Лабораторная работа №1 9 класс.
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)
Цель: научиться понимать сущность сложноподчиненных предложений, их смысловые, интонационные и пунктуационные особенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratornaya_rabotano1_9_kl.docx | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 за 9 класс
Перед тем как приступить к работе, ознакомьтесь с учебной информацией.
Лабораторная работа может быть выполнена вами как в тетради для лабораторных работ, так и в электронном виде (документ Word). Для этого на рабочем столе компьютера нужно создать папку «Лабораторные работы» с указанием вашей фамилии и имени (Name). Каждая лабораторная работа сохраняется под именем Lab_ rab _ Name_ 1, где цифра обозначает порядковый номер работы |
Цель: научиться понимать сущность сложноподчиненных предложений, их смысловые, интонационные и пунктуационные особенности.
В результате выполнения лабораторной работы вы будете уметь:
1) сопоставлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения
2) оценивать правильность построения сложноподчиненного предложения, правильность расстановки знаков препинания
Основные понятия: предложение, сложное предложение, подчинение, подчинительные союзы
Оборудование: компьютер, доступ в Интернет; два толковых словаря разных авторов или справочники по русскому языку ( по вашему выбору).
Задание 1.
1. Создайте на Рабочем столе вашего компьютера папку с документом Word под именем Lab_rab_Name_1.
В Интернете, на сайте http://mirslovarei.com/, в разделе «Русский язык», или по ссылке www.gramota.ru/slovari/ найдите:
а) «Толковый словарь Ожегова»,
б) «Толковый словарь Ушакова»,
в) «Большой энциклопедический словарь».
Или: для выполнения этого задания потребуется два толковых словаря разных авторов или справочники по русскому языку (по вашему выбору).
2. Найдите в указанных словарях толкование термина «подчинение», понятия «сложноподчиненные предложения», «подчинительные союзы». Скопируйте эти словарные статьи в документ Lab_rab_Name_1, созданный вами.
3. Внимательно прочтите определение терминов «подчинение», «сложноподчиненные предложения» в сохранённом документе или справочниках. Сравните их с определением понятия «сложноподчиненные предложения» в соответствующих параграфах из вашего учебника. Используя информацию, данную в словарных статьях и соответствующих параграфах вашего учебника, ответьте на вопрос: «Что общего в этих определениях и чем они отличались друг от друга?»
4. Используя информацию, данную в словарных статьях и параграфах вашего учебника, заполните Таблицу 1.
Таблица 1.
Термин | Общее в определениях (ключевые слова, термины) | Отличие в определениях (ключевые слова, термины) |
Подчинение | Только по словарю | |
СПП |
Какое из определений вы считаете наиболее полным? Почему? Запишите ответы в тетради для лабораторных работ или документ Lab_rab_Name_1 в вашей папке на рабочем столе (Создайте раздел задание 1).
Задание 2.
- Изучите структуру Таблицы 2.”Сложноподчиненное предложение”
Таблица 2.
предложения | Средства связи | примеры |
Сложносочиненные предложения | ||
Сложноподчиненные предложения |
- Впишите в правую колонку Таблицы 2 по два примера для каждого типа сложного предложения.
Источник примеров (укажите выбранный вами источник примеров перед выполнением задания):
- на портале www.gramota.ru, http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part5.htm#41
- http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/40-kurs_russkogo_yazyka_sintaksis_i_punktuaciya/
- тексты упражнений по теме «Сложные предложения» из вашего (или любого другого) учебника русского языка.
- Определите и запишите последовательность действий (для каждого типа сложного предложения), которые необходимо выполнить для определения вида сложного предложения. Ответ запишите в тетради для лабораторных работ или документе Lab_rab_Name_1 в вашей папке на рабочем столе (создайте раздел «Задание 2» ).
