Презентации к урокам русского языка в 8 классе.
презентация к уроку по русскому языку (8 класс)
Презентации к урокам в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnorodnye_opredeleniya.pptx | 1.49 МБ |
obobshchayushchie_slova.pptx | 1.11 МБ |
vvodnye_slova_8_klass.pptx | 2.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наступил холодный , неласковый январь. Большой сосновый бор протянул к неяркому зимнему небу свои пушистые, запорошенные инеем лапы. Первый мелкий снежок прикрыл под кронами деревьев груды черной, бурой прошлогодней хвои. Г лубокая, мёртвая, затягивающая тишина завораживает . В выходные же бор наполняется звонкими ребячьими голосами . Этот текст – описание, так как : описывает бор, отвечает на вопрос: какой бор в январе? Насыщен определениями, помогающими представить бор зимой. Выразительно прочитайте текст. Определите, к какому типу он относится. Докажите.
Наступил холодный , неласковый январь. Большой сосновый бор протянул к неяркому зимнему небу свои пушистые, запорошенные инеем лапы. Первый мелкий снежок прикрыл под кронами деревьев груды черной, бурой прошлогодней хвои. Г лубокая , мёртвая, затягивающая тишина завораживает. В выходные же бор наполняется звонкими ребячьими голосами . Выпишите из текста ряды определений с определяемым словом.
холодный , неласковый январь б ольшой сосновый бор неяркому зимнему небу пушистые , запорошенные инеем лапы п ервый мелкий снежок черной , бурой прошлогодней хвои глубокая, мёртвая, затягивающая тишина звонкими ребячьими голосами П очему между одними определениями стоят запятые, а между другими – не стоят? Как отличить однородные и неоднородные определения? Выпишите из текста ряды определений с определяемым словом.
Характеризуются перечислительной интонацией. Относятся к одному и тому же слову. Отвечают на один и тот же вопрос. Стоят в одной и той же форме. Являются одним и тем же членом предложения. Вычленяются в сочинительное словосочетание, между ними можно поставить союз И . Признаки однородности определений:
Неоднородные определения: определение + определение + определяемое слово – сущ. непостоянный отличительный признак постоянный отличительный признак х Однородные определения: определение + определение + определяемое слово – сущ. Развёрнутое обозначение предмета и
однородные определения неоднородные определения 1. Выражают различительные признаки многих одноимённых предметов: черной, бурой хвои (цвет ) 2. Выражают различительные признаки одного и того же предмета, характеризуя его с какой-либо одной стороны: холодный , неласковый январь (лежат в одном ассоциативном поле) 3. Если между определениями возникают причинно-следственные связи: холодный , (поэтому) неласковый январь 1. Выражают признаки, относящиеся к различным родовым (общим) понятиям, характеризуя предмет с разных сторон: большой сосновый бор ( размер сада и определённый вид деревьев ) черной, бурой прошлогодней хвои ( цвет и время)
однородные определения неоднородные определения 4 . Если образуют смысловую градацию (каждое последующие усиливает выражаемый определениями признак) глубокая, мёртвая, затягивающая тишина 5. О диночное прилагательное + распространённое определение пушистые , /запорошенные инеем/ лапы 6. Определения стоят после определяемого слова. Бор наполняется голосами, звонкими, ребячьими. 7. О дно из определений – эпитет. глубокая, мёртвая тишина 2. Различаются морфологически : кач . прил. + относит. прил. + сущ . неяркому зимнему небу кач . прил. + притяжат . прил. + сущ . звонкими ребячьими голосами порядк . числ . + прилаг . + сущ . первый мелкий снежок местоим . + прилаг . + сущ . э тот сосновый бор
ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДА или НЕТ
Являются ли определения однородными? СИНИЕ ЗЕЛЁНЫЕ ЛИЛОВЫЕ ШЕЛКА ДА НЕТ
Являются ли определения однородными? ЦВЕТУЩЕЕ ТЮЛЬПАНОВОЕ ДЕРЕВО НЕТ ДА
Являются ли определения однородными? БЕСКОНЕЧНАЯ СТЕПНАЯ ДОРОГА НЕТ ДА
Являются ли определения однородными? ВЕТРЕНЫЙ БЕСПОКОЙНЫЙ ДЕНЬ ДА НЕТ
Являются ли определения однородными? КОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ СЕМЕЙНЫЙ ОТЕЛЬ НЕТ ДА
Являются ли определения однородными? РАЗВИТОЙ ТАЛАНТЛИВЫЙ РЕБЁНОК ДА НЕТ
Являются ли определения однородными? КРУГЛЫЕ ТРЕУГОЛЬНЫЕ КВАДРАТНЫЕ РОМБОВИДНЫЕ ДЕТАЛИ ДА НЕТ
Являются ли определения однородными? СОЧНЫЙ ОРАНЖЕВЫЙ АПЕЛЬСИН НЕТ ДА
Являются ли определения однородными? СПЕШАЩИЙ НА РАБОТУ МОЛОДОЙ МУЖЧИНА НЕТ ДА
Являются ли определения однородными? ХОЛОДНАЯ ПРОНИЗЫВАЮЩАЯ ДО КОСТЕЙ ВОДА ДА НЕТ
Являются ли определения однородными? МЯГКОЕ ШЁЛКОВОЕ ПОКРЫВАЛО НЕТ ДА
Являются ли определения однородными? УСТУПЧИВЫЙ МЯГКИЙ ХАРАКТЕР ДА НЕТ
Помню раннее свежее тихое утро. Красными сиреневыми жёлтыми красками заиграло небо у горизонта. Величественный дубовый лес сказочный таинственный подступал к самым окнам нашего небольшого домика. Этот ветхий обвитый диким виноградом домик приютился на краю огромного зелёного царства. Первый солнечный луч несмело коснулся серой камышовой крыши и утренние мелкие росинки засверкали всеми цветами радуги. Запишите предложения, расставьте знаки препинания . Объясните их постановку.
