Сочинение по картине Т.Н. Яблонской "Утро"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока развития речи
Тема: «Подготовка к написанию сочинения-описания картины Т.Н. Яблонской «Утро»»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_po_kartine.docx | 39.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа №3
по дисциплине «Методика обучения русскому языку»
Конспект урока развития речи
Тема: «Подготовка к написанию сочинения-описания картины Т.Н. Яблонской «Утро»»
студентки филологического факультета НФИ КемГУ 4 курса группы РЛа-16-1
Савич Кристины Евгеньевны
Класс: 5
Тип урока: урок развития речи
Тема: «Подготовка к написанию сочинения-описания картины Т.Н. Яблонской «Утро»»
Цель урока: подготовить к написанию сочинения-описания картины Т.Н. Яблонской «Утро»»
Задачи:
- Обучающие:
- формировать понятие об описании как типе речи;
- формировать умение создавать сочинение-описание;
- формировать умение создавать собственное высказывание на основе картины;
- актуализировать знание о правописании –н- и –нн- в суффиксах имен прилагательных;
- развивать умение подбирать слова с похожим лексическим значением;
- актуализировать знание о пунктуации в предложениях с однородными членами и сложных предложениях.
- Воспитательные:
- формировать интерес к изучению русского языка через использование языковых примеров;
- формировать интерес к изобразительному искусству через картину «Утро»;
- воспитывать патриотические чувства через картину отечественного художника.
- Развивающие:
- развивать внимание через анализ деталей картины «Утро»;
- развивать кратковременную память через написание собственного развернутого письменного высказывания;
- развивать логическое мышление через составление плана сочинения.
Оборудование: проектор, слайд – презентация, компьютер, орфографический словарь.
Список литературы:
Ходякова Л. А. Живопись на уроках русского языка: Теория и методические разработки уроков: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2000..
Русский язык. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1. / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012.
План и хронометраж:
Этапы урока | Методы и приемы: | Хронометраж: |
I урок | ||
I. Организационный | Метод: слово учителя; Прием: приветственное, вводное, ведущее. | 1-2 мин. |
II. Подготовка к восприятию картины | Метод: слово учителя; Прием: сообщающее слово. Метод: слово учителя; Прием: ведущее. Метод: беседа; Прием: эвристическая. | 2-4 мин. |
III. Анализ картины | Метод: слово учителя; Прием: сообщающее слово, обобщающее. Метод: беседа; Прием: эвристическая; репродуктивная. | 14 мин. |
IV. Языковая подготовка | Метод: слово учителя; Прием: ведущее, педагогическое требование. Метод: анализ; Прием: орфографический, лексический. Метод: беседа; Прием: репродуктивная. | 10 мин. |
IV. Подготовка к написанию сочинения | Метод: слово учителя; Прием: обобщающее, ведущее, сообщающее слово. Метод: беседа; Прием: эвристическая. | 10 мин. |
V.Создание устного сочинения | Метод: слово учителя; Прием: ведущее, обобщающее, ведущее. | 5 мин. |
II урок | ||
VI. Написание черновика | Метод: слово учителя; Прием: ведущее. | 25 мин. |
VII. Написание сочинения | Метод: слово учителя; Прием: ведущее. | 20 мин. |
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечание |
1. Организационный | Метод: слово учителя; Прием: приветственное, вводное, ведущее. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы научимся писать сочинение-описание по картине Т.Н. Яблонской «Утро», стараясь применить полученные на предыдущих уроках теоретические знания. Запишите дату, вид работы и тему урока. | Образец записи: Пятнадцатое декабря. Классная работа. Подготовка к написанию сочинения-описания картины Татьяны Ниловны Яблонской «Утро». | |
2. Подготовка к восприятию картины | Метод: слово учителя; Прием: сообщающее слово. Давайте познакомимся с художницей поближе. Сейчас внимательно послушайте информацию о художнике, это поможет глубже понять изображенное. Подумайте, какие сведения могут быть использованы в сочинении -Татьяна Ниловна Яблонская родилась в 1917 году в Смоленске в семье учителя истории и рисования Нила Александровича Яблонского. Первые уроки рисования получила от отца. Потом рисование стало не просто детским увлечением. В 1935 году вместе с сестрой Татьяна Яблонская поступила в Киевский художественный институт. С 1941 по 1973 преподаёт в родном институте. На своих полотнах Яблонская изображает простых людей, их труд, любит писать детей. Для творчества художника характерны жизнеутверждающие мотивы, поэтические образы современников и родной природы. Т.Н.Яблонская – заслуженный деятель искусств Украины, в 1960 году ей присвоено звание народного художника Украины. | Образец ответа: Т.Н.Яблонская – известный живописец. На своих полотнах она изображает простых людей, их труд, очень любит писать детей. В своих произведениях художница предстаёт человеком, который очень любит жизнь, умеет увидеть прекрасное в повседневном. | На слайде портрет, годы жизни. |
