Указательные местоимения
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Ухливанова Лариса Петровна

Методическая разработка по теме "Указательные местоимения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ukazatelnye_mestoimeniya.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Закрепление темы урока.   

    Ребята, перед вами текст.

        И  снова к нам пришла  весна. Землю словно  кто-то раскрасил. У этой художницы есть свои краски. Зелёным  цветом Весна  раскрасила травку. Этот цвет её любимый. Голубым – небо, а белым - те далёкие облака.

         Издавна в наших степях появляется столько подснежников! Есть любители собирать

их в большие букеты, поэтому каждый год  они всё меньше распускают свои пышные букеты. А со временем мы их можем потерять навечно.

      Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?

- А теперь я вам предлагаю следующие задания: 

       А) определите тему текста 

а) Определить тип речи (повествование) основную мысль текста - уметь увидеть красоту

 природы, быть наблюдательными. 

б) Выделить в тексте местоимения, определить  разряды.

в) При помощи какого местоимения соединяются 5 и 6 предложения? (Весна, её) – задания ЕГЭ.

г)синтаксический разбор 4-го предложения: Зелёным  цветом Весна  раскрасила травку.

 д)сколько грамматических основ в предложении 2-го абзаца 2-го предложения.(Есть

 любители собирать их в большие букеты, поэтому каждый год  они всё меньше распускают  свои пышные букеты.).

Стоит – что вы можете сказать об ударениях в данном слове?.

Если изменить ударение в слове, то изменяется и лексическое значение слова. Поэтому перед употреблением уместно знать значение слова, чтобы не допустить грубую речевую ошибку.

 Прочитав его, ответьте на вопрос: Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты? места

Т

Урок русского языка по теме: «Указательные местоимения»

Указательные местоимения.

Цели:

1.Образовательные:

– повторение и систематизация полученных ранее знаний о местоимении;

–знакомство со значением указательных местоимений, признаками указательных местоимений, их синтаксической ролью;

– соотнести знания о местоимении со знаниями о других частях речи;

– выделить параметры, по которым местоимение определяют как часть речи.

2. Развивающие:

– формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи;

– развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать);

– вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.

3.Воспитательные:

– воспитывать активное и сознательное, а не “потребительское” отношение к изучению русского языка;

– создание на уроке положительной культурно-речевой среды и атмосферы комфортного доверительного общения.

1.Оргмомент.

Слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке. Давайте улыбнемся друг другу и в душе пожелаем хорошо поработать.

Откройте тетради и напишите число, ниже классная работа, а тему запишем позже.

2. Словарная работа.

Я предлагаю вам поработать над словарными словами в форме игры «Путаница». Буквы в словах перепутались, расставьте буквы правильно и у вас получится слово.

(Дети отгадывают слова, записывают в тетради, объясняют написание – ударение, подчеркивают букву, которую запоминаем).

Лапери (перила), танлат (талант), атсолд (солдат), ньсире (сирень), глазавие (заглавие), ментинстру (инструмент, негерал (генерал), сейнбас (бассейн),.

-А еще я хочу познакомить вас с новым словом, но это новое слово нам нужно будет найти. Будем работать с текстами, найдем это слово и определим его значение.

-Скажите, что такое местоимение?

- Посмотрите внимательно, на эти местоимения. Все они вам знакомы. Назовите разряды местоимений, дополните примерами.

Личные - я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Возвратное - себя.

Вопросительные - кто? Какой? Что? Сколько? каков?

Относительные – кто, что, какой, который, чей, сколько, каков.

Неопределенные – некто, нечто, некоторый, несколько, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь.

Отрицательные местоимения – никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.

Притяжательные – мой, твой, свой, наш, ваш.

- Посмотрите, наш орнамент не закончен, я думаю, что к концу урока мы обязательно его закончим.

- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним разрядом местоимений.

- Послушайте отрывок из стихотворения А.Фета. (читает наизусть один из учеников) - Какое местоимение в нём чаще всего употребляется?

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Это все - весна.

- Какую роль играет в стихотворении местоимение это? (указывает)

- С каким разрядом местоимений мы сегодня познакомимся? (мы сегодня на уроке познакомимся с указательными местоимениями).

3. Запись темы урока. Определение целей и задач.

На уроке Мы познакомимся со значением указательных местоимений, признаками, их синтаксической ролью.

-Посмотрите внимательно на определение Местоимения.

Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.

- Что значит указательное местоимение, мы все время говорим, что местоимение на что-то указывает? На что? На предмет, на признак – получается они все указательные.

