Методические рекомендации проектно-значимой работы сочинения-рассуждения разной тематики на ОГЭ.
проект по русскому языку (9 класс)

Н.Е. Дмитриева

Методические рекомендации проектно-значимой работы сочинения-рассуждения разной тематики на ОГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Методические рекомендации проектно-значимой работы сочинения-рассуждения разной тематики  на ОГЭ

Дмитриева Наталья Евгеньевна,

Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 14  г.о. Подольск

Введение.

Повышение объективности результатов государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений во многом определяется качеством экспертной проверки предметными комиссиями выполнения заданий с развернутым ответом.

Третья часть работы содержит творческое задание (Задание 15), которое проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст: воспитание культуры доказательного аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей современной школы.

Умение аргументировать собственные высказывания оказывается недостаточно сформированным у выпускников девятых классов. Чтобы результат проверки был положительным, необходимо научить девятиклассников правильно писать сочинение на любую тему, четко  выстраивать свои мысли в письменной работе, умело использовать доказательную базу.

В «Учебно-методических материалах для подготовки экспертов предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом Государственная итоговая аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2015 г.» отмечается, что сочинение-рассуждение проверяет, прежде всего, умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста. Это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи – «рассуждение» и строиться по определённым композиционным законам. При этом особое внимание уделяется умению экзаменуемого аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст.

Стоит обратить внимание на то, что все эти умения будут востребованы в ходе дальнейшей учебной деятельности выпускников, а также при сдаче ЕГЭ. Именно поэтому критерии оценивания этого вида работы максимально приближены к критериям оценивания задания 25 ЕГЭ.

В связи с тем, что в 2015 году к заданию по написанию сочинения на лингвистическую тему (15.1) добавились ещё два (15.2 – объяснение смысла фрагмента текста и 15.3 – толкование значения слова), очень важно проработать все шаги, которые необходимо выполнить  экзаменуемым.

Так как сочинение-рассуждение 15.2 и 15.3 появились в КИМах  в 2014-2015 учебном году, то и методических разработок по данному виду сочинений немного. Этим объясняется актуальность настоящей работы.

Целью предлагаемой методической разработки является составление алгоритма сочинений-рассуждений  разной тематики на ОГЭ в 9 классе, опираясь на различные пособия по подготовке к написанию творческого задания по русскому языку [1], [3], [5], [7] и на собственный опыт работы.

Практическая значимость работы в том, что она будет интересна учителям-филологам, работающим в 8-9 классах и поможет им выстроить работу по написанию сочинения- рассуждения на ОГЭ по новым требованиям.

1.1. Опыт написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1).

По написанию сочинения на лингвистическую тему есть достаточное количество разработок. Прежде всего, хочется отметить материалы Г.Т. Егораевой, где очень четко прописаны многочисленные варианты использования лингвистических доказательств, логических переходов, анализ текстов с точки зрения лингвистики.  Помимо этого в журнале «Русский язык в школе» №12 2013 г. размещена статья А.Г. Нарушевича «Интерпретируем, анализируем,  аргументируем. Пишем сочинение на лингвистическую тему».  В ней автор простраивает алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

А.Г. Нарушевич  при работе с сочинением-рассуждением на лингвистическую тему предлагает помнить о правиле шести шагов:

  • Шаг 1. Внимательно читаю высказывание
  • Шаг 2. Выделяю в нём слова, связанные с лингвистикой
  • Шаг 3. Перечитываю текст
  • Шаг 4. Пишу вступление
  • Шаг 5. Пишу основную часть
  • Шаг 6. Пишу заключение

Он также предлагает следующий алгоритм сочинения этого вида:

  • Внимательно читаем высказывание
  • Выделяем в нём слова, связанные с лингвистикой
  • Определяем, какие  языковые средства  следует искать  в тексте
  • Находим в тексте Пример 1 и Пример 2 и определяем их роль

При написании данной разновидности сочинения-рассуждения  от ученика требуется:

  • истолковать смысл высказывания автора, прокомментировать его слова;
  • найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, упомянутых (или подразумеваемых) в цитате и определить их роль в тексте;
  • аргументировать в сочинении свой ответ  найденными примерами из прочитанного текста;
  • логично выстроить всю работу и грамотно её написать.

