Подготовка к ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Материалы для подготовки к ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_obosoblennye_chleny_predlozheniya.docx | 27.87 КБ |
tropy-izobrazitelnye-sredstva-jazyka.doc | 28.5 КБ |
9_zachyot.docx | 14.21 КБ |
9_slozh_i_bsp.docx | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Среди предложений 1-5 найдите предложения с обособленным приложением. Напишите номера этих предложений.
(1) С нами был маленький мальчик. (2) Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночёвки в лесу и холод осенних рассветов. (3) Гораздо лучше нас, взрослых, он все замечал и рассказывал. (4) Он был выдумщик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. (5) Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. (Паустовский К.)
2. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(1) Анна Павловна Орликова, хозяйка дома, любила отдыхать в маленьком садике возле дома. (2) Тут на клумбах, обложенных вокруг камнями, цвели махровые астры, анютины глазки и маргаритки. (3) Нам даже близко к садику подходить запрещалось. (4) Увидев нас, Анна Павловна начинала кричать и звать прислугу или сына. (5) Можно было подумать, что на хозяйку напали грабители. (Коковин Е.)
3. Среди предложений 1-4 найдите предложения с обособленным приложением. Напишите номера этих предложений.
(1) Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. (2) У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. (3) Лучше не мешать. (4) Поэтому Катерина Петровна очень редко писала Насте, но думала о ней все дни, сидя на краешке продавленного дивана так тихо, что мышь, обманутая тишиной, выбегала из-за печки, становилась на задние лапки и долго, поводя носом, нюхала застоявшийся воздух.
4. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(1) Повсюду на болоте торчали обгрызенные волчатами пни, темнели вырытые в земле ямы, наполненные чёрной болотной водою, по которой во все стороны разбегались длинноногие паучки. (2) Запах звериного логова был неприятен. (3) Моя охотничья собака, зачуяв зверя, не отходила от ног, испуганно дрожала. (4) Мы шли очень тихо и осторожно, иногда переговариваясь знаками и тихим свистом. (5) На краю мохового болота, где кончался густой темно-зеленый ельник, мой спутник, деревенский охотник Вася, остановился. (Соколов-Микитов И.)
5. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(1) Ян родился через сорок лет после гибели деда. (2) Отец его редко бывал дома. (3) На своем огромном океанском теплоходе он надолго уходил в заграничные рейсы, в далекие европейские и африканские порты. (4) Ян походил на отца. (5) Светловолосый, молчаливый и застенчивый, он был крепким и сильным. (6) Гимнаст и яхтсмен, он оживлялся лишь тогда, когда разговор заходил о спорте. (Коковин Е.)
6. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(1) Вечером, накануне боя, командующий армией переговорил по телефону со своими командирами дивизий. (2) От каждого он принял доклад о том, что подготовка к наступлению закончена или будет закончена до рассвета. (3) Каждому он пожелал удачи, но не всем вполне поверил. (4) Поэтому офицеры тотчас же отправились на командные пункты частей. (5) Бригадный комиссар Уманен, член военного совета армии, ещё с утра объезжал соединения. (6) Ночью он позвонил и донес, что армия к действиям готова, но ухудшившаяся погода внушает тревогу за исход операции. (7) Командующий подтвердил, однако, приказ о наступлении. (Берёзко Г.)
7. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.
(1) Утро приветливо встретило путников. (2) Изумрудное, обрамленное тростниками длинное озеро, на берегу которого остановились, кипело жизнью, пока в синеве безоблачного неба не встало жгучее солнце. (3) Носились чайки, вдоль берега суетливо перебегали стайки малюсеньких куличков-песочников. (4) Время от времени показывались вереницы бакланов, пролетал со свистом выводок уток. (5) Изредка появлялась вдали осторожная белая цапля — красавица южных озер. (6) На воде можно было увидеть неуклюжего, грузного пеликана, стройных лебедей. (7) В тростниках над водой скрипучей песнью заливались скрытые в них крошечные камышовки, серебристыми голосами звенели стайки усатых синиц. (Зверев М.)
8. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(1) Вскоре все уже сидели в моторной лодке. (2) Только Прохор остался на причале. (3) Михаил Степанович поместился на корме у руля. (4) Илюша возился у двигателя, как настоящий моторист, быстро запустил его. (5)Если бы Прохор не видел сейчас все это своими глазами, он никогда бы не поверил, что мальчишка, почти его ровесник, может обращаться с мотором. (6) Прохор вспомнил историю с пуговицей, и ему стало досадно за себя. (Коковин Е.)
9. Среди предложений 1-8 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(1) Для Малыша наступили чудеснейшие дни. (2) За всю свою, правда, еще короткую жизнь он не имел столько благ одновременно: свободы, внимания людей, обилия пищи и питья. (3) Прежде чем попасть во двор дома номер двадцать четыре, Малыш побывал у троих хозяев. (4) Его рано оторвали от матери – ненецкой лайки, которую он вскоре забыл. (5) Некоторое время он жил у одного колхозника, невдалеке от города. (6) Малышу была предоставлена полная свобода. (7) Целыми днями он гонялся по тракту за проходящими автомашинами или лаял на старого добродушного Полкана, изредка вылезавшего из своей будки. (8) Полкан относился к щенку снисходительно, как и подобает старшему, и никогда не обижал его.(Коковин Е.)
10. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(1) Зима отступила в сады, укрылась за сараями и заборами и только по ночам осмеливалась на вылазки, перехватывала морозцем ручьи, эти неутомимые связные весны. (2) Город полнился ярмарочным гамом. (3) Одержимо, разноголосо дудели автомашины, наверно оттого, что улицы полны народу. (4) Под всеми крышами барабанила капель, во всех дворах звенели детские голоса, а над домами и дворами, над улицами и перекрестками выписывали головокружительные виражи горластые грачи. (Пришвин М.)
1. Среди предложений 1-3 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
(1) На причале человек в синей куртке ловко подхватил верёвку и потянул к себе, сноровисто перебирая её руками. (2) Верёвка была привязана к тросу, который с шумом, подняв высоко брызги, бухнулся с парохода в реку. (3) Такой же трос перебросили на берег и с кормы, и наконец пароход был привязан, или, как говорят моряки, пришвартован к причалу. (Коковин Е.)
2. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(1) Джентльмену было скучно, и он побрел на набережную посмотреть, как мальчишки ловят рыбу. (2) Любимым его развлечением было бросать в воду монетки и смотреть, как за ними ныряют ребята. (3) Кстати, у него сейчас были монеты, ему совершенно не нужные. (4) А мальчишки все равно будут нырять. (5) Этого джентльмена-бездельника все портовые ребята уже знали. (6) При его появлении некоторые из них быстро разделись. (7) Несмотря на свой ребячий возраст, это были отличные ныряльщики и пловцы. (Коковин Е.)
3. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с двумя обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
(1) Дальние горы, обвеянные синеватою мглою, реяли и, казалось, расплавлялись в истоме. (2) Легкий ветер шевелил густые травы, пестревшие разноцветными ирисами, кашкой и какими-то еще бесчисленными желтыми и белыми головками. (3) Нашим лошадям стоило повернуть головы, чтобы схватить, даже не нагибаясь, пук сочной травы с межника, - и они бежали дальше, помахивая зажатыми в губах роскошными букетами. (4) Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, точно клочки синего неба, упавшие на землю и оправленные в изумрудную зелень... (Короленко В.)
4. Среди предложений 1 – 4 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
(1) Тревожно хрустели сучья. (2) Кто-то большой, сильный шел сквозь лес, не разбирая дороги. (3) Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. (4) Сорока вскрикнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь. (Полевой Б.)
5. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
(1) Солнце уже коснулось воды, и сияющая полоса, проложенная им на море, начала розоветь. (2) Огромный земной шар, переполненный горем и ненавистью, поворачивался, и вместе с ним откатывалось от лучей солнца Чёрное море. (3) Маленький, крошечный катер, настойчиво гудя моторами, карабкался по выпуклости Земли, упрямо догоняя солнце, заваливающееся за горизонт. (Соболев Л.)
6. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными распространёнными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
(1) Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, а между ними и течет речушка, которая обозначена на карте такой голубой краской. (2) С обрыва, на котором остановился Норкин, хорошо видны мелкие камни, устилающие дно. (3) Вода, искрясь, пробегает над ними. (4) На самой середине речки стоит теленок и, отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, пьет воду, низко опустив свою безрогую голову. (Селянкин О.)
7. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(1) Едва расклюет грач зиму, едва появится первая прогалинка на солнечном склоне увала, как ноги сами несут нас в степь. (2) Скинем надоевшие за зиму валенки и ну гонять босиком в догоняшки по оттаявшей полянке, играть в лапту, в бабки или выковыривать сломанными складешками кандык — первую сладкую травку! (3) Внятен дух просыхающей земли, талого снежка, прошлогодней травяной прели и еще чего-то, отрадного сердцу, долгожданного, весеннего. (4) А кругом ещё снег. (5) Но умолкли вьюги-подерухи, отступился трескун мороз, и земля, дождавшись заветного часу, отходит. (6) С каждым днем сугробы съеживаются, оседают, отрываются друг от дружки. (7) Издали — будто гуси-лебеди присели отдохнуть и вот-вот снимутся и улетят.
8. Среди предложений 1-7 найдите предложение, в состав которого входит обособленное обстоятельство с производным предлогом. Напишите номер этого предложения.
(1) Прошло какое-то время, потом дверь открылась и вошла двенадцатилетняя Матильда. (2) Выглядела она своеобразно. (3) Костюм состоял из полосатой трикотажной кофточки, похожей на матросскую тельняшку, только с короткими рукавами, и коричневых брюк, узких в бедрах и широченных внизу. (4) Брюки эти Матильда сшила под руководством мамы и сама, невзирая на протесты Марии Даниловны, украсила их вышивкой. (5) На правом бедре у неё красовалось сердце, пронзённое стрелой, а под коленками по цветку, отдаленно напоминавшему розу. (6) На широком лице Матильды выделялся большой рот и очень большие глаза. (7) Эти глаза были карие с длинными тёмными ресницами, а стриженые волосы Матильды были светлые и жёсткие, как старая солома
9. Среди предложений 1-8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(1) Девочка ловила форель. (2) Она сидела неподвижно на камне, и река обдавала ее шумом. (3) Глаза ее были опущены вниз. (4) Но взгляд их, утомленный блеском, рассеянным повсюду над водой, не был пристален. (5) Она часто отводила его в сторону и устремляла вдаль, где круглые горы, осененные лесом, стояли над самой рекой. (6) Воздух был ещё светел, и небо, стеснённое горами, казалось только равниной, чуть озарённой закатом. (7) Но и этот воздух, знакомый ей с первых дней жизни, и это небо не привлекали ее сейчас. (8) Широко открытыми глазами следила она за вечно бегущей водой, силясь представить в своём воображении те неизведанные края, куда и откуда бежала река. (Фраерман Р.)
10. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
(1) На просеке, возле высокой муравьиной кучи, стоял нанайский мальчик Филька и манил ее к себе рукой. (2) Она подошла, дружелюбно глядя на него. (3) Возле Фильки на широком пне увидела она котелок, полный брусники. (4) А сам Филька узким охотничьим ножом, сделанным из якутской стали, очищал от коры свежий березовый прут.
1. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.
(1) День заканчивался. (2) За корявыми вершинами мертвых пихтачей багровел закат. (3) Темнело небо. (4) В просветах деревьев, освещенных костром, танцевали силуэты. (5) После ужина лагерь угомонился. (6) Съежившись от холода, у огня спали люди. (7) У возов кормились лошади.
2. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленными нераспространёнными определениями. Напишите его номер.
(1) Сверкая и искрясь, осыпался иней с древесных вершин, сбитых падением самолета. (2) Тишина, тягучая и властная, овладела лесом. (3) И в ней отчётливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса на полянку.
3. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.
(1) Чигарева они нашли в одном из блиндажей. (2) Владимир сидел, подперев ладонями давно не бритое лицо, и словно спал с открытыми глазами. (3) Он даже не шевельнулся, когда товарищи вошли и сели напротив него, пододвинув к себе коробки с пулеметными лентами. (4) Норкин осмотрелся. (5) Уткнувшись стволом в земляную стенку, стоял пулемет, словно наказанный мальчишка. (6) Ленты торчали из коробок, валявшихся по всему полу, а пулемётный чехол бесформенным комом лежал у порога.
4. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.
(1) Все эти годы, как только у девочек кончались экзамены, Арсеньевы переезжали на свой хутор. (2) С первым весенним солнышком Динка начинала считать дни, оставшиеся до переезда. (3) И каждый раз, обегая знакомые, дорогие ей местечки, удивлялась, как вырос и разросся сад, какая вкусная вода в холодном, обжигающем губы роднике, как ласково шумит ореховая аллея. (4) Динка уверяла, что даже лягушки на пруду сразу узнают ее и, раздуваясь от крика, всплывают наверх...
5. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.
(1) К кораблям быстро привыкли, как привыкают к домам, к деревьям на улице, к полосатым будкам часовых. (2) Их перестали замечать. (3) Только в те редкие ясные дни, когда над ледяным заливом подымалось белое солнце, офицеры, солдаты и жители Мариегамна жмурились от блеска кораблей, заросших инеем, и удивлялись красоте этого зрелища
6. Среди предложений 1-5 найдите предложения с обособленным определением. Напишите их номера.
(1) Было видно, как под пароходом кипит и кружит вода двух сталкивающихся течений, как далеко и грозно ходят в океане волны. (2) От правого берега, выступавшего в море, навстречу пароходу шел катер. (3) Повернувшись быстро, катер подвалил к борту, и стало видно, что в нем стоят две женщины и мужчина. (4) Женщины, смеясь, махали платками, им отвечала пассажирка, держась за стойку и свесясь в море. (5) Матросы, спустившие трап, опять увидели, как она ловко и быстро сбежала вниз. (6) Она три раза махнула платочком стоявшему на мостике капитану и улыбнулась.
7. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.
(1) Далеко тянется казенный лес. (2) Прорезают его глубокие овраги, густые ельники и заросшие крапивой чащи. (3) В середине этого леса на развилке двух дорог стоит хата. (4) Давно проржавела ее крыша, повалился плетень, засох старый колодезь. (5) Позади хаты круто сбегает вниз глухой овраг, густо заросший ежевикой и малиной. (6) На дне оврага, не смолкая ни днем ни ночью, журчит ручей. (7) Из-за густой зелени и обступивших со всех сторон деревьев хата Якова только одним боком высовывается на дорогу, словно любопытная девушка большой белой шали
8. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.
(1) Девочка осталась одна. (2) Она взглянула на солнце, которое было уже близко к закату и клонилось к вершине еловой горы. (3) И хотя было уже поздно, девочка не спешила уйти. (4) Она медленно повернулась на камне и неторопливо зашагала вверх по тропинке, где навстречу ей по пологому склону горы спускался высокий лес. (5) Она вошла в него смело. (6) Шум воды, бегущей меж рядами камней, остался за ее спиной, и перед ней раскрылась тишина
9. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.
(1) Лошади сбились в кучу и насторожились. (2) Все молчали, а ветер крепчал и скоро перешел в ураган. (3) От грохота и шума, царивших вокруг нас, создавалось впечатление, будто между бурей и мертвым лесом происходила последняя схватка. (4) И, отступая, лес стонал, ломался, падал. (5) Прошло всего несколько минут, как мощные порывы ветра пронеслись вперед, оставляя после себя качающуюся тайгу. (6) И долго слышался удаляющийся треск падающих деревьев
10. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.
