Рабочая программа по элективному курсу 9 класс
материал по русскому языку
Предварительный просмотр:
Утверждено
приказом директора
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 городского округа Пущино
Московской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Русская словесность»
Учитель: Панкратова Наталья
Ивановна
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями всех компонентов образовательного стандарта, указанных в нормативных документах:
- Закон РФ «Об образовании»
- Стандарт основного общего образования
- Базисный учебный план
Теория лингвостилистического анализа произведений художественной словесности в последние годы оказывает заметное влияние на школьную практику изучения родного языка. Именно в художественном тексте наиболее ярко отражается эстетическая ценность языка в целом и его разных элементов.
Курс «Русская словесность» предполагает интеграцию двух школьных предметов – русского языка и русской литературы. В предполагаемом курсе особое внимание уделяется эстетической функции родного языка, которая не должна теряться за важной и трудоёмкой грамматической и речевой работой на уроках русского языка, а должна помогать такой работе, создавая правильное представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического факта.
Данный курс имеет большое значение для выработки у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, литературоведческой, эстетической и нравственной компетенции.
В рамках курса необходимо проведение практикума, включающего в себя элементы лингвостилистического (лингвопоэтического) анализа художественного произведения, с целью закрепления теоретического материала. Предполагаемые практические занятия целесообразны также в рамках подготовки учащихся к итоговой аттестации за курс основного общего полного образования.
Цель и задачи курса
Основная цель курса «Русская словесность» заключается в анализе художественного произведения, восприятии его целостной художественной системы, в которой все элементы взаимосвязаны и взаимозависимы.
Цели обучения:
- Развивать художественные языковые способности у учащихся, чувство языкового вкуса.
- Углублять знания о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
- Овладевать умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций.
- Применять полученные знания и умения в собственной речевой практике, в процессе подготовки к государственной итоговой аттестации.
- Формировать умения находить изобразительно-выразительные средства русского языка в произведениях художественной литературы.
- Формировать у учащихся навыки лингвостилистического анализа литературных текстов.
- Воспитывать читательскую культуру.
- Совершенствовать речь учащихся.
Теоретическую основу курса обучения составляют четыре группы понятий:
1) морфологические средства художественной выразительности;
2) синтаксические средства художественной выразительности;
3) стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
4) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т. д.
Уточнены и приведены в систему умения связной речи, выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: выразительным чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания.
Помимо указанных особенностей курса следует отметить следующие:
1. Структура курса формировалась с учетом требований к подготовке учащихся 9 класса к итоговой аттестации.
2. Речевая направленность курса предполагает усиление языкового и содержательного аспектов в процессе анализа текста.
З. Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными средствами языка.
Курс рассчитан на 34 часа. Формы проведения занятий различны, наиболее распространённой является практическая работа учащихся, цель которой – закрепление теоретического материала, работа с анализом текстов – классических образцов художественных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Морфологические средства выразительности русской речи (14 ч)
Имя существительное (2 ч)
Ознакомление с экспрессивной функцией частей речи в художественных произведениях разных писателей.
Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи.
Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (род, число, падеж). Грамматический род и пол живых существ. Образное использование категорий рода при создании поэтического олицетворения.
Имена собственные и нарицательные; обыгрывание внутренней формы фамилий литературных героев как средство художественной характеристики.
Стилистическая роль географических наименований в литературных произведениях.
Имя прилагательное (4 ч)
Образная функция имён прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений.
Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии.
Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты.
Роль имени прилагательного в создании цветовых образов. Стилистическая роль сложных прилагательных; индивидуально-авторские образования сложных прилагательных.
Краткие и усечённые прилагательные в поэтическом тексте.
Глагол (3 ч)
Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении; олицетворение как поэтический троп и языковые средства его создания (обобщение). Использование усечённых глаголов в художественном тексте (прыг в траву)
Грамматические категории как источник выразительности речи: категория времени, наклонения, вида, лица. Употребление глаголов одного времени (наклонения) вместо другого как изобразительный приём.
Семантико-стилистические особенности употребления инфинитива, причастия и деепричастия в текстах художественной литературы. Соединение форм прошедшего и настоящего времени в предложениях с целью придания живости повествованию (пришла и говорю, прибежал и видит)
Имя числительное (1 ч)
Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление числительных-символов (3, 7, 40, 100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах.