Метод: беседа; Прием: эвристическая. Посмотрите, какие картины написала Татьяна Ниловна. Что изображено на них? | Образец ответа: На своих полотнах Яблонская изображает детей. | На слайде другие картины Т.Н. Яблонской («Вечер. Старая Флоренция» и «Весна на окне») | |
3. Анализ картины | Метод: слово учителя; Прием: сообщающее слово. В 1954 году Т.Н.Яблонская создала картину “Утро”. Это рассказ о красоте будней. Художник учит нас видеть прекрасное в обыденном, простом, что нас окружает и что мы не всегда замечаем. | Картина «Утро» | |
Метод: беседа; Прием: эвристическая. Рассмотрите картину. Что изображено на ней? | Образец ответа: На картине изображена комната городской квартиры, девочка, делающая зарядку. | ||
Какое время года изображено? Какая погода? | Образец ответа: Стоит весна. Учебный год ещё не закончился. На стуле лежит школьная форма. Дверь на балкон распахнута. Погода тёплая, утро ясное, солнечное. Длинные тени вытянулись по полу, спрятались в складках постели. | ||
Метод: беседа; Прием: репродуктивная. Опишите девочку. Какая у нее фигура? Какая у нее поза? Для чего художница изобразила девочку именно в этой позе? Как одета девочка? | Образец ответа: У девочки стройная фигура. Школьница стоит в позе ласточки. Её руки вытянуты в стороны и чуть подняты вверх. Правая нога отставлена в сторону, носочек вытянут. Художница показала, что движения девочки просты и изящны. Школьница легко одета, на ней белая майка и чёрные шорты. Ничто не сковывает движений. Длинные русые волосы заплетены в косу. | ||
Метод: беседа; Прием: эвристическая. Опишите комнату девочки. Как комната характеризует хозяйку? Какая это комната по размеру и количеству солнечного света? Какая мебель присутствует? Как можно описать стол? Как выглядит пол? Что висит на стенах? | Образец ответа: Комната просторная и светлая. Обилие солнца и света. Чистый и свежий воздух из распахнутой двери. В помещении немного мебели: деревянная кровать в углу с белоснежным постельным бельём, круглый стол, покрытый льняной скатертью с бахромой, да стул. Паркетный пол сверкает своей чистотой. Художница во всём подчёркивает уют: из кашпо тянутся стебли плюща, яркое солнышко играет на его листочках. Ощущение уюта усиливает цветок на подоконнике. Под кашпо на стене эстамп с изображением диковинных птиц. На столе глиняный кувшин и такая же кружечка. Рядом с кружкой тарелка необычной формы. Видно, что хозяйка комнаты аккуратная.. | ||
Как думаете, почему стол в комнате круглый, окно и выход на балкон также имеют закруглённую форму вверху? | Образец ответа: Этим Яблонская ещё раз подчёркивает уют, умиротворённость, которые царят в комнате и, наверное, во всём доме. | Фрагментарно рассматриваем картину. | |
Что изображено за окном? | Образец ответа: За окном утренняя дымка. Город ещё не вполне проснулся. | ||
Какие цвета преобладают на картине – теплые или холодные? | Образец ответа: Здесь преобладают жёлтый и зелёный цвета. Жёлтый бодрит, вызывает радостное настроение. А зелёный создаёт ощущение спокойствия, мира, гармонии. | ||
Объясните, почему художница назвала картину “Утро”? | Образец ответа: Слово утро употреблено здесь в нескольких значениях. Утро за городом, утро в квартире. Да и героиня полотна – девочка. Её жизнь только начинается, её жизнь – утро. А весна? Это же утро в жизни природы. | ||
Определите тему картины. | Образец ответа: Красота жизни, умение радоваться ей. | ||
Что хочет сказать Яблонская своей картиной? | Образец ответа: Хороша наша будничная жизнь. В простом и обыденном тоже много прекрасного. | ||
