Рекомендации к итоговому сочинению по русскому языку
консультация по русскому языку (11 класс)
Рекомендации к итоговому сочинению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_itogovomu_sochineniyu.odt | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы работы над итоговым сочинением
ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАЕМ ТЕМУ
Прочитайте все предложенные темы сочинений. Обратите внимание на формулировки. Определите ключевые слова и "ограничители" каждой темы. Задайте себе вопросы: - На каком материале можно раскрыть данные темы? - Достаточно ли хорошо я знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве аргументов? Не стоит писать сочинение по произведению, которое вы не читали или читали только в кратком содержании
ОПРЕДЕЛЯЕМ ОБЪЕМ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ
Чтобы определить объем темы сочинения – тот круг вопросов, которые подлежат обязательному освещению – нужно поставить все возможные вопросы к каждому слову в формулировке сочинения. - Понятийные вопросы - «Что такое…», «Что обозначает…» и т.п. - Детализирующие вопросы – «Что я понимаю под…», «Какой смысл вкладывает автор в…» и т.п. - Связующие вопросы – «Каково значение…», «Как раскрывается в произведении…», «Почему автор называет…» и т.п. Помните, что из-за неоправданного сужения или расширения темы можно получить "незачет"!
ФОРМУЛИРУЕМ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ СОЧИНЕНИЯ
Основная мысль – это та главная мысль, которой подчинены все остальные тезисы. Именно её нужно будет раскрывать, доказывать, аргументировать в своем сочинении. На ней держится весь текст сочинения.
СОСТАВЛЯЕМ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ
Потратьте несколько минут на составление плана. Обозначьте в нём все тезисы и примеры-аргументы из литературных произведений. Продумайте содержание вступления и заключения. «Одна минута, потраченная на планирование, экономит от 10 до 12 минут при исполнении» Брайан Трейси.
ПИШЕМ ЧЕРНОВИК
Напишите сочинение на черновике. Если трудно начать сразу со вступления, начните с тезисов и аргументов к ним. Вступление и заключение можно написать в конце.
ПРОВЕРЯЕМ РАБОТУ
Сочинение обязательно нужно проверить на наличие ошибок. Речевые, грамматические, логические и фактические ошибки нужно находить в черновике, т.к. при их исправлении придётся много зачёркивать. А нам не нужна лишняя "грязь" в готовом тексте. А вот орфографию и пунктуацию лучше проверить, переписав работу набело. Советую делать это с конца сочинения, так вы не будете отвлекаться на содержание, а сконцентрируетесь на соблюдении правил. И помните, что хорошее сочинение может добавить вам от трёх до десяти баллов при поступлении. Только критерии оценки в высших учебных заведениях отличаются. Не поленитесь зайти на сайт приоритетного для вас ВУЗа и внимательно изучить требования к итоговому сочинению, чтобы писать в соответствии с ними.
Направление итогового сочинения на 2018-2019 учебный год.
Доброта и жестокость.
Разбор направления. Определение понятий «доброта», «жестокость». Синонимы. Словоупотребление.
Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает вас, выпускников, на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.
Аспекты направления:
- Доброта и жестокость как противоположные нравственные качества, присущие человеку.
- Доброта и жестокость как внутренний конфликт и внешний.
- Доброта и жестокость по отношению к окружающим, близким, тем, кто слабее, врагам и т.д.
- Доброта и жестокость по отношению к природе, животным и т.д.
- Доброта и жестокость по отношению к себе. Самобичевание, жалость к себе и т.д.
- Истинная и ложная доброта.
- Доброта и жестокость на войне.
- Проявление доброты и жестокости. Поступки человека, его поведение, манера общения и т.д.
ДОБРОТА
Определение:
1. Качество характера, заключающееся в отзывчивости, в душевном и теплом отношении к людям, в отсутствии злобы и неприязни;
- Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим.
Качество человека, выражающее его способность и стремление делать людям добро. Противоположность Д. — злобность. В обыденном сознании под Д. подразумеваются такие качества личности, как мягкость, предупредительность, заботливость, способность к сочувствию, без к-рых Д. немыслима. Однако такое понимание Д. является ограниченным, поскольку включает и любые конформистские (см. Конформизм), соглашательские, попустительские действия. Подлинная Д. является принципиальной и вдохновляется заботой не только о благополучии др. человека, но и о его моральном совершенстве и достоинстве.
