Педагогический проект "Работа с одаренными детьми"
проект по русскому языку
Данный проект направлен на индивидуальную работу с учениками по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rabots_s_odarennymi_detmi.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
« Работа с одаренными детьми»
Автор проекта: Гильмутдинова Милавше Нурисламовна ,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Ямашурминская СОШ
Высокогорского района
Республики Татарстан»
Содержание
- Цель и задачи проекта.
- Актуальность и значимость.
- Краткое описание проекта.
- Организационные формы.
- Необходимые условия для реализации проекта.
- Планируемый срок реализации.
- Планируемые результаты.
- План реализации проекта.
- Список использованных источников.
Цель проекта: создание условий для выявления, поддержки и оптимального развития одаренных и талантливых детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями в общеобразовательной школе.
Задачи проекта:
1. Разработать нормативно-правовое обеспечение.
2. Изучить и адаптировать методику по выявлению одарённых детей в школе.
3. Повысить квалификацию педагогических кадров по работе с одаренными детьми.
4. Создать условия для самореализации одарённых и талантливых детей.
5. Изучить и внедрить технологии в работе с одарёнными и талантливыми учащимися.
6. Разработать систему мер мотивации, морального и материального стимулирования труда учащегося и педагога.
7. Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого и талантливого ребёнка.
8. Разработать модель школьного банка данных одарённых и талантливых учащихся.
В целевой программе «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» говорится: «…Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Необходимо будет создать, как специальную систему поддержи сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят». ( Дмитрий Медведев «Послание Федеральному Собранию»)
Обоснование актуальности и значимости проекта
Яркие детские таланты встречаются довольно редко. В сельских общеобразовательных школах в основном учатся дети, при благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам. Но бывают и счастливые исключения, когда в классах встречаются ученики с высокими по сравнению с большинством интеллектуальными возможностями, с активной познавательной потребностью, с восприимчивостью к учению.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями в неординарной творческой личности, с одной стороны, и проблемами социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей, с другой. В то время как современная окружающая среда требует высокой активности человека, его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одарённые люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. В связи с этим процесс воспитания одарённости представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются вопросы выявления одаренных детей, создание оптимально комфортной среды для обучения и развития творческой личности, а также проблемы профессиональной личностной подготовки педагогов, психологов и родителей для работы с одаренными детьми. В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм работы и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки еѐ методологических основ.
Данные научных исследований подтверждают, что неподготовленные учителя недостаточно владеют психолого-педагогическими знаниями в области одарённости, моделями и технологиями обучения. В силу сложившихся стереотипов такой категории учителей достаточно сложно выстроить профессионально-личностное отношение с одаренными детьми в образовательном процессе. И это во многом определяет проблемы, с которыми сталкиваются в ОУ одаренные дети, родители, педагоги.
В связи с этим школе необходим проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствованию системы выявления одаренных детей с раннего возраста.
Необходима программа развития, оказания адресной поддержки каждого ребенка, проявившего незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование его личностного и профессионального самоопределения.
Краткое описание проекта:
Концептуальные положения Проекта
Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Знание признаков способностей и одаренности позволяют определить принципы и методы выявления одаренных детей
- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка;
- развернутое во времени наблюдение за поведением ребенка в разных ситуациях;
- анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;- подключение к оценке одаренности ребенка специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;
- оценка признаков одаренности ребенка не только по актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития, на основе выстраивания для данного ребенка индивидуальной траектории обучения;
- опора на валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации (анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей и др.).
Одаренность учащихся может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Раньше других обнаруживается художественная одарённость. В области науки быстрее всего проявляется математическая одарённость. Нередки случаи расхождения между общим умственным уровнем ученика и выраженностью специальных способностей. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности называют вундеркиндами. Но даже самые выдающиеся проявления не являются достаточным залогом будущего таланта.
Оценка учащегося как одаренного не является самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо для постановки адекватных задач их обучения и воспитания, а также оказания им психологической помощи и поддержки.
В качестве концептуальной идеи работы с одаренными детьми выдвигается идея о создании единого образовательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, а также обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Научно-педагогической основой организации работы с одаренными детьми являются личностно-ориентированные технологии обучения.
Методы и формы работы с одаренными учащимися
Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием:
- тематические и проблемные мини-курсы,
- «мозговые штурмы» во всех вариантах,
- ролевые тренинги,
- развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно-практической работы пли творческих зачетов и т.п.
Организационные формы:
- Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками, что позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся школы.
