Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Парасотка Ольга Викторовна
Современная технология современному уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Подходы к современному уроку20.02 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ В  УСЛОВИЯХ  ВВЕДЕНИЯ ФГОС


Парасотка  Ольга  Викторовна
учитель  русского языка и литературы
МАОУ «Средняя школа № 6», г. Когалым  ХМАО -Югра
       

      Характерной  чертой современного урока русского  языка является его построение на основе развивающего обучения, которое способствует развитию у учащихся умственных способностей, элементов исследования, поисков внедрения приёмов умственной деятельности, (анализ и синтез, сопоставление и сравнение, выделение главного, классификация, установление и пояснение причинно-следственных связей , обобщения и систематизации). Поэтому ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы основного общего
образования: личностные, предметные, метапредметные. Каждый из перечисленных результатов не существует автономно.
      Урок русского языка — это еще  и современная технология, которая характеризуется психолого-педагогическими параметрами: задачами, деятельностью учителя и учащихся, технологическим обеспечением, обоснованием подбором методов и приемов обучения, контролем.
      Известно, что письменный контроль должен следовать за устным опросом или беседой, так как дает возможность на практике применить систему новых знании . Это могут быть различные формы диктантов:
 цифровые,
 буквенные,
 словарные,
 объяснительные,
 выборочные,
 творческие,
 графические,
 предупредительные (зрительные и слуховые).
    Диктанты занимают на уроке очень мало времени, но позволяют объективно оценить уровень знаний сразу всех учащихся. Причём, опять же, творчески сформулированные вопросы, взаимосвязанные с другими науками, позволяют намного эффективнее активизировать познавательную деятельность учащихся. У них начинает проявляться стойкий интерес к предмету, к проверочным работам, так как появляется возможность улучшить свои результаты прямо на уроке, пропадает страх перед контрольной работой , угрозой что-то не вспомнить вовремя и получить двойку.
     Часто урок начинаю с разминки, на которую уходит 5—7 минут. Этот приём применяется как способ быстрой фронтальной проверки теоретических знаний. Также разминка помогает ученикам включиться в учебную деятельность, забыть о проблемах, волновавших их на перемене.
Во время разминки можно проверить не только знания и интеллект учащихся, но и заняться развитием внимания, слуховой памяти, сообразительности, умения считать, быстроты реакции,
способности не только слушать, но и слышать вопрос учителя. Привычную разминку можно несколько усложнять и трансформировать в приём, называемый «числовым диктантом».
   Следующая серия упражнений рассчитана на развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности):
 задание на развитие ассоциативной памяти;
 задания на проверку и тренировку слуховой памяти;
 задания на проверку быстроты реакции и мышления;
 задание на развитие ассоциативного мышления;
 задания на развития логического мышления.
   Увидеть что-то по- новому, не так, как все, не так, как ты видел раньше, — очень непростая задача.
Но этому можно научить, если направлять процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих способностей учащихся.
   Хочется остановиться на одном весьма оригинальном виде творческих задач, называемых развивающим каноном (РК). «РК — это упражнение, элемент интеллектуальной  игры или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями» (А. В. Попов). РК вызывает наибольшее затруднение у ребят, поэтому целесообразно давать подобные задания в конце урока — с тем, чтобы ученики могли подумать над ним дома.
   В обучении особую роль играют одобрительные реплики, стимулирующие работу учащихся и вселяющие в них уверенность в свои силы. Большинство детей стараются работать изо всех сил,
задействуя все свои способности и возможности. Очень важно помочь тем, кто послабее, поддержать и вдохновить их, вселить уверенность в то, что все препятствия преодолимы.

      Современный  урок держится на трех постулатах:
 Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление
истины в совместной деятельности детей и учителя.
 Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой  жизни
должно совершаться на уровне высокой  общечеловеческой
культуры.
 Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни остается всегда наивысшей ценностью, выступал в роли цели и никогда не выступал в роли средства.

   Каким же  должен быть, на мой взгляд, современный урок?
Лично для меня – это  урок-познание, открытие,  деятельность, противоречие, развитие,  рост, ступенька к знанию, самопознание, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.
 У каждого из нас впереди  бесконечный путь познания...

ЛИТЕРАТУРА
1. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие школьников. —
М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
2. Давыдов В. В., Эльконин Д. Б. Концепция развивающего обучения. — М. : Изд. центр Маро, 2002.
3. Дусавицкий А. К. Урок в развивающем обучении. — М. : Вита-Пресс, 2008.
4. Русский язык и литература. — 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Дидактические требования к современному уроку...

Доклад "Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС"

О требованиях в современному уроку в условиях ФГОС...

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг ...

"Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"

Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет.Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой расп...

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за и...

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

основные требования к уроку в условиях внедрения ФГОС...

Презентация "Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС"

Презентация "Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС" может оказаться полдезной для педагога, работающего по ФГОСам нового поколения...