Рабочая программа по элективному курсу 9 класс
материал по русскому языку

Панкратова Наталья Ивановна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Русская словесность132 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено

приказом директора

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 городского округа  Пущино

Московской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Русская словесность»

        Учитель: Панкратова Наталья

Ивановна

2019 г.

                 

                                       

                                                                      Пояснительная записка

                              Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями всех компонентов образовательного стандарта, указанных в нормативных документах:

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Стандарт основного общего образования
  • Базисный учебный план

                     Теория лингвостилистического анализа произведений художественной словесности в последние годы оказывает заметное влияние на школьную практику изучения родного языка. Именно в художественном тексте наиболее ярко отражается эстетическая ценность языка в целом и его разных элементов.

                     Курс «Русская словесность» предполагает интеграцию двух школьных предметов – русского языка и русской литературы. В предполагаемом курсе особое внимание уделяется эстетической функции родного языка, которая не должна теряться за важной и трудоёмкой грамматической и речевой работой на уроках русского языка, а должна помогать такой работе, создавая правильное представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического факта.

                    Данный курс имеет большое значение для выработки у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, литературоведческой, эстетической и нравственной компетенции.

                    В рамках курса необходимо проведение практикума, включающего в себя элементы лингвостилистического (лингвопоэтического) анализа художественного произведения, с целью закрепления теоретического материала. Предполагаемые практические занятия целесообразны также в рамках подготовки учащихся к итоговой аттестации за курс основного общего полного образования.                                              

                                                          Цель и задачи курса

                     Основная цель курса «Русская словесность» заключается в анализе художественного произведения, восприятии его целостной художественной системы, в которой все элементы взаимосвязаны и взаимозависимы.

                     Цели обучения:

  1. Развивать художественные языковые способности у учащихся, чувство языкового вкуса.
  2. Углублять знания о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
  3. Овладевать умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций.
  4. Применять полученные знания и умения в собственной речевой практике, в процессе подготовки к государственной итоговой аттестации.
  5. Формировать умения находить изобразительно-выразительные средства русского языка в произведениях художественной литературы.
  6. Формировать у учащихся навыки лингвостилистического анализа литературных текстов.
  7. Воспитывать читательскую культуру.
  8. Совершенствовать речь учащихся.

                   Теоретическую основу курса обучения составляют четыре группы понятий:
1) морфологические средства художественной выразительности;

2) синтаксические средства художественной выразительности;
3) стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
4) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их
 разновидности — описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т. д.
                  Уточнены и приведены в систему умения связной речи, выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: выразительным чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания.

                   Помимо указанных особенностей курса следует отметить следующие:
1. Структура курса формировалась с учетом требований к подготовке учащихся 9 класса к итоговой аттестации.
2. Речевая направленность курса предполагает усиление языкового и содержательного аспектов в процессе анализа текста.
З. Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными средствами языка.

                   Курс рассчитан на 34 часа. Формы проведения занятий различны, наиболее распространённой является практическая работа учащихся, цель которой – закрепление теоретического материала, работа с анализом текстов – классических образцов художественных произведений.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

         Морфологические средства выразительности русской речи (14 ч)

                                          Имя существительное (2 ч)

                    Ознакомление с экспрессивной функцией частей речи в художественных произведениях разных писателей.

                     Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи.

                     Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (род, число, падеж). Грамматический род и пол живых существ. Образное использование категорий рода при создании поэтического олицетворения.

Имена собственные и нарицательные; обыгрывание внутренней формы фамилий литературных героев как средство художественной характеристики.

Стилистическая роль географических наименований в литературных произведениях.

                                                         Имя прилагательное (4 ч)

                    Образная функция имён прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений.

                   Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии.

                   Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты.

                   Роль имени прилагательного в создании цветовых образов. Стилистическая роль сложных прилагательных; индивидуально-авторские образования  сложных прилагательных.

Краткие и усечённые прилагательные в поэтическом тексте.

                                           Глагол (3 ч)

                  Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания (обобщение). Использование усечённых глаголов в художественном тексте (прыг в траву)

                 Грамматические категории как источник выразительности речи: категория времени, наклонения, вида, лица. Употребление глаголов одного времени (наклонения) вместо другого как изобразительный приём.

