ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
жёлтый крыжовник шёлк чётко пчёлка шок шов щёчка шорох трущоба щёлкнуть чопорный «НАБЛЮДАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ» ПРОЧИТАЙТЕ СЛОВА, ОПРЕДЕЛИТЕ, ЧТО В НИХ ОБЩЕГО? Распределите слова на 2 группы по признаку «Гласная после шипящей»
жё лтый кры жо вник шё лк шо к чё тко шо рох щё лкнуть тру що ба п чё лка чо порный шо в «НАБЛЮДАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ» ?
Тема урока: Буквы О-Ё после шипящих в корне слова
Цели на уроке: Познакомиться с правилом правописания букв О-Ё после шипящих в корне слова. Знать : способ выбора о - ё в корнях слов после шипящих . Уметь : обосновывать выбор о - ё в корнях слов после шипящих.
ж ё лтый - ж е лтеть ш ё лк - ш е лка ч ё тко- выч е т щ ё лкнуть - щ е лчок пч ё лка - пч е ла «НАБЛЮДАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ» крыжовник- … шок-… шорох -… шов - … трущоба -… чопорный - …
Вывод: под ударением в корне слова после шипящего пишем Ё, если к данному слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е; пишем О, если проверочного слова нет.
К данным проверочным словам подберите проверяемые слова: реш е то щ е тина расч е сать ш е дший ж е лобок реш ё та щ ё тка расч ё ска ш ё л ж ё лоб
К основам существительных прибавьте уменьшительно-ласкательные суффиксы, в полученных словах обозначьте орфограмму Образец: Щ е ка – щ ё чка пчела, шерсть, черта, щель, жердь
«ё» ш… мпол щ… лкать расч …т ч… лка обж … ра щ… чка «о» ш… рник ш… рох щ… тка реш … тка ш…в капюш …н Найдите лишние слова в столбиках о о о о о о ё ё ё ё ё ё
Выполни тест В каких словах допущена ошибка? а) жолтый ; д ) жокей б) решотка е) шорох в) чёрный ж) крыжовник г) жёнглёр з ) шопот ё ё ё о
шок, шов Капюшон, чопорный трущоба чащоба шомпол крыжовник, Шотландия жокей, жонглёр шорох шоколад обжора шофёр шоссе
Жокей – профессиональный наездник на скачках, бегах. Жонглёр – актер цирка, который искусно подбрасывает несколько предметов. Шорник — ремесленник по изготовлению шор, то есть боковых наглазников , которые надеваются на лошадей, для ограничения поля зрения. В более широком смысле шорник - это специалист по конской упряжке . Чопорный - чрезмерно , неестественно строгий в поведении, в обращении; крайне щепетильный в отношении соблюдения приличий.
Подведём итоги урока С какой орфограммой вы познакомились на уроке? Расскажите о правописании буквы Ё-О после шипящих в корне слова. Приведите примеры. Какие орфограммы мы с вами повторили ещё на уроке?
Я понял тему, смогу объяснить, напишу диктант на 4-5 Не совсем понял, не всё могу объяснить, мне есть ещё над чем поработать дома Ничего не понял, буду дома до всего доходить самооценка
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ф.И. Тютчев Смотри, как роща зеленеет, Палящим солнцем облита, А в ней какою негой веет От каждой ветки и листа! Войдём и сядем над корнями Дерев, поимых родником, - Там, где обвеянный их мглами, Он шепчет в сумраке немом. Над нами бредят их вершины, В полдневный зной погружены, И лишь порою крик орлиный До нас доходит в вышины…
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, в котором предметом изображения является природа.
Описание – тип речи. Задача описания как типа речи – сообщение об одновременных или постоянных действиях, признаках предметов или явлений.
Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И умеют на них говорить. Таких людей не так уж и мало. Это очень здорово – понимать разных людей и уметь с ними разговаривать. А вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди! Е.Мурашова
Аркадий Александрович Пластов (1893 – 1972)
Родился Пластов в селе Прислониха, бывшей Симбирской губернии. Отец и дед его были иконописцами, занимались и церковной архитектурой. Мальчиком Аркадий Пластов был отдан в духовное училище, затем он перешел в семинарию. Здесь на уроках рисования и выявились впервые его художественные способности. В Москве, куда привела юношу тяга к искусству, ему не удалось сразу поступить в Училище, живописи, паяния и зодчества. Пришлось пойти учиться в Строгановку, в скульптурную мастерскую. Только через два года он попал в Училище живописи, но пришлось заниматься там на скульптурном отделении у С. М. Волнухина.
