Олимпиадные задания для 9 класса
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс)

Абрамова Ольга Владимировна

Олимпиадные задания для 9 класса по русскому языку с ответами

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_russkomu_yazyku_v_9_klasse.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания для 9 класса

Задание 1. Расставьте ударение в следующих словах.

Балованный, вероисповедание, воспринять, иконопись, каталог, пережитое, приданое, свекла, сливовый, украинский, ходатайство, апостроф, опошлить, облегчить, намерение, завидно, еретик, петелька, кухонный, цемент.

Задание 2. В текстах и словарях XVIII века можно встретить существительное истукатель, истуканщик. Например: Я подошел ближе и приметил мое заблуждение. Искусный истуканщик своею хитростию обманул мой взор и неодушевленную вещь представил мне живо существом одушевленным («Дантово сновидение», перевод с французского, 1779 г.); Молодой вельможа … есть ни живописец, ни музыкант, ни зодчий, ни  истукатель.(Вольтер. Вадины сказки, перевод с французского М.Попова, 1771)

Современным русским языком они утрачены, а родственные им (однокоренные) слова в нем сохранились. Найдите эти родственные слова.

Как вы думаете, что означали  истукатель, истуканщик в XVIII веке?

Каковы их синонимы в современном русском языке?

Как называются слова, подобные истукатель, истуканщик, исчезнувшие из языка и замененные другими?

 Задание 3. Какой грамматический признак утратили в современном русском языке краткие прилагательные? Ответ на этот вопрос поможет вам найти определение, а точнее, «восстановление»  пути образования следующих слов: издалека, допоздна, снова, смолоду, засветло.

Задание 4. Из приведенного ниже стихотворного отрывка выпишите все слова с мягкими согласными. Подчеркните буквы, которыми эти согласные обозначены. Как обозначена мягкость каждого из этих согласных?

Вот мчится тройка удалая

Вдоль по дороге столбовой,

И колокольчик, дар Валдая,

Гудит уныло под дугой.

Ф.Глинка

Задание 5. Определите смысловое значение данных фразеологических оборотов: 

 а) куда кривая выведет;

 б) растопить лёд;

 в) высунув язык,

 г) ни богу свечка ни чёрту кочерга.

               

Задание 6. Определите, какими частями речи являются выделенные слова:

а) Об этом событии студенты узнали после.

б) Раз мы отправились на экскурсию.

в) После урока дети отправились на прогулку.

г) Раз назвался груздём, полезай в кузов.

д) Мы голосуем за.

е) Лётчики молча следили за маленьким крестиком истребителя, летевшего мимо аэродрома.

ж) Все с облегчением перевели дух: враг прошёл мимо.

      

Задание 7. Есть ли родственная связь между словами мир и милый? Ответ обоснуйте.

Задание 8. Найдите предложения, где есть грамматические ошибки. Исправьте их. Свой ответ аргументируйте.
1) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.
2) Ходили слухи о том, что Иван Сусанин родом из здешних мест. 
3) Художник ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.
4) Читая данный текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое
5)Все, кто интересовался историей русской литературы, знаком с творчеством русских беллетристов девятнадцатого века.

6)Среди научных трудов Ф.И.Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».

Задание 9. Расставьте знаки препинания. Найдите главные и придаточные предложения. Определите вид придаточных предложений. Свой ответ аргументируйте.
А) Александр не любил когда Горчаков переписывал его стихи похваливая. (Ю. Тынянов).
Б) И он вздохнул о прежних днях когда он жил страстям чужой с природой жизнию одной. (М. Лермонтов)
В) Я вернусь когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (С.Есенин)

Задание10. Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки:
Коса- камень, брод- вода, свет- тьма, перья- уменье, лес- щепка, шило- мешок, журавль – синица, слово- воробей, серо- бело, глаза- рука.

Ключи:

Задание 1

балОванный, вероисповЕдование, воспринЯть,  Иконопись, каталОг, пережитОе, придАное, свёкла, слИвовый, украИнский, ходАтайство, апострОф, опОшлить, облегчИть, намЕрение, завИдно, еретИк, пЕтелька, кУхонный, цемЕнт.

Итоговое количество баллов- 20

Задание 2.

1. Стукать (стучать), постукать, стукач и др.

2. Истукатель, истуканщик – художник, создающий объемные изображения(статуи, бюсты, барельефы и т.д.) путем резки, высекания, резания или отливки.

3. Скульптор, ваятель.

4. Архаизмы.

Критерии оценивания

  1. Одно однокоренное слово – 1 б.
  2. Определение значения слова – 1б.
  3. Подбор синонимов –1б.
  4. Квалификация слов – 1б.

Итоговое количество баллов - 10

Задание 3.

  1. Краткие прилагательные раньше склонялись (изменялись по падежам).
  2. 2. Издалека ¬ из далека (места). Допоздна ¬ до поздна (часа, времени). Снова ¬ с нова (раза). Смолоду ¬ с молоду (возрасту). Засветло ¬ за светло (время).