Помню раннее, свежее, тихое утро. Красными, сиреневыми, жёлтыми красками заиграло небо у горизонта. Величественный дубовый лес, сказочный, таинственный, подступал к самым окнам нашего небольшого домика. Этот ветхий, обвитый диким виноградом домик приютился на краю огромного зелёного царства. Первый солнечный луч несмело коснулся серой камышовой крыши, и утренние мелкие росинки засверкали всеми цветами радуги. Укажите номер односоставного предложения. Определите его тип. 1 О/л
Помню раннее, свежее, тихое утро. Красными, сиреневыми, жёлтыми красками заиграло небо у горизонта. Величественный дубовый лес, сказочный, таинственный, подступал к самым окнам нашего небольшого домика. Этот ветхий, обвитый диким виноградом домик приютился на краю огромного зелёного царства. Первый солнечный луч несмело коснулся серой камышовой крыши, и утренние мелкие росинки засверкали всеми цветами радуги. Укажите номер сложного предложения. Определите его тип. 5 ССП
Помню раннее, свежее, тихое утро. Красными, сиреневыми, жёлтыми красками заиграло небо у горизонта. Величественный дубовый лес, сказочный, таинственный, подступал к самым окнам нашего небольшого домика. Этот ветхий, обвитый диким виноградом домик приютился на краю огромного зелёного царства. Первый солнечный луч несмело коснулся серой камышовой крыши, и утренние мелкие росинки засверкали всеми цветами радуги. Выпишите слово с чередующейся гласной в корне сова. коснулся
Помню раннее, свежее, тихое утро. Красными, сиреневыми, жёлтыми красками заиграло небо у горизонта. Величественный дубовый лес, сказочный, таинственный, подступал к самым окнам нашего небольшого домика. Этот ветхий, обвитый диким виноградом домик приютился на краю огромного зелёного царства. Первый солнечный луч несмело коснулся серой камышовой крыши, и утренние мелкие росинки засверкали всеми цветами радуги. Выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от значения – «присоединение». приютился
Помню раннее, свежее, тихое утро. Красными, сиреневыми, жёлтыми красками заиграло небо у горизонта. Величественный дубовый лес, сказочный, таинственный, подступал к самым окнам нашего небольшого домика. Этот ветхий, обвитый диким виноградом домик приютился на краю огромного зелёного царства. Первый солнечный луч несмело коснулся серой камышовой крыши, и утренние мелкие росинки засверкали всеми цветами радуги. Выпишите слово, правописание суффикса в котором регулируется правилом «О/Ё после шипящих». камышовой
Помню раннее, свежее, тихое утро. Красными, сиреневыми, жёлтыми красками заиграло небо у горизонта. Величественный дубовый лес, сказочный, таинственный, подступал к самым окнам нашего небольшого домика. Этот ветхий, обвитый диким виноградом домик приютился на краю огромного зелёного царства. Первый солнечный луч несмело коснулся серой камышовой крыши, и утренние мелкие росинки засверкали всеми цветами радуги. Подберите синоним к слову ВЕТХИЙ . Старый, близкий к разрушению
Помню раннее, свежее, тихое утро. Красными, сиреневыми, жёлтыми красками заиграло небо у горизонта. Величественный дубовый лес, сказочный, таинственный, подступал к самым окнам нашего небольшого домика. Этот ветхий, обвитый диким виноградом домик приютился на краю огромного зелёного царства. Первый солнечный луч несмело коснулся серой камышовой крыши, и утренние мелкие росинки засверкали всеми цветами радуги. Из предложения 2 выпишите словосочетание с видом связи УПРАВЛЕНИЕ . Заиграло у горизонта
Помню раннее, свежее, тихое утро. Красными, сиреневыми, желтыми красками заиграло небо у горизонта. Величественный дубовый лес, сказочный, таинственный, подступал к самым окнам нашего небольшого домика. Этот ветхий, обвитый диким виноградом домик приютился на краю огромного зелёного царства. Первый солнечный луч несмело коснулся серой камышовой крыши, и утренние мелкие росинки засверкали всеми цветами радуги. Из предложения 5 выпишите словосочетание с видом связи примыкание . несмело коснулся
МОЛОДЦЫ!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Запишите текст. Выделите грамматические основы и однородные члены предложения. Расставьте знаки препинания . Баян большая гармоника со сложной системой ладов. Родина гармони и баяна Тула. Под гармошку или баян пляшут или поют песни. На них исполняют и народную и классическую музыку. Голос их звучит в концертных залах и на народных гуляниях. Пение жаворонка и журчание ручейка раздольные мелодии и мощь органных аккордов всё доступно этим волшебникам в руках искусного мастера.