(1) Как только Гиляров начинал говорить, мы, студенты, уже ничего не замечали вокруг. (2) Мы следили за неясным бормотаньем профессора, завороженные чудом человеческой мысли. (3) Гиляров раскрывал ее перед нами неторопливо, почти сердясь. (4) Великие эпохи перекликались одна с другой. (5) Нас не оставляло ощущение, что поток человеческой мысли нельзя разъять на части, что почти невозможно проследить, где кончается философия и начинается поэзия, а где поэзия переходит в обыкновенную жизнь. (Паустовский К.)
Предварительный просмотр:
Изобразительные средства (тропы)
К числу изобразительных относятся стилистические средства, которые воспроизводят, имитируют, описывают явления окружающей действительности
Эпитет – это слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.
А волны моря с печальным рёвом о камень бились. (М.Горький) Мороз-воевода дозором обходит владенья свои. (А.Некрасов). А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер. (Лебедев-Кумач)
Сравнение – сопоставление двух явлений с тем, чтобы прояснить одно из них при помощи другого.
Снежная пыль столбом стоит в воздухе – сравнение выражено творительным падежом. Впрочем, это были скорее карикатуры, чем портреты (Тургенев). Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял (Лермонтов) – сравнительный оборот. Её любовь к сыну была подобна безумию (Горький) – сравнение выражено лексически (при помощи слов «подобный», «похожий») Тихо прожил, тихо и умру, как в своё время высохнет и свалится лист вот с этого кустика. (И.Бунин) – сравнение выражено придаточным предложением со значением сравнения. «Не лещи, а поросята, - говорит наш хозяин, - а вот не клюют». (И.Северянин) – отрицательное сравнение.
Метафора – это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
Вой ветра, высокие цены, низкий поступок, горькая истина, море цветов, золото заката. Приручением животных люди занимались только на заре человеческой культуры. (Пришвин).
Метонимия - это слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями.
Я три тарелки съел. (Крылов) – не сами тарелки, а то, что в них было. Всё поле охнуло. (Пушкин) – не само поле, а люди, которые там находились.
Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
1) Всё спит – и человек, и зверь, и птица. (Гоголь) - единственное число употребляется вместо множественного.
2) Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин) – множественное число вместо единственного.
3) Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? – В крыше для моего семейства. (Герцен) – часть вместо целого.
4) Пуще всего береги копейку (Гоголь) – видовое название вместо родового, «копейка» вместо «деньги».
Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления. В сто сорок солнц закат пылал (Маяковский)
Литота – троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
Мальчик с пальчик; в двух шагах отсюда. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить… (Некрасов); Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка. (Грибоедов).
Аллегория (от греч. allegoria — иносказание)– изображение отвлечённых понятий в конкретных образах. Например, хитрость изображается в образе лисы, глупость и упрямство — в образе осла. На развёрнутой аллегории построены многие басни И.А. Крылова. Некоторые аллегории носят общеязыковой характер: Пусть всегда будет солнце (пусть неизменным будет счастье).
Ирония – иносказательные слова, в которых различные явления жизни отождествляются не по смежности или сходству, а по их контрасту. Слово «ирония» применяется для обозначения насмешливого отношения к жизни. Называя нарочно. Как бы притворно, маленькое большим, глупое умным, безобразное красивым, люди выражают своё пренебрежительное, насмешливое к ним отношение.
Ой, какой большой человек идёт! (о ребёнке). Пожалуйте в мой дворец (о маленькой комнате). Едва ли кто польстится на такую красавицу(о некрасивой женщине).
Олицетворение —такое изображение неодушевлённых или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи способностью мыслить и говорить, чувствовать.
Забормотал спросонок гром (Паустовский). Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (Пушкин).