Наречия образовались из именных сочетаний кратких прилагательных и существительного с предлогом, в которых последний компонент (существительное) отпал, а предлог, соединившись с кратким прилагательным, стал приставкой образованного наречия.

Критерии оценивания

  1. Определение грамматических особенностей кратких прилагательных -  1 балл.
  2. Восстановление одного производящего словосочетания -  0,5 балла.
  3. Комментарий – 0,5 балла.

Итоговое количество баллов-  3

Задание 4.

  1. Мчится: обозначение мягкости не требуется, так как звук ч' не имеет пары по твердости, тройка: обозначение мягкости не требуется, так как этот звук не имеет пары по твердости, удалая: обозначение мягкости не требуется, так как звук  не имеет пары по твердости , вдоль: при помощи  мягкого знака , дороге: при помощи буквы е, столбовой: (см. тройка), колокольчик, ч (см. вдоль, мчится) , Валдая (см. удалая), гудит: при помощи буквы и, дугойсм.тройка.

Критерии оценивания

  1. Каждая верно  выявленная буква – 0,1 б. В сумме – 1,3 б.
  2. Каждый из способов обозначения мягкости согласных -  1 б. В сумме - 11 баллов.

Итоговое количество баллов – 12,3

Задание 5.

А) так, как получится, случится;

б) устранить отчуждённость, отдалённость, недоверие между кем-либо;

в) очень быстро, стремительно или упорно делать что-либо;

г) ничем не выделяющийся, посредственный человек

Итоговое количество баллов- 4

Задание 6.

а)наречие;  б)наречие;   в)предлог;   г)союз;  д)наречие; е)предлоги; ж)наречие.  

Итоговое количество баллов- 7

Задание 7.

Слово ми-р образовано от слова ми-лый. Древний корень ми является корнем индоевропейского характера и первично имел значение « нежность, радость, удовольствие» (См. словарь Шанского Н.М.)

  1. Выделение корня -1 балл
  2. Определение лексического значения- 4 балла

Итоговое количество баллов- 5

Задание 8.

1)Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.
Грамматическая ошибка: глагол увидеть требует винительного падежа: увидеть (что?). Художник увидел то, чего ждал, что смутно надеялся увидеть.
2) Ходили слухи о том, что Иван Сусанин родом из здешних мест.
В этом предложении грамматической ошибки нет.
3) Художник ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.
В этом предложении грамматической ошибки нет. 
4) Читая данный текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое.
Грамматическая ошибка: неверная форма употребления деепричастия. Когда я читал этот текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое.

5)Все, кто интересовался историей русской литературы, знаком с творчеством русских беллетристов девятнадцатого века.

Грамматическая ошибка: нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Все, кто интересовался историей русской литературы, знакомы с творчеством русских беллетристов девятнадцатого века.

6)Среди научных трудов Ф.И.Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».

Грамматическая ошибка: нарушение построения предложения с несогласованным приложением. Среди научных трудов Ф.И.Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческая грамматика русского языка».


1. Исправление ошибки – 1 балл

2.Аргументация ответа -1 балл

Итоговое количество баллов- 12

Задание 9.

 А) Александр не любил, когда Горчаков переписывал его стихи, похваливая. (Ю. Тынянов.) Прид. изъяснительное: …не любил чего? (вопрос косвенного падежа); относится к глаголу, выражающему чувство; присоединяется к главному предложению с помощью союза когда.
Б). И он вздохнул о прежних днях, когда он жил, страстям чужой, с природой жизнию одной. (М. Лермонтов.)
Прид. Определительное: ….о днях каких? относится к существительному; присоединяется к главному предложению с помощью союзного слова когда; всегда стоит после определяемого существительного.
В). Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (С. Есенин.)
Прид. Обстоятельственное (времени): Я вернусь когда? (вопрос обстоятельства времени); относится ко всему предложению; присоединяется к главному предложению с помощью союза когда.

1. Правильная постановка знаков препинания- 3 балла

2. Правильно найдены главные и придаточные предложения-3 балла

3.Определение вида придаточных- 3 балла

4. Аргументация ответа – 3 балла

Итоговое количество баллов- 12

Задание 10.

Нашла коса на камень. Не зная броду, не суйся в воду. Ученье – свет, неученье- тьма. Красна птица перьями, а человек уменьем. Лес рубят- щепки летят. Шила в мешке не утаишь. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Мыло серо, да моет бело. Глаза боятся, руки делают.

Итоговое количество баллов - 10

Итоговое количество баллов за все задания – 95,3

      .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

олимпиадные задания 7 класс

задания можно применять на олимпиадах и  на контрольных работах по обществознанию...

олимпиадные задания 6 класс

Данные задания можно использовать для проведения олимпиад школьного тура...

Олимпиадные задания 6 класс

Олимпиадные задания 6 класс для школьного этапа...

Олимпиадные задания 10 класс

олимпиада ввиде теста с разноуровневыми заданиями...