- Проанализируйте структуру Таблицы 2 и сделайте вывод о том, что общего у ССП и СПП и в чем отличие? Запишите ответ в тетради для лабораторных работ или документе Lab_rab_Name_1 в вашей папке на рабочем столе.
Задание 3.
- Изучите Таблицу 3 «Типичные ошибки в построении сложноподчиненного предложения
Таблица 3.
Причины ошибки | Ошибка | Исправление ошибки |
Употребление нескольких союзов с одним значением | Лучше переоценить риск, чем нежели не заметить его. | |
Избыточное употребление частицы бы | Если бы мы успели бы разработать программу, уже в следующем месяце можно было бы приступить к работе. Я хочу, чтобы вы напомнили бы секретарю о вечерней встрече. | |
Неоправданное употребление соотносительного слова то | Я понимаю то, что встречу перенесли из-за разногласий участников | |
Употребление одного и того же союза при однородных придаточных | Я хотел, чтобы вы напомнили секретарю, чтобы она уточнила время встречи. | |
Сочетание придаточного предложения и причастного оборота | Доктор, назначивший лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел. | |
Соотнесение слова который с главным словом в главном предложении во избежание двусмысленности | Я показал друзьям автограф писателя, который мне очень дорог. |
- Исправьте ошибки (колонка №2 Таблицы 3) и запишите правильный вариант предложения в колонке №3.
Задание 4.
Заполните Таблицу 4. Источник примеров по теме «сложноподчиненные предложения» - ресурсы из каталога «Образовательные ресурсы сети Интернет» http: //katalog.iot.ru (ссылка «Русский язык») справочник по русскому языку (по вашему выбору).
Таблица 5
Позиция придаточной части СПП | Примеры |
Придаточное стоит после главного предложения | |
Придаточное стоит после главного предложения | |
Придаточное стоит в середине главного предложения |
- Выполнив все пункты Задания 3, сделайте вывод, продолжив фразу.
- Записывая сложноподчиненное предложение, нужно помнить, что придаточные предложения………
- Если придаточное предложение стоит в середине главного, то…………
Запишите ответы в тетрадь для лабораторных работ или документе Lab_rab_Name_1 в вашей папке на рабочем столе (создайте раздел «Задание 4»).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
№ | Что делали? | Что наблюдали? | Оценка |
1 | |||
2 |
ВЫВОД:
Выполняя работу, я научилась(ся)____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для записи вывода можно воспользоваться следующими фразами:
сегодня я узнал …; я понял, что …; теперь я могу …; я приобрел …; у меня получилось …; я смог …; я попробую …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторная работа 10 класс
Лабораторная работа по теме: " Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука"...
Лабораторные работы 11 класс
Лабораторная работа № 1 Наблюдение действия магнитного поля на токЛабораторная работа № 2 Изучение...
Лабораторная работа 10 класс "Измерение ЭДС источника тока"
Презентация. Методические указания к выполнению лабораторной работы в 10 классе "Измерение ЭДС источника тока". Тренировочные вопросы. Расчет погрешности....
Лабораторные работы 7 класс по УМК "Физика. Астрономия - 7 класс" А.А. Пинского, В.Г. Разумовский
В работе рассмотрены лабораторные работы для изучения физики на углубленном уровне, с использованием имеющего оборудованияв кабинете физики...
Лабораторные работы 8 класс по УМК "Физика. Астрономия - 8 класс" А.А. Пинского, В.Г. Разумовского
В работе рассмотрены лабораторные работы для изучения физики на углубленном уровне (3ч в неделю), с использованием имеющего оборудования в кабинете физики...
Лабораторные работы 9 класс по УМК "Физика. Астрономия - 9 класс" А.А. Пинского, В.Г. Разумовского
В работе рассмотрены лабораторные работы для изучения физики на углубленном уровне (3ч в неделю), с использованием имеющего оборудования в кабинете физики...
фотографии с лабораторной работы 10 класс
В этой папке находятся фотографии лаборатной работы...