Олимпиадные задания для 9 класса
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс)
Олимпиадные задания для 9 класса по русскому языку с ответами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_po_russkomu_yazyku_v_9_klasse.docx | 23.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания для 9 класса
Задание 1. Расставьте ударение в следующих словах.
Балованный, вероисповедание, воспринять, иконопись, каталог, пережитое, приданое, свекла, сливовый, украинский, ходатайство, апостроф, опошлить, облегчить, намерение, завидно, еретик, петелька, кухонный, цемент.
Задание 2. В текстах и словарях XVIII века можно встретить существительное истукатель, истуканщик. Например: Я подошел ближе и приметил мое заблуждение. Искусный истуканщик своею хитростию обманул мой взор и неодушевленную вещь представил мне живо существом одушевленным («Дантово сновидение», перевод с французского, 1779 г.); Молодой вельможа … есть ни живописец, ни музыкант, ни зодчий, ни истукатель.(Вольтер. Вадины сказки, перевод с французского М.Попова, 1771)
Современным русским языком они утрачены, а родственные им (однокоренные) слова в нем сохранились. Найдите эти родственные слова.
Как вы думаете, что означали истукатель, истуканщик в XVIII веке?
Каковы их синонимы в современном русском языке?
Как называются слова, подобные истукатель, истуканщик, исчезнувшие из языка и замененные другими?
Задание 3. Какой грамматический признак утратили в современном русском языке краткие прилагательные? Ответ на этот вопрос поможет вам найти определение, а точнее, «восстановление» пути образования следующих слов: издалека, допоздна, снова, смолоду, засветло.
Задание 4. Из приведенного ниже стихотворного отрывка выпишите все слова с мягкими согласными. Подчеркните буквы, которыми эти согласные обозначены. Как обозначена мягкость каждого из этих согласных?
Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дороге столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Гудит уныло под дугой.
Ф.Глинка
Задание 5. Определите смысловое значение данных фразеологических оборотов:
а) куда кривая выведет;
б) растопить лёд;
в) высунув язык,
г) ни богу свечка ни чёрту кочерга.
Задание 6. Определите, какими частями речи являются выделенные слова:
а) Об этом событии студенты узнали после.
б) Раз мы отправились на экскурсию.
в) После урока дети отправились на прогулку.
г) Раз назвался груздём, полезай в кузов.
д) Мы голосуем за.
е) Лётчики молча следили за маленьким крестиком истребителя, летевшего мимо аэродрома.
ж) Все с облегчением перевели дух: враг прошёл мимо.
Задание 7. Есть ли родственная связь между словами мир и милый? Ответ обоснуйте.
Задание 8. Найдите предложения, где есть грамматические ошибки. Исправьте их. Свой ответ аргументируйте.
1) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.
2) Ходили слухи о том, что Иван Сусанин родом из здешних мест.
3) Художник ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.
4) Читая данный текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое
5)Все, кто интересовался историей русской литературы, знаком с творчеством русских беллетристов девятнадцатого века.
6)Среди научных трудов Ф.И.Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».
Задание 9. Расставьте знаки препинания. Найдите главные и придаточные предложения. Определите вид придаточных предложений. Свой ответ аргументируйте.
А) Александр не любил когда Горчаков переписывал его стихи похваливая. (Ю. Тынянов).
Б) И он вздохнул о прежних днях когда он жил страстям чужой с природой жизнию одной. (М. Лермонтов)
В) Я вернусь когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (С.Есенин)
Задание10. Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки:
Коса- камень, брод- вода, свет- тьма, перья- уменье, лес- щепка, шило- мешок, журавль – синица, слово- воробей, серо- бело, глаза- рука.
Ключи:
Задание 1
балОванный, вероисповЕдование, воспринЯть, Иконопись, каталОг, пережитОе, придАное, свёкла, слИвовый, украИнский, ходАтайство, апострОф, опОшлить, облегчИть, намЕрение, завИдно, еретИк, пЕтелька, кУхонный, цемЕнт.
Итоговое количество баллов- 20
Задание 2.
1. Стукать (стучать), постукать, стукач и др.
2. Истукатель, истуканщик – художник, создающий объемные изображения(статуи, бюсты, барельефы и т.д.) путем резки, высекания, резания или отливки.
3. Скульптор, ваятель.
4. Архаизмы.
Критерии оценивания
- Одно однокоренное слово – 1 б.
- Определение значения слова – 1б.
- Подбор синонимов –1б.
- Квалификация слов – 1б.
Итоговое количество баллов - 10
Задание 3.
- Краткие прилагательные раньше склонялись (изменялись по падежам).
- 2. Издалека ¬ из далека (места). Допоздна ¬ до поздна (часа, времени). Снова ¬ с нова (раза). Смолоду ¬ с молоду (возрасту). Засветло ¬ за светло (время).
Наречия образовались из именных сочетаний кратких прилагательных и существительного с предлогом, в которых последний компонент (существительное) отпал, а предлог, соединившись с кратким прилагательным, стал приставкой образованного наречия.