Свойство человека быть добрым, не столько отдельная добродетель, сколько сочетание в одном человеке нескольких разных и взаимодополняющих добродетелей: щедрости, мягкости, сострадания, благожелательности, иногда и любви. То, что такие люди существуют, хоть они и редки, и не вполне совершенны,– такая же непреложная, подтвержденная опытом истина, как и то, что существуют негодяи. Различия между теми и другими уже достаточно, чтобы наполнить смыслом, пусть и относительным, мораль и оправдать ее существование.
Можно добавить, что любовь без доброты – например, вожделение или ревность – перестает быть добродетелью, тогда как доброта без любви (как стремление делать добро тем, кто тебе безразличен, и даже тем, кого ненавидишь) остается доброй. Это ставит любовь на надлежащее место, которое бывает первым только в сочетании с добротой.
Синонимический ряд:
добросердечие, сердечность, душевность, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, благодушие, человечность, человеколюбие, участливость, добродушность, добросердечность, добродушие, отзывчивость, благодушность, кротость, гуманность, ласка, мягкость, бескорыстие, альтруизм, доброжелательность.
Какая бывает доброта? (определения):
Безграничная, безмерная, беспредельная, исключительная, необыкновенная, поразительная, удивительная
Устойчивые выражения и словоупотребление:
Неподдельная доброта души, доброта сердца, сердечная доброта, по доброте душевной, пользоваться добротой, воспитывать в себе доброту.
ЖЕСТОКОСТЬ
Определение:
1. Качество, характеризующее безжалостного человека. Проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.
2. Безжалостные поступки, стремление причинять другим страдание, получая при этом удовольствие.
Жестокость - морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим людям и животным, в безразличии к их страдании, причинении им боли и даже в посягательстве на их жизнь.
Жестоким по характеру называют человека, который не только проявляет жестокость, но и наслаждаются страданиями других. Понятие жестокости неотделимо от понятий мораль и нравственность, так как в мире животных целенаправленной, осознанной жестокости нет.
Жестокость также может проявляться в излишней прямолинейности, неоправданности и упрямстве, открытом недружелюбии, злой насмешливости, коварстве, в гневе. Всему этому нередко сопутствует раздражительность и нетерпимость к ошибкам и слабостям других. Крайние формы жестокости – садизм и мазохизм.
В отдельных ситуациях жестокость может проявляться как сила воли, целеустремленность и принципиальность. Чаще же жестокость становится средством проявления бескомпромиссности, авторитарности и прямого диктата. Но в любых формах жестокость разрушительна, а потому по сути безнравственна, питающаяся и, свою очередь, подпитывающая бездуховность личности.
Синонимический ряд:
антигуманность, безжалостность, беспощадность, бессердечие, бессердечность, бесчеловечность, варварство, жестокосердие, живодерство, зверство, злобность, изуверство, кровожадность, лютость, неистовство, садизм, свирепость.
Какой может быть жестокость (определения):
беспощадная, бесчеловечная, безмерная, варварская, звериная, излишняя, изуверская, крайняя, невероятная, необыкновенная, неслыханная, нечеловеческая, чудовищная, мстительная
Устойчивые выражения и словоупотребление:
Прославиться жестокостью, расправляться с жестокостью, проявлять жестокость, возмущать своей жестокостью, славиться жестокостью, оправдывать жестокость, упрекать в жестокости, смягчать жестокость, порождать жестокость, проявить жестокость, отличаться жестокостью, детская жестокость, оправданная жестокость.
100 тем для подготовки к итоговому сочинению.
1.В чем причины жестокости?
2.Чем опасна жестокость?
3.Раскройте смысл слов Мелихана: «Доброта бывает разной: глупой, умной, хитрой и даже злой».
4.Чем опасна жестокость к близким людям?
5.Согласны ли Вы слова Л.Н. Толстого: «Движение к добру человечества совершается не мучителями, а мучениками»?
6.Как вы считает, жестокость-врожденное или приобретенное качество
7.Как Вы понимаете слова Дж. Лондона: «Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие — это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше её»?
8.Что значит истинная доброта?
9.Согласны ли вы с утверждением Брауна: «С помощью сострадания мы превращаем чужое несчастье в своё собственное и, изживая его, оживаем сами»?
10.Может ли добрый человек проявлять жестокость?
11.Согласны ли Вы с утверждением Ницше: «Есть много жестоких людей, которые лишь чересчур трусливы для жестокости»?
12.Может ли жестокий человек проявить доброту?