Местоимение (1 ч)
Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. Стилистическое использование устаревших местоимений. Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование. Употребление личных местоимений единственного и множественного числа как экспрессивное средство.
Наречие (2 ч)
Специфические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость к образной функции прилагательного и соотнесённость с другими частями речи.
Экспрессивное использование наречий разных разрядов. Наречия сравнения (по-детски, градом) и образное их использование в художественном тексте; сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания. Использование степеней сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально-экспрессивной окраски.
Служебные части речи (1 ч)
Роль служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении литературного текста.
Частица НЕ в отрицательном сравнении. Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления.
Синтаксические средства выразительности русской речи (8 часов)
Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смысла речи и создания художественных образов: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально-стилистическая закреплённость синтаксических средств.
Экспрессивное использование предложений разного типа. Особенности интонации вопросительных предложений. Лексическое и грамматическое оформление вопросительных и побудительных предложений. Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений. Риторический вопрос и его художественная функция.
Лексико-грамматические средства оформления восклицательных предложений. Особенности интонации восклицательных предложений. Наблюдение над стилистическим использованием вопросительных, побудительных и восклицательных предложений в текстах художественной литературы.
Односоставные предложения (1 ч)
Стилистическая функция односоставных предложений. Типы односоставных предложений. Семантико-грамматические свойства обобщённо-личных предложений, использование их в произведениях художественной литературы, в русских народных пословицах, поговорках, загадках.
Семантико-стилистические возможности безличных предложений и использование их в художественных текстах. Выразительные возможности назывных предложений.
Сложные предложения (1 ч)
Выразительные возможности разных типов сложных предложений. Наблюдения за использованием в художественном тексте разных типов сложных предложений (сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных). Стилистическая окраска и роль союзов в сложных предложениях.
Способы передачи значения сравнения в языке. Наблюдение за употреблением в тексте предложений с сравнительным оборотом и предложений с придаточным сравнения.
Наблюдение за употреблением бессоюзных предложений в текстах художественной литературы, в произведениях устного народного творчества.
Прямая речь (1 ч)
Семантико-стилистическая функция прямой речи. Использование прямой, косвенной, несобственно-прямой речи как средство создания речевой характеристики персонажа.
Период (1 ч)
Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста. Структурный параллелизм сложного предложения как средство выразительности.
Стилистические фигуры речи (2 ч)
Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью. Знакомство с ещё не изученными фигурами речи (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, риторический вопрос и обращение, эллипсис) и повторение сведений об уже известных риторических фигурах (анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание и др.).
Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах.
Наблюдение за индивидуально-авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.
Типы и стили речи (2 ч)
Типы речи. Систематизация сведений о типах речи; расширение представления о строении различных видов рассуждений: доказательств, размышлений, объяснений; в тексте художественного произведения находить различные типы речи и строить типологический план текста.
Стили речи. Стили речи: (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для разных стилей речи. Особенности строения устных и письменных публицистических и художественных высказываний (задача речи, структура текста, характерные языковые и речевые средства).
Анализ текста ( 9ч)
Фонетический, орфоэпический и словообразовательный анализ текста (1 ч)
Фонетическая транскрипция. Трудные случаи орфоэпического анализа слов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, суффиксально-приставочный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательная цепочка однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имен существительных, прилагательных и глаголов.
Морфемный и морфологический анализ текста (1 ч)
Выделение морфем в изменяемых и неизменяемых словах. Самостоятельные и служебные части речи: грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Лексический анализ текста (2 ч)
Определение лексического и грамматического значений слова, прямое и переносное значение, синонимы , антонимы, омонимы, паронимы. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова.
Синтаксический анализ текста (1 ч)
Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главные и зависимые части словосочетания; главные и второстепенные члены предложения.
Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочиненного предложения и простых предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложения. Использование сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи
Комплексный анализ текста (4 ч)
Комплексный анализ художественного текста разных стилей (публицистического, художественного) Комплексный лингвистический анализ (поиски словообразовательных, фонетических, интонационных, лексических и морфологических средств выразительности) и выразительное чтение художественных текстов.
