Урок по теме: «Местоимение и другие части речи».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цели урока: привести в систему знания о местоимении как части речи. Проверить, как умеют употреблять местоимения в своей устной и письменной речи, т.е. пользоваться речевыми и орфографическими правилами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mestoimenie_i_drugie_chasti_rechi.docx | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Местоимение и другие части речи».
Ход урока.
1 слайд. 1. Вступительное слово. Организационный момент.
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть весна прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно,
Ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы на уроке.
2. Послушайте стихотворение.
Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.
П. Чесноков.
О какой части речи говорится в стихотворении?
Назовите тему урока. О чём мы сегодня будем с вами говорить на уроке?
2 слайд. В русском языке существует специальная часть речи - это местоимение. Каждое местоимение – загадка. За ним может скрываться множество слов. Он – это и папа, и брат, и мальчик, и мужчина, и одноклассник, и друг. Вот какая необычная часть речи.
3 слайд. Сформулируйте цель урока.
Сегодня на уроке мы с вами должны привести в систему знания о местоимении как части речи. Проверить, как вы умеете употреблять местоимения в своей устной и письменной речи, т.е. пользоваться речевыми и орфографическими правилами.
4 слайд. Откройте тетради, запишите Десятое апреля. Классная работа. Повторение по теме “Местоимение”).
3. Начнём приводить в систему ваши знания о местоимении с разминки «Самый внимательный»
Учитель читает стихотворение. О каком местоимении идет речь в стихотворении?
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так.
Перво-наперво решительно
Скажет вам моя семья,
Что, конечно, Именительный –
Это я и только я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня
И не зря. Падеж Родительный
Для кого? А для меня!
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне,
И дают подарки,
Дательный –
Это значит – только мне!
Не смотрите подозрительно
У меня родня – броня!
И запомните: Винительный
Не касается меня.
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!
Нет, друзья, падеж Творительный
Сотворен совсем не мной!
Ждете, видимо, Предложного?
Новых данных обо мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне! («Русский язык в школе») Определите разряд этого местоимения.
5 слайд. 4. Предлагаю посмотреть видеоролик, который поможет нам в выполнении заданий.
Что о местоимении помог нам вспомнить видеоролик? В чём заключается необычность местоимений? Дайте определение местоимения как части речи.
6 слайд. 5. Знание разрядов местоимений пригодится нам при выполнении следующего задания. Выполним цифровой диктант.
Учитель читает предложения, учащиеся на слух определяют местоимения и их разряд, обозначая их соответствующей разряду цифрой (цифры зафиксированы на слайде).
1 – указательное
2 – относительное
3 – отрицательное
4 – неопределенное
А дома отец с матерью встречного и поперечного о детях спрашивали; никто ничего не знает.
Опять на то же место вышла.
Если бы вы знали, сколько птиц прилетело в наши края!
В такую ночь невозможно уснуть.
Ну да нечего делать, прошлого не воротишь.
Вдруг что-то шлепнуло посреди тихой заводи.
Выдра направлялась с живой рыбой во рту к густому кустарнику, которым был покрыт берег.
Если за день ничему не научился, зря прожил день.
7 слайд. Код: 3, 1, 2, 1, 3, 4, 2, 3
6. Разминка (улыбнулись, потянулись).
7. Повторим вопросы, связанные с правилами правописания неопределенных местоимений, отрицательных местоимений с приставками не-/ни-, местоимений с предлогами. Запишите словосочетания.
Некого винить, кого-то увидел, с кем-то говорил, кое-что спросить, сказать кому-либо, никого не было, не с кем поделиться, некоторые люди, кое-кто из малышей, никому не сказал, нечего делить, отдать кому-нибудь.
8 слайд. Проверьте себя.
Почему эти местоимения называются неопределёнными?
Когда в отрицательных местоимениях пишется приставка не , а когда ни? (Под ударением не, без ударения ни).
8. Игра. Ответьте отрицательно на вопросы, используя отрицательные местоимения.
Кем ты хочешь стать в будущем?
О чём ты мечтаешь?
Чей это карандаш?
К кому ты сегодня пойдёшь в гости?
С кем ты вчера играл во дворе?
Сколько у тебя сегодня «5»?
В какую сторону ты пойдёшь?
С чем ты пришёл в школу?
Кто завтра пойдёт в поход?
9. Выборочный диктант.
Запишите неопределенные и отрицательные местоимения в три колонки, графически обозначая условия написания.
Беседовал кое с кем, ничем не интересуется, что-то зазвенело, кое-кого не было, никаких препятствий, кто-нибудь встретит, никто не замечает, ни у кого не вызывал восхищения, к кому-то принесли, нечего раздражаться, ни с кем не говорил.
Обменяйтесь тетрадями.
9 слайд. Взаимопроверка диктанта учащимися (работаем парами).
10 слайд. Физминутка
11 слайд. 10. Фронтальный опрос.
12 слайд. 11. Объясните значения следующих фразеологизмов, какие местоимения здесь использованы? Задание ВПР, с которым не все справляются.