13.Согласны ли Вы с утверждением Вольфрома: «Делать добро легче, чем быть добрым»?
14.Существует ли абсолютная доброта?
15.Как вы понимаете высказывание Левиса: «Редкость золота заставила изобрести позолоту; точно также мы заменили доброту вежливостью, имеющую её наружность, а добродетель — честью, имеющую её блеск»?
16.Как связано понятие доброта с отзывчивостью?
17.Как Вы понимаете высказывание слова Вовенарга: «Жестче всего тот, кто мягок из корысти»?
18.Как связаны понятия жестокость и равнодушие?
19.Согласны ли вы с мнением Бичера: «Поддержать добрым словом человека, попавшего в беду, часто так же важно, как вовремя переключить стрелку на железнодорожном пути»?
20.Может ли добрый человек быть равнодушным?
21.Как Вы понимаете слова Толстого: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе»?
22.Как человеку воспитать в себе доброту?
23.Чем опасна показательная доброта?
24.Согласны ли вы с тем, что «чрезмерная власть всегда порождает жестокость»? (Рей)
25.Может ли доброта быть неискренней?
26.Может ли жестокий человек измениться?
27.Согласны ли Вы с тем, что «жестокосердные люди не могут верно служить великодушным идеям» (Гюго)
28.Может ли внешне жестокий человек быть добрым в душе?
29.Как вы понимаете значение словосочетания «корыстная доброта»?
30. Согласны ли вы с утверждением Ариосто: «Жестокость — это порождение злого ума и часто трусливого сердца»?
31.Может ли доброта навредить?
32.Согласны ли вы со словами Гюйо: «Нет возможности всем делать добро, но в отношении ко всем можно проявлять доброжелательность»?
33.Как отношение к животным характеризует человека?
34.Как Вы понимаете слова Б. Шоу: «Злодеяния остаются злодеяниями даже, если происходят в лабораториях и называются медицинскими исследованиями.»
35.Может ли доброта быть избирательно?
36.Как Вы понимаете слова Б.Шоу: «"Когда человек убивает тигра мы называем это спортом, когда тигр убивает человека – жестокостью»?
37.Когда в душе человека может наступить конфликт добра и зла?
38.Согласны ли вы с высказыванием Бернардена: «Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми»?
39.Как понятие «жестокость» связано с понятием «зла»?
40.Может ли безжалостный человек быть счастливым?
41.Согласны ли Вы с утверждением Дизраэли: «Величайшее добро, какое ты можешь сделать для другого, это не просто поделиться с ним своими богатствами, но и открыть для него его собственные богатства»?
42.Можно ли оправдать жестокость?
43.Нужно ли делать добро против воли человека?
44.Всегда ли творить добро нужно тогда, когда тебя просят?
45.Нужно ли проявлять доброту в врагам?
46.Что значит быть жестоким по отношению к себе?
47.Согласны ли Вы с утверждением Карлейля: «Без доброты невозможна истинная радость»?
48.Чем может быть чревато саможаление?
49.Чем может быть чревато самобичевание?
50.Как Вы понимаете слова Швейцера: «Ошибкой всех существующих этик, было мнение о том, что они рассматривали отношение человека к человеку, когда в действительности речь идет о том, как относится человек ко всему, что его окружает»?
51.Почему общество считает доброту важнейшим качеством личности?
52.Согласны ли вы со словами Конфуция: Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми»
53.Существует ли пассивная доброта?
54.Как связаны понятия «доброта» и «Гуманность»?
55.Как связаны понятия «доброта» и «любовь»?
56.Согласны ли Вы с высказыванием Шопенгауэра: «Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными»
57.Как связано понятие «доброта» и «прощение»?
58.Как связаны понятия «жестокость» и «грубость»?
59.Согласны ли Вы с утверждением Бальзака: «Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней»?
60.Может ли человек стать жестоким?
61.Что такое «детская жестокость»?
62.Согласны ли Вы со словами Фокса: «Из всех видов жестокости я считаю самым ненавистным тот, который надевает на себя маску милосердия»?
63.Как понятие жестокость связано с эгоизмом?
64.Как понятия доброта и жестокость связаны с воспитанием, детством, семьей человека?
65.Согласны ли вы с изречением Эзопа: «Доброта, даже самая маленькая, никогда не пропадает даром»?
66.Может ли жестокость или доброта одного человека повлиять на ход истории?
67.Нуждается ли «доброта» в «благодарности»?
