Рабочие программы по русскому языку и литературе
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Винокурова Елена Александровна

программа по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_5_kl.docx37.93 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка.

Рабочая  программа по русскому языку для V класса составлена на основе «Закона об образовании РФ»,  федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с дополнениями и изменениями, примерной   программы по русскому языку основного общего образования, Устава школы МБОУ Мачулинской ОШ, ООП ООО МБОУ Мачулинской ОШ.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как духовной ценности, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка и  речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

  • Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
  • формирование УУД: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами литературного языка и обогащение слованого запаса и грамматического строя речи учащихся.

       Программа построена с учетом системности, научности, доступности, а также преемственности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отведя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, самостоятельной и под руководством учителя и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.

        Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений. Их взаимосвязь.

        Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

        В программе предусмотрены вводные уроки,раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года отводятся специальные часы.

        Разделы учебника «Русский язык» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирование общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.)

        В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи плавно распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для ее организации.

        В системе школьного образования предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом обучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов.

        

Место предмета в учебном плане

        В соответствии с учебным планом МБОУ Мачулинской ОШ на 2019-2020 учебный год  на изучение русского языка отводится 170( 5 часов в неделю) часов за учебный год.

2.Личностные, предметные и метапредметные

результаты изучения предмета

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  • Владение всеми видами речевой деятельности:
  1. адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  2. владение разными видами чтения;
  3. способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
  4. овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  5. способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  6. умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  7. способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  8. соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  9. умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
  • Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.).
  • Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому(родному) языку являются:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  •  совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации): создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге; развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности; овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения; умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи; умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);
  • понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования: осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей; соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи; стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие; русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;
  • использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка: распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи; уместное использование фразеологических оборотов в речи; использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;
  • расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики: идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам; распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков,
  • формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста: проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов; проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении; анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста; определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова; определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов; деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции; опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; определение грамматической основы предложения; распознавание распространенных и нераспространенных предложений, предложений осложненной и неосложненной структуры, полных и неполных; распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения,; опознавание сложного предложения;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения: умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов; пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления; пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова; использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов; использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов; использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;
  • овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка: поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами; применение правильного переноса слов; применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи; соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами; выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учетом значения, смыслового различия, стилистической окраски; нормативное изменение форм существительных, прилагательных, глаголов

Ученик научится:

•        владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

•        владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

•        адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

•        анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

•        использовать знание алфавита при поиске информации;

•        различать значимые и незначимые единицы языка;

•        проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

•        классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

•        членить слова на слоги и правильно их переносить;

•        определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

•        опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

•        проводить морфологический анализ слова;

•        применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

•        соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

•        использовать орфографические словари.

Ученик получит возможность научиться:

•        анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

•        оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

•        опознавать различные выразительные средства языка;

•        участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

•        использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

3.Содержание учебного предмета.

О языке и речи (4 ч)

Зачем человеку нужен язык. Что мы знаем о русском языке. Что такое речь. Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная.

Развитие речи (Далее Р.р.). Составление грамматического рассказа.

Повторение изученного в начальных классах. (40 ч)

Фонетика,  графика, текст.(10 ч)

Звуки и буквы.Алфавит. Звуковое значение букв е,ё,ю,я.Фонетический разбор слова.

Р.р. Что такое текст. Тема текста. Основная мысль текста. Написание сочинения-повествования. Составление грамматического рассказа.

Письмо, орфография. (12 ч)

        Зачем людям письмо. Орфография. Орфрограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков.Сочетанияжи-ши, ча-ща, чу-щу,нч, чн, чк, рщ.Употребление на письме буквенных; разделительных Ь и Ъ; тся и тьсяв глаголах.Не с глаголами.

Строение слова.(4 ч)

Почему корень,  приставка, суффикс и окончание - значимые части слова. Как образуются формы слова.

Слово как часть речи. Текст.(9 ч)

        Самостоятельные части речи. Как изменяются имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Служебные части речи.

        Р.р. От чего зависит порядок расположения предложений в тексте. Текст. Абзац как часть текста.