Прислониха – родина художника в Ульяновской области
В середине 1930-х годов Пластов начал выставлять свои произведения. Картины "Колхозный праздник" (1937), "Стадо" (1938), "Купание коней" (1938) принесли ему известность.
Подлинная слава пришла к художнику в годы Великой Отечественной войны, когда на выставке в Третьяковской галерее появилось его полотно "Фашист пролетел" (1942). Оно было одним из самых сильных среди полотей советских живописцев в ту пору. Каждого, кто видел картину, охватывало острое, щемящее чувство боли за родную землю, поруганную врагом. Бессмысленность трагически оборвавшейся жизни маленького пастушонка была особенно впечатляюща па фоне мирной природы, в тихом уголке, где нет и намека на войну.
В 1945 году Пластов написал замечательную, полную жизнеутверждающей энергии, картину «Сенокос» - естественность бытия победить невозможно: солнце продолжает светить, травы - расти, а люди все также занимаются повседневными делами.
«Сенокос»
«Ужин тракториста»
«Деревенский март»
«Витя – подпасок»
Аркадий Александрович создал огромное количество новых великолепных произведений, в числе которых несколько сот портретов, персонажами которых были, в основном, односельчане мастера.
«Партизаны»
«Крестьянская Россия»
«Юность»
«Берёзы»
В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота и сила родной земли, выражается глубокое восхищение человеком- тружеником. Художник всегда стремится передать внутренний мир изображаемых им людей, их мысли, чувства, переживания. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки.
Картины А. А. Пластова радуют и привлекают своими звонкими, сочными красками, красотой изображенной в них природы. Художника особенно привлекает лето - время года, когда вся природа находится в расцвете своих сил.
I . Вступление. 1. Слово о художнике. Тема и основная мысль картины. II . Основная часть. Описание картины А. Пластова «Летом». 1. Люди и собака (внешний вид, выражение лиц, позы героев картины. 2. Корзины и кувшины 3. Пейзаж. III . Заключение. Мастерство художника и моё впечатление о картине План:
Изобразительные средства Сравнение – изображение одного предмета путём сравнения с другим. - сверкают, подобно дорогим изумрудам; лёгкие листья берёз, словно волна ослепительных брызг. - ослепительный луч солнца; - яркие краски лета; - свежая, яркая, чистая зелень.
Тема и основная мысль, как правило, обозначены художником в названии картины. Тема - это предмет изображения. Основная мысль – это авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами, в зависимости от своего личного подхода к теме. Красота летней природы. Желание автора показать богатство и щедрость родной земли.
В картине «Летом» А. А. Пластов показал богатство и щедрость родной земли, отдых простых людей, утомленных сбором грибов и ягод.
Подберите определения, характеризующие данные предметы. Лес Поляна Воздух Солнце Берёзы Девочка еловый, красивый, зеленый желто-зеленая, цветущая, земляничная, благоухающая свежий, легко дышать ослепительное, золотистое стройные, белоствольные, гибкие, создают тень уставшая, задумчивая, в красном платке и белом платье
Вставьте пропущенные слова. Летний ____________ день. Лесная __________. Солнце светит на полянку. От солнца трава ___________. Растут две __________, луг осыпан цветами, цветут голубенькие ____________, белые ___________. __________ – ярко-зеленая, расцвечена желтыми___________; лиловыми колокольчиками. солнечный желтая колокольчики ромашки березы полянка Трава цветами
Выпишите сначала словосочетания, характеризующие женщину, а затем те, которые относятся к девочке. В красном платке Мозолистые руки женщина девочка Рядом с собакой В синем платке и платье Коса из-под косынки Она задремала С босыми ногами Много трудится Обирает ягодки Прикрылась рукой
1. Яркая, солнечная опушка леса, здесь отдыхают девочка и женщина. Спишите, обозначьте грамматическую основу предложений. 2. Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает с ветки спелые, сочные ягоды малины и бросает их в кружку. 3. Ослепительное солнце озаряет всю поляну т окрашивает ее в желтоватый цвет.
Что прежде всего привлекло ваше внимание? Кого изобразил художник? Опишите каждого героя более подробно. Как вы думаете, почему художник так отчётливо изобразил руки женщины? Какие они?
Опишите девочку: как она сидит, что делает, как одета? Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице девочки?
Что вы можете сказать о собаке? Где расположились грибники? Почему они выбрали это место? Как художник показывает, что стоит солнечный день? Тихий день?
Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня? Какие краски преобладают в картине? Какое впечатление на вас производит картина А.А. Пластова «Летом»?