68.Согласны ли Вы с утверждением Ж. Санда: «Мы добры к другим, чтобы больше нравиться себе»?
69.Может ли доброта изменить мир?
70.Согласны ли Вы с утверждением В. О. Ключевского: «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла»?
71.Может ли человек, облеченный властью, быть жестоким?
72.Согласны ли вы с утверждением Л.Н, Толстого: «Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле»?
73.Может ли жестокое слово убить?
74.Согласны ли Вы с мнением Эшенбах: «Если приходится выбирать между неправдой и грубостью, выбери грубость; но если приходится выбирать между неправдой и жестокостью, выбери неправду»
75.Может ли доброе слово «спасти»?
76.Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
77.Может ли быть добрым человек, причиняющий зло животным?
78.Как вы понимаете слова А.П. Чехова: «Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой»?
79.В чем может проявляться жестокость к детям?
80.Поразмышляйте над словами Моруа: «На жестокость нужно отвечать жестокостью. В непротивлении злу насильем есть своя прелесть, но оно на руку подлецам»
81.В чем разница между жестокостью и жесткостью?
82.Как Вы понимаете слова Лонгфелло: «Все мы слеплены из одной и той же глины, поэтому надо быть столь же милосердными, сколь и справедливыми»?
83.Как Вы понимаете слова Эшенбах: «Сколь многие думают, что у них доброе сердце, тогда как это всего лишь слабые нервы»?
84.Может ли доброта быть отрицательным качеством?
85.«Если мне удается сделать доброе дело и это становится известным, я чувствую себя не вознагражденным, а наказанным» (Шамфор) Прокомментируйте это высказывание.
86.Когда человек сожалеет о несделанном добре?
87.Каждый ли человек способен разглядеть доброту в другом человеке?
88.Согласны ли Вы с утверждением Элиота: «Жестокость, как всякое зло, не нуждается в мотивации; ей нужен лишь повод»?
89.Можно ли утверждать, что «всякая жестокость происходит от немощи» (Сенека)
90.Согласны ли Вы с утверждением Цицерона: «В делах государственных ничто жестокое не бывает полезным»?
91.Почему такое качество как «доброта» часто ассоциируется со словом «простота»?
92.Может ли жестокость быть вынужденной?
93.Напишите свое отношение к высказыванию Рузвельта: «Я думаю, что хуже, чем жестокость сердца, может быть лишь одно качество — мягкость мозгов».
94.Согласны ли Вы с мнением Сенеки: «Добрый пример по кругу возвращается к подавшему его, как дурные примеры обрушиваются на голову зачинателей зла»?
95.Есть ли разница между добротой и добродушием?
96.Согласны ли Вы с высказыванием Ключевского: «Добро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом. За добро мы платим добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу»?
97.Почему важно быть добрым к тем, кто от тебя зависит?
98.Как вы понимаете слова Данте: «Самые раскаленные места в аду предназначены для тех, кто во времена великих моральных испытаний хранил нейтралитет»?
99.Концепт «доброта» в легенде о Данко М. Горького.
100.Можно ли добиться добра при помощи жестокости, зла?
Список литературы (произведения русской и зарубежной литературы) + короткие рассказы.