Перифраза (или перифраз) – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Перифраза - окольная речь.
Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Ю.Лермонтова).Царь зверей (вместо лев). Холмогорский мужик = Ломоносов. Царица ночи =луна. Туманный Альбион = Англия. Северная Венеция = Санкт-Петербург.
Предварительный просмотр:
КАРТОЧКА 1
Ответьте на вопрос и выполните практическую работу.
1.Чем различаются сложносочинённые и сложноподчинённые предложения? Приведите примеры.
2. Спишите, расставляя знаки препинания, подчёркивая главные члены предложения. Нарисуйте схемы. Укажите вид придаточных предложений. Если в предложении несколько придаточных, то укажите вид связи простых предложений в составе сложного ( соподчинение: однородное/ неоднородное, последовательное)
А. Морозный воздух так обжигал что трудно было дышать.
Б. Валя проснулась оттого что в столовой мать и отец тихо позвякивали чайной посудой.
В.На задаваемые вопросы Дерсу объяснял что если в тихую погоду туман поднимается кверху непременно надо ждать затяжного дождя.
Г. Надо поймать тот час когда косые лучи начнут пронизывать лес.
Д. Когда занялась заря стало видно что погода будет хорошая.
КАРТОЧКА 2
Ответьте на вопрос и выполните практическую работу.
1.Какие средства связи в сложноподчинённом предложении вы знаете? Что общего между ними и чем они различаются?
2. Спишите, расставляя знаки препинания, подчёркивая главные члены предложения. Нарисуйте схемы. Укажите вид придаточных предложений. Если в предложении несколько придаточных, то укажите вид связи простых предложений в составе сложного ( соподчинение: однородное/ неоднородное, последовательное)
А. Земля и море погрузились в глубокий мрак так что в нескольких шагах нельзя было увидеть рядом идущего человека.
Б. Для того чтобы правдиво сыграть любую роль прежде всего нужно найти зерно художественного образа.
В. Это и была школа куда меня направили.
Г. Внимательно прочитав всё написанное Пришвиным убеждаешься что тон не успел рассказать нам и сотой доли того что превосходно видел и знал.
Д. На другой день она попросила повести её в поле которое было недалеко от села и к которому примыкал небольшой лес.
КАРТОЧКА 3
1.Ответьте на вопрос и выполните практическую работу.
Какова роль указательных слов в сложноподчинённом предложении? Приведите примеры.
2. Спишите, расставляя знаки препинания, подчёркивая главные члены предложения. Нарисуйте схемы. Укажите вид придаточных предложений. Если в предложении несколько придаточных, то укажите вид связи простых предложений в составе сложного ( соподчинение: однородное/ неоднородное, последовательное)
А. Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизор, берут в руки газеты чтобы узнать всё чем живёт наша страна.
Б. Несмотря на то что наступил ноябрь дни стояли тёплые солнечные.
В. В Пензенской области есть место где родился великий русский поэт и где провёл он своё детство.
Г. Я накинул на плечи шинель потому что несмотря на тёплый день озяб от холода и усталости и пошёл искать машину.
Д.Ноябрь месяц борьбы осени с зимой в течение которого стужи со снегом перемежаются с периодами тепла и ненастья.
КАРТОЧКА 4
1.Ответьте на вопрос и выполните практическую работу.
Какое место по отношению к главному предложению в сложноподчинённом предложении могут занимать придаточные? Приведите примеры.
2. Спишите, расставляя знаки препинания, подчёркивая главные члены предложения. Нарисуйте схемы. Укажите вид придаточных предложений. Если в предложении несколько придаточных, то укажите вид связи простых предложений в составе сложного ( соподчинение: однородное/ неоднородное, последовательное)
А.На долиной где мы ехали спустились тучи.
Б. Всё было бы спасено если бы у моего коня достало сил ещё на десять минут.
В. Юноша подумал что если бы дело шло о пустяках то он бы не противился.
