Урок "Грамматические нормы. Образование некоторых форм имен существительных"
учебно-методический материал по русскому языку (10, 11 класс)
Данный файл содержит в себе конспект урока по теме " Образование некоторых форм имен существительных" и приложение к нему. Материал может быть полезен для подготовки обучающихся к итоговой аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.pptx | 258.26 КБ |
urok_obrazovanie_nekotoryh_form_sushchestvitelnyh.docx | 19.25 КБ |
zadanie_1.docx | 14.8 КБ |
zadanie_2.docx | 13.51 КБ |
zadanie_3.docx | 14.13 КБ |
tablitsa.docx | 169.1 КБ |
test_.docx | 16.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образование форм имен существительных Р.п . мн.ч .: Названиями парных предметов : несколько ботинок, бот, брюк, бутс, валенок, галош, кед, лат, манжет, мокасин, погон, сапог, чулок, шпор, штиблет, шорт, эполет; НО: носков, гольфов, клипсов, джинсов. Название некоторых национальностей : много болгар, румын, грузин, армян; НО: монголов, якутов, киргизов, казахов. Название лиц по роду деятельности: солдат, драгун, партизан; НО: саперов, матросов. Название некоторых единиц измерения: ампер, вольт; НО: килограммов, дюймов, граммов, футов, гектаров. А также у существительных жен.р . на –НЯ: пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен, простыня – простынь, башня – башен; У слов барж, клавиш, кладбищ, координат, макарон, оладий, отметок, туфель. У слов ср.р . на –ЦЕ: блюдец, зеркалец, шупалец , полотенец, одеялец; НО: болотцев, деревцев, оконцев, солнц. Окончания –ОВ/-ЕВ закрепились в форме Р.п . мн.ч . слов, являющихся названиями овощей и фруктов: килограмм ананасов, бананов, томатов, НО: яблок, дынь, слив. Существительные ср.р . на –ЬЕ в большинстве своем оканчиваются на –ИЙ: побережье – побережий, раздумье – раздумий, НО: платьев, устьев и др.
С окончанием –А,--Я С окончанием –Ы, -И Директор А Драйвер Ы Профессор А Плеер Ы Сторож А Бухгалтер Ы ОрденА Шофер Ы ТонА Договор Ы Паспорт А Слесар И Отпуск А Конструктор Ы КорпусА ОрденЫ УчителЯ ТонЫ Тенор А КорпусЫ Якор Я УчителИ Приговор Ы Порт Ы
Образование некоторых форм имен существительных: Правильно определяйте род склоняемых и существительных , например: импортный шампунь, красивый тюль, старый рояль, полезный овощ, мой день рождения, просторный зал, стальной рельс, одна плацкарта, левая туфля, тапка, тапочка, кроссовка.
Предварительный просмотр:
Тема урока Задание 5 ЕГЭ. Морфологические нормы. Образование некоторых форм существительных.
Цели:
- повторить понятие «нормы языка», «морфологическая норма».
- развивать навыки употребления слова с учётом морфологических норм,
- подготовить учащихся к выполнению данного задания
Оборудование: мультимедийное оборудование
ХОД УРОКА
- Оргмомент.
- Вступительное слово учителя.
Сегодня мы будем с вами работать с морфологическими нормами русского языка и рассмотрим образование некоторых форм имени существительного.
Актуализация опорных знаний.
Понятие «норма» вам знакомо, так как мы сталкивались с ним, когда изучали темы по культуре речи: орфоэпические нормы и лексические нормы.
Что такое норма?Норма –образец общепризнанного употребления элементов языка.
А что такое морфологическая норма?
- Морфология – раздел грамматики, который изучает части речи и присущие им способы словообразования
- Морфология -- это систематизированная совокупность форм слов(склонение, спряжение), а также правил их употребления
- Морфологические нормы – это нормы образования различных частей речи. Т.Е. коммуникативная функция выполнена, мы понимаем, о чем идет речь, когда говорим, если произносим «пара туфлей», но с точки нормативного употребления – это ошибка.
Наша тема связана с заданием 7 ЕГЭ. Это задание звучит так: «Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова».