Метод: слово учителя; Прием: обобщающее, сообщающее. Ребята, мы с вами рассмотрели картину целиком и в деталях, сделали определенные выводы, у каждого из вас наверняка сформировалось отношение к картине на основе первых впечатлений. Обратите внимание на экран. На слайде вы видите определение сочинения-описания и его структуру. Как вы думает, о чем пойдет речь в каждой части сочинения? | Образец ответа: Во вступлении необходимо указать о чьей и какой именно картине вы будете писать сочинение. Основная часть должна быть посвящена картине «Утро». В этой части описываются детали, цвета картины. В заключительной части необходимо выразить свое отношение к произведению. | Сочинение-описание - это сочинение, в основу которого положено описание как тип речи. Соответственно, написать сочинение-описание означает написать сочинение, отвечающее особенностям именно этого типа речи. Структура сочинения-описания: 1. Вступление. 2. Основная часть 3. Заключение. | |
4. Языковая подготовка | Метод: слово учителя. Приём: ведущее. Хорошо, ребята, раз мы вспомнили особенности видов сочинения по типу речи. А сейчас обратите внимание на слайд и подумайте, какие слова с похожим лексическим значением можно подобрать к представленным на слайде. Запишите их в свою тетрадь. | Образец ответа: Группа слов – о художнице (Яблонская Т.Н., Татьяна Николаевна, художник, мастер кисти, автор картины, живописец). II группа (изобразила, запечатлела, показала, создала, передала, написала, нарисовала, представила. Героиня картины (юная спортсменка, ученица, действующее лицо, девочка, школьница, главный персонаж картины, героиня. | |
Метод: анализ; Прием: орфографический. Ребята, теперь обратите внимание на экран. На слайде вы видите правило правописания н/нн в суффиксах прилагательных. Внимательно прочитайте правило. Обратите внимание на исключения. | Орфографическая работа | ||
Метод: анализ. Прием: лексический анализ. Обратите внимание на экран. На слайде представлены незнакомые для вас слова. Такие слова, как кашпо, эстамп, интерьер, карниз. Запишите значение данных слов в свои тетради. | Интерьер (спец.) - внутреннее помещение в здании. Эстамп – картина – оттиск, снимок с гравюры. Кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка. Карниз – 1) выступ в верхней части здания над окном, дверью; 2) перекладина над окном, на которую вешают шторы. | ||
Метод: беседа. Приём: репродуктивная беседа. Метод: слово учителя. Приём: педагогическое требование. А сейчас проведём пунктуационную работу. Вспомните, какие существуют варианты разделения однородных членов в предложениях. Запишите схемы в тетрадь. | Образец записи: 1. О и О. 2. О, О. 3. и О, и О, и О, и О. 4. О и О, О и О. | Схемы на слайде. | |
5. Подготовка к написанию сочинения | Метод: слово учителя; беседа. Прием: сообщающее слово; репродуктивная беседа. Ребята, мы уже обращали внимание на структуру сочинения-описания. Теперь на основе структуры сочинения описания составим план сочинения. Как можно кратко охарактеризовать каждый этап сочинения? | Образец ответа: I.Татьяна Ниловна Яблонская — известный мастер живописи. II.Утро. III.Девочка. 1.фигура девочки, её внешний вид 2. поза девочки IV.Комната девочки: помещение; мебель; украшения. V. Впечатление от картины. | На слайде план. |
6. Создание устного сочинения | Метод: слово учителя. Прием: обобщающее, ведущее. Итак, ребята, мы проанализировали картину в целом и ее фрагменты. Вспомнили особенности сочинения-описания, определили его структуру, вспомнили особенности правописания н/нн в суффиксах прилагательных, провели орфографическую и лексическую подготовку, чтобы вам удалось написать подробное сочинение-описание. Метод: беседа; Прием: эвристическая беседа. Теперь давайте придумаем, как можно начать сочинение? | Образец ответа: Вариант начала: Т.н. Яблонская – известный живописец. На своих полотнах она изображает простых людей, любит писать детей. В своих произведениях художница предстает человеком, который очень любит жизнь, умеет увидеть прекрасное в повседневном | Прослушиваются 2-3 варианта, исправляются ошибки. |
Теперь давайте подумаем, как можно завершить сочинение? | Образец ответа: Вариант завершения: Мне очень понравилась работа Т.Н. Яблонской «Утро». Посмотришь на эту картину, полную света, солнца и воздуха, вспомнишь о весне, и сразу как-то радостно становится на сердце, хочется крикнуть: «Хороша наша жизнь, несмотря ни на что!» | ||
Метод: слово учителя; Прием: сообщающие слово. Для того чтобы облегчить вашу работу, на слайды я вынесла варианты начала и конца сочинения, их вы можете использовать в качестве клише. Можете переписать понравившиеся, или придумать своё. | |||