Запишите текст. Выделите грамматические основы и однородные члены предложения. Расставьте знаки препинания. Баян – большая гармоника со сложной системой ладов. Родина гармони и баяна – Тула . Под гармошку или баян пляшут или поют песни. На них исполняют и народную , и классическую музыку. Голос их звучит в концертных залах и на народных гуляниях . Пение жаворонка и журчание ручейка , раздольные мелодии и мощь органных аккордов – всё доступно этим волшебникам в руках искусного мастера. Почему в последнем предложении ставится тире?
Обобщающее слово С лово или словосочетание, которое является общим обозначением находящихся при нём однородных членов . М ожет стоять перед однородными членами или после них . В сегда являются тем же членом предложения, что и однородные члены, при которых они находятся, потому что выполняют одну и ту же синтаксическую функцию.
Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие. [ ʘ:Ο,Ο,Ο ] Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то за ними ставится тире. [ Ο, Ο, Ο - ʘ] Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения – тире. [ ʘ: Ο, Ο, Ο - …] Если после обобщающих слов перед однородными членами стоят слова как-то, а именно, например , после этих слов ставится двоеточие, а перед ними запятая. [ ʘ, а именно:Ο , Ο и Ο ] [ ʘ, как-то: Ο, Ο ]
Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах В человеке все должно быть прекрасно: и лицо , и одежда , и душа , и мысли . (А.П. Чехов) … : и , и , и , и . 2. И лицо , и одежда , и душа , и мысли – все в человеке должно быть прекрасно. и , и , и , и … 3. Все в человеке: и лицо , и одежда , и душа , и мысли – должно быть прекрасно. : и , и , и , и …
ТЕСТ 1. Двоеточие при обобщающих словах ставится: 1) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов; 2) если обобщающее слово стоит после однородных членов. 2. Найдите предложение, соответствующее схеме: [О : О, О, О -…]. 1) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики. 2) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд. 3) Утро рассеивает все страх усталость волнения.
ТЕСТ 3. В каком предложении на месте пропуска ставится двоеточие? 1) Старые обиды, давние надежды__все зашевелилось в его душе. 2) Ни разговоры пассажиров, ни остановки на пристанях, ни встречные пароходы__ничто не мешало ему работать. 3) Ничто не шевелилось__ни одна травинка внизу, ни один лист на верхней ветви дерева. 4) И газеты, и телевидение, и радио__все средства массовой информации переполнены рекламой. 4. В каком предложении на месте пропуска ставится тире? 1) Все__и одежда, и посуда, и книги — было сложено в чемоданы и ящики. 2) Приметы осени связаны со всем__с цветом неба, с росой и туманами и с криком птиц. 3) Деревья, кусты, травы__все зеленело под тихим дыханием ветра. 4) Переименование касалось самых разных объектов__городов , районов, улиц, институтов.
ТЕСТ 5. Обобщающее слово при однородных членах есть в предложении: Я не вижу ни голубого неба, ни синего моря. 2 ) Теперь уже ни гор, ни неба, ни земли не было видно. 3) Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то раздолье удалое, то сердечная тоска. 4 ) Повсюду раздавался стук топоров и молотков, визг пил и рубанков, лязг и грохот. 6. Обобщающее слово при однородных членах есть в предложении (знаки препинания не расставлены): 1) В наших степях водятся как зайцы так и лисицы. 2) Нигде ничего не было видно ни воды ни деревьев. 3) То справа то слева то позади слышался гул падающих деревьев. 4) И роща и красивый фасад дома отражались в заливном озере.
ТЕСТ 7. Обобщающего слова при однородных членах нет в предложении (знаки препинания не расставлены): Вдруг все ожило и леса и пруды и степи. 2 ) В корзине была дичь два тетерева и утка. 3 ) Всюду и наверху и нанизу кипела работа. 4 ) Теперь уже ни гор ни неба ни земли не было видно. 8. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то раздолье удалое, то сердечная тоска. Обобщающим в этом предложении является слово 1) тоска. 2) что-то. 3) ямщика. 4) в песнях.