Г. Он сидел и думал о том что часто приходится в жизни встречаться с хорошими людьми и что от этих встреч ничего не остаётся кроме воспоминаний.
Д.Когда Мария увидела ребят сердце её зашлось от жалости к ним.
КАРТОЧКА 5
1.Ответьте на вопрос и выполните практическую работу.
Расскажите о видах сложноподчинённых предложений. Приведите примеры.
2. Спишите, расставляя знаки препинания, подчёркивая главные члены предложения. Нарисуйте схемы. Укажите вид придаточных предложений. Если в предложении несколько придаточных, то укажите вид связи простых предложений в составе сложного ( соподчинение: однородное/ неоднородное, последовательное)
А.Из-за скалистого холма где тёк ручей возвышался другой.
Б. Мне показалось что когда мы расстались от вас веяло холодом.
В. Чем больше знает человек тем сильнее он видит поэзию земли там где её никогда не найдёт человек обладающий судными знаниями.
Г. Обласканные дети поспешно вошли в дом чтобы впервые за долгие годы скитаний поесть и уснуть в тепле.
Д. Однажды когда гудящий ветер уносил шапки и когда прятались птицы рухнула старая ель стоящая на краю поляны.
Предварительный просмотр:
ПОВТОРЕНИЕ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
Задание
Спишите, расставляя знаки препинания, подчёркивая главные члены предложения. Нарисуйте схемы к каждому предложению, определите вид сложного предложения ( сложносочинённое, сложноподчинённое, с разными видами связи), укажите вид придаточного. Если в предложении несколько придаточных, укажите вид связи ( соподчинение( однородное/неоднородное, последовательное)
- Она смеялась от всей души и смех придавал сверкающую силу её ослепительной красоте.
- Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце пока она не стала такой крепкой будто схвачена цементом.
- Лиса становилась в дыбки извиваясь прыгала вверх и припадая на передние лапы рыла ими окутывалась серебряной пылью а хвост её мягко и плавно скользнув ложился на снег красным языком пламени.
- Слышно было как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка.
- Я ждал её рассказа и молчал боясь что если я спрошу её о чём-либо она опять отвлечётся в сторону.
- Труд составляет самую крепкую и надёжную связь между тем человеком который трудится и тем обществом на пользу которого направлен этот труд.
ПОВТОРЕНИЕ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
Задание
Спишите, расставляя знаки препинания, подчёркивая главные члены предложения. Нарисуйте схемы к каждому предложению, определите вид сложного предложения ( сложносочинённое, сложноподчинённое, с разными видами связи), укажите вид придаточного. Если в предложении несколько придаточных, укажите вид связи ( соподчинение( однородное/неоднородное, последовательное)
- Она смеялась от всей души и смех придавал сверкающую силу её ослепительной красоте.
- Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце пока она не стала такой крепкой будто схвачена цементом.
- Лиса становилась в дыбки извиваясь прыгала вверх и припадая на передние лапы рыла ими окутывалась серебряной пылью а хвост её мягко и плавно скользнув ложился на снег красным языком пламени.
- Слышно было как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка.
- Я ждал её рассказа и молчал боясь что если я спрошу её о чём-либо она опять отвлечётся в сторону.
- Труд составляет самую крепкую и надёжную связь между тем человеком который трудится и тем обществом на пользу которого направлен этот труд.
- Какое утверждение является неверным?
А. В бессоюзных сложных предложениях простые предложения связываются в устной речи интонацией.
Б. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.
В. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями.
2. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.
Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовёт и манит.
- Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.
А. Нас охватило чувство страха….. (причина)
Б. Я давно написал другу письмо …..( противопоставление)
В. Раздался удар грома …. (быстрая смена событий)
4. Перестройте сложные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.
А. Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.
Б. Я повторил приглашение, но она ничего не ответила.
5. Продолжите предложение Даша задумчиво перелистывала страницы книги…., чтобы получились предложения следующих типов:
А. простое с однородными членами (без союзов)
Б. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой
В.бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую.