Как вы думаете, что проверяется в этом задании?
Умение оценивать речь с точки зрения основных морфологических норм русского литературного языка, где представлены те части речи, нормы которых мы чаще всего искажаем.
Но большее количество примеров, которые предложены в задании 7, связаны с именем существительным.
Поэтому на уроке мы рассмотрим нормы некоторые форм имен существительных.
Вам в качестве домашнего задания были предложены упражнения, связанные с нашей темой. Вызвало ли у вас трудности выполнение этих заданий? Я предлагаю вам выполнить следующее задание.
- Проверка домашнего задания. Мини-задание со взаимопроверкой.
Если вы справились с заданием без ошибок, то в первом столбике у вас должны быть слова с окончанием –ов,-ев, а во втором столбике с нулевым окончанием.
- Большинство существительных в русском языке имеют формы ед. и мн. числа, и, как правило, образование форм множественного числа не вызывает трудностей, например гриб – грибы, дом –дома. В задании 7 ЕГЭ представлены примеры, где правильное образование формы И.п. мн.ч. вызывает затруднение и, как следствие, ошибки. В большинстве случаев форма мн. ч. образуется при помощи окончаний –Ы, -И, А, Я.
В следующем задании вам предложено образовать форму мн. ч. И.п.
После выполнения задания: Теперь сверьте образованные вами формы И.П. с нормами. Обратите внимание на те случаи, которые встречаются и в первом, и во втором столбике. Как вы думаете, нет ли здесь ошибки? Если нет, то с чем это связано? С лексическим значением слова.
- Выпишите словосочетания, в которых есть ошибки в употреблении формы рода.
Вкусная салями, свежее иваси, взрослый кенгуру, полное фиаско, музыкальное шоу, старый кюре, старый тапок, мое день рождение, болезненный мозоль, старая кроссовка. Последний слайд.
- Диагностический тест.
- Рефлексия.
- Домашнее задание: составить опорный конспект «Род несклоняемых имен существительных», параграфы 31, стр.95-96, 32, стр. 97, упр.166.
Предварительный просмотр:
Образуйте формы родительного падежа мн.ч. от следующих существительных.
И.п. мн.ч. | Р.п. мн.ч. | И.п. мн.ч. | Р.п. мн.ч. |
Абрикосы | Болгары | ||
Ананасы | Консервы | ||
Джинсы | Партизаны | ||
Носки | Макароны | ||
Консервы | Каникулы | ||
Рельсы | Туфли | ||
Гольфы | Чулки | ||
Помидоры | Брюки | ||
Якуты | Вольт-амперы | ||
Матросы | Гетры | ||
Георгины | Турки | ||
Килограммы | Цыгане | ||
Монголы | Брызги | ||
Заморозки | Серьги |
Образуйте формы родительного падежа мн.ч. от следующих существительных.
И.п. мн.ч. | Р.п. мн.ч. | И.п. мн.ч. | Р.п. мн.ч. |
Абрикосы | Болгары | ||
Ананасы | Консервы | ||
Джинсы | Партизаны | ||
Носки | Макароны | ||
Консервы | Каникулы | ||
Рельсы | Туфли | ||
Гольфы | Чулки | ||
Помидоры | Брюки | ||
Якуты | Вольт-амперы | ||
Матросы | Гетры | ||
Георгины | Турки | ||
Килограммы | Цыгане | ||
Монголы | Брызги | ||
Заморозки | Серьги |
_____________________________
Образуйте формы родительного падежа мн.ч. от следующих существительных.
И.п. мн.ч. | Р.п. мн.ч. | И.п. мн.ч. | Р.п. мн.ч. |
Абрикосы | Болгары | ||
Ананасы | Консервы | ||
Джинсы | Партизаны | ||
Носки | Макароны | ||
Консервы | Каникулы | ||
Рельсы | Туфли | ||
Гольфы | Чулки | ||
Помидоры | Брюки | ||
Якуты | Вольт-амперы | ||
Матросы | Гетры | ||
Георгины | Турки | ||
Килограммы | Цыгане | ||
Монголы | Брызги | ||
Заморозки | Серьги |
2.Найдите примеры, в которых есть нарушение грамматической нормы, запишите правильный вариант.