                Семантико-стилистические особенности употребления инфинитива, причастия и деепричастия в текстах художественной литературы. Соединение форм прошедшего и настоящего времени в предложениях с целью придания живости повествованию (пришла и говорю, прибежал и видит)

                                                            Имя числительное (1 ч)

                 Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление числительных-символов (3, 7, 40, 100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах.

                                                            Местоимение (1 ч)

                 Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использование устаревших местоимений. Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование. Употребление личных местоимений единственного и множественного числа как экспрессивное средство.

                                                             Наречие (2 ч)

                  Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость к образной функции прилагательного и соотнесённость с другими частями речи.

                  Экспрессивное использование наречий разных разрядов. Наречия сравнения (по-детски, градом) и образное их использование в художественном тексте; сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания. Использование степеней сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально-экспрессивной окраски.

                                                             Служебные части речи (1 ч)

                   Роль служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении литературного текста.

Частица НЕ в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления.

Синтаксические средства выразительности русской речи (8 часов)

                   Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смысла речи и создания художественных образов: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закреплённость синтаксических средств.

                    Экспрессивное использование предложений разного типа. Особенности интонации вопросительных предложений. Лексическое и грамматическое оформление вопросительных и побудительных предложений. Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений. Риторический вопрос и его художественная функция.

Лексико-грамматические средства оформления восклицательных предложений. Особенности интонации восклицательных предложений. Наблюдение над стилистическим использованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в текстах художественной литературы.

Односоставные предложения (1 ч)

                   Стилистическая функция односоставных предложений. Типы односоставных предложений. Семантико-грамматические свойства обобщённо-личных предложений, использование их в произведениях художественной литературы, в русских народных пословицах, поговорках, загадках.

Семантико-стилистические возможности безличных предложений и использование их в художественных текстах. Выразительные возможности назывных предложений.

Сложные предложения (1 ч)

                   Выразительные возможности разных типов сложных предложений. Наблюдения за использованием в художественном тексте разных типов сложных предложений (сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных). Стилистическая окраска и роль союзов в сложных предложениях.

Способы передачи значения сравнения в языке. Наблюдение за употреблением в тексте предложений с сравнительным оборотом и предложений с придаточным сравнения.

Наблюдение за употреблением бессоюзных предложений в текстах художественной литературы, в произведениях устного народного творчества.

Прямая речь (1 ч)

                     Семантико-стилистическая функция прямой речи. Использование прямой, косвенной, несобственно-прямой речи как средство создания речевой характеристики персонажа.

Период (1 ч)

                      Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста. Структурный параллелизм сложного предложения как средство выразительности.

Стилистические фигуры речи (2 ч)

                   Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью. Знакомство с ещё не изученными фигурами речи (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, риторический вопрос и обращение, эллипсис) и повторение сведений об уже известных риторических фигурах (анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание и др.).

                Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах.

Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.

Типы и стили речи (2 ч)

 Типы речи. Систематизация сведений о типах речи; расширение представления о строении различных видов рассуждений: доказательств, размышлений, объяснений; в тексте художественного произведения находить различные типы речи и строить типологический план текста.

Стили речи. Стили речи: (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для разных стилей речи.  Особенности строения устных и письменных публицистических и художественных высказываний (задача речи, структура текста, характерные языковые и речевые средства).

Анализ текста ( 9ч)

                      Фонетический, орфоэпический и словообразовательный анализ текста (1 ч)

                   Фонетическая транскрипция. Трудные случаи орфоэпического анализа слов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, суффиксально-приставочный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательная цепочка однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имен существительных, прилагательных и глаголов.
                                     
Морфемный и морфологический анализ текста (1 ч)

                  Выделение морфем в изменяемых и неизменяемых словах. Самостоятельные и служебные части речи: грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

                                                              Лексический анализ текста (2 ч)

                  Определение лексического и грамматического значений слова, прямое и переносное значение, синонимы , антонимы, омонимы, паронимы. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова.