- Указывать, не называя, это основное значение любого местоимения, но они не только на что-то указывают, но и наполняют это указание каким-либо дополнительным смыслом.

- На что указывают личные местоимения? (на лицо).

-А притяжательные? (на принадлежность).

-Чтобы разобраться в значении указательных местоимений. Давайте прочитаем текст под звездочкой на стр.88.

-На что они указывают?

Они только указывают, словно пальцем показывают тот живописец, этот художник, столько пейзажей, такие картины.

Указательные местоимения указывают на один из одинаковых предметов, признаков или на определенное количество предметов.

Перед вами указательные местоимения в начальной форме:

ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО.(прикрепить на доске слова)

- Что является их постоянным признаком? (Их постоянным признаком является разряд – указательные).

-А теперь вспомним, какие указательные местоимения есть в тексте и скажем в какой форме они стоят. Укажите род, число, падеж указательных местоимений. Подумайте, все ли они изменяются по числам, родам и падежам. Будьте внимательны.

Проверка.

Какой вывод можно сделать?

Вывод: Местоимения ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ – изменяются по падежам, родам и числам.

- какая часть речи также изменяется? (прилагательные).

Таков – изменяется по числам и родам (как краткое прилагательное). Столько – только по падежам (как числительное).

Мы еще продолжим разговор об указательных местоимениях.

-Что мы узнали о них сейчас?

Вот что мы узнали о них сейчас - значение указательных местоимений, признаки указательных местоимений.

Физминутка для глаз.

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.


4. Самостоятельная работа.

Прочитайте текст упр. 482. Все слова вам понятны. О чем он? Спишите. Подчеркните указательные местоимения. Укажите их падеж и число.

Книга – великан.

Книга высотой в два3 этажа? Скажете: таких не бывает. И ошибётесь! Такие книги есть! Некоторые из этих книг находятся в Монголии. В одной из таких книг насчитывается 236 томов. Книги эти созданы в древности2. В те времена1 мастерам-искусникам приходилось текст каждой страницы полностью вырезать на деревянной доске. Столько же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита.

Проверка.

-Какую роль играют указательные местоимения? Какие предложения связаны с помощью указательных местоимений?

Разборы.

5. В предложении указательные местоимения могут быть подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определением.

Спрашивать дорогу нужно у того, кто не торопится.

Этот, как всегда, нисколько не решителен.

У него был такой же велосипед, как у меня.

Приговор был таков: казнить нельзя, помиловать.

У указательных местоимений тот, такой, столько есть ещё одна роль: вместе с относительными местоимениями они помогают связывать части сложного предложения : Я прочитал ту книгу, о которой ты говорил; Вечера были такими тёплыми, какими бывают только в разгаре лета; Я решил столько задач, сколько мне задали.

Таким образом, указательные местоимения не только указывают на предмет, признак и количество, но и помогают присоединять зависимое предложение к главному.

7. Итог.

- С каким разрядом местоимений мы сегодня познакомились?

- Что вы можете о них рассказать? Как они изменяются? (тот, этот, такой – по родам, падежам и числам; таков – по родам и числам; столько – по числам).

Оценки

8. Рефлексия.

Продолжите предложение:

1 ряд Сегодня на уроке я…

2 ряд Сегодня на уроке мы…

3 ряд Наш урок…

9. Домашнее задание

П. 84; упр. 484.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе по теме "Указательные местоимения"

Урок - объяснение нового материала по теме "Указательные местоимения" в 6 классе. На уроке используются разнообразные формы работы: словесная дуэль, тестовые задания, мини-сочинение, связь с литератур...

Методическая разработка урока по теме "Указательные местоимения"

Методическая разработка урока на основе системно-деятельностного подхода....

Конспект урока по немецкому языку Указательные местоимения 5 класс

Данный урок можно провести в 5 классе по немецкому языку по теме "указательные местоимения"...

Указательные местоимения

"Особенности употребления указательных местоимений: this, that, these, those "...

Указательные местоимения единственного числа (Happy English.ru - 2 кл.)

Задания направлены на проверку навыка соотносить прочитанное с графическим образом. Задания соответствуют материалам учебника 25-30 урок....

Презентация "Употребление указательных местоимений THIS\THAT\THESE\THOSE"

Презентация "Употребление указательных местоимений THIS\THAT\THESE\THOSE" может применяться как на уроке, так и во внеурочной деятельности: после уроков на дополнительных занятиях, дома для самостояте...

указательные местоимения (11 кл. повторение)

указательные местоимения (теория). 2 формы указат. местоимений, особенности употребления...