В «Учебно-методических материалах для подготовки экспертов предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом Государственная итоговая аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2015 г.» говорится о том, что данный вид работы нужно воспринимать как тестовое задание, поэтому оно и оценивается по критериям. Даже если в целом оно и не представляет определенной смысловой ценности, он должно оцениваться по определенным критериям, которые можно найти в демоверсии.

Г.Т.Егораева предлагает следующий пошаговый анализ текста при написании сочинения-рассуждения 15.1. Методика «шаговых приемов» включает:

1. Тезис (высказывание о роли лексики и грамматики)

2. Аргумент (лексика), его иллюстрация

3. Аргумент(грамматика), его иллюстрация

4. Вывод

1.2.Написание  сочинения-рассуждения 15.2 (объяснение смысла фрагмента текста)

Сложность задания заключается не только в том, что девятиклассники только начинают осваивать культуру доказательного высказывания, но и в том, что тезис в задании не сформулирован, а выступает как самостоятельный ответ на вопрос тестового задания, связанный с пониманием основной темы, проблемы, идеи. 

При написании сочинения-рассуждения, связанного с пониманием смысла фрагмента текста Н.А.Нефедова, зав. методической лабораторией русского языка и литературы Московского института открытого образования предлагает следующее:

  1. Содержательный анализ текста

Цель – формирование и проверка умения находить в тексте примеры-аргументы как обоснование конкретного тезиса.

  1. В задании требуется выбрать предложения, в которых есть информация, необходимая для обоснования ответа на заданный по содержанию текста вопрос.

Алгоритм работы ученика:

  1. Ответить на вопрос (тезис). Например, тезис, сформулированный учеником: В тяжелые годы войны, которые мальчик воспринимал как временную жизнь, книга возвращала его в довоенную, мирную жизнь с ее постоянством.
  2. Тезис-цитата из текста: Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о постоянстве?
  3. Выбрать пример-аргумент, тематически связанный с ответом ученика (тезисом) и аргументирующий его. (8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.

4.Финал как смысловой центр произведения.  В основе методики развития умений интерпретации текста лежит представление об особой роли финала (предложения, близкого к финалу), финал является смысловым центром (формулированием, выражением авторской мысли).

У Г.Т. Егораевой мы видим  похожий, но более аргументированный подход к написанию данного вида сочинения-рассуждения.

1) Вступление.

Раскроем тему текста и сформулируем тезис:

2) Приведём аргументы, используя вводные слова.

          Во-первых, (предложения № _).

         Во-вторых,.. (предложения №).

3) Вывод. 

     Следовательно,.. 

1) Вступление.

Раскроем тему текста и сформулируем тезис:

       Филателия – интереснейшее занятие.  Рассказывая о поступке сына, автор утверждает:  «У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому».

2) Приведём аргументы, используя вводные слова.

          Во-первых, человек, увлеченно занимающийся собиранием марок и изучающий их, значительно расширяет свой кругозор  (предложения 13, 16).

         Во-вторых, хорошая коллекция стоит дорого (предложения 10-11), и на деньги, вырученные от её продажи, можно путешествовать по разным странам.

3) Вывод.

     Следовательно, великодушно подарив мальчику-инвалиду свой альбом, сын дал и ему возможность порадоваться этому миру, в котором нет ничего ценнее доброты и сострадания.    (74 слова)

В её множественных пособиях как печатных, так и электронных, можно найти достаточно подробную методику по написанию данного вида сочинений.

  1.  Написание сочинения-рассуждения, связанного с объяснением слова (15.3).

Задание в КИМе  звучит так:

    Как Вы понимаете значение слова_________?

 Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое_______», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 

Данный вид сочинения-рассуждения  девятиклассникам предлагается впервые. Практически мы не встречаем разработок или методических указаний по написанию такого сочинения.  Только у А.Г. Нарушевича можно встретить советы для учителя и ученика, необходимые при работе  над подобным сочинением.