Критерии оценивания
- Определение грамматических особенностей кратких прилагательных - 1 балл.
- Восстановление одного производящего словосочетания - 0,5 балла.
- Комментарий – 0,5 балла.
Итоговое количество баллов- 3
Задание 4.
- Мчится: обозначение мягкости не требуется, так как звук ч' не имеет пары по твердости, тройка: обозначение мягкости не требуется, так как этот звук не имеет пары по твердости, удалая: обозначение мягкости не требуется, так как звук j не имеет пары по твердости , вдоль: при помощи мягкого знака , дороге: при помощи буквы е, столбовой: (см. тройка), колокольчик, ч (см. вдоль, мчится) , Валдая (см. удалая), гудит: при помощи буквы и, дугой: см.тройка.
Критерии оценивания
- Каждая верно выявленная буква – 0,1 б. В сумме – 1,3 б.
- Каждый из способов обозначения мягкости согласных - 1 б. В сумме - 11 баллов.
Итоговое количество баллов – 12,3
Задание 5.
А) так, как получится, случится;
б) устранить отчуждённость, отдалённость, недоверие между кем-либо;
в) очень быстро, стремительно или упорно делать что-либо;
г) ничем не выделяющийся, посредственный человек
Итоговое количество баллов- 4
Задание 6.
а)наречие; б)наречие; в)предлог; г)союз; д)наречие; е)предлоги; ж)наречие.
Итоговое количество баллов- 7
Задание 7.
Слово ми-р образовано от слова ми-лый. Древний корень ми является корнем индоевропейского характера и первично имел значение « нежность, радость, удовольствие» (См. словарь Шанского Н.М.)
- Выделение корня -1 балл
- Определение лексического значения- 4 балла
Итоговое количество баллов- 5
Задание 8.
1)Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.
Грамматическая ошибка: глагол увидеть требует винительного падежа: увидеть (что?). Художник увидел то, чего ждал, что смутно надеялся увидеть.
2) Ходили слухи о том, что Иван Сусанин родом из здешних мест.
В этом предложении грамматической ошибки нет.
3) Художник ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.
В этом предложении грамматической ошибки нет.
4) Читая данный текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое.
Грамматическая ошибка: неверная форма употребления деепричастия. Когда я читал этот текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое.
5)Все, кто интересовался историей русской литературы, знаком с творчеством русских беллетристов девятнадцатого века.
Грамматическая ошибка: нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Все, кто интересовался историей русской литературы, знакомы с творчеством русских беллетристов девятнадцатого века.
6)Среди научных трудов Ф.И.Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».
Грамматическая ошибка: нарушение построения предложения с несогласованным приложением. Среди научных трудов Ф.И.Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческая грамматика русского языка».
1. Исправление ошибки – 1 балл
2.Аргументация ответа -1 балл
Итоговое количество баллов- 12
Задание 9.
А) Александр не любил, когда Горчаков переписывал его стихи, похваливая. (Ю. Тынянов.) Прид. изъяснительное: …не любил чего? (вопрос косвенного падежа); относится к глаголу, выражающему чувство; присоединяется к главному предложению с помощью союза когда.
Б). И он вздохнул о прежних днях, когда он жил, страстям чужой, с природой жизнию одной. (М. Лермонтов.) Прид. Определительное: ….о днях каких? относится к существительному; присоединяется к главному предложению с помощью союзного слова когда; всегда стоит после определяемого существительного.
В). Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (С. Есенин.)
Прид. Обстоятельственное (времени): Я вернусь когда? (вопрос обстоятельства времени); относится ко всему предложению; присоединяется к главному предложению с помощью союза когда.
1. Правильная постановка знаков препинания- 3 балла
2. Правильно найдены главные и придаточные предложения-3 балла
3.Определение вида придаточных- 3 балла
4. Аргументация ответа – 3 балла
Итоговое количество баллов- 12
Задание 10.
Нашла коса на камень. Не зная броду, не суйся в воду. Ученье – свет, неученье- тьма. Красна птица перьями, а человек уменьем. Лес рубят- щепки летят. Шила в мешке не утаишь. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Мыло серо, да моет бело. Глаза боятся, руки делают.
Итоговое количество баллов - 10
Итоговое количество баллов за все задания – 95,3
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
олимпиадные задания 7 класс
задания можно применять на олимпиадах и на контрольных работах по обществознанию...
олимпиадные задания 6 класс
Данные задания можно использовать для проведения олимпиад школьного тура...
Олимпиадные задания 9 класс, 2010-2011
городской тур...
Олимпиадные задания 10 класс, 2010-2011
городской тур...
Олимпиадные задания 11 класс, 2010-2011
городской тур...
Олимпиадные задания 6 класс
Олимпиадные задания 6 класс для школьного этапа...
Олимпиадные задания 10 класс
олимпиада ввиде теста с разноуровневыми заданиями...