Статья на тему: "Освоение орфоэпических норм на занятиях по русскому языку"
статья по русскому языку
В статье представлен практический опыт освоения орфоэпических норм при помощи коллективных учебных занятий -взаимотренаж
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ctatya_na_temu_osvoenie.docx | 13.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Cтатья на тему: «Освоение орфоэпических норм на занятиях по русскому языку»
В статье представлен практический опыт освоения орфоэпических норм при помощи коллективных учебных занятий –взаимотренаж.
Ключевые слова: орфоэпические нормы; коллективные учебные занятия; взаимотренаж.
Осваивать орфоэпические нормы на уроках можно по-разному: -при помощи мнемонических приемов, например подыскивая «рифму»: ель-щавель, береза-береста, видно-завидно, диалог-каталог; -используя этимологические сведения, например: феномен восходит к греческому слову phainomenon «являющееся», поэтому связи с английским словом men «человек» здесь нет. Пуловер в речи многих людей превращается в «полувер» . А ведь это слово по происхождению английское , и произносить его надо с ударением на втором слоге. Однако подобными приемами учитель не должен ограничиваться. Необходимо организовать специальную работу по запоминанию орфоэпических норм. Это можно сделать двумя способами:1) выделить несколько часов в учебном процессе на изучение темы «Фонетика и орфоэпия», т.е.погрузиться в нее глубже; 2) решать эту задачу на каждом уроке, организуя работу особым образом в течение 5-7 минут. Для этого целесообразно использовать методику коллективных учебных занятий –взаимотренаж [Мкртчян 2009], подготовив соответствующие карточки. Например: К-1 К-2 К-3 баловать квартал красивее каталог звонит щавель пуловер досуг свекла столяр феномен оптовый
К-4 К- 5 К-6 свекла торты звонит бармен досуг каталог красивее мышление столяр облегчить пуловер баловать
Покажем основные моменты методики. Работа ведется в парах. Партнеры берут разные карточки. С одной стороны карточки написаны слова для проговаривания, на обратной стороне- те же слова, но с проставленным ударением. Один ученик имеет при себе одну карточку ( скажем, К-1), а другой ученик- другую (К-2). Первый ученик держит карточку так, чтобы его напарник видел сторону со словами без ударений, а сам он видел сторону с проставленными ударениями. Второй проговаривает первое слово. Если ответ правильный, первый ученик говорит: «Правильно». Если же ответ неправильный , то первый ученик говорит: «Неверно», - и предлагает еще раз произнести слово. Если напарник ошибается несколько раз, то первый ученик говорит ему правильный ответ, а затем переходит к следующему слову. Когда второй ученик проговорит все слова карточки, напарники меняются ролями. Теперь второй ученик показывает свою карточку первому ученику, а первый произносит слова. Закончив работу в одной паре, ученик находит себе другого напарника. Имея задания с готовыми ответами и поочередно работая с другими ребятами, ученик выступает в качестве тренера и сам лучше запоминает слова. Чтобы работа на уроке была эффективна и каждый ученик был включен в учебную деятельность, я делю класс на 5 групп ( в классе 30 человек).Каждый получает по одной карточке. Смена напарников происходит внутри группы. Но может быть и другой вариант, когда пару ученик находит себе из другой группы. Один из членов группы может быть капитаном , т.е. выполнять функцию координатора. Он раздает карточки и собирает их после работы. Когда работа в парах будет завершена , можно предложить ребятам выполнить контрольный тест ( на листочке или на компьютере). Такая работа эффективна, так как способствует пополнению словарного запаса учащихся и помогает им запоминать орфоэпические нормы.
Литература Мкртчян М.А. Методики организации работы в свободных отрядах: Метод.пособие.-3-е изд., испр.-Красноярск, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеурочного занятия по русскому языку «Путешествие по бескрайнему морю Русского языка и Литературы»
В данном конспекте разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе. ...
Нормы оценки учащихся по русскому языку и литературе.
Положение о нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку и литературе....
Нормы оценки знании по русскому языку
Нормы оценки знании по русскому языку...
Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 5 «Б» классе VII вида (ЗПР) "Турнир знатоков русского языка"
Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 5 классе коррекционной школы. Этот материал будет полезен учителям при проведении Недели русского языка. Он поможет:привлечь в...
План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов
Сценарий поможет заинтересовать прекрасным миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....
нормы оценивания работ по русскому языку
Полезная статья для родителей...
Нормы оценки на уроках русского языка и литературы.
Нормы оценки письменных работ и устных ответов учащихся ....