1. Желе из мандарин; 2. много грузин; 3. пять котенков; 4. пригласить солдат; 5. нет каникулов, 6. дождаться сумерек, 7. килограмм дыней; 8. килограмм шампиньонов;
Предварительный просмотр:
Запишите имена существительные в форме И.п. мн.ч., распределив их на две колонки: существительные с окончанием –А, -Я и существительные с окончанием –Ы,-И:
Драйвер, плеер, директор, бухгалтер, шофер, договор, слесарь, профессор, сторож, конструктор, орден, тон, паспорт, отпуск, корпус, учитель, приговор, порт, тенор.
Запишите имена существительные в форме И.п. мн.ч., распределив их на две колонки: существительные с окончанием –А, -Я и существительные с окончанием –Ы,-И:
Драйвер, плеер, директор, бухгалтер, шофер, договор, слесарь, профессор, сторож, конструктор, орден, тон, паспорт, отпуск, корпус, учитель, приговор, порт, тенор.
Запишите имена существительные в форме И.п. мн.ч., распределив их на две колонки: существительные с окончанием –А, -Я и существительные с окончанием –Ы,-И:
Драйвер, плеер, директор, бухгалтер, шофер, договор, слесарь, профессор, сторож, конструктор, орден, тон, паспорт, отпуск, корпус, учитель, приговор, порт, тенор.
Запишите имена существительные в форме И.п. мн.ч., распределив их на две колонки: существительные с окончанием –А, -Я и существительные с окончанием –Ы,-И:
Драйвер, плеер, директор, бухгалтер, шофер, договор, слесарь, профессор, сторож, конструктор, орден, тон, паспорт, отпуск, корпус, учитель, приговор, порт, тенор.
Запишите имена существительные в форме И.п. мн.ч., распределив их на две колонки: существительные с окончанием –А, -Я и существительные с окончанием –Ы,-И:
Драйвер, плеер, директор, бухгалтер, шофер, договор, слесарь, профессор, сторож, конструктор, орден, тон, паспорт, отпуск, корпус, учитель, приговор, порт, тенор.
Запишите имена существительные в форме И.п. мн.ч., распределив их на две колонки: существительные с окончанием –А, -Я и существительные с окончанием –Ы,-И:
Драйвер, плеер, директор, бухгалтер, шофер, договор, слесарь, профессор, сторож, конструктор, орден, тон, паспорт, отпуск, корпус, учитель, приговор, порт, тенор.
Запишите имена существительные в форме И.п. мн.ч., распределив их на две колонки: существительные с окончанием –А, -Я и существительные с окончанием –Ы,-И:
Драйвер, плеер, директор, бухгалтер, шофер, договор, слесарь, профессор, сторож, конструктор, орден, тон, паспорт, отпуск, корпус, учитель, приговор, порт, тенор.
Запишите имена существительные в форме И.п. мн.ч., распределив их на две колонки: существительные с окончанием –А, -Я и существительные с окончанием –Ы,-И:
Драйвер, плеер, директор, бухгалтер, шофер, договор, слесарь, профессор, сторож, конструктор, орден, тон, паспорт, отпуск, корпус, учитель, приговор, порт, тенор.
Запишите имена существительные в форме И.п. мн.ч., распределив их на две колонки: существительные с окончанием –А, -Я и существительные с окончанием –Ы,-И:
Драйвер, плеер, директор, бухгалтер, шофер, договор, слесарь, профессор, сторож, конструктор, орден, тон, паспорт, отпуск, корпус, учитель, приговор, порт, тенор.
Предварительный просмотр:
Выпишите словосочетания, в которых есть ошибки в употреблении формы рода.
Вкусная салями, свежее иваси, взрослый кенгуру, полное фиаско, музыкальное шоу, старый кюре, старый тапок, мое день рождение, болезненный мозоль, старая кроссовка.
Выпишите словосочетания, в которых есть ошибки в употреблении формы рода.