В картине «Летом» А. А. Пластов использовал теплые и холодные цвета, но больше - теплых. Богатство цветущей природы художник передает праздничным сочетанием красок. Он использует контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, желтые, голубые вспышки цветов на ярко-зеленом фоне травы) , которые придают картине особую красоту, вызывают чувство радости.
Мы познакомились на уроке с замечательным русским художником Аркадием Александровичем Пластовым. 12 мая 1972 года на своей малой родине А. А. Пластов скончался. Там же в 1988 году был открыт Народный Музей имени художника .
Лето – прекрасная пора, которая дарит нам не только хорошую солнечную погоду, а и целые корзины ягод, фруктов, грибов! О лете написано много стихотворений, созданы картины. Одна из них – картина А. А. Пластова «Летом». На ней изображён знойный летний полдень. Под густыми ветвями белоствольной берёзки расположились грибники, рядом с ними – собака. На переднем плане картины мы видим девочку в белом платьице и красном платочке. Она сидит на траве, неторопливо обирает с веточки спелые ягоды и складывает их в кружку. Красный платок девочки притягивает взгляд, и мы внимательно вглядываемся в её лицо. Глаза девочки опущены, на смуглых щеках играет румянец. Из-под платочка виднеются тёмные волосы, одна прядь выбилась и упала на грудь. Рядом с девочкой улеглась собака. Глаза у неё прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу. Позади девочки лежит женщина в синем платье и синем платке. Она, очевидно, очень устала и уснула на свежем воздухе. Одну руку она положила под голову, а другой прикрыла голову от палящего солнца. Притягивает взгляд рука женщины, поднятая вверх. Художник очень ярко нарисовал её. Рука загорелая, сильная, натруженная. Сразу видно, что женщине приходится много работать. В густой траве стоят корзина и ведро с грибами. В корзине лежат большие грузди, а в ведре – боровики с красно-коричневыми шляпками на крепких ножках. Здесь же стоит глиняный кувшин, полный спелой малины. Яркие сочные ягоды так и просятся в рот, очень хочется ощутить на губах сладкий малиновый сок, вдохнуть запах целебной лесной ягоды. Женщина с девочкой расположились под большой берёзой на тихой красивой поляне, окружённой белоствольными берёзами. Среди сочной изумрудной травы пестреют голубые колокольчики, ромашки, какие-то жёлтые цветы. Ослепительные лучи солнца сверкают на листьях берёз и окрашивают их в золотистый цвет. Мне очень нравится эта картина. Художнику удалось передать неповторимую прелесть летнего дня. Яркие краски радуют глаз, поднимают настроение, будят воспоминания о летних днях. Хочется долго смотреть на картину и вдруг очутиться на этой солнечной полянке, полюбоваться красотой природы, насобирать много ягод и грибов, вдохнуть их аромат и полежать в мягкой душистой траве.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Падежи 1ряд Ясная погода 2ряд Холодный день 3ряд Глубокое озеро Именительный падеж Родительный падеж Дательный падеж Винительный падеж Творительный падеж Предложный падеж ясная погода □ ясной погоды □ ясной погоде □ ясную погоду ясной погодой о ясной погоде холодный день холодного дня холодному дню холодный день холодным днем о холодном дне глубокое озеро глубокого озера глубокому озеру глубокое озеро глубоким озером о глубоком озере
Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных
Алгоритм Определи, к какому существительному относятся прилагательные. 2.Определи род, число, падеж этого существительного и прилагательного. 3.Поставь от существительного к прилагательному вопросительное слово какой? 4. Помни: прилагательного = вопросительного слова, кроме прилагательных в форме м.р. в именительном и винительном падежах - ой , - ий , - ый .
За метким стрелком (м.р., ед.ч., тв. п.) , у аккуратной девочки (ж.р., ед.ч., род.п.), со строгим юношей (м.р., ед.ч., тв.п.), о проворном школьнике (м.р., ед.ч., предл.п.), со старшим братом (м.р., ед.ч., тв.п.), о младшей сестре (ж.р., ед.ч., предл.п.), с хорошим товарищем (м.р., ед.ч., тв.п.), об опасном наводнении (ср.р., ед.ч., предл.п.).
Как хор..шо весен.. утро в лесу! Вот из-за п..лоски далек.. леса вык..тилось красн.. со..нце. В лучах утренн… со..нца пламенеют в..ршины могуч.. сосен .Видна стройн.. ель с пушист... ветвями. Приятно вдыхать ар..мат легк… весен.. воздуха и слушать радостн.. пение птиц. ее ого ое его их ая ыми ого его ое о о а л л е о
Выполните морфемный разбор слов весеннего - прил. пушистыми - прил. радостное - прил.
