Подготовка к ЕГЭ. Задание 3. Определение лексического значения слова
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс)
Задание 3. Определение лексического значения слова
Это задание нацелено на выявление навыка определять из контекста, какое из лексических значений слова используется в тексте.
Лексическое значение слова — его содержание, соотнесенность с предметом или явлением действительности. В зависимости от количества лексических значений слово может быть однозначным (одно лексическое значение) или многозначным (два или более лексических значений).
Контекст — законченный отрывок текста, общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов и предложений.
Для выполнения задания необходимо внимательно прочесть текст и фрагменты словарных статей. Помните, что значение слова верно можно определить только в контексте конкретного предложения. Отбрасывайте те значения, которые очевидно не соответствуют теме текста. Чтобы проверить выбранный вариант, подставьте в текст определение, использованное в толковании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ege_zadanie_3.pptx | 71.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чтобы правильно сделать задание 3 ЕГЭ, необходимо: прочитать задание; найти слово из задания в тексте; понять, что имеется в виду под этим словом в данном конкретном случае; сопоставить свое предположение с вариантами ответов; написать правильный вариант.
Теория Присутствие данного задания в ЕГЭ обусловлено тем, что некоторые русские слова имеют множество значений. Все мы с детства знаем, что слово "коса" может обозначать женскую прическу или сельскохозяйственный инструмент , а также длинную узкую отмель, выступающую на водной глади. Значения слова "коса" так разнятся, что перепутать их трудно. В задании 3 ЕГЭ по русскому языку встречаются такие слова, значения которых очень похожи между собой (иногда наши ученики восклицают: "Да это же одно и то же!"), но все же различаются. В таких случаях необходимо:
-внимательно прочитать контекст; -отбросить все варианты, которые точно не подходят, и начать разбираться с сомнительными; -подставлять объяснение слова из сомнительного варианта в текст на место этого самого слова и смотреть, сохраняется ли смысл; -если смысл сохраняется, то ответ подобран верно, если нет - Вам нужен другой ответ; -при поиске варианта Вам могут очень помочь примеры употребления слова, указанные в каждом из вариантов курсивом. Всегда их читайте.
Задание 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПУНКТ . Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ПУНКТ, -а, муж.
Ищем слово "пункт" в первом предложении. Не дожидаясь прочтения вариантов, понимаем для себя, в каком значении оно употреблено.
(1)В воздухе многих населённых пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей. (2)<...> газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от предприятий различных отраслей промышленности поступает значительное количество твёрдых частиц пыли, дыма, сажи. (3)Все эти загрязнители воздуха наносят тяжёлый урон не только здоровью человека, но и окружающей природе.
1. Место, предназначенное для чего-н., отличающееся чем-н. Сборный п. Самый высокий п. местности. Наблюдательный п. (место для наблюдения за военными действиями и за местностью). Командный п. (место, откуда осуществляется управление войсками в ходе военных действий). Населённый п. (место, где постоянно живут люди; офиц.). 2. Учреждение или отдел учреждения с узко определённым кругом функций. Медицинский п. Переговорный п. Приёмный п. Заготовительный п. Корреспондентский п. (отделение органа массовой информации в каком-н. городе, стране, корпункт). 3. Отдельное положение, раздел в составе изложения, документа. Договор из пяти пунктов. Изложить по пунктам (также перен.: последовательно).
4. Отдельный момент в развитии чего-н. Кульминационный п. событий. 5. То, на чём кто-н. исключительно сосредоточил все свои мысли, помыслы. Коллекционирование его п.
В тексте говорится про "населенный" пункт, следовательно, речь идет о месте жительства людей. Смотрим в ответы и сразу видим правильный - это вариант 1 . В этом варианте указаны примеры употребления слова "пункт" в данном значении, и самый последний пример точь-в-точь совпадает с данным в тексте словосочетанием, что лишний раз подтверждает, что мы не ошиблись.
Задание 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР . Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. МИР, -а, мн. -ы, - ов , муж.
Ищем слово "мир" в первом предложении. Не дожидаясь прочтения вариантов, понимаем для себя, в каком значении оно употреблено. (1)Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире , бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными. (2)<...>состояния веществ называют их агрегатными состояниями. (3)Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного агрегатного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.
1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная область Вселенной, планета. Звёздные миры. 3. ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).
4. Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м. 5. Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений. 6. ед. (пред. в миру). Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви. 7. (пред. на миру). Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке голому рубашка (посл.).
Сразу же запоминаем для себя контекст - "окружающий нас мир". В виду имеется всё, что нас окружает, включая космос, - весь мир. Правильный ответ - 1.
Задание 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЕЧАТЬ. Определите, в каком значении это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ПЕЧАТЬ, -и, ж.
(1)Согласно популярной гипотезе, двуглавый орёл — герб Великого княжества Московского, а в дальнейшем Русского царства, Российской империи и России — являлся ранее императорским гербом Византии. (2)<…> на данный момент у историков нет доказательств существования единого государственного герба Византии : печати византийских императоров существенно отличаются друг от друга, и далеко не все из них содержат изображение двуглавого орла. (3)Таким образом, гипотеза о заимствовании двуглавого орла с византийского герба не обоснована, и, как верно отметил великий историк Н. П. Лихачёв, «московское правительство не могло заимствовать у Византии то, чего та не имела».
1) Внешний вид напечатанного. Чёткая п. 2) Напечатанные произведения, издания (газеты, журналы). Отзывы печати. 3) Прибор с нарезными знаками для оттискивания их на чём-н., а также самый оттиск этих знаков, применяемый обычно для засвидетельствования, удостоверения чего-н. Сургучная п. П. на документе. 4) перен. Знак, отпечаток чего-н. (высок.). П. горя на лице.
"Печати византийских императоров существенно отличаются друг от друга". Следовательно, речь идет о печати, которую ставят на документы и на которой присутствует какое-то изображение. Правильный ответ - 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексика. Лексическое значение слова. Омофоны в английском языке (7 класс)
Открытый урок в 7-м классе по теме: "Лексика. Лексическое значение слова. Омофоны в английском языке" Цели урока: Сформировать понятие “Омофоны” в англ. языке.Развить умение найти и выделить омофоны в...
Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Сегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. Вы должны усвоить, какими особенностями обладает слово как единица языка, как выражается его г...
Проверочный тест для подготовки к ЕГЭ, А12, лексическое значение слова
Тренажёр и проверочный тест для подготовки к ЕГЭ, А12, лексическое значение слова....
Лексическое значение слова. Задание №3 ЕГЭ по русскому языку (подготовка)
А презентации представлен материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2015г. Тема: " Лексическое значение слова, многозначные слова"....
ЕГЭ по русскому языку. Задание 3. ТЕОРИЯ. Лексическое значение слова.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15792388","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"272","width":"450"}}]]...
ЕГЭ по русскому языку. Задание 3. ПРАКТИКА. Лексическое значение слова.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15792408","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"272","width":"450"}}]]...
Подготовка к ЕГЭ. Задание на определение лексической ошибки
Исключите лишнее слово...