Синтаксический анализ текста (1 ч)

                 Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главные и зависимые части словосочетания; главные и второстепенные члены предложения.
Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочиненного предложения и  простых предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложения. Использование сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи

Комплексный анализ текста (4 ч)

                 Комплексный анализ художественного текста разных стилей (публицистического, художественного) Комплексный лингвистический анализ (поиски словообразовательных, фонетических, интонационных, лексических и морфологических средств выразительности) и выразительное чтение художественных текстов.  

                       

Требования к уровню подготовки учащихся.

После прохождения учебного курса (к концу 9 класса) учащиеся должны

знать/понимать:

- произношение употребительных слов с учетом вариантов произношения;

- изученные в5—7 классах части речи и их формы;

- виды простых и сложных предложений;

- морфологические и синтаксические средства выразительности русской речи;

- функциональные стили и типы речи

уметь:

- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики,

  правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и

  словарями иностранных слов, антонимов;

- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с

  иноязычными элементами типа лог-, поли-, фон- и т. п.); пользоваться этимологическим

  словарем; опираться на словообразовательный анализ при определении лексического

  значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;

- соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться

  грамматико-орфографическим словарем;

-  интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;

- находить в тексте тропы и фигуры, определять их функциональную роль;

- анализировать художественные тексты разных стилей;

- владеть устной и письменной речью;

- владеть речевым и лингвистическим самоконтролем.


                   Календарно- тематическое планирование курса

                                                        (34 часа)

№ п/п

                  Т е м а

Часы

Дата

     Вид деятельности

Морфологические средства выразительности русской речи (14 ч; 1 ч в неделю)

Имя существительное (2ч; 1 ч в неделю)

1

Изобразительно-выразительное использование имен существительных в речи

1

Выработка навыка изобразительно-выразительного использования имени существительного в речи

2

Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного

1

Выполнение тренировочных упражнений.

Имя прилагательное (4ч; 1 ч в неделю)

3

Образная функция имён прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений.

1

Формирование умения определять образную функцию прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений

4

Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии.

1

Выполнение тренировочных упражнений.

Работа с текстом.

5

Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты.

1

Повторение теоретического материала по теме (с примерами).

Выполнение тренировочных упражнений.

6

Стилистическая функция имен прилагательных

1

Практическое занятие по теме.

Тестирование с самопроверкой.

Глагол (3ч; 1 ч в неделю)

7

Экспрессивная роль глагола в художественном тексте.

1

Формирование умения определять изобразительно-выразительную функцию глагола в художественном тексте.

Выполнение тренировочных упражнений

8

Грамматические категории глагола как источник выразительности речи

1

Выполнение тренировочных упражнений.

Работа с текстом.

9

Стилистическая функция глагола

1

Практическое занятие по теме.

Тестирование с самопроверкой.

Имя числительное (1ч; 1 ч в неделю)

10

Экспрессивная роль числительных в художественном тексте.

1

Формирование умения определять изобразительно-выразительную функцию числительных в художественном тексте.

Выполнение тренировочных упражнений

Местоимение (1ч; 1 ч в неделю)

11

Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте.

1

Формирование умения определять изобразительно-выразительную функцию местоимений в художественном тексте.

Выполнение тренировочных упражнений

Выполнение тренировочных упражнений.

Работа с текстом

Наречие (2ч; 1 ч в неделю)

12

Изобразительно-выразительное использование наречий в речи

1

Выработка умения определять изобразительную функцию наречия

13

Экспрессивное использование наречий разных разрядов

1

Практическое занятие по теме.

Тестирование с самопроверкой.

Служебные части речи (1ч; 1 ч в неделю)

14

Роль служебных частей речи в стилистическом оформлении литературного текста. Зачет.

1

Выработка навыка определять роль служебных частей речи в оформлении литературного текста.

Практическое занятие по теме.

Анализ текста (4ч; 1 ч в неделю)

15

Фонетический, орфоэпический и словообразовательный анализ текста

1

Практическое занятие по теме. Анализ текста

16

Морфемный и морфологический анализ текста. Зачет

1

Анализ текста (зачет)

17

Лексический анализ текста. Тропы

1

Практическое занятие по теме. Анализ текста

18

Использование тропов в художественном тексте

1

Выработка умения находить тропы в тексте.

