Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подходы к современному уроку | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Парасотка Ольга Викторовна
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя школа № 6», г. Когалым ХМАО -Югра
Характерной чертой современного урока русского языка является его построение на основе развивающего обучения, которое способствует развитию у учащихся умственных способностей, элементов исследования, поисков внедрения приёмов умственной деятельности, (анализ и синтез, сопоставление и сравнение, выделение главного, классификация, установление и пояснение причинно-следственных связей , обобщения и систематизации). Поэтому ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы основного общего
образования: личностные, предметные, метапредметные. Каждый из перечисленных результатов не существует автономно.
Урок русского языка — это еще и современная технология, которая характеризуется психолого-педагогическими параметрами: задачами, деятельностью учителя и учащихся, технологическим обеспечением, обоснованием подбором методов и приемов обучения, контролем.
Известно, что письменный контроль должен следовать за устным опросом или беседой, так как дает возможность на практике применить систему новых знании . Это могут быть различные формы диктантов:
▶ цифровые,
▶ буквенные,
▶ словарные,
▶ объяснительные,
▶ выборочные,
▶ творческие,
▶ графические,
▶ предупредительные (зрительные и слуховые).
Диктанты занимают на уроке очень мало времени, но позволяют объективно оценить уровень знаний сразу всех учащихся. Причём, опять же, творчески сформулированные вопросы, взаимосвязанные с другими науками, позволяют намного эффективнее активизировать познавательную деятельность учащихся. У них начинает проявляться стойкий интерес к предмету, к проверочным работам, так как появляется возможность улучшить свои результаты прямо на уроке, пропадает страх перед контрольной работой , угрозой что-то не вспомнить вовремя и получить двойку.
Часто урок начинаю с разминки, на которую уходит 5—7 минут. Этот приём применяется как способ быстрой фронтальной проверки теоретических знаний. Также разминка помогает ученикам включиться в учебную деятельность, забыть о проблемах, волновавших их на перемене.
Во время разминки можно проверить не только знания и интеллект учащихся, но и заняться развитием внимания, слуховой памяти, сообразительности, умения считать, быстроты реакции,
способности не только слушать, но и слышать вопрос учителя. Привычную разминку можно несколько усложнять и трансформировать в приём, называемый «числовым диктантом».
Следующая серия упражнений рассчитана на развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности):
▶ задание на развитие ассоциативной памяти;
▶ задания на проверку и тренировку слуховой памяти;
▶ задания на проверку быстроты реакции и мышления;
▶ задание на развитие ассоциативного мышления;
▶ задания на развития логического мышления.
Увидеть что-то по- новому, не так, как все, не так, как ты видел раньше, — очень непростая задача.
Но этому можно научить, если направлять процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих способностей учащихся.
Хочется остановиться на одном весьма оригинальном виде творческих задач, называемых развивающим каноном (РК). «РК — это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями» (А. В. Попов). РК вызывает наибольшее затруднение у ребят, поэтому целесообразно давать подобные задания в конце урока — с тем, чтобы ученики могли подумать над ним дома.
В обучении особую роль играют одобрительные реплики, стимулирующие работу учащихся и вселяющие в них уверенность в свои силы. Большинство детей стараются работать изо всех сил,
задействуя все свои способности и возможности. Очень важно помочь тем, кто послабее, поддержать и вдохновить их, вселить уверенность в то, что все препятствия преодолимы.
Современный урок держится на трех постулатах:
▶ Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление
истины в совместной деятельности детей и учителя.
▶ Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни
должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой
культуры.
▶ Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни остается всегда наивысшей ценностью, выступал в роли цели и никогда не выступал в роли средства.
Каким же должен быть, на мой взгляд, современный урок?
Лично для меня – это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.
У каждого из нас впереди бесконечный путь познания...
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие школьников. —
М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
2. Давыдов В. В., Эльконин Д. Б. Концепция развивающего обучения. — М. : Изд. центр Маро, 2002.
3. Дусавицкий А. К. Урок в развивающем обучении. — М. : Вита-Пресс, 2008.
4. Русский язык и литература. — 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Дидактические требования к современному уроку...
Доклад "Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС"
О требованиях в современному уроку в условиях ФГОС...
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг ...
"Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"
Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет.Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой расп...
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за и...
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
основные требования к уроку в условиях внедрения ФГОС...
Презентация "Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС"
Презентация "Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС" может оказаться полдезной для педагога, работающего по ФГОСам нового поколения...