Викторина "Грамотеи".
классный час по русскому языку (9 класс)
Внеклассная работа по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_gramotei._koroleva_v.v.docx | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина для учащихся 9 классов по русскому языку в рамках декады гуманитарного цикла : «Грамотеи». Провела Королева В.В.
Цели:
• Актуализировать знания по русскому языку;
• Научить логическому, творческому мышлению;
• Научить быстро и правильно выполнять задания;
• Привить чувство любви к русскому языку.
Участвовало 2 команды. Кто больше баллов получил за каждый конкурс, тот и победитель. За победу в каждом конкурсе- 1 балл. Столы расставлены для 2 групп( по 4 стола для группы)
Конкурс 1
«КОНКУРС СКОРОГОВОРОК»
Задача команды: правильно и быстро произнести скороговорку. Каждая команда при подготовке выбирает представителя, который и читает скороговорки.
1 команда
- Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь. Никому нашего чеботаря не перечебаторить..
Подорожник по дороге собирал прохожий строгий. Выбирал себе прохожий подорожник подороже.
2 команда
Обрадован баран: у барана – барабан, и баран в барабан барабанит, барабанит баран в барабан.
Дана Козявке справка о том, что не Козявка. Неправильная справка. Козявка есть Козявка.
Конкурс 2
«Кто вперёд!»
Ведущий:«Теперьяподнимитетоже» -эта фраза, если ее разбить на части, может обозначать несколько речевых ситуаций (т.е. смысловых вариантов), которые отличаются интонационно (постановкой пауз, логическим ударением), а также знаками препинания и орфографическим оформлением. Определите эти варианты.
(Команды выполняют это задание на доске)
Конкурс 3.Устно
О каких знаках препинания идет речь?
Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало -
Оно меня и свергло с пьедестала. (Восклицательный знак)
Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу -
За то, что много знать хочу. (Вопросительный знак)
Известно миру с давних пор,
Что знак я немаловажный
И не окончен разговор:
И начинает думать каждый. (Многоточие)
Конкурс капитанов: (№4)
Были заданы вопросы. Кто правильно отвечает первым, получает балл.
Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения…(Синтаксис)
Антоним к слову временный(Постоянный)
Где происходит действие «Медного всадника»?(Петербург)
Подруга дней моих суровых. О ком это?(Няне Пушкина)
Фразеологический оборот со словом глаза.(Выколи глаз, вырви глаз, глазам не верить, плюнуть в глаза и др.)
Объясните значение: Хоть кровь из носу.(Обязательно)
Словарь, в котором можно узнать о произношении слов.(Орфоэпический)
Великий русский баснописец.(Крылов)
Квартал или квартал?(КвартАл)
Подлежащее и сказуемое являются…(Грамматической основой)
Есть ли непроизносимый согласный в слове участвовать?(Нет)
Сколько звуков в слове яд(3)
Где в слове искусство удвоенные согласные?(Во втором случае)
Конкурс 5
- В чем народная мудрость проявляется ярче всего?
( В пословицах и поговорках )
- Перед вами начало и окончание поговорок, сложите эти поговорки. Задание выполняется на доске. Начало пословиц уже есть на доске (для двух команд ). По 2-3 представителя у доски складывают пословицы(подставляют карточки). Кто быстрее и правильнее- тот победил.
Аппетит приходит … во время еды.
Взявшие меч … от меча и погибнут.
Видит око … да зуб неймет.
Все дороги … ведут в Рим.
Готовь сани летом … а телегу зимой.
Всяк кулик … свое болото хвалит.
Есть ещё порох … в пороховницах.
Ждать у моря … погоды.
Знает кошка … чье мясо съела.
Чем бы дитя не тешилось … лишь бы не плакало.
Кашу маслом … не испортишь.
Лес рубят … щепки летят.
Клин клином … вышибают.
Проще пареной … репы.
Рыбак рыбака … видит издалека.
Ученье – свет … а неученье – тьма.
Осень прикажет … весна свое скажет.
В зимний холод … всякий молод.
Конкурс 6. Выполняют в командах на карточках
- Русский язык непростой и имеет много тайн. В русском языке есть единственное и … множественное числа. Постарайтесь от единственного числа образовать множественное.
Баклажан - баклажанов
Яблоко - яблок
Сандалия - сандалий
Рейтузы - рейтуз
Мандарин - мандаринов
Гольф - гольфов
Петля - петель
Рукава - рукавов
Помидор - помидоров
Носок - носков
Простыня - простынь
Метро - множественного числа нет.
Конкурс 7. Тест. Выполняется в командах.
«Самый грамотный»
Ключ к тесту: 1-А, 2-Б, 3-А, 4-В, 5-В, 6-Б, 7-Г, 8-А, 9-А, 10-Г
1. Что обозначает имя существительное?
A) предмет
Б признак
B) действие
Г) признак признака
2. Какой из предметов не умеет дышать?
А)собака
Б) шкаф
В) крот
Г) кот
3. Что значит сделать фонетический разбор слова? Разобрать по:
А)звукам
Б)составу
В) значению
Г) членам предложения
4. Какой знак нужно поставить в словах принцессы из сказки «Двенадцать месяцев», чтобы спасти человеку жизнь: «Казнить нельзя помиловать»?
А)точка
Б) восклицательный знак
В)запятая
Г) тире
5. В каком из слов пишется после «ц» буква «и»?
А) ц_пленок
Б) ц_ган
В) ц_рк
Г) на ц_почках
6. Сколько гласных букв в алфавите?
A) 9
Б) 10
B) 11
Г) 12
7. В каком слове одна буква «л»?
A) а_ея
Б) тро_ейбус
В)и_юстрация
Г) а_еет
8. Как называют главные члены предложения?
A) грамматическая основа
Б) смысл предложения
B) все, кроме второстепенных членов
Г) самое нужное
9.Как изменяются глаголы?
А) по лицам
Б) по падежам
B) не изменяются
Г) по категориям
10. Сколько звуков в слове ЗАЯВКА
А) 6
Б) 5
В) 4
Г) 7
Конкурс 8
- Рассказать вам сказку? На Руси была очень почетна профессия сказителя.
А что должно быть в сказке?
Сказочная композиция, события, традиционные сказочные формулы, постоянные эпитеты, присказки, концовка. Вот и я попробовала сочинить сказку, но не все у меня получилось, и многие слова пропущены.
Ваша задача – дописать сказку.
В некотором _____________________ старик _________________________ три ____________________________ . Но однажды ____________________ погоревали _______________________ решили _______________________ первый ____________________________ дорога _______________________ второй __________________________ лес __________________________ третий __________ - ___________ поле _________________________ навстречу ______________________ молвит ___________________________ она ___________________________ дальше _______________________ сражался _______________________ увидел ______________________ взобрался _______________________ встретил ____________________ вернулся домой _________________________________ пир на весь мир.
- Настало время прочесть ваши сказки. ( чтение сказок)
- Хорошие у вас получились сказки.
Подведение итогов. Награждение победителей.