Требования к уровню подготовки учащихся.
После прохождения учебного курса (к концу 9 класса) учащиеся должны
знать/понимать:
- произношение употребительных слов с учетом вариантов произношения;
- изученные в5—7 классах части речи и их формы;
- виды простых и сложных предложений;
- морфологические и синтаксические средства выразительности русской речи;
- функциональные стили и типы речи
уметь:
- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики,
правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и
словарями иностранных слов, антонимов;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с
иноязычными элементами типа лог-, поли-, фон- и т. п.); пользоваться этимологическим
словарем; опираться на словообразовательный анализ при определении лексического
значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;
- соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться
грамматико-орфографическим словарем;
- интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
- находить в тексте тропы и фигуры, определять их функциональную роль;
- анализировать художественные тексты разных стилей;
- владеть устной и письменной речью;
- владеть речевым и лингвистическим самоконтролем.
Календарно- тематическое планирование курса
(34 часа)
№ п/п | Т е м а | Часы | Дата | Вид деятельности |
Морфологические средства выразительности русской речи (14 ч; 1 ч в неделю) | ||||
Имя существительное (2ч; 1 ч в неделю) | ||||
1 | Изобразительно-выразительное использование имен существительных в речи | 1 | Выработка навыка изобразительно-выразительного использования имени существительного в речи | |
2 | Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного | 1 | Выполнение тренировочных упражнений. | |
Имя прилагательное (4ч; 1 ч в неделю) | ||||
3 | Образная функция имён прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений. | 1 | Формирование умения определять образную функцию прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений | |
4 | Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии. | 1 | Выполнение тренировочных упражнений. Работа с текстом. | |
5 | Эпитет и языковые средства его создания; постоянные эпитеты. | 1 | Повторение теоретического материала по теме (с примерами). Выполнение тренировочных упражнений. | |
6 | Стилистическая функция имен прилагательных | 1 | Практическое занятие по теме. Тестирование с самопроверкой. | |
Глагол (3ч; 1 ч в неделю) | ||||
7 | Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. | 1 | Формирование умения определять изобразительно-выразительную функцию глагола в художественном тексте. Выполнение тренировочных упражнений | |
8 | Грамматические категории глагола как источник выразительности речи | 1 | Выполнение тренировочных упражнений. Работа с текстом. | |
9 | Стилистическая функция глагола | 1 | Практическое занятие по теме. Тестирование с самопроверкой. | |
Имя числительное (1ч; 1 ч в неделю) | ||||
10 | Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. | 1 | Формирование умения определять изобразительно-выразительную функцию числительных в художественном тексте. Выполнение тренировочных упражнений | |
Местоимение (1ч; 1 ч в неделю) | ||||
11 | Экспрессивная роль местоимения в художественном тексте. | 1 | Формирование умения определять изобразительно-выразительную функцию местоимений в художественном тексте. Выполнение тренировочных упражнений Выполнение тренировочных упражнений. Работа с текстом | |
Наречие (2ч; 1 ч в неделю) | ||||
12 | Изобразительно-выразительное использование наречий в речи | 1 | Выработка умения определять изобразительную функцию наречия | |
13 | Экспрессивное использование наречий разных разрядов | 1 | Практическое занятие по теме. Тестирование с самопроверкой. | |
Служебные части речи (1ч; 1 ч в неделю) | ||||
14 | Роль служебных частей речи в стилистическом оформлении литературного текста. Зачет. | 1 | Выработка навыка определять роль служебных частей речи в оформлении литературного текста. Практическое занятие по теме. | |
Анализ текста (4ч; 1 ч в неделю) | ||||
15 | Фонетический, орфоэпический и словообразовательный анализ текста | 1 | Практическое занятие по теме. Анализ текста | |
16 | Морфемный и морфологический анализ текста. Зачет | 1 | Анализ текста (зачет) | |
17 | Лексический анализ текста. Тропы | 1 | Практическое занятие по теме. Анализ текста | |
18 | Использование тропов в художественном тексте | 1 | Выработка умения находить тропы в тексте. Практическое занятие по теме. Анализ текста | |
