Статья на тему: "Освоение орфоэпических норм на занятиях по русскому языку"
статья по русскому языку

В статье представлен практический опыт освоения орфоэпических норм при помощи коллективных учебных занятий -взаимотренаж

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ctatya_na_temu_osvoenie.docx13.93 КБ

Предварительный просмотр:

Cтатья на тему: «Освоение орфоэпических норм на занятиях по русскому языку»

В статье представлен практический опыт освоения орфоэпических норм при помощи коллективных учебных занятий –взаимотренаж.

Ключевые слова: орфоэпические нормы; коллективные учебные занятия; взаимотренаж.

Осваивать орфоэпические нормы на уроках можно по-разному:                                 -при помощи мнемонических приемов, например подыскивая «рифму»: ель-щавель, береза-береста, видно-завидно, диалог-каталог;                                         -используя этимологические сведения, например: феномен восходит к греческому слову phainomenon «являющееся», поэтому связи с английским словом men «человек» здесь нет. Пуловер в речи многих людей превращается в «полувер» . А ведь это слово по происхождению английское , и произносить его надо с ударением на втором слоге.                                                           Однако подобными приемами учитель не должен ограничиваться. Необходимо организовать специальную работу по запоминанию орфоэпических норм. Это можно сделать двумя способами:1) выделить несколько часов в учебном процессе на изучение темы «Фонетика и орфоэпия», т.е.погрузиться в нее глубже; 2) решать эту задачу на каждом уроке, организуя работу особым образом в течение 5-7 минут. Для этого целесообразно использовать методику коллективных учебных занятий –взаимотренаж [Мкртчян 2009], подготовив соответствующие карточки. Например:                                                                                                                                            К-1                                                К-2                                                     К-3                       баловать                                     квартал                                    красивее                    каталог                                        звонит                                      щавель                   пуловер                                        досуг                                        свекла               столяр                                         феномен                                   оптовый

К-4                                                 К- 5                                              К-6                         свекла                                          торты                                           звонит                   бармен                                         досуг                                           каталог                красивее                                     мышление                                   столяр                  облегчить                                    пуловер                                        баловать              

Покажем основные моменты методики. Работа ведется в парах.                                        Партнеры берут разные карточки. С одной стороны карточки написаны слова для проговаривания, на обратной стороне- те же слова, но с проставленным ударением. Один ученик имеет при себе одну карточку ( скажем, К-1), а другой ученик- другую (К-2). Первый ученик держит карточку так, чтобы его напарник видел сторону со словами без ударений, а сам он видел сторону с проставленными ударениями. Второй проговаривает первое слово. Если ответ правильный, первый ученик  говорит: «Правильно». Если же ответ неправильный , то первый ученик говорит: «Неверно», - и предлагает еще раз произнести слово. Если напарник ошибается несколько раз, то первый ученик говорит ему правильный ответ, а затем переходит к следующему слову. Когда второй ученик проговорит все слова карточки, напарники меняются ролями.                                                                                                                         Теперь второй ученик показывает свою карточку первому ученику, а первый произносит слова. Закончив работу в одной паре, ученик находит себе другого напарника.                                                                                                                             Имея задания с готовыми ответами и поочередно работая с другими ребятами, ученик выступает в качестве тренера и сам лучше запоминает слова.                                                                                                                                                   Чтобы работа на уроке была эффективна и каждый ученик был включен в учебную деятельность, я делю класс на 5 групп ( в классе 30 человек).Каждый получает по одной карточке. Смена напарников происходит внутри группы. Но может быть и другой вариант, когда пару ученик находит себе из другой группы. Один из членов группы может быть капитаном , т.е. выполнять функцию координатора. Он раздает карточки и собирает их после работы.                           Когда работа в парах будет завершена , можно предложить ребятам выполнить контрольный тест ( на листочке или на компьютере).                                     Такая работа эффективна, так как способствует пополнению словарного запаса учащихся и помогает им запоминать орфоэпические нормы.        

                                                   Литература                                                                                       Мкртчян М.А. Методики организации работы в свободных отрядах: Метод.пособие.-3-е изд., испр.-Красноярск, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия по русскому языку «Путешествие по бескрайнему морю Русского языка и Литературы»

В данном конспекте разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе. ...

Нормы оценки учащихся по русскому языку и литературе.

Положение о нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку и литературе....

Нормы оценки знании по русскому языку

Нормы оценки знании по русскому языку...

Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 5 «Б» классе VII вида (ЗПР) "Турнир знатоков русского языка"

Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 5 классе коррекционной школы. Этот материал будет полезен учителям  при проведении Недели русского языка. Он поможет:привлечь в...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

нормы оценивания работ по русскому языку

Полезная статья для родителей...

Нормы оценки на уроках русского языка и литературы.

Нормы оценки письменных работ и устных ответов учащихся ....