Диктанты по русскому языку 8 класс
материал по русскому языку (8 класс)

Осипова Марина Иннокентьевна

Обобщение сведений по пройденным темам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kim_rus._yaz.docx36.35 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольные диктанты
по русскому языку в 8-м классе

Тема: «Члены предложения. Односоставные предложения»

ЗАСОЛКА ОГУРЦОВ

В канун Ивана Постного в нашем доме солят огурцы. Работники начинают готовиться к этому за неделю: выпаривают кадки и кадочки, кипятят воду в чугунах для рассола, режут укроп, хрен, терпко пахнущий черносмородиновый лист. Работа эта веселая.

Для старичка Горкина к высоким кадкам приставлена лесенка, чтобы можно было проверить чистоту посудины.* Огурчики – дело строгое, требует аккуратности.

Знакомый огородник Павел Ермолаич пригнал на семи возах сочного, хрустящего, как хрящ, огурца. Все хотят попробовать огурчика. Ешь, милый человек, не жалко! На розово-коричневых рогожах разложены зеленые кучи огурца, который теперь будут мыть в корыте, напоминающем долгую лодку с перевоза.**

И сегодня из дали лет слышится мне особенный запах сырости, тающего льда из погреба, крепчайшего хрена, укропных семечек, томящей огуречной свежести… Издалека видна такая спокойная, родная, омоленная русской душой, безвозвратно ушедшая быль. Горкин, сняв картуз и перекрестившись, творит молитву над опущенными в кадку огурцами: «Благослови их , Господи, лютую зиму перебыть».

Но вот кадки наполнены, укрыты и опущены в ледяную глубину погреба.Стоит во дворе огуречный дух, а также пряным укропом и хреном попахивает. Спят в холоде и тишине омоленные огурцы.

(По И.С. Шмелеву)
(180 слов)

Грамматическое задание

1. Докажите, что перед вами текст. Определите тему текста.

2. Приведите два примера использования в этом тексте изобразительно-выразительных средств.

3. Начертите схему предложения, отмеченного знаками «*» (1-й вариант), «**» (2-й вариант).

4. Объясните графически постановку знаков препинания в предложениях, выделенных курсивом.

5. Найдите в третьем абзаце односоставные предложения, определите их вид.

Сбитень – это широко известный еще со времен Древней Руси горячий напиток на меду и травах, который чаще всего употребляли в зимнее время. «В самоварах, на долгих дужках, – сбитень… Такой горячий, лучше чая. С медом, с имбирем – душисто, сладко… На снежку, в лесу … приятно!» – пишет И.С. Шмелев.

Тема: «Однородные члены предложения»

КВАШЕНИЕ КАПУСТЫ

А вот и другая радость – квашение капусты.

После Воздвижения принимаются парить широкие кадки под капусту, ладят новенькие щиты для гнета, сверкающие на солнце смолистой елкой, до блеска начищают сечки.* Народу пришло много: все плотники, закончившие работу, землекопы и конопатчики, штукатуры и маляры, каменщики и кровельщики.

Весь двор завален бело-зеленой горой свежайшей капусты, которую на двадцати возах привез огородник Павел Ермолаич.** Рубят капусту в огромных корытах из толстенных дубовых досок, стучат десятью сечками с каждого боку, весело перекликаются друг с другом. В корыто, называемое хозяйским, кидают капустку беленькую, «молочную», а в другое, предназначенное для работников, отбираются кочни погрубее, позеленее. Старичок Горкин объясняет мне: «Обиды тут нет, голубчик, потому что мы не сладкую капустку любим, а с горчинкой, покрепче».

Работают молча, хотя Горкин не только не запретил бы петь, но и сам с народом спел бы какую-нибудь веселую песню. Однако нельзя запеть, потому что дыхание сбивается. Работники вновь стучат металлическими сечками, хрустят кочерыжками, швыряя огрызки в блестящую под солнцем лужу.

Мелко нарубленная капуста ссыпается в кадки и перестилается крупной солью, а Горкин привычно шепчет над ней молитву.

(По И.С. Шмелеву)

Воздвиженье Креста Господня – этот церковный праздник отмечается 14 (27) сентября в память о двух событиях – об обретении животворящего креста, на котором, по преданию, был распят Иисус Христос, и о возвращении его от персов, похитивших крест в 614 году при захвате Иерусалима.

