Урок - исследование. Тайна моей фамилии.
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Урок- исследование о возникновении русских фамилий.Как произошли русские фамилии, что лежит в основе из возникновения, почему некоторые фамилии связаны с именами людей, другие - названием предметов быта, третьи- с характером человека. А как произошла фамилия моя? Каждый ученик делает маленькое открытие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tayna_moey_familii.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык. 6 класс. Урок – исследование .
Тайна моей фамилии.
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси.
Цели урока:
- Познакомить с историей возникновения имён и их многообразием; расширить знания по истории, культуре, русских традициях, обычаях , сведения по исторической ономастике.
- Формировать представления об историческом происхождении и значении фамилий для каждого человека.
- Развивать мышление, творчество, речь детей.
Задачи урока:
- Воспитывать интерес к истории своего имени, фамилии, формировать уважение к своей семье, её историческим корням; интерес и бережное отношение к языковой культуре родного края;
- Способствовать объединению детей, их родителей на основе общего интереса и общей деятельности;
- Учить работе со справочным материалом.
- УУД
- Познавательные :владение всеми видами речевой деятельности, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
- регулятивные: планируют собственную деятельность ;осуществляют оценку результатов;
- коммуникативные: умение слушать , вести диалог , участвовать в коллективном обсуждении.
Оборудование: рисунки детей, презентация.
Технология учебного исследования.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Метод : частично-поисковый
Форма работы: групповая, индивидуальная.
. Ход урока.
Учитель . Ребята, к сегодняшнему уроку мы готовились долго. Каждый из вас провел небольшое исследование, отвечая на вопрос: каково происхождение моей фамилии, что она обозначает? И мы сегодня будем говорить об источниках возникновения русских фамилий, опираясь на некоторые законы языка попытаемся осмыслить ,разгадать происхождение своей фамилии.
Это увлекательная работа. Нам помогут в нашем исследовании группа ребят – историков, которые дадут нам необходимые исторические справки и группа лингвистов, которые поработали со словарями .
Предоставим слово лингвистам.
Специальный раздел науки о языке, изучающий собственные имена людей, Их происхождение, называется антропонимикой.(от древнегреческого anthropos – человек, onoma- имя).
Учитель. Каждый человек имеет свою фамилию .Почему же у людей разные фамилии?
(Слушаем выразительное чтение стихотворения Георгия Граубина « Прадеды».)
Кем был твой прадед на Руси –
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва – дёготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
А прадед был из мастеров,
Он столяром был, прадед.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись – и ты увидишь в них
Историю России.
Учитель. А что означает слово фамилия.?
Лингвисты.
Фамилия-слово многозначное.
1.Наследственное семейное наименование ,прибавляемое к личному имени.
2.То же, что и род. Старинная фамилия Род Романовых .Род Рюриковичей.( царей).
3.То же, что и семья. Всей фамилией отправились на прием. .Фамильная вещь ( то есть передающаяся по наследству).
Учитель. Так каково же происхождение русских фамилий?
Выступление историков.
Фамилии на Руси сложились не сразу. Процесс этот растянулся на несколько веков. Сначала родовое имя появилось у людей знатных: князей, бояр, богатых купцов. Затем постоянными фамилиями обзаводились городские жители: торговцы, ремесленники, то есть люди, владевшие собственностью. Они заключали между собой торговые сделки, делили наследство, для этого составлялись документы, и поэтому фамилия, подтверждавшая ответственность или права не только отдельного лица, но и целого рода, имела немалое значение. Для людей же» низкого звания «переход фамилий из поколения в поколение был необязателен.Так обстояло дело и после реформ Петра 1,введшего слово ФАМИЛИЯ и повелевшего время от времени проводить переписи населения.
Сообщения учащихся.
Источники возникновения русских фамилий.
1 ученик.
Источником многих фамилий на Руси явились мирские имена и прозвища. Например от домашних имен Малец, Малыга, Тихан, Шестак пошли распространенные фамилии Мальцев,Тихонов,Малыгин, Шестаков и производные от них.
В старые времена прозвища говорили лишь о характере человека, а становясь его вполне официальным именем, они передавались через отчество, а затем через фамилию потомкам.
Булгак ( беспокойный)-Булгаков.
Булыч (хитрый)-Булычев
Буня ( высокомерный)- Бунин
Жихарь ( удалой )- Жихарев
Зюзя( плаксивый)- Зюзин
Мичура ( угрюмый)- Мичурин
Ряха( аккуратный_-Ряхин
Лингвисты. Прозвище-название ,данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству.
2 ученик.
В старину человека нередко называли и по роду его занятий. Об этом свидетельствуют десятки современных русских фамилий .Больше всего у нас Кузнецовых, Мельниковых и Рыбаковых. Но встречаются и менее популярные фамилии, и по ним можно получить представление о профессиях,ныне забытых и неизвестных.