- Создание групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:
- групповые формы работы,
- творческие задания,
- вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,
- дискуссии,
- диалоги.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают:
- факультативы,
- кружки,
− конкурсы,
- интеллектуальные марафоны,
- привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы,
- система внеурочной исследовательской работы учащихся;
- спортивные секции.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, а организующим началом системы является игра.
Необходимые условия для реализации проекта:
Условия успешной работы с одаренными учащимися
При организации работы классного руководителя свою работу необходимо начать с планирования. В планировании классный руководитель должен отразить диагностику одаренности и наметить задачи и формы работы с одаренными учащимися. Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо:
1. Создание подсистемы диагностики одаренности учащихся школы и организация эффективного функционирования этой системы.
2. Расширение и совершенствование деятельности психологической службе в школе.
3. Включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей школы.
4. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
5. Создание и постоянное совершенствование школьной методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.
6. Признание руководством и коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе школы.
7. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.
Требования к учителю
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее значима для успешности работы учителя его общая личностная характеристика:
- разрабатывает гибкие индивидуальные программы;
- создаѐт тѐплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
- предоставляет учащимся обратную связь;
- использует различные стратегии обучения;
- уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика, уважает его ценности;
- поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
- проявляет уважение индивидуальности ученика.
Планируемый срок реализации проекта: февраль-декабрь 2017 года
Ι этап - подготовительный этап, включающий диагностическую, организационную деятельность и организация проектно-исследовательской деятельности.
ΙΙ этап – основной практический этап, включающий реализацию, систематизацию, анализ результатов повседневной работы.
ΙΙΙ этап – заключительный этап, представляющий обобщение результатов работы, прогнозирование и конструирование путей и способов дальнейшей работы по поддержке и развитию одаренных детей.
Планируемые результаты проекта.
1. Создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей.
2. Обогащение психодиагностического арсенала, направленного на выявление одаренных детей.
3. Формирование информационных банков данных о талантливых и одаренных детях, данных по учителям, работающим с одаренными детьми, психологических методик, направленных на выявление одаренности.4. 4.Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности. . 5.Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями . 6.Увеличение количества одарённых детей, занявших призовые места на конкурсах ,олимпиадах. 7.Увеличение числа детей, удовлетворённых своей деятельностью. 8.Повышение квалификации педагогов школы, участвующих в работе с одарёнными учащимися. 9.Внедрение образовательных технологий. 10.Расширение и систематизация методов работы с семьёй одарённых детей по оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании и развитии одаренного ребенка.
Основные потребители результатов проекта: Муниципальная система образования Высокогорского района. Учащиеся, педагоги, родители образовательных учреждений Высокогорского района.
Предложения по распространению опыта реализации проекта:
Распространение опыта через:
- Публикации на сайте школы
- Публикации в СМИ
- Создание методических рекомендаций
- Обмен опытом среди школ района
План реализации проекта.
№ п/п | Содержание мероприятия | Форма проведения | Срок | Ответственный |
1 | Составление плана работы с одаренными детьми по русскому языку и литературе | Заседание МО | февраль | Рук. МО Гильмутдинова М. Н. |
2 | Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, академической, творческой, художественной и т.д. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков обучающихся | Анкетирование, собеседование. Интеллектуальные игры | март | Кл. рук., учителя русского языка и литературы. Рук. МО |
3 | Подготовка к школьной олимпиаде по русскому языку и литературе | Практические занятия «Олимпиадный тренинг» | Сентябрь-октябрь | Рук. МО |
4 | Подготовка к участию в районной предметной олимпиаде | Индивидуальные занятия с победителями школьных олимпиад | Ноябрь | Учителя русского языка и литературы |
5 | Выпуск информационного бюллетеня о результатах школьных и районных предметных олимпиад | Бюллетень | ноябрь | Рук. МО |
6 | Межсекционное занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций» Начало оформления творческих работ | Лекции и практические занятия | март | Учителя русского языка и литературы |
7 | Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований | Заседание МО | март | Учителя русского языка и литературы |
8 | Межсекционное занятие «Методика защиты исследовательских работ» | Учебное занятие | Март | Рук. МО |
9 | Результаты, достижения Планирование на следующий уч. год | Составление плана | Май | Рук. МО |
10 | Школьный интеллектуальный марафон | Интеллектуальные игры, викторины | В течение года | Рук. МО |
11 | Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней |
| В течение года | Учителя русского языка и литературы |
12 | Работа факультативов, элективов |
| В течение года | Учителя русского языка и литературы |
13 | Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей |
| В течение года | Рук. МО, Учителя русского языка и литературы |
14 | Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности |
| В течение года | Рук. МО, Учителя русского языка и литературы |
1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах
по русскому языку и литературе
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Поэтому прежде всего необходимо:
-составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности;
-определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;
-выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени;
-предоставить ученику:
-название темы;
-план изучения темы;
-основные вопросы;
-понятия и термины, которые он должен усвоить;
-практические работы;
-список необходимой литературы;
-формы контроля;
-задания для самопроверки.