Составьте предложения или небольшой текст с описанием сегодняшнего дня, используя слова для справок. День: ясный, пасмурный, тёплый, холодный, солнечный, весенний Небо: ярко-синее, ясное, угрюмое, высокое, мутное, чистое, пасмурное Воздух: прозрачный, туманный, сырой, лёгкий, морозный, теплый
Тест 1 уровень 1.Подчеркни прилагательные Медленный, белеть, верное, весна, утренняя, аромат, быстро, холодное, вода, теплый. 2.Вставь пропущенные буквы по чист..му песку в тих..ю рощу среди высок..й травы о нежн..м ландыше в дальн..ю дорогу апрельск..м ветерком 3.Согласуй с существительными прилагательные, данные в скобках По (чистый) __________________ песку по (ясный) ___________________ небу в (сладкий) __________________ сне о (дивный) __________________ пении в (весенний) ________________ пору о (туманный) _______________ вечере
2 уровень 1. В окончании какого прилагательного пропущена буква И? 1) на нижн..й ступени 2) на верхн..ю строчку 3) мудрейш..м высказыванием 4) перед последн..й встречей 2. В окончании какого прилагательного пропущена буква Е? 1) гибк..ми ветвями 2) о собачь..й преданности 3) с лёгк..м волнением 4) за дальн..м лесом 3. В окончании какого прилагательного пропущена буква Я? 1) о древн..й мудрости 2) в зимн..м сиянии 3) на ближн..ю акацию 4) ранн..я зелень 4. В окончании какого прилагательного пропущена буква И? 1) вчерашн..ми новостями 2) о сыновн..м долге 3) без син..го платка 4) в утренн..м тумане 5. В окончании какого прилагательного пропущена буква О? 1) за долг..ю зиму 2) в глубок..м овраге 3) в холодн..ю воду 4) от ласков..х лучей 6. В окончании какого прилагательного пропущена буква И? 1) на ранн..м завтраке 2) глубок..ми сугробами 3) до крайн..й степени 4) весенн..й капели
3 уровень 1.Найдите строчку, в которой все прилагательные имеют окончание – ем: а) на новогодн..м столе, в вечерн..м небе, в дремуч..м лесу; б) в знаком..м доме, праздничн..м днем, о счастлив..м пути; в) о школьн..м празднике, в цветн..м платке, громк..м голосом 2. Найдите строчку, в которой все прилагательные имеют окончание – им: а) в дремуч..м лесу, богатейш..м краем, в колюч..м кустарнике; б) о весен..м дожде, перед сегодняшн.. м выступлением, о завтрашн..м пути в) громк..м голосом, весенн..м днем, син..м морем 3.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е? а)о весен..м дожд.., перед сегодняшн..й встреч..й; б)о завтрашн..м путтешестви.., в син..м мор..; в)о ранн..й слав.., в дальн..м плвани..; 4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква? а) о ранн..м картофел.., в утренн..м неб..; б)о вечерн..м ча.., со скорейш..м выздоровлени..м; в)о дальн..й деревн.., в соседн..м санатори.. 5.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И? а)на свеж..м воздухе, о ранн..м тепле, син..м небом; б) могуч..м деревом, весенн.м утром, легк..ми облаками; в)о свеж..м ветре, тих..м вечером, солнечн..м зайчиком 6. Укажи предложение, в котором выделенное имя прилагательное употребляются в форме ж. р ед. ч. Д.п. а) Ласточка предложила бедной Дюймовочке лететь в теплые края. б) Девочка с большой радостью согласилась. в) Там Дюймовочка поселилась в чашечке крупного цветка.
Сегодня на уроке я узнал, что… Я понял, что… Мне было интересно… Мне было трудно…
Домашнее задание Выучите алгоритм рассуждения Выполните упр. 581 или упр.582
Предварительный просмотр:
Текст-рассуждение что-то доказывает, объясняет. В нём обычно говорится о причинах событий, о взаимосвязи событий. Рассуждение отвечает на вопрос ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ, ДЛЯ ЧЕГО произошло то или иное событие?
План сочинения-рассуждения (на любую тему):
- Тезис (вступление)- мысль, которая будет доказываться в ходе рассуждения.
- Основная часть (аргументы) - примеры, приводимые с целью доказательства выдвинутого тезиса
- Заключение (вывод) - подведение итогов рассуждения
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ (ШАБЛОНЫ):
ВСТУПЛЕНИЕ.