Читать про себя – молча, не вслух
Владеть собой – уметь сдерживать волнение, сохранять хладнокровие
Судить по себе - со своей позиции объяснять поступок другого.
Уйти в себя – Быть занятым своими мыслями; углубляться в свои мысли, не замечая окружающего. Замкнуться.
Не похож на себя – выглядит как - то странно, необычно, непривычно, не такой как всегда.
Себе на уме – скрывать свои мысли, чувства от окружающих.
13 слайд. 12. Ребята, местоимения употребляются в художественных произведениях, в пословицах, но в разговорной речи мы употребляем местоимения чаще всего.
И иногда неверно. Поэтому при устных ответах, в разговоре мы всегда должны следить за тем, как и что мы говорим, особенно, как мы употребляем местоимения.
Перед вами предложения, в которых есть речевые недочёты. Ваша задача исправить эти недочёты и переписать предложения в исправленном виде.
Девочка увидела свою собаку, которую долго искала. Она обрадовалась и завиляла хвостом. (девочка или собака)
Коля просил передать Вите, что он приглашён на день рождения. (Коля или Витя)
Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а велел содрать с него шкуру. (с медведя или с Дубровского)
Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх. (голову или шапку)
Проверим, что у вас получилось.
Девочка обрадовалась, когда увидела свою собаку, которую долго искала, собака завиляла хвостом.
Коля просил передать Вите, что его пригласили на день рождения.
Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а велел содрать с медведя шкуру.
Мальчик снял с головы шапку и подбросил её вверх.
Из приведенных примеров следует, что неправильное использование местоимений приводит к двусмысленности или нелепостям в тексте. Следует избегать подобных ошибок.
Какова роль местоимений?
- Местоимения очень работящие и разносторонние. Они употребляются в устной и письменной речи. Они могут заменять одушевленные и неодушевленные имена существительные, собственные и нарицательные. Местоимения есть в разных языках. Местоимения создают много удобств в речи, экономят время, разнообразят речь.
13. Подведение итогов урока. Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Достигли мы этих целей? Подсчитайте количество баллов.
14. Домашнее задание. (Слайд 13)
35 - 37 – «5»
29 – 34 – «4»
15 – 28 – «3»
Помогите местоимениям отыскать свои дома.
Прочитайте притчу. Как вы понимаете ее смысл? Выпишите местоимения. Определите их разряды.
Два друга много дней шли по пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но н...чего не сказал.
Молча он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Друзья продолжали свой путь, и вот они нашли озеро, в к...тором решили искупаться. Тот, к...торый получил пощёчину, едва не утонул, а друг его спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Первый спросил его:
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
- Когда кто (нибудь) нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть вашу надпись. Но когда кто(либо) делает что(то) хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы н...какой ветер не смог бы стереть это. ( Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне! И пусть тебе будет легко и светло...)
3. Коммуникативная ситуация.
- Любое представление начинается с приобретения билета. Не будем отступать от правила!
- Послушайте диалог.
У кассы
Ты послушай, дай билет!
Ваше вежливое слово!
У меня такого нет.
Ах, у Вас такого нет?
Не получите билет!
- Что было не соблюдено в диалоге?
- Что такое “этикет”?
- Не случайно на нашем уроке встретились местоимения и этикет. Посмотрите, какие правила этикета нарушил покупатель?
- Когда уместно употребление местоимения “ты”?
Обратимся за помощью к таблице.
Употребление местоимений
Уместно
Ты, твой
- По отношению к хорошо знакомому человеку.
- В неофициальной обстановке, при дружеских отношениях.
- По отношению к равному или младшему.
Вы, ваш
- По отношению к незнакомому человеку.
- В официальной обстановке.
- При подчёркнуто вежливом, сдержанном отношении к человеку.
Вывод
- Как связаны между собой этикет и употребление местоимений?
- Умение правильно употреблять местоимения – очень важно.
. Редактирование предложений.
Нужно устранить ошибки и пояснить причины таких ошибок.
Предложения
“Слышу, сзади меня кто-то танцует. Вижу, они танцуют на большой фанере”.
“Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел снять с него шкуру”.
“Лицо у ней круглое”.
“Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии”.
“Мурзик, когда видел незнакомые лица, он лаял”.
“Повесть “Выстрел” - интересна. В нём много захватывающих событий”.
III. Домашнее задание (морфологический разбор местоимений- задания на карточках разного цвета, по группам – 1, 2, 3).
По желанию: написать сказку «В гостях у местоимений» или «Путешествие по стране Местоимений».
IV. Итог урока.
Оценивание.
Рефлексия.
Если вам понравилось работать на уроке: приклеиваем пчелок и жучков, если нет – капельки дождя.
Урока время истекло…
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.
Конкурс 6 «Отгадай загадки».
Задание: Найти местоимения. Указать разряд. (Слайд 6)
1.Кто ходит ночь и ходит день,
Не зная, что такое лень? (Часы) (Кто – вопросительное местоимение)
2.Что возвратить нельзя? (Время) (Что – вопросительное местоимение)
3.Кто без кисти и белил
Крыши города белил? (Дед Мороз) (Кто – вопросительное местоимение)
4.Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картошка )(Что – вопросительное местоимение, мы -личное)
–Почему вопросительные местоимения так называются? Какие вопросительные местоимения вы ещё знаете?