Основной список:
- «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевский
- «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский
- «Идиот» Ф.М. Достоевский
- «Чучело» В.К. Железников
- «Не стреляйте в белых лебедей» Б.Л. Васильев
- «Война и мир» Л.Н. Толстой
- «Капитанская дочка» А.С. Пушкин
- «Станционный смотритель» А.С. Пушкин
- «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов
- «Бедная Лиза» А.Н. Карамзин
- «Матренин двор» А.И. Солженицын
- «Портрет Дориана Грея» О. Уайльд
- «Старуха Изергиль» М. Горький
- «Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Толстой
- «Маскарад» М.Ю. Лермонтов
- «Очарованный странник» Н.С. Лесков
- «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лесков
- «Кавказский пленник» Л.Н. Толстой
- «Сашка» В.Л. Кондратьев
- «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь
- «Гарри Поттер и …» (все книги) Дж. Роулинг
- «Жестокость» П.Ф. Нилин
- «Похороните меня за плинтусом» П.В. Санаев
- «Моби Дик, или белый кит» Г. Мелвилл
- «Убить пересмешника» Х. Ли
- «Ковчег Шиндлера» Т. Кенилли
- «Рождественская история» Ч. Диккенс
- «Властелин колец» (все книги) Дж. Толкин
- «Жареные зеленые помидоры в кафе «Полустанок» Ф. Флэгг
- «Хроники Нарнии» К.С. Льюис
- «Джейн Эйр» Ш. Бронте
- «Дракула» Б. Стокер
- «Таинственная история Билли Милигана» Д. Киз
- «Книжный вор» М. Зусак
- «Мальчик в полосатой пижаме» Дж. Бойн
- «Три мушкетера» А. Дюма
- «Приключения Шерлока Холмса» А.К. Дойль
- «Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенс
- «Грозовой перевал» Э. Бронте
- «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролл
- «Собор Парижской богоматери» В. Гюго
- «Заводной апельсин» Э. Бёрджесс
- «Белый олеандр» Дж. Фитч
- «Кэрри» С. Кинг
- «Американская трагедия» Т. Драйзер
- «Макбет» У. Шекспир
- «Ребекка» Д. Дюморье
- «Морской волк» Дж. Лондон
- «Зеленая миля» С. Кинг
- «На западном фронте без перемен» Э.М. Ремарк
- «По ком звонит колокол» Э. Хемингуэй
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Облачный атлас» Д. Митчелл
- «Кентервильское привидение» О. Уайльд
- «Жареные зеленые помидоры в кафе полустанок» Ф. Флэгг
- «Полианна» Э. Портер
- «Цветы для Элджернона» Д.Киз
- «О мышах и людях» Дж. Стейнбек
- «Большие надежды» Ч. Диккенс
- «Шагреневая кожа» О. Бальзак
Короткие рассказы
- «Юшка» А.П. Платонов
- «Грустная история семьи Муравьед» Э. Керет
- «Великолепная шестерка» Б.Л. Васильев
- «Человек в футляре» А.П. Чехов
- «Неизвестный цветок» А.П. Платонов
- «Все лето в один день» Р. Брэдбери
- «Соловей и роза» О. Уайльд
- «Приказ есть приказ» Б. Фредерик
- «Хлеб для собаки» В.Ф. Тендряков
- «Изумруд» А.И. Куприн
- «Каштанка» А.П. Чехов
- «Канатоходец» М. Гелприн
- «Размазня» А.П. Чехов
- «В аптеке» А.П. Чехов
- «Тоска» А.П. Чехов
- «Дороги, которые мы выбираем» О. Генри
- «Оно» У. Эко
- «Бабка» В.А. Осеева
- «Любовь к жизни» Дж. Лондон
- «Кнопка, кнопка» Р. Матесон
- «Друг» Л.Н. Андреев
- «Кусака» Л.Н. Андреев
- «Последний лист» О Генри
- «Лед и пламень» Ф.С. Фицджеральд
- «Смертный приговор» А. Азимов
- «Плечи маркизы» Э. Золя
- «Фернандо, совсем необычный пес» Д. Росс
- «Телеграмма» К.Г. Паустовский
- «Девочка со спичками» Х.Х. Андерсен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к Государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе Методические рекомендации
Данное методическое пособие поможет девятиклассникам эффективно подготовиться к Государственной итоговой аттестации по русскому языку. В состав пособия в...
Подготовка к Государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе Методические рекомендации
Данное методическое пособие поможет девятиклассникам эффективно подготовиться к Государственной итоговой аттестации по русскому языку. В состав пособия в...
Методические рекомендации к Государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе
Методические рекомендации адресованы учителям русского языка, работающим с учащимися 9 класса и предназначены для подготовки к ГИА. Таблицы имеют практическую направленность, так как языковые явления,...
материалы для подготовки к ЕГЭ. Итоговое сочинение. Задание 25 «Подготовка к написанию сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ»
Этот материал поможет при подготовки к сочинению в формате ЕГЭ...
Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из способов подготовки к итоговому собеседованию».
Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из способов подготовки к итоговому собеседованию». Сочинение по картине - эт...
Рекомендации для подготовки к сочинению по русскому языку в рамках ЕГЭ
Самая сложная часть ЕГЭ по русскому языку, по отзывам учеников - это часть С. Какое же задание представлено в части С? Ребятам предлагается создать новый оригинальный текст на основе прочитанного ими ...
Методическая разработка Подготовка к итоговому сочинению по русскому языку "Семь шагов к успеху"
quot;По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Мы мое определить степень интеллектуальности человека",- утвердал Д.С.Лихачев.Вот и часть С по ...
- Мне нравится (1)