ТЕСТ 9. Другие факторы, как-то: ветры, разность температуры днем и ночью, летом и зимой, морские брызги и прочее – играют второстепенную роль. Обобщающим в этом предложении является слово 1) ветры. 2) как-то. 3) прочее. 4) факторы. 10. В это время года крупная рыба как-то язи голавли и лини уже не брала. В этом предложении пропущены 1) тире и две запятые. 2) двоеточие и две запятые. 3) двоеточие и три запятые. 4) двоеточие, 2 запятые, тире.
ТЕСТ 11. Две запятые и тире пропущены в предложении 1) В пруду развели разную рыбу как-то карпов сазанов лещей. 2) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли. (М. Пришвин) 3) Ни близких берегов ни далеких гор ни даже воды ничего не было видно. 4) В человеке должно быть все прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. 5) Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем. 12. Двоеточие и три запятые пропущены в предложении 1) В пруду развели разную рыбу карпов сазанов лещей. 2) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли. (М. Пришвин) 3) Ни близких берегов ни далеких гор ни даже воды ничего не было видно. 4) В человеке должно быть все прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. 5) Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем.
ТЕСТ 13. Запятая и тире пропущены в предложении 1) В пруду развели разную рыбу как-то карпов сазанов лещей. 2) Обращаться с языком кое-как значит и мыслить кое-как неточно приблизительно неверно. 3 ) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли. 4 ) Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем. 14. Двоеточие и три запятые пропущены в предложении 1) В пруду развели разную рыбу как-то карпов сазанов лещей. 2) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли. 3 ) Все это и ночь и дали и горы и звезды и туманы казалось мне исполненным невиданной прелести. 4 ) Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем.
САМОПРОВЕРКА 1. - 2) 2. - 2) 3. - 3) 4. - 3) 5. - 3) 6. - 2) 7. - 4) 8. - 2) 9. - 4) 10. - 4) 11. - 3) 12. - 4) 13. - 4) 14. - 1)
Кто автор этих картин? Иван Иванович Шишкин
Запишите текст. Выделите грамматические основы и однородные члены предложения. Расставьте знаки препинания. ( 1)В истории русской живописи сохранились имена прекрасных художников пейзажистов Саврасова Васильева Куинджи Левитана и других. (2)Один из лучших художников этого жанра И.И. Шишкин . (3)Русская природа основная тема его творчества. (4)В своих картинах он воспевал родную землю ее свежее дыхание необозримые просторы и богатство. ( 5)Цветущие поля сосновые рощи лесные дали папоротник в лесу ручей в лесной чаще все это близко и дорого сердцу художника. ( 6)Широко известны многие его картины "Сосновый бор" "Лесная глушь " " Рожь" "Среди долины ровныя ..." " На севере диком" "Корабельная роща" и другие ( 7) "Утро в сосновом бору" одна из лучших картин художника. (8)Он писал русскую природу летом и зимой весной и осенью на восходе солнца в яркий полдень и при закате в разные времена года в различные часы дня. ( 9)Все обыкновенное дерево старый пень полевые цветы привлекало внимание художника. ( 10)Во всем он умел находить красоту в тумане над рекой в лесной полянке в чаще леса. (11)Смотришь на его картины и как будто снова находишься среди родной природы у знакомой речки в родном лесу в поле. (12)Картины Шишкина широко известны как в нашей стране так и за рубежом.
И.И. Шишкин «Утро в сосновом бору»
Запишите текст. Выделите грамматические основы и однородные члены предложения. Расставьте знаки препинания. ( 1)В истории русской живописи сохранились имена прекрасных художников-пейзажистов: Саврасова , Васильева, Куинджи, Левитана и других. (2)Один из лучших художников этого жанра - Шишкин. (3)Русская природа - основная тема его творчества. (4)В своих картинах он воспевал родную землю, ее свежее дыхание, необозримые просторы и богатство. ( 5)Цветущие поля, сосновые рощи, лесные дали, папоротник в лесу, ручей в лесной чаще - все это близко и дорого сердцу художника. ( 6)Широко известны многие его картины: "Сосновый бор", "Лесная глушь", "Рожь", "Среди долины ровныя ...", "На севере диком", "Корабельная роща" и другие ( 7) "Утро в сосновом бору" - одна из лучших картин художника. (8)Он писал русскую природу летом и зимой, весной и осенью, на восходе солнца, в яркий полдень и при закате - в разные времена года, в различные часы дня. (9)Все: обыкновенное дерево, старый пень, полевые цветы - привлекало внимание художника. ( 10)Во всем он умел находить красоту: в тумане над рекой, в лесной полянке, в чаще леса. (11)Смотришь на его картины и как будто снова находишься среди родной природы: у знакомой речки, в родном лесу, в поле. (12)Картины Шишкина широко известны как в нашей стране, так и за рубежом.
ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОМУ МОНИТОРИНГУ
Из предложений 3–5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости последующего согласного. (3)Русская природа - основная тема его творчества. (4)В своих картинах он воспевал родную землю, ее свежее дыхание, необозримые просторы и богатство. (5)Цветущие поля, сосновые рощи, лесные дали, папоротник в лесу, ручей в лесной чаще - все это близко и дорого сердцу художника. ВОСПЕВАЛ
Из предложений 9–11 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением приближения, присоединения. (9)Все: обыкновенное дерево, старый пень, полевые цветы - привлекало внимание художника. (10)Во всем он умел находить красоту: в тумане над рекой, в лесной полянке, в чаще леса. (11)Смотришь на его картины и вдруг как будто снова находишься среди родной природы: у знакомой речки, в родном лесу, в поле. ПРИВЛЕКАЛО
Из предложений 5-7 выпишите слово с непроизносимым согласным в корне слова. 5)Цветущие поля, сосновые рощи, лесные дали, папоротник в лесу, ручей в лесной чаще - все это близко и дорого сердцу художника. (6)Широко известны многие его картины: "Сосновый бор", "Лесная глушь", "Рожь", "Среди долины ровныя ...", "На севере диком", "Корабельная роща" и другие (7) "Утро в сосновом бору" - одна из лучших картин художника. ИЗВЕСТНЫ
(5)Цветущие поля, сосновые рощи, лесные дали, папоротник в лесу, ручей в лесной чаще - все это близко и дорого сердцу художника. Какой частью речи является слово БЛИЗКО? 1) краткое причастие 2 ) краткое прилагательное 3) наречие 4 ) слово состояния 2
Из предложений 1-4 выпишите указательное местоимение. (1)В истории русской живописи сохранились имена прекрасных художников-пейзажистов: Саврасова , Васильева, Куинджи, Левитана и других. (2)Один из лучших художников этого жанра - Шишкин. (3)Русская природа - основная тема его творчества. (4)В своих картинах он воспевал родную землю, ее свежее дыхание, необозримые просторы и богатство. ЭТОГО
Из предложения 11 выпишите словосочетание с видом связи ПРИМЫКАНИЕ. (11)Смотришь на его картины и как будто снова находишься среди родной природы: у знакомой речки, в родном лесу, в поле. СНОВА НАХОДИШЬСЯ
Укажите тип сказуемого в предложении 10. (10)Во всем он умел находить красоту: в тумане над рекой, в лесной полянке, в чаще леса. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ
Укажите тип сказуемого в предложении 12. (12)Картины Шишкина широко известны как в нашей стране, так и за рубежом. СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ
Сколько однородных членов в предложении 5? (5)Цветущие поля, сосновые рощи, лесные дали, папоротник в лесу, ручей в лесной чаще - все это близко и дорого сердцу художника. 6
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Бор покрытый серебряным инеем кажется волшебной сказкой. В нем кажется можно заблудиться. Определите тип сказуемых. Выполните синтаксический разбор предложений.
Вводные слова – это специальные слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает. Грамматически не связаны с предложением: нельзя задать вопрос от другого члена предложения вводные слова не является членами предложения . В устной речи выделяются интонационно, на письме – запятыми. М огут стоять в начале, середине и в конце предложения .
Вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, горе, удивление) в связи с сообщением К счастью К несчастью К радости К огорчению К досаде К удивлению К изумлению На радость К сожалению На беду Странное дело Удивительное дело На счастье К стыду К ужасу Чего доброго Не ровен час К прискорбию
Вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность) Конечно Несомненно Очевидно Безусловно Разумеется Бесспорно Вероятно Верно Может быть Должно быть Кажется Казалось бы Видимо По-видимому Пожалуй В самом деле Не правда ли Надо полагать Думаю Надеюсь Полагаю Чай
Вводные слова, указывающие на связь мыслей , последовательность изложения Итак Следовательно Значит Наоборот Напротив Наконец Между прочим Кроме того Стало быть Кстати В частности Например К примеру Таким образом К слову сказать Во-первых Во-вторых С одной стороны С другой стороны Повторяю Подчеркиваю В общем
Вводные слова, указывающие на источник сообщения Говорят Сообщают Передают По словам… По сведениям… По мнению…. По-моему По-твоему По-нашему По-вашему На мой взгляд По слухам По преданию Помнится Слышно Дескать Мол и другие
Вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления мыслей Словом Одним словом Иными словами Иначе говоря Другими словами Коротко говоря Попросту говоря Попросту сказать Если можно так сказать Если можно так выразиться С позволения сказать Лучше сказать Так сказать Что называется
Вводные слова, представляющие собой призыв к собеседнику с целью привлечь внимание к излагаемому Видишь (ли) Видите (ли) Понимаешь (ли) Понимаете (ли) Знаешь (ли) Знаете (ли) Пойми(те) П оверь(те) П ослушай(те) Согласись( тесь ) Вообрази(те) Представь(те) Представь(те) себе Извини(те) Прости(те) Веришь(те) Веришь(те) ли Пожалуйста