(Вопросительные местоимения – это вопросы существительного, прилагательного и числительного, употребляются только в вопросительных предложениях.)
–С каким разрядом можно перепутать вопросительные местоимения?
(Вопросительные местоимения можно перепутать с относительными.)
–Чем отличаются относительные местоимения от вопросительных?
(Относительные местоимения служат для связи простых предложений в составе сложных. Вопросительные местоимения указывают на вопрос, употребляются только в вопросительных предложениях.) (Слайд 7) Конкурс 8 «Подумайте». (Слайд 9)
Задание: Прочитайте текст. Найдите отрицательные и неопределённые местоимения.
Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет. Первый начал:
- В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто. Пошёл он однажды по некоей дороге, нашёл нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось?
А второй и говорит:
- Ну что за сказка? Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошёл он по какой-то дороге, нашёл что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?
Третий посмеялся и сказал:
- Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил. Никто не шёл, никого не встретил, никому ничего не отдавал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось.
(Некотором, некто, некоей, нечто, некоего, некоторую, каком-то, кто-то, что-то, какой-то, кого-то, ни в каком, никто, никого, никому, ничего, нечего)
Учитель:
–Объясните правописание данных местоимений. (Слайд 9)
Задание: Замените данные выражения подходящими по смыслу устойчивыми сочетаниями, в состав которых входят местоимения. Определить их разряд.
Потерять самообладание, нечто неопределённое, смотреть внимательно, искусный мастер, спешить, скучать от безделья, чувствовать себя неловко, оглядываться беспрестанно.
(Для справок: выйти из себя, ни то ни сё, смотреть во все глаза, на все руки мастер, нестись на всех парусах, скучать от нечего делать, быть не в своей Соедините
Я, ты, он, вы. Отрицательное
Этот, тот, таков. Неопределённые
Какой-то, что-то. Возвратное
Никакой, нечто. Определительные
Мой, свой, его, наше, их. Притяжательное
Себя Вопросительные
Весь, иной Личные
Кто, чей, который. Указательные
Слово учителя.
тарелке, оглядываться на каждом шагу.)
Физминутка.
Сейчас я буду называть местоимения. Если местоимение пишется слитно – вы поднимаете руки вверх, если местоимение пишется раздельно – руки в стороны, если местоимение пишется через дефис – вы приседаете.
Некого, не у кого, кое-кто, никого, ни у кого, кого-то, нечем, не за чем, чем-нибудь, некоторый, кое у кого, кое-кому, ничему, ни к чему, чему- либо, никем, ни с кем, кем-нибудь, некем, не с кем, кем-то, что-нибудь, ничто, ни за что, за что-то, нечто, не за что,
Их мир широк и многообразен. Без них нет языков. В своей речи мы часто ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления они занимают 3-е место. Но при высокой частоте употребления их не так уж много. Поэтому они вынуждены постоянно повторяться в нашей устной и письменной речи.
Без них нельзя обойтись, а в силу частого употребления и малого количества повторение неизбежно, так как постоянно возникает необходимость указывать на предметы, события, явления, качества, о которых уже упоминалось раньше. Как длинна, как нудна была бы наша речь, если в ней не было этих помощников. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство.
О чём может идти речь в тексте с таким названием?
Лист самооценки
Ф.И.
№ задания | Вид задания | Баллы | ||
1. | Цифровой диктант | |||
2. | Правописание местоимений | |||
3. | Выборочный диктант | |||
Слитно | Раздельно | Через дефис | ||
4. | Редактирование предложений | |||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. |
За каждый правильный ответ 1 балл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе
Конспект урока по теме "Имя прилагательное как часть речи: повторение изученного в 5 классе" для 6 класса УМК М.Т.Баранова. Т.А.Ладыженской......
Урок по теме «Имя существительное как часть речи»
Конспект урока по русскому языку "Имя существительное как часть речи"...
Урок по теме "Категория состояния как часть речи"
Первый урок в системе уроков, посвящённых изучению слов категории состояния....
План-конспект урока по теме "Самостоятельные и служебные части речи"
Данная тема изучается в пятом классе в разделе "Морфология. Орфография. Культура речи." Тип урока: урок изучения нового материала. В основу урока положена технология сотрудничества. В ходе ...
Конспект урока по теме "Имя прилагательное как часть речи"
Урок рассчитан на 2 учебных часа. Урок - игра в страну мультипликации, на котором будет предложено много творческих заданий. Урок с применением мультимедийной презентацией...
Конспект урока: Местоимение и другие части речи.
Повторение и систематизация полученных знания о местоимении; умение отличить местоимение от других частей речи; выделение параметров местоимения как самостоятельной части речи; формирование умен...
Презентация "Местоимения и другие части речи" - сайт "ИНФОУРОК"
Данная презентация содержит объёмную информацию о местоимениях и других частях речи.Это поможет учащимся в дистанционной форме успешно освоить материал...