Вкусная салями, свежее иваси, взрослый кенгуру, полное фиаско, музыкальное шоу, старый кюре, старый тапок, мое день рождение, болезненный мозоль, старая кроссовка.
Выпишите словосочетания, в которых есть ошибки в употреблении формы рода.
Вкусная салями, свежее иваси, взрослый кенгуру, полное фиаско, музыкальное шоу, старый кюре, старый тапок, мое день рождение, болезненный мозоль, старая кроссовка.
Выпишите словосочетания, в которых есть ошибки в употреблении формы рода.
Вкусная салями, свежее иваси, взрослый кенгуру, полное фиаско, музыкальное шоу, старый кюре, старый тапок, мое день рождение, болезненный мозоль, старая кроссовка.
Выпишите словосочетания, в которых есть ошибки в употреблении формы рода.
Вкусная салями, свежее иваси, взрослый кенгуру, полное фиаско, музыкальное шоу, старый кюре, старый тапок, мое день рождение, болезненный мозоль, старая кроссовка.
Выпишите словосочетания, в которых есть ошибки в употреблении формы рода.
Вкусная салями, свежее иваси, взрослый кенгуру, полное фиаско, музыкальное шоу, старый кюре, старый тапок, мое день рождение, болезненный мозоль, старая кроссовка.
Выпишите словосочетания, в которых есть ошибки в употреблении формы рода.
Вкусная салями, свежее иваси, взрослый кенгуру, полное фиаско, музыкальное шоу, старый кюре, старый тапок, мое день рождение, болезненный мозоль, старая кроссовка.
Выпишите словосочетания, в которых есть ошибки в употреблении формы рода.
Вкусная салями, свежее иваси, взрослый кенгуру, полное фиаско, музыкальное шоу, старый кюре, старый тапок, мое день рождение, болезненный мозоль, старая кроссовка.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тест
- Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
- Нет двух простынь; 2) Розовый какаду; 3)Без погон;4 )Несколько полотенец.
- Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
- Директора школ; 2) пара туфлей; 3) пачка макарон; 4) пара ботинок.
- Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
- Отряд партизанов; 2) спелых помидоров; 3)ящик консервов; 4) кибитка цыган.
- Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
- Опытные бухгалтеры; 2) новых джинс; 3) свежих георгинов; 4) новых платьев.
- Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- Десять килограмм апельсинов; 2) уважаемые профессора; 3) брошенные якоря; 4) печеные хлебы.
- Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- Детских одеялец; 2) дождаться заморозков; 3) ловкое шимпанзе; 4) осенних каникул.
Полученный ответ запишите в строчку.
Тест
- Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
- Нет двух простынь; 2) Розовый какаду; 3)Без погон; 4 )Несколько полотенец.
- Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
- Директора школ; 2) пара туфлей; 3) пачка макарон; 4) пара ботинок.
- Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
- Отряд партизанов; 2) спелых помидоров; 3)ящик консервов; 4) кибитка цыган.
- Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
- Опытные бухгалтеры; 2) новых джинс; 3) свежих георгинов; 4) новых платьев.
- Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- Десять килограмм апельсинов; 2) уважаемые профессора; 3) брошенные якоря; 4) печеные хлебы.
- Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
- Детских одеялец; 2) дождаться заморозков; 3) ловкое шимпанзе; 4) осенних каникул.
Полученный ответ запишите в строчку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образование множественного числа имен существительных
5 типов образования множественного числа имен существительных: с окончанием и без окончания, с умляутом и без него....
образование множественного числа имени существительного
технологическая карта урока немецкого языка...
Презентация "Образование множественного числа имен существительных в английском языке"
Данная презентация может оказать помощь в объяснении темы "Образование множественного числа имен существительных" во вторых - третьих классах. Презентация предусматривает также задания для контроля ус...
Дидактический материал по теме Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Нормы употребления форм имени существительного.
Данный дидактический материал предлагается для повышения грамотности выпускников и, в частности, для подготовки к выполнению задания № 6 в ЕГЭ по русскому языку....
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....
урок 5-Образование множественного числа имен существительных
Образование множественного числа имен существительных...
урок 6-Особые случаи образования множественного числа имен существительных
Особые случаи образования множественного числа имен существительных...