самое большее самое меньшее по крайней мере Вводные слова, показывающие степень обычности сообщаемого: Бывает Бывало Случается По обычаю По обыкновению Вводные слова, передающие оценку меры того, о чем говорится:
Вводные слова, выражающие экспрессивность высказывания По правде По совести По справедливости Кроме шуток Смешно сказать Не в укор будет сказано Признаться сказать Надо признаться Сказать по чести Честно говоря Между нами говоря Между нами будет сказано и другие
Группы вводных слов Примеры 1. Слова, выражающие чувства К сожалению, к счастью, к несчастью, к радости 2. Слова, выражающие оценку реальности (возможности/невозможности, уверенность, предположение) Конечно, возможно, вероятно, очевидно, несомненно, наверное 3. Слова, указывающие на источник сообщения Говорят, по-моему, по-твоему, по вашим словам, по сообщению … 4. Слова, указывающие на последовательность мыслей Во-первых, во-вторых, итак, следовательно, наконец 5. Слова, употребляемые с целью привлечения внимания Видишь ли, простите, допустим 6. Слова, указывающие на приемы и способ оформления мысли Словом, одним словом, иначе говоря, вообще, вернее, точнее, как говорится 7. Слова, указывающие меру того, о чем говорится в сообщении По крайней мере, самое большое 8. Слова, выражающие экспрессивность Честно говоря, смешно сказать, по правде, не в обиду будь сказано 9. Слова, выражающие степень обычности того, о чем говорится Бывало, по обычаю, по обыкновению
Не являются вводными и не выделяются запятыми : Авось Буквально Будто Вдобавок Вдруг Ведь В конечном счете Вряд ли все-таки Вроде бы Тем не менее Точь-в-точь Исключительно Именно К тому же Между тем Небось Приблизительно Примерно Притом Почти Поэтому Всё-таки
Найдите вводные слова. Определите их значения Он, государь, к несчастью, недостоин ни милостей, ни вашего вниманья. чувства Я должен буду, без сомненья, письмо Татьяны перевесть . уверенность Конечно, шутишь ты – ног так шутить безбожно. уверенность Онегин, я тогда моложе и лучше, кажется, была, и я любила вас. неуверенность Недалеко, в прохладной мгле, казалось, приросли к скале две сакли. дружною четой неуверенность Я вас люблю любовью брата и, может быть, ещё сильней. неуверенность У
Быть бессмертным не в силе, но надежда моя: если будет Россия, значит, буду и я. п орядок мыслей По мнению Вернадского, живой организм и земная кора близки по химическому составу. и сточник сообщения По летописной легенде, Владимир Мономах получил шапку от византийского. императора Константина источник сообщения И, наконец, всё ещё впереди. порядок мыслей В прошлом году они, похоже, познакомились. неуверенность Итак, у Ильи Лапшина я встретился со Слуцким. порядок мыслей Талант, в сущности, состоит в свойстве выразить в искусстве свой характер. з амечания о способах оформления мысли Найдите вводные слова. Определите их значения У
Отличия вводных слов от членов предложения Вводные слова Члены предложения 1. Кажется, шепчут колосья друг другу 1. Мир кажется мне книгой бесконечной 2. Вы, верно, едете в Ставрополь? 2. Задача решена верно 3. Бесспорно, огурец и с дом величиной диковинка 3. Ваше право на отпуск бесспорно 4. Правда, с годами мои стихи делались менее нарядными 4. Правда в огне не горит и в воде не тонет 5. Он, точно, немного странен 5. Все три раза он проводил поезда точно по расписанию 6. Дождь, казалось, зарядил надолго 6. Море на сотни миль вокруг казалось пустынным
наконец Синонимично слову еще, содержит оценку факта Имеет значение «напоследок», «в результате всего» Является вводным словом Не является вводным словом и не выделяется запятой
примеры Можно, наконец , обратиться за советом к специалисту. ( = и еще можно обратиться…). Мы поднимались все выше и наконец достигли вершины. В этом значении возможна частица –то . Наконец добрались до места ночлега. ( = наконец-то добрались…).
значит Синонимично словам следовательно, стало быть Синонимично слову означает Является вводным словом Не является вводным и не выделяется запятыми
примеры Если наступит весна, значит , будет тепло. Прозвенел звонок, значит , урок кончился. Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нем. Бороться – значит победить.
однако Стоит в середине предложения Стоит в начале предложения и равно по значению союзу НО Является вводным словом Не является вводным и не выделяется запятыми
примеры Смотри, однако , будь осторожна. Сколько хлопот, однако. Мы не надеялись встретиться, однако встретились. Однако его поведение меня не обидело.
ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ служит для выделения какого-либо факта, для выражения его оценки имеет значение в первую очередь, больше всего Является вводным словом Не является вводным и не выделяется запятыми
примеры Пособие следует исправить и, главным образом , дополнить новым материалом ( главным образом = самое главное ). Он добился успеха главным образом благодаря своему трудолюбию.