Грамматическое задание

1. Начертите схемы предложений, отмеченных в тексте знаками «*» (1-й вариант), «**» (2-й вариант).

2. Подчеркните грамматические основы в предложениях, выделенных курсивом.

3. Разберите по составу слова: закончившие, с горчинкой (1-й вариант); кровельщики, предназначенное (2-й вариант).

4. Придумайте и запишите предложения по схемам:

... О: и о, и о, и о. (1-й вариант); О: о, о, о – … (2-й вариант).

Словарный диктант

Смолистый аромат, сверкающие на солнце бриллианты, кровельщики и каменщики, бело-зеленые листья капусты, огромные корыта из толстенных досок, перекличка в строю, хозяева и работники, споешь какую-нибудь грустную песенку, седой старичок, сбившееся дыхание, хрустящие кочерыжки, блистающие на солнце капли росы, расстилающаяся даль, мелко нарезанная бумага, отзвучавшая молитва.

На уроке подготовки к диктанту нужно повторить главные и второстепенные члены предложения, схемы расстановки знаков препинания при однородных членах (в том числе и с обобщающим словом), виды односоставных предложений. Для этого можно использовать как упражнения из учебника и материалы из «Рабочей тетради по русскому языку» (автор Г.А. Богданова), так и материалы из повествования «Лето Господне» (например, из главы «Рождество», часть «Радости»).

Если анализировать предложения из повествования И.Шмелева, следует задать вопрос учащимся: что им известно о празднике Рождества и Рождественском посту (Рождество – рождение Христа Спасителя – отмечается в конце декабря по старому стилю и является, наряду с Пасхой, одним из главных христианских праздников, к которому христиане готовятся заранее, соблюдая строгий пост, очищая душу от грехов. «Шесть недель постились, ели рыбу, – пишет И.С. Шмелев. – Зато на Рождество – свинину, все»).

http://rus.1september.ru/2009/22/42-1.jpg

Иван Сергеевич Шмелев
(1873–1950)

Работа с данными ниже предложениями поможет ученикам вспомнить ряд орфограмм (например, правописание н и нн в причастиях и прилагательных), избежать пунктуационных ошибок в диктанте, правильно выполнить грамматическое задание, наконец, пополнит их словарный запас новыми лексемами.

1. В русских реках всякая рыба водится: не только сом, лещ, селедка, но и белуга, осетр, судак.

2. Мужики-тамбовцы, волжане из-под Самары обозами везут в Москву мороженую свинину и молочных поросят, гусей и индюшек, а сибиряки поставляют пестреньких рябчиков, глухарей и тетеревов – словом, всякую лесную дичь.

Толкование слова обоз писатель дает здесь же: «Обоз? Ну, будто поезд … только не вагоны, а сани, по снежку, широкие, из дальних мест. Гусем, друг за дружкой тянутся».

3. На Конной площади растянулся на целую версту поросячий ряд, а дальше идут гусиный, куриный, утиный ряды, где прямо из саней торгуют поштучно, без весов.

4. Перед Рождеством чистят до зеркального блеска щеточкой с мелом ризы на иконах, натирают паркетные полы мастикой с медовым воском, вешают на окна свеженакрахмаленные шторы, а в гостиной стелют на пол новый ковер, изукрашенный пышными голубыми розами.

Тема: «Обособленные определения и приложения»

МОЧЕНИЕ АНТОНОВКИ

В канун Покрова наступает третья, самая большая радость – мочение антоновки.

Погода разгулялась, большое солнце. На паркет в столовой молодцы-плотники, одетые в чистые розовые рубахи, русые, ясноглазые, пахнущие банным березовым веником, втаскивают огромный рогожный тюк с выпирающей из него соломой. Сразу становится слышно, как сладко запахло яблоком. Ляжешь на тюк и дышишь яблочными садами, деревней, волей. Не дождешься, когда распорют рогожу, наполненную яблоками.