Практическое занятие по теме. Анализ текста

Синтаксические средства выразительности русской речи (8ч; 1 ч в неделю)

19

Синтаксическое богатство русского языка

1

Выработка умения определять богатство и разнообразие русского синтаксиса.

Тренировочные упражнения

20

Экспрессивное использование предложений разных типов

1

Формирование умения определять экспрессивную функцию синтаксических конструкций в художественном тексте.

Тренировочные упражнения.

Односоставные предложения (1ч; 1 ч в неделю)

21

Стилистическая функция односоставных предложений

1

Формирование умения определять экспрессивную функцию синтаксических конструкций в художественном тексте.

Тренировочные упражнения.

Работа с текстом

Сложные предложения (1ч; 1 ч в неделю)

22

Выразительные возможности разных типов сложных предложений

1

Формирование умения определять экспрессивную функцию синтаксических конструкций в художественном тексте.

Тренировочные упражнения.

Работа с тестом

Прямая речь (1ч; 1 ч в неделю)

23

Стилистическая функция прямой речи

1

Формирование умения определять экспрессивную функцию синтаксических конструкций в художественном тексте.

Тренировочные упражнения.

Практическое занятие по теме

Период (1ч; 1 ч в неделю)

24

Изобразительно-выразительные возможности периода.

1

Формирование умения определять экспрессивную функцию синтаксических конструкций в художественном тексте.

Тренировочные упражнения.

Работа с текстом

Стилистические фигуры речи (2ч; 1 ч в неделю)

25

Стилистические фигуры речи

1

Повторение теоретического материала по теме.

Тренировочные упражнения.

Работа с текстом

26

Использование стилистических фигур в художественных текстах.

1

Выработка умения находить стилистические фигуры в художественном тексте и определять их роль.

Практическое занятие по теме

Анализ текста (1ч; 1 ч в неделю)

27

Синтаксический анализ текста

1

Практическое занятие по теме. Анализ текста

Типы и стили речи (2ч; 1 ч в неделю)

28

Типы речи

1

Повторение теоретического материала по теме.

Практическое занятие.

Работа с текстом

29

Стили речи

1

Повторение теоретического материала по теме.

Практическое занятие.

Работа с текстом

Анализ текста (4ч; 1 ч в неделю)

30

Комплексный анализ художественного текста публицистического стиля

1

Формирование умения производить комплексный языковой анализ художественного текста.

Практическое занятие

31-32

Комплексный анализ текста художественного стиля

2

Формирование умения производить комплексный языковой анализ художественного текста.

Практическое занятие

33

Комплексный анализ поэтического текста

1

Формирование умения производить комплексный языковой анализ художественного текста.

Практическое занятие

34

Итоговое занятие. Зачет

1

Практическое (зачетное) занятие

Литература и другие информационные источники

  1. Баранов М.Т. Русский язык. Справочные материалы – М.: Просвещение, 2014.
  2. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. Редактор Н.М. Шанский/ – М.: Просвещение, 2014.
  3. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс – М.: Экзамен, 2014.
  4. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина. Русский язык. Дидактические материалы. 9 класс – М.: Просвещение, 2014
  5. О.А. Финтисова. Уроки русского языка в 9 классе /Поурочные планы/ - Волгоград, 2011.
  6. Загоровская О.В., Заварзина Г.А.  и др. Нормы русского литературного языка. Практический

материал к урокам – М.: Просвещение, 2015.

  1. Банк презентаций (из архива преподавателя).

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО_________  .

Протокол от

СОГЛАСОВАНО

Зам директора по УВР_________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"

Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса  "Бизнес-курс за школьной партой"  в рамках предпрофильной подготовки....

Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»

Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также  рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...

Рабочая программа по элективному курсу "ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»

Данная программа элективного курса предназначена для 9 класса и рассчитана  на 35 часов. Она знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме....

Рабочая программа к элективному курсу "Фразовые глаголы. Работаем со словарем." (Автор курса Соколов И.А.)

Элективный курс «Учим фразовые глаголы. Работаем со словарем» рассчитан на школьников, изучающих английский язык на повышенном и высоком уровнях (Intermediate/ Upper- Intermediate).Необход...