Он предлагает  такую композицию сочинения:

  • Вступление.  Толкование значения слова
  • Комментарий
  • Первый пример (из текста)
  • Второй  пример  (из  текста или из опыта)
  • Вывод

Критерии оценивания данного задания во многом похожи на сочинение-рассуждение 15.2., но  имеются  и существенные отличия. Например С3К1, С3К2

Способы толкования слов могут быть следующими:

  • 1. Перечисление основных признаков, составляющих понятие.

Доброта – это душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

  • 2. Перечисление синонимов.

Человечность – это внимательность, чуткость, гуманность.

  • 3.Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие.

Человечность – это готовность помогать людям, не обижать их словом и делом, понимать и прощать чужие слабости.  

При формулировании комментария нужно использовать вводные слова, речевые клише, хотя учителей часто упрекают в «одинаковости»  сочинений.

«Клиширование» вполне допустимо при выполнении данного задания. В разных частях сочинения можно использовать предложенные речевые клише.

  • Автора цитаты мы можем назвать по-разному:  автор высказывания, филолог, журналист ,писатель, публицист      
  • Его деятельность также можно передать различными  словами: утверждает, считает, пишет, рассуждает. 
  • Кроме существительного высказывание,  можно использовать слова  цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова. 
  • Оценка высказывания может быть передана словами понятно, справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно. 

Между частями сочинения необходимы логические переходы, которые повлияют на смысловую ценность сочинения-рассуждения.

В окончательном варианте сочинение-рассуждение 15.3 может выглядеть примерно так.

Вступление. Толкование значения слова

Слово «человечность» обозначает одно из важнейших  качеств человека: стремление помочь тому, кто оказался в беде, не обижать окружающих словом или делом, уважать человеческое достоинство.

  Комментарий

Я считаю, что в наше время это одно из самых важных слов: люди часто думают только о себе, о своей выгоде, забывая о том, что окружающие нуждаются в доброте и заботе. Каждый хочет, чтобы в нем видели и уважали человека.

  Логический переход. Пример из текста

В тексте А.И. Куприна можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Доктор Пирогов совершил человечный поступок, когда помог семье Мерцаловых, оказавшейся на грани нищеты, причём сделал это очень тактично, не обидев бедняков высокомерием. Не случайно рассказ назван «Чудесный доктор». Герой совершает чудо человечности, спасая людей своей заботой. Как видно из предложений 12, 25.  

Логический переход. Пример из опыта

Проявления человечности мы часто встречаем и в повседневной жизни. Например, не так давно мои родители  перечисляли деньги для беженцев с Украины, потому что хотели помочь людям, оказавшимся в страшной беде.  

Вывод

Таким образом, «человечность» - это одно из тех слов, которые учат нас уважать людей, помогать им. Проявляя человечность, каждый из нас становится чище и лучше - становится настоящим Человеком.

Получается следующая канва, которая послужит упорядочению мыслей и поможет обучающимся написать правильно сочинение-рассуждение в соответствии с критериями и требованиями экспертов при проверке.

Вступление. Толкование значения слова

1.Слово «________» обозначает___________________________________.

2.Мне кажется, что слово  «________» обозначает____________________.

3. Что такое «_________»? Как можно объяснить данное слово?

По-моему, это __________________________________________________.

Комментарий

1. Я считаю, что в наше время это одно из самых важных слов, потому что (с опорой на текст или на личный опыт)__________________________.

2. На мой взгляд, данное слово стало очень актуальным в наши дни, так как_________________________________________________________________.

3. По мнению средств массовой информации (Как утверждают средства массовой информации)_______(можно указать конкретное название газеты, журнала, передачи)___________________________________________________.

Логический переход. Пример из текста

1. В тексте ______(фамилия, имя, отчество автора текста) можно найти пример, подтверждающий мою мысль.(Указать номера предложений)

2. Неслучайно в тексте________(Ф.И.О. автора) в предложениях №_____ говорится________, что подтверждает мысль о важности данного слова.