Программа работы с одаренными детьми предусматривает «олимпиадный тренинг», цели и задачи которого следующие:
-формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;
-развитие логического мышления в олимпиадных тренингах;
-формирование общеучебных умений – работы с научно-популярной книгой, со справочной литературой;
-расширение кругозора, развитие творческих способностей.
Тренинг включает работу с понятиями из области
фонетики, орфоэпии(представлены все акцентологически трудные слова);
лексики (калькирование, типы диалектизмов, говоры, вопросы о контекстуальных синонимах и антонимах);
фразеологии (стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний);
морфемики и словообразования (этимология морфем);
морфологии (различие частей речи, отглагольные образования, предикативы, грамматическая категория рода, категория вида, категория состояния, категория залога, несогласованное глагольное сказуемое и т.д.);
синтаксиса (номинативное предложение, обращение, пауза, период, приложения и т.д.).
2. Исследовательская деятельность учащихся.
Работа педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:
развитие рефлексивной деятельности учащихся по осмыслению основных проблем исследования;
координацию направлений научно-исследовательской деятельности;
подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.
Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои результаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной культурой. Исходя из этого, учитель планирует работу по подготовке учащихся к исследовательской деятельности.
В процессе исследовательской деятельности обучающихся используются следующие учебные приемы:
выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
определение темы и цели исследования;
формулирование и отбор полезных гипотез;
определение пригодности выбранной для проверки гипотезы; формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;
написание творческого сочинения, реферата.
3. Интеллектуальные и творческие конкурсы
На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам:
филологический чемпионат;
конкурс «Проба пера»;
интернет-конкурс «Карусель»;
интеллектуальный марафон.
Список использованных источников.
1.. Проявление одаренности на уроках русского языка.
России нужны школы для одаренных детей. Учитель в школе.- 2009.- № 5.- с. 84-90.
2.Одаренный ребенок: как его воспитывать и обучать? Народное образование.- 2010.- № 8.- с. 21.
3. Работа с одаренными детьми: методические аспекты. Сельская школа.- 2011.- № 3.- с. 60.
4. Савкуева В.Ю. Решение творческих задач как условие развития креативности мышления. /Начальная школа. 2004. №7.
5. Симаковский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 2007.
6.В.Ф.Чертов.Тесты, вопросы, задания по русской литературе 20 века.-М.Просвещение.2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогические чтения "Создание и внедрение системы дистанционной работы с одаренными детьми".
Дистанционное обучение - это такой способ получения знаний, который бы позволял независимо от времени и местоположения получать образовательные материалы и консультации преподавателей курсов. В настоя...
педагогический проект "Школа олимпийского резерва как одна из форм работы с одаренными детьми"
по теме представлена презентация проекта...
Разработка педагогического совета " Деятельностный и компетентностный подход работы с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС"
Педагогический совет актуальный в условиях внедрения и апробации ФГОС основного общего образования. Рассматриваются примеры деятельности учащихся в разных предметных линиях и во внеурочной деяте...
Выступление на заседении педагогического совета на тему "Работа с одаренными детьми в летней школе".
Работа с одаренными детьми в летней школе. Когда я начинала работать, на одном из заседаний кафедры математики, рассматривая вопрос о работе с одаренными детьми, наш руководитель - ди...
«Организация педагогического процесса с одаренными детьми на предмете эстрадное пение ДШИ»
Одним из аспектов национального проекта « Образование» является выявление, развитие и поддержка одаренных талантливых детей.Необходим особый подход к обучению и воспитанию одарённых детей в ДШИ, обесп...
Теоретические основы организации педагогической работы с одаренными детьми в учреждениях дополнительного образования
В статье раскрывается сущность работы с одаренными детьми, ее цели и проблемы. Дан краткий анализ способов работы с одаренными разными авторами как теоретиками так и практиками, категории одарен...
Разработка заседания творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».
Заседание творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».Форма проведения: квест.Девиз квеста: «У твор...