Наконец он приехал. Наконец можно обратиться к врачу за помощью. Он может быть ещё успеет уехать со всеми. Что может быть важнее дружбы! Бывало они часто собирались вместе за чаем. Им бывало весело. Это было совершенно очевидно. Он очевидно стесняется среди незнакомых. Прочитайте со знаками препинаниями. Разграничьте вводные слова и члены предложения У
Он проработал таким образом до десяти часов. Уже начинало темнеть и таким образом мы возвратились с прогулки вовремя. Всё казалось ему знакомым. Всё здесь казалось напоминало ему о детстве. Он часто бывает у нас. Бывает она поёт очень долго, с удовольствием. Оля видно только проснулась. Мне видно лес из окна. Прочитайте со знаками препинаниями. Разграничьте вводные слова и члены предложения. У
Вводные слова
В каком предложении слово КСТАТИ не является вводным. Теперь новый человек был бы очень КСТАТИ. И в рабовладельческом обществе была демократия КСТАТИ тоже не для всех. КСТАТИ здесь о том два слова.
В каком предложении слово ПРАВО является вводным. Я ПРАВО не знаю, почему ты так реагируешь. Это право предоставлено нам Конституцией. Ты имеешь ПРАВО ничего не объяснять.
В каком предложении слово ВИДНО не является вводным. Сквозь сосны ВИДНО серое небо и море. Ты ВИДНО ветеринар, а не людской доктор. Она ВИДНО не знала, как поступить.
В каком предложении ОЧЕВИДНО не является вводным . Это было совершенно ОЧЕВИДНО извержение началось со страшного взрыва. Самолет несколько раз тряхнуло ОЧЕВИДНО Зотов разворачивался вблизи облака. ОЧЕВИДНО ежевечерние прогулки перед сном стали его привычкой.
В каком предложении МОЖЕТ БЫТЬ является вводным. МОЖЕТ БЫТЬ некоторые сочтут это преувеличением. Что МОЖЕТ БЫТЬ важнее необходимого лекарства?! Кто повторяет старое и узнает новое , тот МОЖЕТ БЫТЬ предводителем .
В каком предложении слово БЫВАЛО не является вводным. БЫВАЛО грустно им, а скучно не БЫВАЛО. Иван Иванович БЫВАЛО прежде всего зайдет в конюшню. Сам БЫВАЛО по ночам хозяйство караулил.
В каком предложении слово КАЖЕТСЯ не является вводным. Ей кажется что лес молчит укоризненно Солнце и кажется само небо пряталось за скалами. Парусное учение прошло кажется хорошо. Разгулу стихии кажется не будет конца.
Мы может быть больше (н_) увид_мся . Очевидно этот город жил всеми силами своей жизн _. Уже поздно и пожалуй нам пора возвращат (?) ся . Платок был отличный и (по)видимому стоил (н_)дешево. Шахматную партию казалось уже нельзя было спасти ( н_ )какими ходами. Он в конце концов прав. Случилось это якобы ( н_ )так. Я ведь ( н_ )чего подобного ( н_ )имел (в)виду. Бывало он часто посещал нас. Отец (по)видимому находился в самом благодушном настроении. Казалось пр_росли к скале две сакли дружною четою. (По)моему суждению пожар способствовал ей много к украшению. Я как уже сказано ( н_ )когда ( н_ )отличался красн_речием . (В)прочем он был в душе добрый человек. СПИШИТЕ. Расставьте знаки препинания в предложениях. Укажите вводные слова.
Римский философ Сенека в самом начале нашей эры, (1) размышляя о времени, (2) в одном из писем к Луцилию , (3) которые, (4) впрочем, (5) можно адресовать и всем молодым людям нашего времени, (6) писал… В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые при вводном слове. 4, 5
Тихий, (1) молчаливый, (2) сдержанный, (3) он появлялся в мастерских, (4) где ещё только заканчивались будущие шедевры живописи,(5) и ,(6) случалось, (7) покупал их для своей галереи прежде, (8) чем они успевали появиться на выставке. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые при вводном слове. 6, 7
Из твоей части, (1) из другой – было невозможно, (2) чтобы кто-то отвернулся, (3) сделав вид, (4) что не заметил. Помогали, (5) тащили на себе, (6) перевязывали, (7) подвозили… Кое-кто, (8) может, (9) и нарушал этот закон фронтовой жизни, (10) так ведь были и дезертиры, (11) и самострелы. В приведённых предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые при вводном слове. 8,9
Поднялся из самых низов, (1) пришёл из Суконной слободки, (2) чтобы дать миру, (3) по выражению Стасова, (4) «радость безмерную». В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые при вводном слове. 3, 4
И наконец, (1) четвёртая, (2) к сожалению, (3) самая многочисленная, (4) – необозримое море людей, (5) которые к языкам равнодушны и палец о палец не ударят, (6) чтобы чего-нибудь добиться. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые при вводном слове. 1,2,3
Разумеется, (1) он не сидел всё лето, (2) просто, (3) если человек пробыл всё лето в городе, (4) даже не без удовольствия и пользы, (5) всё равно говорится «просидел». В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые при вводном слове. 1
К примеру, (1) некоторые суеверия, (2) связанные с кошками, (3) отличаются жестокостью и основаны на страхе и невежестве, (4) а другие, (5) напротив, (6) основаны на любви и восхищении. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые при вводном слове. 1, 5, 6
1. Перевал вероятно был близко. 2. Под_ем постепе_о выравн_вался и тр _ пинка уже (не)петляла по заснеже_ому ск_листому излобью . 3. Справ_ возвышалось что(то) серое пожалуй гр_мада другой горы. 4. Значит они уже добрались до седловины. 5. Ветер (по)прежнему безумств_вал в своей (не) уёмной ярости; будто в (не) вид_мой гиган (?) ской трубе выло ст_нало даже зв_нело . 6. Впрочем зв_нело наверное в ушах. 7. Мороз очевидно кр_пчал и от стужи больше всего дост_валось рукам и к_леням . Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Укажите вводные слова.
