. 10,12
  29. рассуждение
  30. публицистический

2 вариант

  1. коснуться, воспоминание
  2. чудесный, ровесник
  3. несдержанный, премудрый
  4. пединститут
  5. мажор
  6. задач, могуч
  7. плетеный, засеяно
  8. полбанки, железнодорожный
  9. 3, 5, 6
  10. и, и, е, е
  11. бабушкина, широкая, великолепный
  12. тысяча девятьсот семнадцатом
  13. указанию, в бессердечии
  14. надену
  15. 4
  16. 3
  17. 4
  18. 2
  19. 3
  20. 2
  21. 3
  22. 4
  23. 3
  24. внутреннюю\внешнюю
  25. творить\создавать
  26. 3
  27. должен научиться
  28. 3, 8
  29. рассуждение
  30. публицистический


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС к учебнику "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях", Москва, "Просвещение", 2012, авторы:М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  к учебнику  "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях ФГОС", Москва, "Просвещение", 2012, авт...

Русский язык 7 класс. Тестовые задания. По учебнику Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.

   Контрольные задания тестового типа – это совокупность таких заданий и упражнений, которые требуют кратких, однозначных ответов, преимущественно в форме подчёркивания, дополне...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе, 68 ч. ("Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений". Авторы: М. М. Разумовская, В. И. Львова, В. И. Капинос и др.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе, 68 ч. (Учебник "Русский язык, 9 класс". Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Львова, В. И. Капинос и др.)...

Рабочая программа пок учебнику русский язык 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /Ладыженская Т.А.,Баранов М.Т./ 5-е издание -М. Просвещение 2018 к учебнику русский язык 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /.Тростенцова Л.А , Ла

Рабочая программа к учебнику русский язык 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /Ладыженская Т.А.,Баранов М.Т./ 5-е издание -М. Просвещение 2018к учебнику русский язык 8 кл.: учебник для о...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении Слёта ЮДП в рамках Проекта «Юные друзья полиции» для учащихся общеобразовательных учреждений городского округа Щёлково

ПОЛОЖЕНИЕо проведении Слёта ЮДП в рамках Проекта«Юные друзья полиции» для учащихся для учащихся 5-10-х классов общеобразовательных учреждений городского округа Щёлково на 2019-2020 уч...

Информационная справка о проведении муниципального творческого конкурса агитбригад отрядов «Юные друзья полиции» - «Я и мои права!» среди учащихся 5 – 10-х классов общеобразовательных учреждений городского округа Щёлково Московской области.

В декабре 2020 года в МАУДО ДООЦ «Лесная сказка» состоялся муниципальный творческий конкурс агитбригад «Я и мои права!» для отрядов «Юные друзья полиции» из общеобр...