3. Подтверждение моему рассуждению можно увидеть в предложениях №_____ (возможно цитирование)

Логический переход. Пример из опыта

1.Проявление __________ мы часто встречаем и в повседневной жизни. (Пример из личного опыта, из телепрограмм, из художественны фильмов, из прочитанных книг, моделирование жизненной ситуации)

2.Значение данного слова подтверждается и жизненными фактами._______(примеры).

3.Это понятие стало одной из нравственных ценностей (добродетелей, мерилом) в мире людй (общества, человечества)_______(пример)_____.

Вывод

1.Таким образом, «_________» –  это одно из тех слов, которые учат нас __________________________(чему?).

2. Значит, «________»  стало неотъемлемой частью нашей жизни. Оно помогает нам понять_______(что?)

3. Следовательно, «________»   – это такое понятие, которое делает нас_____(какими?)

В этой форме даны несколько вариантов каждой части сочинения-рассуждения, что поможет создать относительное разнообразие экзаменационных работ. Для сильных ребят, с широким кругозором, она поможет не уйти в сторону от критериев и требований экспертов, а  менее сильным позволит выполнить задание с наименьшими потерями.

Заключение

Требования к освоению основной образовательной программы выражаются в личностных, метапредметных и  предметных результатах.

Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета – знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, ценностей.

Метапредметные результаты – это освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов; способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Личностные результаты  представляют собой   сформировавшуюся в образовательном процессе систему ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

И сочинение-рассуждение на ОГЭ позволяет говорить о развитии и формировании данных результатов. Совершенствование работы над текстом позволит обучающимся в дальнейшем легко сдать ЕГЭ и не только по русскому языку.

Данный материал представляет как обобщение авторского опыта по написанию сочинения-рассуждения,  так и опыта ведущих специалистов в области подготовки к ОГЭ.

Литература

1. Егораева, Г.Т. Русский язык. Подготовка к выполнению части 3 (С). Практикум.[Текст]/ Г.Т. Егораева. – М:. Экзамен, 2012. –  с.96

2.  Бисеров, А.Ю. Русский язык. ГИА, ЕГЭ. Нормы оценки знаний. 2010. .[Текст]/ А.Ю. Бисеров. – М:. Эксмо, 2010. – С.156 – 150

3. Гостева, Ю.Н. Русскийязык. 9 класс. ОГЭ (ГИА-9) .[Текст]/Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Г.Т. Егораева . 2015г.

4.Кузнецова, И.А. Русский язык. ОГЭ. Сдаем без проблем! .[Текст]/ И.А. Кузнецова. – М:.Эскмо, 2014. –  С.160-184

5. Нарушевич, А.Г. Интерпретируем, анализируем, аргументируем. Пишем сочинение на лингвистическую тему. А.Г. Нарушевич// Русский язык в школе. 2013, №12

6.Нарушевич,А.Г.  Методика подготовки учащихся к написанию сочинения
на ОГЭ по русскому языку.
 http://mmoruli.rusedu.net/gallery/7146/metodika_podgotovki_soch_oge.pptx

7. Нефедова,Н.А.  Методические рекомендации  по написанию сочинения-рассуждения.

 http://refdb.ru/look/2632024.html

9. Сумина, О. Г., Методика самостоятельной подготовки к ОГЭ (ГИА) по русскому языку. Рабочая тетрадь. .[Текст]/ О.Г. Сумина, 2014.

10. Интернет-ресурсы:

1.http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text=&etext=622.

2. http://prezentacii.com/po_russkomu_yaziku/9234-pamyatka-dlya-napisaniya-sochineniya-rassuzhdeniya.html

3.http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text=&etext=622.wkkorZ84FWKNcwLp8UgN9c4H9mwqpDRGPBP4EL-c0-

4.http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text=&etext=622.f6mErf3Bq9DVqZtlx6DgQD0V3SmnGElyLiFAaHpQX8DG9koJHzAgX9PaujdaCkJ-ocnR05tZcDQqwtB1bhky-

Приложение №1

Речевые клише к сочинению-рассуждению 15.1

Вступление.