1. Перевал , вероятно , был близко. 2. Под ъ ем постепе нн о выравн и вался , и тр о пинка уже не петляла по заснеже нн ому ск а листому излобью . 3 . Справ а возвышалось что - то серое, пожалуй , гр о мада другой горы. 4. Значит , они уже добрались до седловины. 5. Ветер по - прежнему безумств о вал в своей не уёмной ярости; будто в не вид и мой гиган т ской трубе выло , ст о нало , даже зв е нело. 6 . Впрочем , звенело, наверное , в ушах . 7 . Мороз, очевидно , кр е пчал , и от стужи больше всего дост а валось рукам и к о леням. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или чему обращаются с речью. Грамматически не связаны с предложением: нельзя задать вопрос от другого члена предложения Обращения не является членами предложения . В устной речи выделяются интонационно, на письме – запятыми или восклицательным знаком. М огут стоять в начале, середине и в конце предложения .
Способ выражения Обращения обычно выражено именами существительными одушевлёнными, реже прилагательными или причастиями в значении существительных. Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живём (Щип.). В роли обращений чаще всего выступают собственные имена и существительные, называющие лиц по родству, по общественному положению, по профессии… Вот, Любушка, Митя проститься пришёл: он едет к матушке своей (Остр.) Личные местоимения 2 лица ТЫ и ВЫ чаще входят в состав особого оборота, выступающего в роли обращения и заключающего в себе качественную оценку лица. Что вы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя? В языке художественной литературы, особенно в поэтических текстах, используются обращения к неодушевлённым предметам. Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия (Пушкин).
Знаки препинания Обращение выделяется запятыми Наташа, иди сюда! Вперёд тебе наука, друг. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, после него ставится восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается с прописной буквы. Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай. Если обращение разбито на части, выделяется запятыми каждая часть. Отколе , умная, бредёшь ты, голова?
В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении. Приплыла к нему рыбка, (1) спросила: - Чего тебе надобно,( 2 ) старче? (Пушкин). Государь ты наш Владимир Андреевич, (1) я, (2) твоя старая нянька,(3) решилась тебе доложить о здоровье папенькином. (Пушкин ).
Не только я и соседи, (1) но, (2) кажется, (3) уже весь вагон слушал радостную повесть девушки о новогодних подарках. Опустились на колени раскрытые книги, (4) развернутые листы газет. Наверное, (5) у всех, (6) как и у меня, (7) отступило, (8) забылось дневное, (9) несладкое... 2,3,5 В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры (или цифру), обозначающие запятые при вводных словах.
Так же как и у взрослых,(1) в библиотеке детей есть книги зачитанные,(2) затрёпанные,(3) а следовательно,(4) и самые дорогие,(5) и есть книги новенькие,(6) с нестёршимся золотым тиснением на переплётах,(7) книги,(8) раз только раскрытые и недолистанные до конца. 3,4 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
В нём,(1) казалось,(2) не было ни одного из тех качеств,(3) которыми,(4) по общему установившемуся мнению,(5) должны обладать победители женских сердец. 1,2,4,5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове (выражении).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
Презентация к уроку русского языка 7 класс "Выборочное изложение" по упр.130
Урок проводится в системе изучения описания внешности человека по программе Ладыженской. Это работа с отрывком из рассказа Шолохова "Судьба человека". В презентации подобраны фотографии кадров из филь...
Презентация к уроку русского языка (5 класс)
Тема "Буквы о-ё после шипящих в корне"...
Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"
Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....
Презентация к уроку русского языка (5 класс) по теме "Текст"
Презентация для вводного урока по теме "Текст". http://prezi.com/0_nkgewag13n/edit/?auth_key=2o7akoh&follow=jlwont8p2de...
Презентация к уроку русского языка (1 класс). Тема: "Большая буква в начале предложения"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Презентация к уроку русского языка (1 класс). Смягчительный и разделительный мягкий знак
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...