Систематический курс русского языка. (123 ч)

Фонетика. Орфоэпия.(9 ч)

Что изучает фонетика. Звуки гласные и согласные. Слог. Ударение. Что означает орфоэпия.  Произношение ударных и безударных гласных звуков. Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова.

Лексика. Словообразование. Правописание. Стили речи. (27 ч)

Слово и его лексическое значение. Сколько лексических значений имеет слово. Прямое и переносное значения слова. Как пополняется словарный запас языка. Как образуются слова в русском языке. Чередование  гласных и согласных в словах. Правописание корней –лож, -лаг-, -рос-,  -раст-, -ращ-.  Буквы о-ё после шипящих в корнях слов. Омонимы. Профессиональные и диалектные слова. О чем рассказывают устаревшие слова. Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова. Правописание приставок. Буквы и, ы после ц.

Р.р. Что изучает стилистика. Разговорная и книжная речь. Художественная и научно-деловая речь.

Синтаксис и пунктуация (вводный курс). Типы речи. Строение текста.(28 ч)

        Что изучает синтаксис и пунктуация.  Словосочетание. Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Нераспространенные и распространенные предложения.

Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Предложения с однородными членами. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Обращение, знаки препинания при обращении. Синтаксический разбор простого предложения. Сложное предложение. Прямая речь.  Диалог.

        Р.р. Что такое тип речи. Описание. Повествование. Рассуждение. Оценка действительности. Строение текста типа рассуждение-доказательство.

Морфология. Правописание. (59 ч)

Глагол. Строение текста.

Что обозначает глагол. Написание не с глаголами. Словообразование глаголов. Виды глаголов. Корни с чередованием и –е. Инфинитив. Правописание –тсяи –ться в глаголах. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Сослагательное наклонение. Повелительное наклонение. Времена глагола. Спряжение глагола. Лицо и число. Правописание безударных личных окончаний глагола. Безличные  глаголы. Переходные и непереходные глаголы.

Р.р. Как связываются предложение в тексте. «Данное» и «Новое» в предложении. Строение текста-повествования.

Имя существительное. Строение текста.

Что обозначает имя существительное. Словообразование имен существительных. Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик-, -ек-, -ик- (-чик)-.Слитное и раздельное написания не с именами существительными. Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род имен существительных. Существительные общего рода. Число имен существительных, падеж и склонение. Правописание безударных окончаний имен существительных. Употребление имен существительных в речи.

Р.р. Строение текста типа описание предмета.

Имя прилагательное.

Что обозначает имя прилагательное. Прилагательные качественные, относительные, притяжательные. Правописание окончаний прилагательных. Словообразование прилагательных. Полные и краткие прилагательные. Степени сравнения  качественных прилагательных, их образование.

Повторение изученного в 5 классе. (8 ч)

Самодиагностика.

4.Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

Всего

Из них:

Количество контрольных

Развитие речи

О языке

4

-

2

Повторение изученного в начальных классах. (40 ч)

Фонетика. Графика. Текст

9

С-1

4

Письмо. Орфография.

12

КД-1

-

Строение слова

3

-

-

Слово как часть речи. Текст.

9

КР-1

2

Систематический курс русского языка. ( 123 ч)

Фонетика. Орфоэпия.

9

КР-1

-

Лексика. Словообразование. Правописание. Стили речи

27

КД-1

Изл-1

КР-1

4

Синтаксис и пунктуация. Типы речи. Строение текста

28

КД-1

С-1

Изл-1

6

Морфология. Правописание

58

КД-2

С-2

Изл-1

11

Повторение изученного в 5 классе (8ч)

Промежуточная аттестация        1

Резерв

2

ИТОГО

170

15

29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по русскому языку и литературе

Рабочие программы по русскому языку и литературе в 6 классе. Литература по учебному комплекту В.Я.Коровиной. Русский язык 6 класс к учебному комплекту В.В. Бабайцевой....

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 7 класс

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке для 7 класса предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 8 класс

Данная рабочая программа предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 9 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы как родного для школ национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 6 класс

Данная рабочая программа предназначена для школ национальных Республик РФ для изучения русского языка и литературы как родного...