Работа со словарями на уроках русского языка.
презентация к уроку по русскому языку

Кабычкина Ирина Евгеньевна

Словари помогают формированию орфографической зоркости и обогащению словарного запаса обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon slovar_russkogo_yazyka.ppt693 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа со словарем на уроках русского языка Содержание: 1. Введение. 2. Типы словарей русского языка. 3. Обучающая функция словарей. 4. Использование лингвистических словарей на уроках русского языка в V - VIII классах. 5. Лингвистические словари на уроках русского языка в старших классах. 6. Заключение.

Слайд 2

воспитание любви к слову; формирование умения и желания глубоко вникать в содержание значения слова, высказывания, совершенствовать форму выражения своих мыслей, потребности говорить красиво, выразительно, лаконично, остроумно. обогащение словарного запаса; освоение орфоэпических норм; развитие орфографической зоркости; совершенствование навыков обращения со справочной литературой. Главные задачи: Цель работы:

Слайд 3

Типы словарей русского языка орфографический словарь; орфоэпический словарь; этимологический словарь; фразеологический словарь; словарь иностранных слов; толковый словарь; словарь речевых неправильностей и трудностей; словарь языка писателей; словарь синонимов; словарь антонимов; словарь омонимов; словарь паронимов

Слайд 4

Комплексный словарь — это идеальное учебное пособие «Универсальный учебный словарь русского языка» А.Н. Тихонова, Е.Н. Тихоновой, С.А. Тихонова, М.Ю. Зуевой, О.М. Чупашевой. Это 15 словарей в одном словаре: толковый, синонимический, антонимический, омонимический, грамматический, орфографический, орфоэпический, акцентологический, морфемный, морфонологический, словообразовательный, фразеологический, сочетаемостный, тематический, лексико-семантических групп.

Слайд 5

Как заинтересовать учащихся работой со словарями? Знакомство с выдающимся деятелем науки о языке — с лексикографом Владимиром Ивановичем Далем. В течение 53 лет неустанно трудился, собирая слова и выражения, поговорки, сказки и загадки русского народа, и создал подлинную сокровищницу национального языка.

Слайд 6

Работа с «Толковым словарем живого великорусского языка» В.И. Даля Прочитайте словарную статью «Друг». Какие значения данного слова указаны в этой статье? Какие синонимы вы можете подобрать к нему? Как иллюстрируются значения слов? (с помощью пословиц и поговорок)

Слайд 7

Пословицы: Друзьям и в одной могиле не тесно. Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает. Все друзья, толоконнички, а толоконце съев, да розно все! На друга надеяться — самому пропадать. Старый друг лучше новых двух.

Слайд 8

Результаты работы со словарем В.И. Даля повышение у обучаемых внимания к слову, оттенкам его значения; обострение интереса к пословицам и поговоркам русского народа; осознание не только важности самих словарей, но и величия труда их создателей (в данном случае — Владимира Ивановича Даля).

Слайд 9

Создание проблемных ситуаций при работе со словарями. У А. Кольцова в «Косаре» встречается поэтическая строфа: Ох, в несчастный день, В бесталанный час, Без сорочки я родился на свет. В каком смысле употреблено в этой строфе прилагательное бесталанный ? Какой корень у этого слова ? Имеет ли он отношение к существительному талант ? А что означает сочетание слов без сорочки родился ! О ком говорят, что он родился в сорочке ? Поиски ответов на эти вопросы не обходятся без привлечения толковых, фразеологических, словообразовательных и этимологических словарей .

Слайд 10

Виды заданий с использованием словаря в V - VIII классах объяснить лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определить слово по данному толкованию (в кроссворде); дать толкование лексического значения слова путем подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов, рисунков; распределить слова по тематическим группам; определить с помощью словаря: однозначными или многозначными являются данные слова; найти в словаре и в тексте слова, употребленные в переносном значении; подобрать синонимы к данным словам; найти омонимы в словаре и составить с ними предложения, показывающие различия в их значении; дать толкование значений фразеологизмов; отгадать фразеологизмы по рисункам; подобрать синонимы (исконно русские слова) к заимствованным словам.

Слайд 11

Узнай фразеологизмы и вспомни их значения.