Но вот тюк открыт, и катится по паркету румяное яблоко, большое, душистое, цвета подсолнечного масла*. Все домашние радостно смотрят, как выглядывают из соломы золотистые плоды-красавцы**. Комната совсем другая, яблочная. Тщательно вытираем каждое яблоко холстинным полотенцем, внимательно оглядываем и заливаем топленым воском родимые ямки-завитушки. Тут же стоят новые кадушки, сделанные из липы. В них укладывается запаренная овсяная солома, а на нее аккуратными рядами кладутся золотистые антоновки, и все это заливается теплой водой на солоде.

Плотники поднимают отяжелевшие кадушки и бережно относят в погреб, убирают с пола солому. Но еще долго будет держаться в комнатах яблочный аромат, и с какой же радостью я найду закатившееся под шкаф яблоко – золотистое антоновское «счастье»!

(По И.С. Шмелеву).

Покров Пресвятой Богородицы (отмечается 14 октября по новому стилю) – этот церковный праздник установлен в память о следующем событии: по преданию, в 910 г. Богородица явилась в одном из храмов Константинополя и простерла над верующими белое покрывало-омофор, вознеся молитву о спасении мира от невзгод и страданий. И.Шмелев, рассказывая о празднике Покрова, объясняет его суть с помощью народной этимологии: «Вот и Покров пришел, праздник Владычицы Пречистой, – во всю землю Ее Покров. И теперь ничего не страшно. Все у нас запасено, зима идет, а мы ухитимся потеплей, а над нами Владычица – там, высоко, за звездами». Старый плотник Горкин, которого все уважают «за премудрость», объясняет маленькому Ване: «Потому, милок, и не страшно нам ничего, под таким-то Покровом. Работай-знай – и живи, не бойся, заступа у нас великая».

Грамматическое задание

1. Докажите, что перед вами текст. Определите тему текста.

2. Составьте схемы предложений, отмеченных знаками «*» (1-й вариант), «**» (2-й вариант), выделите основы предложений.

3. Разберите по составу слова: холстинное, овсяная (1-й вариант), запаренная, укладывается (2-й вариант).

4. Приведите два примера использования изобразительно-выразительных средств в тексте.

Отмечу сразу, что в тексте встречаются метафоры (золотистое антоновское «счастье»), эпитеты (золотистые плоды-красавцы, яблочная комната), сравнения (яблоки цвета подсолнечного масла), олицетворения (погода разгулялась, выглядывают из соломы плоды).

Словарный диктант

Ясноглазые плотники в полотняных рубахах; огромный рогожный мешок; сочные плоды, закатившиеся под стол; моченые яблоки; емкость, наполненная фруктами; выпирающая из рогожи солома; распаренные овсяные отруби; аккуратные ряды золотистых груш; белые кадушки, сделанные из липовых досок; отяжелевшие от груза бочки; тончайший аромат свежести.

На уроке подготовки к контрольному диктанту обобщаем сведения по теме: «Обособленные определения и приложения», анализируем несколько предложений, которые можно опять-таки взять из книги «Лето Господне» (например, из главы «Розговины», часть «Праздники»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диктанты по русскому языку за 6 класс

Подборка текстов диктантов по русскому языку  (словарных, объяснительных, контрольных) по всем темам, изучаемым в 6 классе....

Словарный диктант по русскому языку (5 - 6 классы)

В работе представлены словарный диктант с комплексным заданием  для 5 класса,литературный диктант для 5- 6 классов, а также  контрольная работа по русскому языку для 7 класса....

Контрольный диктант по русскому языку с грамматическим заданием в 6 классе за 1 четверть.

Контрольный диктант по русскому языку с грамматическим заданием в 6 классе за 1 четверть....

Итоговый контрольный диктант по русскому языку учащихся 7 класса.

Итоговый контрольный диктант по русскому языку для учащихся 7 класса с грамматическим заданием....

Контрольные диктанты по русскому языку для 5 класса

Контрольные диктанты по всем разделам курса "Русский язык" для 5 класса (подойдут к любому УМК)...

Контрольные диктанты по русскому языку для 6 класса

Контрольные диктанты по всем разделам курса "Русский язык" для 6 класса (подойдут к любому УМК)...

Контрольный диктант по русскому языку в 5 классе по итогам 1 четверти

Контрольный диктант по русскому языку в 5 классе по итогам 1 четверти  ....