Например, изготовлением и продажей масла занимались предки не только Олейниковых, но и Масленниковых, и Алейниковых.: олей: растительное масло.
Фамилия Целовальников- « торговая».Целовальниками назывались люди, занимавшиеся продажей вина в розницу .Получая право на эту весьма выгодную торговлю, целовальники были обязаны целовать крест, присягая, что будут торговать честно и отдавать казне положенный процент.
Поясняются и некоторые другие « профессиональные « фамилии.
Аргунов- аргун( владимирский плотник)
Земцов - земец( пчеловод, пасечник)
Коломойцев- коломоец( рабочий,добывающий соль)
Кухмистеров-кухмистер (содержательстоловой)
Сырейщиков-сырейщик(скупщик сырого мяса)
Фурманов- фурман( извозчик)
3 учащийся.
По фамилиям можно дополнить представление о пище, одежде, домашней утвари русского человека в давние времена .Например, названия всякого рода пирогов и пирожков запечатлились не только в фамилии Пирогов, но и Сгибнев(сгибень- пирог с начинкой , Кукуев( кукуй0мясной пирог),Алабышев, Алябьев(от маленьких пирожков с разной начинкой). О совсем скудной пище крестьян напоминают фамилии Тюрин, Баландин, Похлебкин,Жижин, Бурдин.
4 ученик.
Посуда в деревенской избе в основном была глиняной. Различные сосуды носили такие названия : корчага ,балакирь, саган,гладыш. Непременный в хозяйстве пест называли толкачом, толкуном, чекмарем.Огонь добывался огнивом,или, как его еще называли мусатом. Отсюда и фамилии Мусатов,Балакирев,Толкунов.
Учитель. Вы убедились, ребята, что изучение фамилий- дело увлекательное, но и непростое. Вот как,например, образовалась фамилия известного полководца Чапаева. Дед Василия Ивановича, работая старшим на лесоповале, любил покрикивать на медлительных артельщиков. «Чепай !»- то есть «зацепляй бревно багром.»Так и получил он прозвище Чепай ,или Чапай;дети и внуки его стали Чапаевыми.
Итак, давайте подведем итоги нашего урока.
О каких источниках возникновения русских фамилий мы узнали сегодня?(Мирские имена и прозвища, род занятий человека ,от названия пищи ,орудий труда, домашней утвари.)
А ваши фамилии? Откройте секрет своей фамилии.
Дети читают свои сочинения-миниатюры - исследования. (Смотрим приложения).
Учитель. Итак, о каких источниках возникновения русских фамилий мы узнали сегодня? (Мирские имена и прозвища, род занятий человека ,от названия пищи ,орудий труда, домашней утвари.)
Ребята, а зачем нужно знать историю своей фамилии?
( Чтобы знать , как жили наши предки, какие предметы их окружали, чем они занимались, какими были.)
Работа с текстом. Спишите, озаглавьте текст. Какова его основная мысль? Докажите, что это рассуждение- размышление.
Человеку надо знать свои корни. Корни -это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад .Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела живут рядом с нами в резных наличниках, в деревянных игрушках ,диковинных храмах, удивительных песнях и сказках.
Давайте же помнить об этих корнях! Тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят наши ноги ,будет дороже, и все, что будет выходить из рук наших, будет овеяно мастерством наших предков, красотой, наполненной в веках.( Василий Песков).
Как вы понимаете слово КОРНИ?
Сделайте его лексический, фонетический и морфологический разбор. ( по рядам).
Итоги урока.
Рефлексия. (по презентации) Как я работал на уроке.ppt
Домашнее задание. ( По выбору) Сделать презентацию к нашему уроку или выписать и объяснить орфограммы из текста В.Пескова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-исследование "Энергия инфинитива, или Тайны неопределенной формы глагола"
Урок-исследование по теме "Неопределенная форма глагола" (5 класс)...
Портфолио учебного проекта "Секрет моей фамилии"
Происхождение фамилий – тема, которая всегда интересна любознательным и пытливым, а именно такие ребята учатся в нашем классе. Почти все они приняли участие в подготовке исследовательской работы...
Урок русского языка в 5 классе. Урок – мастерская Исследование «Тайны Смешариков»
Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русскогоязыка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Т...
Проект "Тайны наших фамилий"
Проект на тему "Тайны наших фамилий"...
Урок-исследование «Тайны поворота»
Внеурочное занятие по математике в 6 классе.Разработано с опорой на видео-материалы с сайта "Математические этюды"...
Исследовательский проект по этимологии «Тайна наших фамилий
Каждая фамилия имеет свою индивидуальную историю, обычно уходящую в далёкое прошлое. История фамилии — своего рода живая история. Тайна рождения многих фамилий утрачена, поэтому об их происхожде...
Волков Сергей. Тайны наших фамилий.
Проект 8 класс...