- Всем известно, что ……… Об этом написаны книги (сняты фильмы)...........об этом говорят и взрослые, и дети. Наверное, эта тема интересует каждого из нас.
- Нет сомнения в том, что……... важно и необходимо.
- О необходимости ........... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах.
- Я считаю, что ……….
- Люди часто размышляют ( задумываются) о том, что … …...
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (АРГУМЕНТЫ)
- Во-первых,…во-вторых,…
- С одной стороны…, с другой стороны…
- Следующий / еще один пример…
- Приведем, например, такой факт…
- Насколько я знаю,…
- По данным специалистов….
- Как говорится в пословице…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ВЫВОД)
- Исходя из всего сказанного, можно сделать следующие выводы: …
- Исходя из приведенных аргументов, …
- Таким образом, …
- Следовательно, …
- Итак, …
- Еще раз хочется отметить, что …
- Из сказанного выше следует, что …
Текст-рассуждение что-то доказывает, объясняет. В нём обычно говорится о причинах событий, о взаимосвязи событий. Рассуждение отвечает на вопрос ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ, ДЛЯ ЧЕГО произошло то или иное событие?
План сочинения-рассуждения (на любую тему):
- Тезис (вступление)- мысль, которая будет доказываться в ходе рассуждения.
- Основная часть (аргументы) - примеры, приводимые с целью доказательства выдвинутого тезиса
- Заключение (вывод) - подведение итогов рассуждения
РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ (ШАБЛОНЫ):
ВСТУПЛЕНИЕ.
- Всем известно, что ……… Об этом написаны книги (сняты фильмы)...........об этом говорят и взрослые, и дети. Наверное, эта тема интересует каждого из нас.
- Нет сомнения в том, что……... важно и необходимо.
- О необходимости ........... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах.
- Я считаю, что ……….
- Люди часто размышляют ( задумываются) о том, что … …...
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (АРГУМЕНТЫ)
- Во-первых,…во-вторых,…
- С одной стороны…, с другой стороны…
- Следующий / еще один пример…
- Приведем, например, такой факт…
- Насколько я знаю,…
- По данным специалистов….
- Как говорится в пословице…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ВЫВОД)
- Исходя из всего сказанного, можно сделать следующие выводы: …
- Исходя из приведенных аргументов, …
- Таким образом, …
- Следовательно, …
- Итак, …
- Еще раз хочется отметить, что …
- Из сказанного выше следует, что …
Предварительный просмотр:
Контрольный тест по теме «Глагол»
1 вариант
Глагол - это часть речи, которая обозначает:
________________________________________
2. Найдите глагол, стоящий в форме прошедшего времени:
1) будете снимать 3) плыл
2) надо укрепить 4) прочтёшь
3. Найдите глагол, который не употребляется в 1 лице ед.ч.
1) сыпать 3) смазывать
2)намазывать 4)победить
4. Укажите глагол II спряжения
1) сыграть 3) заигрывать
2) разыграть 4) держать
5. Найдите глагол, стоящий в форме настоящего времени:
1) разожгу 2) строить 3) кушаю 4) сжевал
6. В предложении глагол обычно бывает:
__________________________________________________
7. Укажите строку, во всех глаголах которой не с глаголами пишется слитно:
1) (не)здоровится, (не)достанет, (не)придет;
2) (не)побрился, (не)навидит, (не)хочет;
3) (не)взлюбил, (не)доумевает, (не)годует.
8. Укажите словосочетание, в состав которого входит глагол с -ться:
1) медленно плетет..ся; 2) радостно смеят..ся;
3) легко дышит..ся; 4) слегка колышит..ся.
9. Укажите ряд, все глаголы которого относятся к совершенному виду:
1) увидеть, убежать, застелить;
2) шить, прыгать,
3) решить, решать, печатать.
10. Найдите и подчеркните в данном предложении глагол совершенного вида:
Он не мог равнодушно говорить об англомании своего соседа и поминутно находил случай его критиковать.
11. К какому спряжению относится глагол сердиться?
