Фразеология
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)
Конспект занятия предназначен для обучающихся 5 класса, его можно использовать как на уроке русского языка, так и на логопедическом занятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия для 5 класса на тему:
«Фразеологизмы».
Задачи:
Коррекционные:
-развивать логическое мышление;
-развивать память, внимание;
-пополнять словарный запас
Образовательные:
-познакомить с понятием «фразеологический оборот»;
-научить использовать их в своей речи;
-формировать навык согласования слов в словосочетаниях;
-познакомить с фразеологическим словарём.
Здоровьесберегающие: работа над мелкой моторикой
Воспитательные:
-воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам;
-воспитывать усидчивость и самостоятельность.
№ слайда | Содержание работы |
Слайд 1 | Тема занятия: «Фразеологические обороты». |
Слайд 2 | Как рождаются фразеологизмы ? Живут-поживают слова, ими постоянно пользуются люди в своей речи. В какой-то момент слова сливаются в неделимые сочетания-фразеологизмы. |
Слайд 3 | Давайте посмотрим как это происходит. В русском языке существуют слова, например: за, пояс, заткнуть. Они могут употребляться в составе свободных сочетаний слов, например: заткнуть рот, завязать пояс и т.д. Но только выражение заткнуть за пояс является фразеологизмом со значением: превзойти кого-либо в чём-либо. |
Слайд 4 | Что же такое фразеологический оборот? Запишем определение в тетради. Фразеологический оборот- устойчивые сочетания, в которых без изменения смысла нельзя заменить слова, называются несвободными сочетаниями, или фразеологизмами, фразеологическими оборотами, выражениями (по-гречески phrases (фрасис) значит «выражение ) |
Слайд 5 | Толкование фразеологических оборотов можно посмотреть в специальном словаре, который так и называется фразеологическим. Давайте попробуем сами объяснить значения фразеологических оборотов:
(учащиеся почереди дают свои объяснения) |
Слайд 6- слайд 12 | Работа с фразеологическим словарем.
Если сделал что-то не так, как полагается, наоборот, перепутал- в таких случаях скажут: шиворот – навыворот. Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперёд на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.
Шум, гам, беспорядок, суматоха. В старой Руси избы часто топили «по-чёрному»: дым уходил не через печную трубу (её вообще не было), а через специальное окошко или дверь. И по форме дыма предсказывали погоду. Идёт дым «столбом»-будет ясно, «волоком»- к туману, дождю, «коромыслом»-к ветру, непогоде , а то и буре.
Всё наоборот, всё не так, как раньше, кувырком. Тормашить- во многих русских губерниях это слово обозначало «ходить». Значит, «вверх тормашками»- это всего-навсего «верх-ходилками», «вверх ногами».
Разоблачать чьи-нибудь тёмные делишки. Когда-то говорили «выводить рыбу на чистую воду». А если рыбу, то всё понятно: в зарослях камыша или там , где в иле тонут коряги, попавшаяся на крючок рыба легко может оборвать леску и уйти. А в прозрачной воде, над чистым дном- пусть попробует. Так и разоблачённый жулик: если все обстоятельства ясны, от расплаты ему не уйти.
Значит, сильно перепугался человек. Но вот что за «дыб» такой? Оказывается «стоять дыбом»- это стоять на вытяжку, на кончиках пальцев. То есть, когда человек пугается, у него волосы словно на цыпочках на голове стоят.
Незадачливый, плохой мастер. Кислые щи- немудреная крестьянская еда: водичка, да квашеная капуста. Приготовить их не составляло особых Трудностей. И если кого-нибудь называли мастером кислых щей, это означало, что ни на что путное он не годен.
Пустословить, заниматься бесполезной болтовней. Лясы (балясы)-это точеные фигурные столбики перил у крылечка; изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. А умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню. |
Слайд 13 | Записать в тетрадь Подберите картинку к фразеологизму и дайте толкование.
|
Слайд 14 | Пальчиковая гимнастика
|
Слайд 15 | Запись в тетради. Запишите в два столбика: в правый-отрицательная, в левый- положительная оценка человека с помощью фразеологизмов. - нем как рыба; -мухи не обидит; -на вес золота; -ни рыба ни мясо; -ходячая энциклопедия; -мастер на все руки; -не видит дальше своего носа; -стрелянный воробей; -мелко плавает; -в сорочке родился; -стрелянный воробей; - из рук всё валится; -человек с большой буквы; -душа компании; -козёл отпущения; -заячья душа; -семь пятниц на неделе; -Божий одуванчик; -мокрая курица; -серая мышь. |
Слайд 16 | Закончите фразеологизмы, основанные на сравнении человека с животными, пользуясь картинкой-подсказкой. Запишите в тетради |
Слайд 17 | Закончите фразеологизм, используя слова для справок:
слова для справок: Кот, медведь, мышь, селёдка, баран, рыба, козёл, корова |
Слайд 18 | Подведём итоги.
|
Слайд 19 | Оцени свою работу. (дети выбирают таблички) Сегодня мы работали:
|
Слайд 20 | МОЛОДЦЫ! -Какое задание вам понравилось больше? -Какое задание показалось самым трудным? Сегодня вы не сидели сложа руки, а работали в поте лица! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка "Лексика.Фразеология"
Урок -повторения и обобщения материала и подготовки к ЕГЭ с использованием ИКТ....
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/17/picture-13787.jpg)
Презентация "Фразеология. Задания для самостоятельной работы".
Данная работа может быть использована учителем на обобщающих уроках в 5-6 классах по теме "Фразеология"....
лексика и фразеология
На данном уроке повторяются и закрепляются основные темы раздела "Лексика и фразеология". На уроке ведётся подготовка к ЕГЭ по русскому языку, а также проводится индивидуальная работа с детьми, имеющ...
Презентация к внеклассному мероприятию "Фразеология- зеркало жизни немецкого народа".
Данный материал посвящён сопоставительному изучению фразеологизмов немецкого языка, так как для изучения немецкого языка как иностранного важно знать не просто эквиваленты фразеологизмов двух языков, ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-32556-1410865447.jpg)
Повторение по теме "Лексика. Фразеология" (урок-игра по русскому языку в 6 классе)
Данный урок является закреплением темы "Лексика. Фразеология". Материал подобран в соответствии с темой....
фразеология
презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/24/picture-36194.jpg)
Обобщающий урок "Фразеология"
Данная презентация может быть использована в качестве обобщения изученного материала по теме "Фразеология". Разнообразные задания заинтересуют учащихся и помогут им закрепить полученные знания н...