  • Автор пишет о...
  • В высказывании ... говорится о...    Действительно...
  • Как отмечает... 
  • Бесспорно мнение автора о том, что...
  • Я полностью согласен с ...
  • Не могу не согласиться с ...
  • Я поддерживаю мнение...
  • Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
  • Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

Основная часть.

  • Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…
  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № …
  • Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения ..
  • Пример можно найти в предложении № …
  • Рассмотрим предложение... В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как...
  • Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…
  • Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…

Заключение.

  • Таким образом, итак, в заключение, как видим…
  • Итак, можно увидеть, что…
  • Нам удалось доказать, что...
  • В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
  • Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

Приложение 2.

Композиция сочинения- рассуждения по Г.Т. Егораевой

1) Вступление. Раскроем тему текста и сформулируем тезис:

       Целеустремленность и сила воли – вот что превращает слабого в сильного. Такой человек точно знает, чего хочет, и обязательно достигнет своей цели. Поэтому прав рассказчик, говоря о Бычке: «…Этот непременно доплывет. Не завтра, так послезавтра...».

2) Приведём аргументы, используя вводные слова.

          Во-первых, мальчик отчаянно смел, несмотря на физическую неподготовленность и слабое зрение (предложение 7).

         Во-вторых, он борется до последнего, и, лишь случайно оставшись в живых, всё равно не отступает от задуманного (предложения 35-40). Даже местные мальчишки, раньше презиравшие его, не могли не признать в нем равного по силе духа, а потому приняли Бычка в своё общество.

    3) Вывод.

         Таким образом, рассказчик убеждает нас в том, что упорство и целеустремленность помогают достичь успеха в любом деле.

Содержание.

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . .. . .  .  . . .3

1.1 Опыт написания сочинения-рассуждения на

лингвистическую тему (15.1). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

1.2 Написание  сочинения-рассуждения 15.2 (объяснение смысла фрагмента текста). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.3 Написание сочинения-рассуждения, связанного с объяснением

слова (15.3). . . . . . . . . . . . . . … . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . 6

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

Литература. . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . 10

Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

                                                ГБОУ ВО МО

                  Академия социального управления

                       Проектно-значимая работа

«Методические рекомендации написания

                                           сочинения-рассуждения ОГЭ».

                               Выполнила: Дмитриева Наталья Евгеньевна

         Проверила к.п.н. зав.кафедры филологии Левитская Н.А.

                                             2017г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы по развитию информационно - коммуникативной компетенции школьников на основе работы над сочинением с элементами рассуждения (раздел «Письмо») на уроках английского языка в старших классах.

Концепция модернизации российского образования на период 2011-2012 года предполагает переход школьного образования от формально – знаниевой к личностно – деятельной парадигме. Она определяет и новое к...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при работе с учебной, дополнительной и справочной литературой и при составлении схем, тезисов, конспектов

Даанные методические рекомендации помогают сформировать умения работать с дополнительной и справочной литературой, электронными словарями и энциклопедиями, воспитывать культуру чтения; ознакомить с ви...

Методические рекомендации выполнения практических работ «Работа в СУБД Access"

Методические рекомендации по проведению практических работ   профессионального модуля ПМ.01 «Ввод и обработка цифровой информации. Учебная практика», отражают раздел «Работа в среде системы ...

Методическая разработка: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Данная программа написана для учащегося эстетического отделения Точенова Вячеслава  (диагноз ДЦП), поступившего в НДШИ в 2006 году по рекомендации Российского реабилитационного центра «Детство» и...

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...

Методические рекомендации по созданию олимпиадной работы: сочинения-рассуждения. Московская метапредметная олимпиада "Не прервется связь поколений"

Методические рекомендации по созданию олимпиадной работы: сочинения-рассуждения. Московская метапредметная олимпиада "Не прервется связь поколений"...

Методическая разработка "Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Важным стало не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, но и ф...