12. Найдите глагол, в котором на месте пропуска следует написать букву И:
1) бре..м 2) слыш..шь 3) се..м 4) шага..те
13. Найдите глагол, в котором на месте пропуска следует написать букву е:
1) ход..м 3) люб..те
2) та..т (таять) 4) завис..шь
14. Найдите глагол в 3 лице мн.ч., в котором на месте пропуска следует написать букву а(я):
1) (они) терп..т 3) (они) целу,.т
2)(они) стел..т . 4) (они) напомина..т
15. Найдите глагол в 3 лице мн.ч., в котором на месте пропуска следует написать букву у(ю):
1) (они) дыш..т 3) (они) довод..т
2) (они) включ..т 4) (они) танцу..т
16. Найдите ряд, в каждом слове которого в 3 лице ед. ч. на месте пропуска следует писать букву И
1) (он) уч..т, ненавид..т
2)(он) бре..т, звон,.т
3) (он) пропада..т, нрав..тся
4) (он) пада..т, покрыва..т
17.Найдите словосочетание, в котором окончание глагола написано без ошибки:
1) пилем дрова 2) полят грядки
3) весело трепещат
4) обидится на пустяк
18. В какой пословице употреблена неопределённая форма глагола?
1) Со счастьем хорошо и по грибы ходить.
2) У кого много дел впереди, тот назад не оглядывается.
19. Какие признаки глагола имеет неопределённая форма глагола?
1) время
2) вид
3) лицо
20. В каких словах не пишется мягкий знак?
1) видиш..,2)пахуч..,3) съеш..4) береч.. .
21. В каком ряду все глаголы стоят в форме 2лица ед.ч.?
1) смеется, играешь, говорю
2)шутишь, ругаешь, бежишь
3)стоять, молчат, говоришь
Контрольный тест по теме «Глагол»
2 вариант
голы изменяются:
1) по падежам и родам;
2) временам и числам;
3) лицам и падежам.
2. Найдите глагол, стоящий в форме прошедшего времени:
1) покатиться 2) выходит 3)задали 4) будет смотреть
3. В предложении найдите глагол несовершенного вида:
Ася словно избегала меня, но уже не позволила себе ни одной из тех
шалостей, которые так удивили меня.
1) избегала 3) удивили
2) не позволила 4) нет таких глаголов
4. К какому спряжению относится глагол хватать?
1) к первому спряжению
2) ко второму спряжению
5. Найдите глагол, в котором следует писать букву И:
1) налива..м 3)покупа..т
2) мысл..шь 4) меша..тся
6. Найдите глагол, в котором следует писать букву Е:
1) прос..те 3) слыш.т
2) копа..шь 4)обид...шься
7. Найдите ряд, в каждом слове которого на месте пропуска следует писать букву а(я)
1) (они) участву..т, топ..т
2) (они) гон..тся, лов..т
3) (они) став..т, стел..т 4) (они) пада..т, топч..т
8. Найдите глагол, в котором следует писать букву у(ю):
1) (они)протесту..т
2)(они) довод..тся
3) (они) мысл..т
4)(они) дыш..т
9. Найдите словосочетание, в котором окончание глагола написано с ошибкой:
1) кружишься в вальсе
2) съедешь на картонке
3) служат родине
4) меня греит
10. Найдите глагол 3 лица ед.ч., в котором следует писать букву И:
1) помыка..т
2) верт..т
3) мо..т
4) хныч..т
11. Найдите ряд, в каждом
слове которого на месте пропуска следует писать букву Е:
1) указыва..т, верт..м
2) протягива..т, слыш..т
3) хлын..т, использу..т
4) нрав..мся, наступ..т
12. Укажите глагол II спряжения
1) играть 3) молоть
2) смотреть 4) сыграть
13. Найдите глагол, стоящий в форме настоящего времени:
1) разожгу 3) строить
2) кушаю 4) сжевал
14. В какой строке все глаголы пишутся раздельно с НЕ?
1) (не)говорить, (не)догнать,(не)домогать
2) (не)навидеть, (не)годовать, (не)здоровится
3) (не)накрывать, (не)смотреть, (не)любить
15. В какой строке все глаголы несовершенного вида?
1) Расправлять, загореть, требовать, закрыть;
2) расправлять, заплывать, читать, дышать.
16. Укажите номера предложений, в которых глагол стоит в форме 3-го лица и пишется с -тся:
1) Где-где только светят..ся узенькие окна.
2) Солдат приучают одеват..ся быстро.
3) Он желал светлым днём вполне налюбоват..ся.
17. В какой строке все глаголы относятся к I спряжению?
1) Леп..т, смотр..шь, завис..т, леч..м, держ..те;
2) просе..т, стел..шь, зелене..т, красне..те, ропщ..т.
18. В каких словах не пишется мягкий знак?
1) молчиш..; 3) зажеч..;
2) грач..; 4) отреж...
19. В каком ряду все слова стоят в неопределённой форме глагола?
1) смеётся, радуется, говорить, жаловаться
2) искать, стремиться, нервничать, беречь
20. В каком предложении употреблен глагол совершенного вида?
1) Во весь опор назад он скачет.
