Доклад на заседание методического объединения
материал по русскому языку

Сидоренко Татьяна Владимировна

Развитие функциональной грамотности и метапредметных умений и навыков в процессе подготовки к экзамену по русскому языку в 9 и 11 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад на РМО17.92 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ И ОДИННАДЦАТЫХ КЛАССОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

«Шагнуть вперёд можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего невозможно», - В. Белов «Лад». Ведь даже современные технические достижения не появились из ничего, а многие умственные процессы ничуть не изменились по своей сути. То есть, чтобы научить писать, надо сначала научить читать или вернее вычитывать основное из данного текста.

Так, обращаясь к теме выступления, хочется обсудить подробно, шаг за шагом, следуя чёткой структуре, алгоритм действия учителя, работающего в выпускных классах.

В связи с необходимостью оптимизации процесса проведения ГИА постоянно происходит корректировка структуры и содержания КИМов. В 2019-20 уч. году экзаменационная работа по русскому языку в 9-м классе подверглась существенным изменениям. Она состоит из 3-х частей (4):

- написание сжатого изложения по прослушанному тексту;

- выполнение тестовых заданий по всем темам курса 5-9 классов по русскому языку;

- написание небольшого по объёму сочинения-рассуждения (70-100 слов) на альтернативную тему.

ЕГЭ по русскому языку в 11 классе состоит из 2-х частей (1):

- выполнение тестовых заданий;

- написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту, где рассматривается три группы проблем:

1. Духовное развитие человека.

2. Нравственная ответственность человека.

3. Нравственный выбор личности.

Изменился критерий К2 в сторону усложнения. В сочинении должно быть 2 примера из текста, 2пояснения, выявлена связь между примерами. Привести примеры (так называемые из жизненного опыта) выпускник должен из классической художественной литературы.

Конечно, залог успеха учащихся на экзаменах в решении всех заданий– это итог многолетней кропотливой работы, которая ведётся учителями регулярно и проверяется с помощью ВПР.

Написание сжатого изложения  – процесс не из лёгких, т.к. требует от учащихся не просто мобилизации памяти и внимания, но прежде всего, умения отбирать существенную информацию, структурировать содержание текста, воспринимаемого на слух: здесь выполняется информационная обработка текста, демонстрируются не только репродуктивные, но и продуктивные навыки, например, умение отбирать лексические и грамматические средства, чтобы связно излагать прослушанную информацию. Для успешного решения этой задачи учащимся нужны определённые умения:

- способность аудирования т.е.адекватного восприятия информации исходного текста;

- владение приёмами компрессии текста;

- умение письменно передавать воспринятую информацию.

Совсем иное задание, задание повышенной сложности – это сочинение. Именно этот вид работы требует от выпускников знания языка и умение владеть речью в совершенстве. А этого можно добиться, если преподавать русский язык на метапредметном уровне, т.е. на всех уроках должны быть единые требования, которые очень хорошо прописаны в новом ФГОСе.

Метапредметные умения связаны с понятием функциональной грамотности, имеют несколько аспектов:

  1. Деятельностный - способность ставить и словесно формулировать цель деятельности.  
  2.  Информационный - способность извлекать, перерабатывать, систематизировать информацию.
  3. Коммуникативный - способность свободного владения всеми видами речевой деятельности.

Как ранее было сказано: заключительная часть экзаменационной работы в 9 классе содержит сочинение. Это три альтернативные творческие задания: 9.1, 9.2, 9.3, из которых экзаменуемый должен выбрать одно и написать либо сочинение- рассуждение на лингвистическую тему - 9.1, либо сочинение- рассуждение, связанное с объяснением понимания ключевого фрагмента исходного текста - 9.2, либо сочинение- рассуждение, связанное с объяснением значения того или иного слова – 9.3.

При выполнении этих заданий требуется дать развернутый ответ, создать высказывание в соответствии с функционально-смысловым типом речи «рассуждение» и аргументировать собственные мысли, используя в качестве доказательств своей точки зрения примеры из прочитанного текста (их должно быть не меньше 2-х).

Структура сочинения - рассуждения такова:

Тезис – положение, которое надо доказать.

Аргументы – примеры – доказательства из текста, предложенного для анализа.

Вывод – общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис.

Необходимо помнить, что в сочинении- рассуждении:

- от тезиса к аргументам можно поставить вопрос: ПОЧЕМУ?

- аргументы доказывают тезис и отвечают: потому что

Переходя от теории к практике не лишним считаю заметить, что перед началом обучения сочинению нужно познакомить обучаемых с критериями оценивания данного задания. И последний, но далеко не праздный совет учителю: нельзя готовить ребят только к одному из трёх видов сочинения. Может на экзамене попадётся такой текст, где будет трудно подобрать примеры и объяснить значение слова -9.3. И, наоборот, лингвистическая тема проявится ярче и выразительнее. Например, текст по Куклину «Марки». Такой эмоциональный накал текста достигается только с помощью употребления автором многоточия. Все чувства, испытываемые при чтении его, учащиеся легко называют. Что и требуется для написания сочинения.

 Зная, какую сложнейшую задачу ставят перед нами - подготовка выпускников к ГИА - будем жить, следуя принципу: «Дорогу осилит идущий!»

Ричард Бах сказал: «Если тебе когда-нибудь захочется найти человека, который сможет преодолеть любую, самую невероятную трудность и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто, просто посмотри в зеркало и скажи: «Привет!»

А наш ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ И, ПОИСТИНЕ, ВОЛШЕБНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК действительно заслуживает глубочайшего уважения и ещё более детального (досконального) изучения.

Список литературы.

  1. Единый государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие./ С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. – 2-е изд., испр.- Москва: Интеллект – Центр, 2019.- 320 с.
  2. Основной государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие./ С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. – Москва: Интеллект – Центр, 2019.- 208 с.
  3. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич /Под. Ред. Н.А. Сениной. – Изд. 9-е, доп. – Ростов н/Д: Легион, 2019. – 272 с.
  4. Русский язык. 9-ый класс. Подготовка к ОГЭ-2020. 30 тренировочных вариантов по демоверсии на 2020 год: учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.А.Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2019.- 496с.
  5. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2020. 30 тренировочных вариантов по демоверсии на 2020 год: учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.А.Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2019.- 560с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании методического объединения учителей изобразительного искусства и МХК .

Выступление на заседании методического объединения учителей изобразительного искусства и МХК на тему:  «Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся в подростковом возраст...

Планирование заседаний методического объединения учителей русского языка и литературы

Утверждение рабочих программ по предметам  на 2013-2014 учебный  год...

Презентация к заседанию методического объединения "Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни"

Презентация призвана помочь открыть заседание методического объединения "Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание  потребности в здоровом образе жизни"...

План заседаний методического объединения учителей математики и физики на 2013-2014 учебный год

В данном плане заседаний содержатся все тематики, рассматриваемые мо математиков и физиков в 2013-2014 учебном году...

Информация о выступлениях на заседаниях методического объединения, педагогического совета и на родительском собрании

В этой таблице отражены мои выступления на методических объединениях, педагогических советах и на родительском собрании...

доклад на заседании методического объединения

тема доклада: "Здоровый студент - успешный человек"...

Доклад на заседании методического объединения классных руководителей

Структура индивидуального портфолио обучающегося...