6. Какова роль тире в предложении Высоко над нами зашумел ветер – предвестник бурана?
А. разделяет подлежащее и сказуемое
Б. обозначает пропуск члена предложения
В. Разделяет части сложного бессоюзного предложения.
Г. Отделяет приложение.
7. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Пробовал бежать -- ноги от страха не двигались.
А. содержание одного противопоставлено содержанию другого.
Б. предложения рисуют быструю смену событий.
В.Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении.
8. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Перебрав по пальцам знакомые сёла, я обнаружил: они все стояли на реке.
А.второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом
Б.второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание
В.второе предложение распространяет один из членов первого предложения.
9. Запишите, расставляя знаки препинания предложение
Карамзин свидетельствовал язык наш выразителен не только для высокого красноречия поэзии но и для звуков сердца.
10. Прочитайте предложения ( знаки не поставлены), соотнесите номера их с буквами
А –простые предложения, Б – сложносочинённые , В—сложноподчинённые, Г—сложные бессоюзные.
- Несмотря на тёплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени.
- Волнистые облака рассеялись и стало жарко.
- До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в лугу носили завтрак.
- Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
- Дрозд ранняя перелётная птица появляющаяся в конце марта – первой половине апреля.
- Не спится няня здесь так душно.
- Поля и луга обращённые росою и туманом в бесконечные озёра мало-помалу исчезали во мгле ночи звёзды острым своим блеском отражались в реке.
- Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце.
- Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.
- Каждый цветок был похож на настоящий знакомый мне мак и от них пахло весной.
ПОЭЗИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
- Задание: прочитайте стихотворение «Дума» , а также высказывание В.Г. Белинского, Ю.М. Лотмана, письменно ответьте на вопросы.
«Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорблённого духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснее физической смерти!.. И кто же из людей нового поколения не найдёт в нём разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него своим воплем, своим стоном». ( В.Г. Белинский)
А) Что не удовлетворяет М.Ю. Лермонтова в современной ему жизни?
Б) Согласны ли вы с В.Г. Белинским в том, что «Дума» наполнена высоким эмоциональным накалом?
«Личную трагедию Лермонтов осмыслил и трагедию поколения. Уже в первой строчке…лирическое «я» становится … частью обличаемого целого («наше»). Всё то, что присуще поколению, присуще и автору, и это делает его разоблачение особенно горьким». (Ю.М. Лотман)
В. Почему разоблачение современного Лермонтову поколения становится особенно горьким?
Г. Оставляет ли «Дума» в читателе безотрадное чувство при всей беспощадности своих конечных выводов? Обоснуйте свой ответ.
2. Задание: прочитайте стихотворение «И скучно, и грустно…», а также высказывание В.И. Коровина, письменно ответьте на вопросы.
«В стихотворении «И скучно, и грустно…» Лермонтов погружён во внутренний мир, который он делает объектом анализа… Это настроение, охватившее передовых людей его поколения после разгрома декабрьского восстания. Это мысли, полные внутренней музыки, произнесённые тихим голосом для себя». (В.И. Коровин)
А. Какое настроение охватило Лермонтова и его современников после разгрома декабрьского восстания? Приведите примеры из текста.
Б.Возникло ли у вас при чтении стихотворения впечатление, что «это мысли, произнесённые тихим голосом для себя»?
3. Творческое задание: напишите небольшое сочинение-эссе на тему «Дума о моём поколении». Отметьте в нём достоинства и недостатки ваших современников, используя приёмы публицистического стиля. За основу возьмите мысли, высказанные поэтом в стихотворениях «Дума», «И скучно, и грустно…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тестовые задания « Подготовка металлических поверхностей под простую и улучшенную окраску», «Подготовка деревянных поверхностей под штукатурку».
Тестовые задания,которые проводятся в конце четверти....
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике
Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....
Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси
Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...
Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.
Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....
Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка
Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...
Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени
Контрольно-переводные нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...