2) С середины неба глядит месяц.
3) Песни умолкли.
21. В каком ряду все глаголы стоят в форме 1 лица мн.ч.?
1)думаем, спорю, слушаться
2)рассуждают, бродит, хочу
3) идём, говорим, слыш
Предварительный просмотр:
Вариант 1
1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограммы.
Соб_ру, пост_лить, раст_реть, нат_раю, сд_ру, бл_стеть, забл_стать, уб_ру, выт_раю
2. Спишите, подчеркните четвёртое «лишнее».
- Разрастается, срослись, заросли, роса.
- Взбираться, замирать, зажигать, заблестел.
- Распорядиться, выросли, рассвет, расположиться.
- Высказать, сложить, предположение, слагаемое.
3. Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните изученную орфограмму.
Соб…рём хворост, прот...рать глаза, зам…реть от восхищения, соб…раться в школу, проб…раться сквозь заросли, выт…реть посуду, нат…реть пол, уб…рать квартиру, выб…ру кассету.
4. Найдите и исправьте ошибки, допущенные в словах.
Блиснуть, блистать, блистеть, умирать, замиреть, убирать, уберу, заперать, растерать, растереть, зажегать, зажечь, раздерать, раздиру, застилать.
5. Спишите текст, найдите слова с корнями с чередованием Е – И, обозначьте изученную орфограмму.
Сердце замирает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом расстилается гладкое зеркало большого озера, и низко от него над лугами стелется туман. Трудно пробираться сквозь густые заросли кустов. Но вот скоро заблестит солнце на небе, исчезнет туман.
Вариант 2
1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограммы.
Нат_реть, выт_реть, зап_раю, зад_раю, разб_раю, расст_лаю, выд_ру, изб_рать, приб_рет
2. Спишите, подчеркните четвёртое «лишнее».
- Слагаемое, предположение, сложить, высказать.
- Срослись, разрастается, заросли, роса.
- Расположиться, выросли, рассвет, распорядиться.
- Зажигать, заблестел, взбираться, замирать.
3. Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните изученную орфограмму.
Соб…рёмся вместе, раст…рать краски, заб…рать домой, пост…лить постель, забл…стеть на солнце, бл…стать красотой, зам…реть от восторга, расст…лается туман, прид…раться к мелочам, разд…реет шкуру, бл…снул вдали, уп…раться ногой.
4. Найдите и исправьте ошибки, допущенные в словах.
Умерать, замиреть, блистать, блиснуть, блистеть, убирать, уберу, застилать, растерать, растереть, раздерать, раздиру, зажегать, зажечь, заперать.
5. Спишите текст, найдите слова с корнями с чередованием Е – И, обозначьте изученную орфограмму.
Мы находимся у подножия Уральских гор. Соб…раем ж…лтые, лиловые, красные цв…ты. На р…стениях еще сохр…нились капельки р…сы. Взб…раемся на в…ршину. Внизу бл…стит река. Сердце зам…рло от восторга.
вариант 3
1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограммы.
Заб_раю, заб_ру, подб_раю, бл_стящий, бл_стающий, ум_рать, зам_реть, соб_ратель, выт_рать
2. Спишите, подчеркните четвёртое «лишнее».
- Роса, разрастается, заросли, срослись.
- Высказать, зажигать замирать, заблестел.
- Распорядиться, выросли, сложить, расположиться.
- Взбираться, рассвет, предположение, слагаемое.
3. Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните изученную орфограмму.
Зад…рать ногу, заст…лать постель, отп…реть дверь, бл…стеть на снегу, переб…рать крупу, разж…гать огонь, зам…рать от испуга, пост…лить на скамейку, раст…реть ладони, выж…чь картину на досточке.
4. Найдите и исправьте ошибки, допущенные в словах.
Уберать, убиру, умирать, замиреть, заперать, растерать, растереть, зажегать, зажечь, раздерать, раздиру, застилать, блиснуть, блистать, блистеть.
5. Спишите пословицы, найдите слова с корнями с чередованием Е – И, обозначьте изученную орфограмму.
- Собирай по ягодке, наберешь кузовок.
- Кто раньше встает, тот грибки собирает, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.
- Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает.
- Скупой запирает крепко, а потчует редко.
- Язык без ног, но далеко пробирается.