Расскажите о картине так, чтобы человек, который незнаком с творчеством Татьяны Ниловны, захотел рассмотреть её картину «Утро». | Образец ответа: Замечательная советская художница Татьяна Яблонская написала картину «Утро» в 1954 году. На ней Татьяна Ниловна запечатлела раннее утро. Первые лучи утреннего солнца проникают в комнату, наполняя её теплом и светом. Балконные двери распахнуты настежь, и свежий воздух, чуть задевая вьющиеся цветы, доносится утренней прохладой и свежестью. В центральной части полотна только что проснувшаяся девочка лет десяти делает утреннюю зарядку. Ее постель ещё не заправлена, сразу после подъёма девочка занимается упражнениями чтобы с наслаждением, бодростью и оптимизмом встретить новый замечательный день. Девочка хрупкого, но в то же время подтянутого телосложения. Комната девочки украшена не только цветами, на стене висит декоративная тарелка с нарисованными птицами. На переднем плане стоит круглый стол, накрытый скатертью, видимо мама приготовила завтрак для своей дочки — хлеб и кувшин молока. Настроение этой замечательной картины передаётся и зрителю. Тепло утреннего солнца, свежесть воздуха заставляют глубоко вдохнуть и улыбнуться. | ||
7. Написание черновика | Метод: слово учителя; Прием: ведущее. Сейчас, опираясь на свои записи, сделанные по ходу урока, напишите сочинение-описание картины «Утро» в черновике, для того, чтобы потом вы могли отредактировать его. | ||
8. Написание сочинения | Метод: слово учителя; Прием: ведущее. Хорошо, а сейчас вы напишите сочинение-описание, опираясь на запись в черновике. | Образец сочинения: Т.Н.Яблонская – известный живописец. На своих полотнах она изображает простых людей, их труд, очень любит писать детей. Передо мною картина Т.Н Яблонской " Утро". На ней изображена девочка и ее комната ранним солнечным утром. Первое, что бросается в глаза, комната, наполненная солнечными лучами. На переднем плане картины виден круглый стол, покрытый сине-желтой полосатой скатертью. На столе стоит расписной глиняный кувшин с молоком. Рядом хлеб в тарелке и масло. В центре картины изображена стройная, подтянутая девочка лет одиннадцати-двенадцати. Девочка спортивная и гибкая. Движение ее поднятых рук показывают прекрасную пластику. Выполняя утренние упражнения, она серьезна и сосредоточена. На картине слева, позади девочки стоит деревянная кровать коричневого цвета. На ней теплое одеяло с пододеяльником, подушка с наволочкой и простыня. Девочка только что проснулась и еще не успела прибрать кровать. На заднем плане картины видна желтая стена, балкон и окно справа. Проем между балконом и окном украшен крупной декоративной тарелкой, выше которой висит декоративное кашпо. Из кашпо растет вьющееся растение, одна длинная ветвь которого подвешена выше балконных дверей. Балконная дверь состоит из двух створок, которые открыты наружу в сторону балкона. Верхняя часть балконной двери застеклена. Она напоминает окна в старинных зданиях. За балконом виднеются высокие здания. Звуки, запахи и ритмы утреннего города заполняют комнату. Зеленые растения на балконе показывают, что зимы нет. Разглядывая эту картину, я ощутил какую-то радость, почувствовал тепло солнечных лучей, наполнился ритмами просыпающегося города и хорошим предчувствием дня. | На слайде картина и план. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация по развитию речи в 6 классе по теме: "Сочинение по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом бору"
Разрабатка урока и презентация по теме: "Урок развития речи по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору"....
Сочинение по картине
презентация с детскими работами...
Сочинение по картине Решетникова "Опять двойка"
Презентация к уроку развития речи...
Урок: сочинение по картине С.А. Григорьева “Вратарь”( 7-й класс)
Большую роль в развитии творческих способностей учащихся играют уроки развития речи. В ходе их проявляется индивидуальность каждого ученика, развиваются их творческие способности.Традиционно на уроках...
Сочинение по картине И.Попова "Первый снег"
МОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.Усть-Вымь Учитель русского языка и литературы – Морозова М.Б. Цели: углубить представление о пейзаже в художественном стиле ...
УРОК ПО ТЕМЕ : «РАБОТА ПО КАРТИНЕ А.А.Пластова «ПЕРВЫЙ СНЕГ». (Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» в 5 классе)
Урок развития речи по картине А.А.Пласотва "Первый снег" в 5 классе, где ребята знакомятся с художником и его картиной, отвечают на вопросы, составляют план сочинения и пишут сочинение по картине....
Методразработка по теме: "Подготовка к сочинению-описанию картины" (Посещение картинной галереи)
Методическая разработка представляет собой слияние двух форм работы в рамках технологии проблемного обучения:1) урока - экскурсия, который является одной из форм активизации учащихся,...