Синтаксические средства выразительности русской речи (8ч; 1 ч в неделю) | ||||
19 | Синтаксическое богатство русского языка | 1 | Выработка умения определять богатство и разнообразие русского синтаксиса. Тренировочные упражнения | |
20 | Экспрессивное использование предложений разных типов | 1 | Формирование умения определять экспрессивную функцию синтаксических конструкций в художественном тексте. Тренировочные упражнения. | |
Односоставные предложения (1ч; 1 ч в неделю) | ||||
21 | Стилистическая функция односоставных предложений | 1 | Формирование умения определять экспрессивную функцию синтаксических конструкций в художественном тексте. Тренировочные упражнения. Работа с текстом | |
Сложные предложения (1ч; 1 ч в неделю) | ||||
22 | Выразительные возможности разных типов сложных предложений | 1 | Формирование умения определять экспрессивную функцию синтаксических конструкций в художественном тексте. Тренировочные упражнения. Работа с тестом | |
Прямая речь (1ч; 1 ч в неделю) | ||||
23 | Стилистическая функция прямой речи | 1 | Формирование умения определять экспрессивную функцию синтаксических конструкций в художественном тексте. Тренировочные упражнения. Практическое занятие по теме | |
Период (1ч; 1 ч в неделю) | ||||
24 | Изобразительно-выразительные возможности периода. | 1 | Формирование умения определять экспрессивную функцию синтаксических конструкций в художественном тексте. Тренировочные упражнения. Работа с текстом | |
Стилистические фигуры речи (2ч; 1 ч в неделю) | ||||
25 | Стилистические фигуры речи | 1 | Повторение теоретического материала по теме. Тренировочные упражнения. Работа с текстом | |
26 | Использование стилистических фигур в художественных текстах. | 1 | Выработка умения находить стилистические фигуры в художественном тексте и определять их роль. Практическое занятие по теме | |
Анализ текста (1ч; 1 ч в неделю) | ||||
27 | Синтаксический анализ текста | 1 | Практическое занятие по теме. Анализ текста | |
Типы и стили речи (2ч; 1 ч в неделю) | ||||
28 | Типы речи | 1 | Повторение теоретического материала по теме. Практическое занятие. Работа с текстом | |
29 | Стили речи | 1 | Повторение теоретического материала по теме. Практическое занятие. Работа с текстом | |
Анализ текста (4ч; 1 ч в неделю) | ||||
30 | Комплексный анализ художественного текста публицистического стиля | 1 | Формирование умения производить комплексный языковой анализ художественного текста. Практическое занятие | |
31-32 | Комплексный анализ текста художественного стиля | 2 | Формирование умения производить комплексный языковой анализ художественного текста. Практическое занятие | |
33 | Комплексный анализ поэтического текста | 1 | Формирование умения производить комплексный языковой анализ художественного текста. Практическое занятие | |
34 | Итоговое занятие. Зачет | 1 | Практическое (зачетное) занятие |
Литература и другие информационные источники
- Баранов М.Т. Русский язык. Справочные материалы – М.: Просвещение, 2014.
- Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. Редактор Н.М. Шанский/ – М.: Просвещение, 2014.
- Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс – М.: Экзамен, 2014.
- Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина. Русский язык. Дидактические материалы. 9 класс – М.: Просвещение, 2014
- О.А. Финтисова. Уроки русского языка в 9 классе /Поурочные планы/ - Волгоград, 2011.
- Загоровская О.В., Заварзина Г.А. и др. Нормы русского литературного языка. Практический
материал к урокам – М.: Просвещение, 2015.
- Банк презентаций (из архива преподавателя).
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО_________ .
Протокол от
СОГЛАСОВАНО
Зам директора по УВР_________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"
Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса "Бизнес-курс за школьной партой" в рамках предпрофильной подготовки....
Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»
Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...
Рабочая программа по элективному курсу "ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»
Данная программа элективного курса предназначена для 9 класса и рассчитана на 35 часов. Она знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме....
Рабочая программа к элективному курсу "Фразовые глаголы. Работаем со словарем." (Автор курса Соколов И.А.)
Элективный курс «Учим фразовые глаголы. Работаем со словарем» рассчитан на школьников, изучающих английский язык на повышенном и высоком уровнях (Intermediate/ Upper- Intermediate).Необход...