Тест. Буквы Е-И в корнях с чередованием
Вариант 1
1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) расст...лать скатерть 3) проб...рался сквозь заросли
2) разб...ру вещи 4) выд...рать листы
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) бл...снуть на солнце 3) зам...рли в ожидании
2) зат...реть пятно 4) соб...раться в поход
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) отп...реть замок 3) хорошее соч...тание
2) бл...стала красотой 4) зам...реть в позе лотоса
4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) наб...рать союзников 3) ст...реть линию
2) подж...гать дома 4) сд...рать кожу
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) ум...рающий лебедь 3) оп...реться на друга
2) переб...рёт крупу 4) забл...стеть на свету
6. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) раст...рание красок 3) зам...реть от страха
2) зап...рать кабинет 4) изб...рательный бюллетень
7. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) подб...решь литературу 3) разд...рать добычу
2) выж...гание по дереву 4) нап...рать на мост
8. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) приж...гать йодом 3) отм...рающие обычаи
2) подт...рать пол 4) прид...рется к неточностям
9. В каком слове на месте пропуска не пишется буква И?
1) предпоч...тает знать правду 3) предприн...матель
2) пробл...ски 4) нач...нает ходить
10. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) поб...рушка 3) соб...рет сведения
2) зан...маться 4) напом...нать о сроках
Тест. Буквы Е-И в корнях с чередованием
Вариант 2
1. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) отп...реть замок 3) хорошее соч...тание
2) бл...стала красотой 4) зам...реть в позе лотоса
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) наб...рать союзников 3) ст...реть линию
2) подж...гать дома 4) сд...рать кожу
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) ум...рающий лебедь 3) оп...реться на друга
2) переб...рёт крупу 4) забл...стеть на свету
4. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) бл...снуть на солнце 3) зам...рли в ожидании
2) зат...реть пятно 4) соб...раться в поход
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) расст...лать скатерть 3) проб...рался сквозь заросли
2) разб...ру вещи 4) выд...рать листы
6. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) поб...рушка 3) соб...рет сведения
2) зан...маться 4) напом...нать о сроках
7. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) раст...рание красок 3) зам...реть от страха
2) зап...рать кабинет 4) изб...рательный бюллетень
8. В каком слове на месте пропуска не пишется буква И?
1) предпоч...тает знать правду 3) предприн...матель
2) пробл...ски 4) нач...нает ходить
9. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) приж...гать йодом 3) отм...рающие обычаи
2) подт...рать пол 4) прид...рется к неточностям
10. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) подб...решь литературу 3) разд...рать добычу
2) выж...гание по дереву 4) нап...рать на мост
Тест. Буквы Е-И в корнях с чередованием
Вариант 3
1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) поб...рушка 3) соб...рет сведения
2) зан...маться 4) напом...нать о сроках
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) отп...реть замок 3) хорошее соч...тание
2) бл...стала красотой 4) зам...реть в позе лотоса
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) расст...лать скатерть 3) проб...рался сквозь заросли
2) разб...ру вещи 4) выд...рать листы
4. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) бл...снуть на солнце 3) зам...рли в ожидании
2) зат...реть пятно 4) соб...раться в поход
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) раст...рание красок 3) зам...реть от страха
2) зап...рать кабинет 4) изб...рательный бюллетень
6. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) ум...рающий лебедь 3) оп...реться на друга
2) переб...рёт крупу 4) забл...стеть на свету
7. В каком слове на месте пропуска не пишется буква И?
1) предпоч...тает знать правду 3) предприн...матель
2) пробл...ски 4) нач...нает ходить
8. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) подб...решь литературу 3) разд...рать добычу
2) выж...гание по дереву 4) нап...рать на мост
9. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) наб...рать союзников 3) ст...реть линию
2) подж...гать дома 4) сд...рать кожу
10. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) приж...гать йодом 3) отм...рающие обычаи
2) подт...рать пол 4) прид...рется к неточностям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к урокам русского языка "Русский язык в таблицах"
Данная презентация предназначена для повторения и изучения материала по орфографии в 5-6 классах. Этот материал можно использовать в виде орфографических пятиминуток на уроках русского язык...
" Словари русского языка" ( Презентация к уроку русского языка в 5 классе по программе Разумовской М. М.)
Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме " Словари русского языка". В ней рассказывается о типах словарей, даны примеры слов, знания закрепляются сразу же на практи...
Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)
Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....
Презентация к уроку русского языка в 10 классе"Выразительные словообразовательные средства языка"
Презентация может быть использована на уроках русского языка в 10-11 классах при изучении темы"Выразительные средства языка"...
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Архаизмы и историзмы в русском языке. Презентация к уроку русского языка в 6 классе.
Презентация разработана для урока русского языка в 6 классе по программе Рыбченковой Л.М. ФГОС. Содержит краткий теоретический материал по теме, иллюстративный ряд и практическое задание....