Слайд 12

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный звук? свекл А б А рмен случ А й з А видно кв А ртал осведом И ться катал О г А гент ц Е мент б Е режливо бр А ла кауч У к нам Е рение арг У мент бомбард И ровать нефтепр О вод

Слайд 13

Зависть — сожаление о чужом благе. (Плутарх) Из всех страстей зависть — самая отвратительная. Под именем зависти шествует ненависть, предательство, интриги. (К.Гельвеций) Завистник не один раз умирает, а столько, сколько слышит похвал сопернику. (Б.Грассиан) Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. (Св. Григорий Богослов) Высказывания выдающихся людей о зависти Зависть – досада по чужому добру или благу; нежелание добра другому, а одному лишь себе. (В.И. Даль) Зависть - чувство страдания, испытываемое при виде благополучия других. Праздник мелочности и ограниченности ума. (Философский словарь. 1913 г.) Завидовать — досадовать на чужую удачу; болеть чужим здоровьем. (В.И. Даль.)

Слайд 14

Использование лингвистических словарей на уроках русского языка в старщих классах. Сопоставление материалов «Словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой и «Словаря иностранных слов» Н.Н. Андреевой и Н.С. Араповой . «Словарь русского языка» «Словарь иностранных слов» КАРЬЕРА, -ы, ж. 1. Род занятий, деятельности. Артистическая к. 2. Путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само до­стижение такого положения. Блестящая карьера. Сделать карьеру. Карьера не удалась. // прил. карьерный, -ая, -ое. КАРЬЕРА -ы, ж. (1 пол. XIX в.). 1. Успешное продвижение в служебной или какой-л. другой деятельности. 2. Род занятий, профессия, деятельность на каком-нибудь поприще. — Франц. carriere — успешное продви­жение по службе (с XVI и.) <— ипподром; карьер, самый быстрый ход лошади < ит. camera тж (с XVII в.) <— путь повозки, от сагго — повозка < лат. carrus ( carrum ) — телега, подвода.

Слайд 15

Заключение Выводы: Словари вместе с учебником по русскому языку должны стать обязательным пособием учащихся. Они должны составлять единый учебный комплект. Ни один язык — будь то родной или неродной — невозможно полноценно изучать без словаря. Только словари могут дать учащемуся все необходимые сведения о слове, помочь ему овладеть основами грамотной устной и письменной речи, постоянно повышать культуру речи, которая в значительной степени определяет общую культуру человека. Словарь, чтобы он мог служить ученику всегда, с полной отдачей, должен быть в его личной библиотеке. Только тогда он станет подлинной настольной книгой ученика. Выпускник современной школы, гимназии, лицея не может считаться полноценным гражданином, если он не умеет пользоваться словарно-справочной литературой. У него нет основного ключа к сокровищницам знаний. Долг учителя русского языка — научить учащихся самостоятельно извлекать из словарей, справочников, энциклопедий нужную им информацию. Такие выпускники всегда будут шагать в ногу со временем, смогут мобилизовать все свои ресурсы, чтобы стать полезными членами современного общества.

Слайд 16

Формы работы с ИКТ на уроках русского языка и литературы: 1. Непосредственное применение в учебном процессе, как источник учебной информации и как наглядное пособие. 2. Применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся, тестирования по русскому языку и литературе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе "Работа над выразительными средствами языка при подготовке к ГИА"

Данный урок был подготовлен и проведен для учителей Тайшетского района. Актуальность темы очевидна: ограниченное количество часов на изучение данной темы в курсе русского языка и литературы. Задание п...

Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)

Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...

«Активные формы работы на уроках английского языка как фактор развития коммуникативных навыков учащихся» Хрулева Лала Владимировна Белоглинский район МБОУ СОШ № 16 учитель английского языка

Школьный учитель теперь освобожден от жестких рамок обязательных программ и учебников, возможность выбора своего пути в преподавании открывает перед ним огромные перспективы для раб...

Самостоятельная работа на уроках русского языка. Курсовая работа.

В наш век - век бурного развития науки и техники - ни одна школа не в состоянии дать человеку всех тех знаний,которые потребует от него жизнь. Но школа может привить детям необходимые навыки: ум...

Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы

Защита опыта по теме «Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полн...

Контрольная работа (тестирование) по английскому языку (углублённый курс изучения) по грамматике, лексике и письму по теме: «Родная страна и страны изучаемого языка. Мир вокруг нас» (II четверть). 5 класс.

Контрольная работа (тестирование) по английскому языку (углублённый курс изучения) по грамматике,  лексике и письму по теме: «Родная страна и страны изучаемого языка.  Мир вокруг нас» (II че...